Внеурочная работа по географии
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Кадацкая Надежда Викторовна

методы внеурочной деятельности по географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по географии. Кадацкая Н.В.

Введение

     Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.  

2. Учебно-познавательная деятельность во внеурочное время. 

   2.1.Учебно-познавательная деятельность осуществляется не только в процессе обучения на уроках, она продолжается во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы. Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

      Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Внеурочная работа позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.

      В современной школе очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению, достичь этого можно только лишь через продуманную систему внеурочной деятельности по географии, вот почему внеклассная работа - важное звено учебно-воспитательного процесса, остается актуальной в наше время.

Целью данной работы является: отразить сущность понятия и значимость внеурочной деятельности по географии в школе.

Из выше изложенной цели вытекают следующие задачи:

1) Охарактеризовать особенности внеурочной деятельности по географии

2) Выяснить роль внеурочной деятельности в обучении и воспитании

3) Разработать неделю географии - как одну из форм внеурочной деятельности

       Согласно ФГОС внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса.  

    2.2.Анализ собственного опыта показывает, что наиболее востребованными формами  внеурочной деятельности по географии являются:

 1.Мероприятия соревновательного характера.

 2. Конференции.

 3.Неделя географии.

 4.Предметные кружки.

3. Методы проведения внеурочной деятельности по географии.

    К числу методов проведения внеурочной работы по географии, выделяемых по источнику знаний, можно выделить: Словесные методы: лекция, беседа, доклад, интервью; Практические, осуществляемые во время проведения практических занятий; Наблюдения, которые можно применять при изучении природных явлений; Опытно-экспериментальный, применяемый с целью изучения процессов и явлений природы;  Экскурсионный, позволяющий изучать объекты и явления в природе; Картографический, который имеет особую важность для географии. Применение и сочетание всех перечисленных методов внеурочной работы по географии в 5-6 классах позволяет повысить эффективность изучения предмета.

    Эффективность внеурочной работы определяется активностью учащихся, их заинтересованностью. Эта проблема актуальна. Одной из активных форм внеурочных занятий, способствующих развитию мышления учащихся, стала игра. Игровой момент способствует возникновению интересов, восстанавливает эмоциональную уравновешенность и обеспечивает социальную ориентацию.

Игры бывают деловые и имитационные.

Имитационные игры позволяют строить занятие таким образом, чтобы ученик чувствовал себя свободным, мог проявить активность и полную самостоятельность, учиться соотносить собственные интересы с интересами природы и всего общества в целом. Понятие "имитационные" игры появилось в педагогической литературе в 60-80 годы ХХ века и означало предоставление ученикам возможности "проживания" реальных ситуации приближенных к реальности. Имитационные игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести. Каждая игра должна иметь подготовительный этап, сюжет или сценарий, связанный с определенной проблемой, в каждой ситуации участники игры получают свои роли, позиции, которые отличаются по точкам зрения.

Деловая игра - средство моделирования разнообразных условий деятельности методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности учеников

4. Заключение

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы по географии - это специальная подготовка педагогов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочная работа на уроках географии ВЫПОЛНИЛА: Кадацкая Н. В. Учитель географии МБОУ СОШ №48

Слайд 2

Цель внеурочной работы – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников.

Слайд 3

Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.

Слайд 4

Направления во внеклассной работе: углубление основных вопросов содержания школьного курса, имеющих большое образовательно-воспитательное значение; формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании ПК.

Слайд 5

Педагогические требования: общественно-полезная направленность; профессиональная направленность; экологическая направленность; краеведческая направленность; современность содержания и форм внеклассной работы; учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся; сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся.

Слайд 6

Формы внеурочной работы Систематические формы внеклассной работы Эпизодические формы внеклассной работы Географические кружки Клубы любителей природы Музеи Географические олимпиады Неделя географии Географические вечера Походы, экскурсии, экспедиции Гео - издания

Слайд 7

Методы организации внеурочной работы по географии Работа на природе: Экскурсии Походы Наблюдения Экспедиции Работа с географической литературой: Подготовка рефератов Подготовка докладов Выпуск газет и стендов Игровая деятельность: Вечера Олимпиады Деловые игры Викторины КВНы и др.

Слайд 8

Географические кружки

Слайд 9

Экскурсии, походы(ориентирование на местности)

Слайд 10

Географические викторины и игры, конкурсы

Слайд 11

Неделя географии в школе

Слайд 12

Экологичечкая акция

Слайд 13

Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.

P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...

Взаимосвязь урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при изучении регионального курса географии.

Методическая разработка о взаимосвязи урочной и внеурочной работы в формировании компетенций учащихся и повышения качества их знаний при    изучении регионального курса географии....

Работа с одаренными детьми во внеурочной деятельности по географии.

Работа с одаренными детьми требует особого подхода. Участие в играх клуба "Интеллектика", в предметных олимпиадах, в научно-практических конференциях способствует развитию познавательного интереса у у...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Организация проектной деятельности во внеурочной работе учителя географии

В данной статье рассматривается общая характеристика проектной деятельность и описан маршрут организации районного проекта "Газон не виноват" .  Представлен паспорт проекта и положения отдельных ...

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...