Использование регионального материала для организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
статья по географии
В арсенале инновационных педагогических средств и методов, особое место занимает научно-исследовательская деятельность учащихся. Большую роль при организации исследовательской деятельности играет использование регионального материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_ispolzovanie_regionalnogo_komponenta.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цырендашиева Б.Р.,
Агинская окружная гимназия
Использование регионального материала для организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Мы находимся в ситуации, когда ученику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере. Одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск компенсирующих его педагогических технологий. В данном контексте речь идет об отходе от «классического» формирования знаний, умений и навыков и переходе к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Исследовательские, творческие методы обучения должны играть ведущую роль.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов, особое место занимает научно-исследовательская деятельность учащихся. Большую роль при организации исследовательской деятельности играет использование регионального материала.
Идея изучения края и использование краеведческого материала в учебно-воспитательной работе не новая. Она получила педагогическое обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А. Коменского, французского мыслителя Ж.Ж. Руссо и великого русского ученого и просветителя М.В. Ломоносова.
Большой интерес к школьному краеведению проявлял основоположник научной педагогики К.Д. Ушинский. В основе его идей народности воспитания, под которым он понимал своеобразие русского народа, обусловленное его историческим развитием, природными условиями, особенностями языка и патриотических чувств, лежит краеведческий принцип.
Определенную роль в обосновании географического краеведения в обучении принадлежит известному методисту, последователю учения К.Д. Ушинского - Семенову. Он указывает, что «если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюден постоянный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к трудному, то и в преподавании географии следует начать с изучения местности, на которой живет ребенок.
Ныне в образовательных программах всех уровней введено понятие регионального компонента. Присутствие регионального компонента необходимая составляющая во всем образовании. Система школьного краеведения имеет множество направлений, основными являются литературное, историческое, географическое и природоведческое. Составными частями географического краеведения являются учебная и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление без другого.
В нашей школе реализуется проект «Лаборатория под открытым небом». В рамках проекта ежегодно учащиеся гимназии выезжают в Международный экологообразовательный центр «Истомино» на берегу озера Байкал с целью ознакомления и получения навыков полевых экологических исследований, расширения кругозора, отдыха и оздоровления. По специальной программе «Ожерелье Алханая» была проведена научная экспедиция на Алханай, в ходе которой был собран гербарий для кабинета биологии , прослушаны лекции. Также организовываются экскурсии по различным маршрутам по территории АБАО к памятникам природы. Например, мы побывали у озера Ножей, в Цирик-Нарасуне, в пещере Хээтэй, у Будаланской воронки и Т.Д. В итоге появляется интерес к самостоятельному познанию своего края. Познать свой край, изучить его - значит полюбить его еще более глубоко. Виталий Бианки говорил, «Не надо путешественнику отправляться за тридевять земель, в тридесятое царство в поисках невиданного, оно у нас под боком».
В частности наши учащиеся под руководством своих учителей на основе краеведческих материалов занимаются исследовательской деятельностью. Со своими исследовательскими работами успешно участвуют в конференциях разных уровней и достойно представляют наш округ.
Краеведение в руках творчески работающего учителя является одним из могучих средств вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность. В ходе выполнения исследовательских работ на основе материалов национально-регионального компонента учащиеся не только обогащаются краеведческим материалом, но и обучаются приемам установления причинно-следственных связей, выдвижения гипотез и развивается умение систематизировать, анализировать информацию, полученную из разнообразных источников, обобщать факты, явления делать выводы, используя сравнительную оценку изучаемых фактов, явлений и событий. При выполнений исследования учащиеся объясняют события и процессы с помощью теоретических знаний и устанавливают, какие факты требуют особого рассмотрения; определяют направления и способы дальнейшего изучения проблемы; высказывают и обосновывают предположения о возможном развитии того или иного процесса или явления. Применение методов научной деятельности в процессе познания ставит ученика на доступный для его уровня положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но и самостоятельного исследования; познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
Исследовательские работы имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предлагают аргументацию актуальности темы, определение проблемы, предмета, объекта целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и проведение эксперимента. Заканчивается исследование обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микросоциологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, решение конкретных экологических проблем своего края, изучение этнических традиции своего региона..
В период студенчества умения и навыки исследования способствуют адекватной адаптации личности в новой социальной среде. К процессу обучения в высших учебных заведениях и тем самым повышает качество подготовки будущего специалиста.
Жизнь человека - движение по пути познания. Каждый из нас изначально по своей природе исследователь. Каждый шаг может обогащать нас знаниями о природе, культуре своего родного края. И это значит, что чем больше знаю, тем сильнее люблю. Стремление к поиску и открытию нового – существеннейшая черта подлинной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Организация научно-исследовательской работы с учащимися МБОУ «СОШ № 21»
Обобщение опыта работы с учащимися по научно-исследовательскому направлению....
Статья "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в процессе кружковой работы по математике "
Приобщение школьников к научно-исследовательской деятельности позволяет наиболее полно определять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности. Я считаю, что...
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе
Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках работы школьного научного общества учащихся....
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся с использованием материалов по краеведению
"Школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования, саморазвития и лишь по мере средств и возможности будет помогать этом...
Презентация семинара по теме:"Организация научно- исследовательской деятельности, опытно- экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условиях ФГОС"
Презентация для выступления на семинаре "Учителя года -2015 ". по теме:"Организация научно-исследовательской, опытно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся на уроках химии в условия...
Основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках внеурочной предметной деятельности
Исследовательская деятельность учащихся под руководством учителя...
Организация научно-исследовательской работы с учащимися
Современная школа и образовательные учреждения в настойчивом стремлении качественного изменения содержания и развития ищут новые пути в работе с учеником. Одним из таких плодотворных путей в работе со...