Урок - исследование в теме «Ростовская область».
методическая разработка по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
9 класс Урок - исследование в теме «Ростовская область».
учитель Михайлова Е.В.
1. Мотивация.
1. Создание проблемной ситуации.
Учитель: представьте себя в роли иностранного инвестора, который бы хотел вложить свой капитал в производство или одну из отраслей сферы услуг на территории Ростовской области. Для того, чтобы вложенный вами капитал не «прогорел», а принёс прибыль, вы в первую очередь должны иметь представление об экономической ситуации, сложившейся на данной территории.
Примечание;
*Северо-Кавказский экономический район включает следующие субъекты РФ: Ростовская обл., Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия, Дагестан.
*Под экономической ситуацией надо понимать: какие отрасли производственной и непроизводственной сферы уже получили развитие в данном районе, какие из них приоритетные, какие факторы способствовали их развитию, есть ли условия для участия района в обмене продукции на внутреннем и внешнем рынке.
Учитель: для того, чтобы сформировать представление об экономической ситуации Ростовской области, из перечня основных черт ГП, природных условий и ресурсов, населения, отраслей промышленной и сельскохозяйственной специализации, сконцентрируйте внимание только на том, что характерно для Европейского Юга России. Вам предлагается выполнить такую работу.
Карточка для учащихся № 1 (1,2,3 группы)
Из перечня основных черт ГП, природных условий и ресурсов, населения выбрать только те, которые характерны для Ростовской области.
Работа выполняется 3-5 минут.
Предъявить в качестве результата свой перечень черт.
1. Имеет выход в моря Тихого океана.
2. Имеет выход в моря Северного Ледовитого океана.
3. Имеет выход в Черное и Азовское моря.
4. Имеет выход к Бассейну внутреннего стока. Омывается Каспийским морем-озером.
5. Находится на юге России.
6. Имеет (не)густую транспортную сеть железных и автомобильных дорог.
7. Имеет крупные международные аэропорты.
8. Есть нефте- и газопроводы.
9. Район соседствует с районами – поставщиками сырья.
10. Район соседствует с районами, отличающимися бедностью природных ресурсов.
11. Район соседствует с развитыми районами.
12. Граничит со странами Европы, Азии.
13. Граница (не)спокойна.
14. (Не)много озёр и рек.
15.Богат химическим сырьём.
16. Богат топливными ресурсами.
17. Богат запасами руд черных металлов.
18. Богат запасами руд цветных металлов.
19. Богат лесными ресурсами.
20. Имеет плодородные черноземные и каштановые почвы.
21. Богат минеральными водами, грязями.
22. Имеет большую численность и плотность населения.
23. Плотность населения невелика.
24. Значительная часть населения проживает в городах.
25. Примерно половина населения живёт в сёлах.
26. Население многонационально.
27. Имеет высококвалифицированные кадры.
Карточка для учащихся № 2 (4,5,6 группы)
Из предложенного перечня отраслей выбрать те, которые с вашей точки зрения определяют промышленную и сельскохозяйственную специализацию Ростовской области Работа выполняется 3-5 минут.
Предъявить в качестве результата свой перечень отраслей.
1. Топливная промышленность.
2. Теплоэнергетика.
3. Гидроэнергетика.
4. Черная металлургия.
5. Цветная металлургия.
6. Нефтеперерабатывающая промышленность.
7. Химическая промышленность (производство удобрений)
8. Приборостроение.
9. Транспортное машиностроение.
10. Сельскохозяйственное машиностроение.
11. Энергетическое машиностроение.
12. Судостроение.
13. Производство вычислительной техники.
14. Рыбная промышленность.
15. Производство сахарного песка.
16. Легкая промышленность.
17. Выращивание пшеницы и подсолнечника.
18. Овощеводство, картофелеводство.
19. Льноводство.
20. Чаеводство.
21. Виноградарство и виноделие.
22. Овцеводство и козоводство.
23. Молочное скотоводство.
24. Свиноводство и птицеводство.
25. Мясное скотоводство.
26. Туризм.
27. Рекреационное хозяйство.
2.Выполнение задания.
3.Дискуссия.
Учащиеся предъявляют результаты работы, высказывают свои точки зрения по определению условий Ростовской области и отраслей, определяющих специализацию района. Фиксация результатов на доске.
Учитель: В ходе дискуссии высказывались разные точки зрения по некоторым условиям и отраслям, по каким-то ваши мнения сошлись. Имея несколько различный результат, можно ли сказать, что задание выполнено?
Учащиеся: Нет, так как остаются спорные вопросы.
Учитель: Можно ли решить спор? В чём вы испытываете затруднения?
Учащиеся: Необходимо иметь больше знаний о районе.
Учитель: Где можно их взять?
Учащиеся: Карты, текст учебника, справочники и т.д.
Учитель: Как будете использовать разные источники информации?
Учащиеся: Исследовать (учебная задача).
2. Целеполагание.
Учитель: С какой целью вы будете проводить исследование?
Учащиеся: С целью определения ГП, природных ресурсов и условий Ростовской области и отраслей, определяющих специализацию района.
Учитель: Сформулируйте тему урока. Запись темы урока на доске и в тетради.
3. Формирование учебных действий.
Используя уже выработанный алгоритм действий, проведите исследование в группах
Как влияют?
ГП Природные условия и ресурсы Население
На специализацию
Хозяйства?
Исследование (20-25 минут)
1,2 группы.
Определите особенности ГП Ростовской области с точки зрения его влияния на специализацию хозяйства. Предъявите результаты в виде логических цепочек.
Алгоритм действий:
1. ГП относительно морских акваторий-----отрасли хозяйства
2. ГП относительно соседних экономических районов-----отрасли хозяйства
3. ГП по отношению к экватору-----отрасли хозяйства
4. Транспортная обеспеченность территории---- отрасли хозяйства
3,4 группы:
Определите особенностей природных условий и ресурсов Ростовской области с точки зрения их влияния на специализацию хозяйства. Предъявите результаты в виде логических цепочек.
Алгоритм действий: природные условия и ресурсы-----отрасли хозяйства.
1. минеральные ресурсы------отрасли хозяйства
2.агроклиматические ресурсы------отрасли хозяйства
3. водные ресурсы------отрасли хозяйства
4. рекреационные ресурсы------отрасли хозяйства
5,6 группы:
Определите особенности населения Ростовской области с точки зрения его влияния на специализацию хозяйства. Предъявите результаты в виде логических цепочек.
Алгоритм действий: особенности населения -----отрасли хозяйства
1. Плотность населения -----отрасли хозяйства
2. Многонациональность населения -----отрасли хозяйства
3. Избыток трудовых ресурсов в сельской местности -----отрасли хозяйства
4. Уровень урбанизации -----отрасли хозяйства
Обсуждение результатов и составление таблицы
Специализация Ростовской области и факторы, её определяющие.
Географическое полож. | Прир.условия и ресурсы | Население | |||
особенность | отрасль | особенность | отрасль | особенность | отрасль |
Вывод по работе
1.Какие отрасли определяют специализацию Ростовской области? Составляется перечень отраслей.
2. Какие главные факторы будут способствовать развитию этих отраслей?
* фактор ГП;
*фактор населения (трудовых ресурсов).
Формирование умений контроля и оценки
1. Соотнесите результат вашей работы с эталоном. Определите правильность или
Ошибочность результатов.
2. Если вы допустили ошибки в результате, назовите причины их.
3. Выскажите свою точку зрения о выполнении условий задания и достижении цели.
Домашнее задание.
Выбрать отрасль (производство) перспективного развития. Обосновать.
Карточка для учащихся № 1 (1,2,3 группы)
Из перечня основных черт ГП, природных условий и ресурсов, населения выбрать только те, которые характерны для Ростовской области.
Работа выполняется 3 минуты.
Предъявить в качестве результата свой перечень черт.
1. Имеет выход в моря Тихого океана.
2. Имеет выход в моря Северного Ледовитого океана.
3. Имеет выход в Черное и Азовское моря.
4. Имеет выход к Бассейну внутреннего стока.
Омывается Каспийским морем-озером.
5. Находится на юге России.
6. Имеет (не)густую транспортную сеть железных и автомобильных дорог.
7. Имеет крупные международные аэропорты.
8. Есть нефте- и газопроводы.
9. Область соседствует с районами – поставщиками сырья.
10. Область соседствует с районами, отличающимися бедностью природных ресурсов.
11. Область соседствует с развитыми районами.
12. Граничит со странами Европы, Азии.
13. Граница (не)спокойна.
14. (Не)много озёр и рек.
15. Богата химическим сырьём.
16. Богата топливными ресурсами.
17. Богата запасами руд черных металлов.
18. Богата запасами руд цветных металлов.
19. Богата лесными ресурсами.
20. Имеет плодородные черноземные и каштановые почвы.
21. Богата минеральными водами, грязями.
22. Имеет большую численность и плотность населения.
23. Плотность населения невелика.
24. Значительная часть населения проживает в городах.
25. Примерно половина населения живёт в сёлах.
26. Население многонационально.
27. Имеет высококвалифицированные кадры.
Карточка для учащихся № 2 (4,5,6 группы)
Из предложенного перечня отраслей выбрать те, которые с вашей точки зрения определяют промышленную и сельскохозяйственную специализацию Ростовской области. Работа выполняется 3 минуты.
Предъявить в качестве результата свой перечень отраслей.
1. Топливная промышленность.
2. Теплоэнергетика.
3. Атомная энергетика
4. Гидроэнергетика.
5. Черная металлургия.
6. Цветная металлургия.
7. Нефтеперерабатывающая промышленность.
8. Основная химия (пр-во кислот, щелочей, солей, удобрений)
9. Приборостроение.
10. Транспортное машиностроение.
11. Сельскохозяйственное машиностроение.
12. Энергетическое машиностроение.
13. Судостроение.
14. Производство вычислительной техники.
15. Военно-промышленный комплекс
16. Рыбоконсервная промышленность.
17. Производство сахарного песка.
18. Легкая промышленность.
19. Выращивание пшеницы и подсолнечника.
20. Овощеводство, картофелеводство.
21. Льноводство.
22. Чаеводство.
23. Виноградарство и виноделие.
24. Овцеводство и козоводство.
25. Молочное скотоводство.
26. Свиноводство и птицеводство.
27. Мясное скотоводство.
28. Туризм.
29. Рекреационное хозяйство.
Используя уже выработанный алгоритм действий, проведите исследование в группах
Как влияют?
ГП Природные условия и ресурсы Население
На специализацию
Хозяйства?
1,2 группы.
Определите особенности ГП Ростовской области с точки зрения его влияния на специализацию хозяйства. Предъявите результаты в виде логических цепочек.
Алгоритм действий:
1. ГП относительно морских акваторий-----отрасли хозяйства
2. ГП относительно соседних экономических районов-----отрасли хозяйства
3. ГП по отношению к экватору(клим. пояса) -----отрасли хозяйства
4. Транспортная обеспеченность района---- отрасли хозяйства
3,4 группы:
Определите особенности природных условий и ресурсов Ростовской области с точки зрения их влияния на специализацию хозяйства. Предъявите результаты в виде логических цепочек.
Алгоритм действий: природные условия и ресурсы-----отрасли хозяйства.
1. минеральные ресурсы------ отрасли хозяйства
2. агроклиматические ресурсы------ отрасли хозяйства
3. водные ресурсы------ отрасли хозяйства
4. рекреационные ресурсы------ отрасли хозяйства
5,6 группы:
Определите особенности населения Ростовской области с точки зрения его влияния на специализацию хозяйства. Предъявите результаты в виде логических цепочек.
Алгоритм действий: особенности населения ----- отрасли хозяйства
1. Плотность населения ----- отрасли хозяйства
2. Многонациональность населения ---- отрасли хозяйства
3. Избыток трудовых ресурсов в сельской местности ----- отрасли хозяйства
4. Уровень урбанизации----- отрасли хозяйства
Обсуждение результатов и составление таблицы
Специализация Ростовской области и факторы, её определяющие.
Географическое положение | Прир.условия и ресурсы | Население | |||
особенность | отрасль | особенность | отрасль | особенность | отрасль |
Ростовская область
Численность населения области по данным Росстата составляет
4 202, 320 тыс. чел. (3% нас. РФ) (2019).
Плотность населения — 41,62 чел./км2 (2019) (8,6 чел./км2 в РФ).
Площадь- 100,967 тыс. км2 (0,6% терр. РФ)
Городское население — 68,15 % (2019) это ниже, чем в среднем по стране (74%), но выше чем у соседей – Краснодарского (55 %) и Ставропольского краёв (58 %).
Национальный состав в 2016 году:
Русские- 3795,6 тыс.чел (90,3 %)
Армяне- 110,7 (2,6 %)
Украинцы - 77,8 (1,9 %)
Турки - 35,9 (0,9 %)
Азербайджанцы- 17,9 (0,4 %)-
Цыгане - 16,7 (0,4 %)
Белорусы- 16,5 (0,4 %)
Татары - 13,9 (0,3 %)
Чеченцы - 11,4 (0,3 %)
Корейцы - 11,6 (0,3 %)
Даргинцы- 8,3 (0,2 %)
Грузины - 8,3 (0,2 %), молдаване, аварцы, немцы, лезгины, евреи, казахи и другие. (более 100 народов и национальностей)
Национальный состав в 2018 году:
Русские - 3 934 835 человек (89,35%)
Украинцы - 118 486 человек (2,69%)
Армяне - 109 994 человек (2,50%)
Турки - 28 285 человек (0,64%)
Белорусы - 26 604 человек (0,60%)
Татары - 17 866 человек (0,41%)
Азербайджанцы - 16 498 человек (0,37%)
Чеченцы - 15 469 человек (0,35%)
Цыгане - 15 138 человек (0,34%)
Корейцы - 11 669 человек (0,26%)
Грузины - 10 636 человек (0,24%)
(1,2 группы) Впишите крупными буквами, поместите на одном листе
1. омывается морем---- -отрасли хозяйства
2. граничит с Донецкой и Луганской областями Украины---- отрасли хозяйства
граничит с другими субъектами РФ---- -отрасли хозяйства
3. юг умеренного клим. пояса ---- -отрасли хозяйства
4. обеспечен разнообразным транспортом--- - отрасли хозяйства
(3,4 группы) Впишите крупными буквами, поместите на одном листе
1. уголь--- --- отрасли хозяйства
стройматериалы--- --- отрасли хозяйства
2. благоприятный климат--- --- отрасли хозяйства
3. есть водные ресурсы--- ---перечислить водоёмкие отрасли хозяйства
4. рекреационные ресурсы--- --- отрасли хозяйства
(5,6 группы) Впишите крупными буквами, поместите на одном листе
1.Выокая плотность населения --- -- отрасли хозяйства
2. Многонациональность населения -- -- отрасли хозяйства
3. Избыток трудовых ресурсов в сельской местности --- -- отрасли хозяйства
4. Невысокий уровень урбанизации--- -- отрасли хозяйства
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по теме "Факторы формирования климата Африки. Климатические пояса и типичные для них погоды." 7 класс
На основе материала данного урока обучающиеся смогут анализировать закономероности природы материка, климатических условий Африки. В результате индивидуальной и групповой работы смогут выбрать модель ...
Урок-исследование по теме "Письмо" на краеведческом материале "Мне важно всё, что ты пишешь..."
На уроке исследуется содержание фронтовых писем, являющихся исторической и духовной памятью народа...
Повторительно-обобщающий урок географии по теме "Ростовская область" 7 класс
Урок географии в специальной коррекционной школе VIII вида, повторительно-обобщающий по теме "Ростовская область" в форме викторины...
Классный час на тему: "Ростовской области- 80 лет"
Много здесь, на Дону, светлых мест,Да просторны донские поля…Ты в России, на юге всём есть,Ты – Ростовская область моя!...
Тема урока: « Особенности растительного мира Ростовской области».
Цели: познакомить обучающихся с зональной и азональной растительностью области, её размещением, приспособлением растений к условиям обитания, типичными растениями, их использование человеком,мерами по...
Урок-исследование «Портрет населения Ростовской области» 8 класс
Урок-исследование «Портрет населения Ростовской области»...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...