Урок-исследование по теме "Письмо" на краеведческом материале "Мне важно всё, что ты пишешь..."
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Судимова Ирина Борисовна

На уроке исследуется содержание фронтовых писем, являющихся исторической и духовной памятью народа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       В программе русского языка для 5 и 6 классов предусмотрено проведение уроков развития речи  по теме «Письмо».

       В 5 классе отвожу 2 часа.  Задача первого  урока -  знакомство с особенностями письма: эпистолярным жанром, видами писем, стилем изложения содержания письма, планом его написания. На этом же уроке  через работу с толковым словарём даются понятия: «письмо», «адресант» и «адресат»; формируется умение правильно подписывать конверт. В качестве дидактического материала используются «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.

 На дом учащиеся получают задание привести пример художественного произведения, в котором использованы письма, определить стиль текста письма; подготовить для собственного письма конверт, грамотно подписав его.

       Целью второго урока является формирование убеждённости учащихся в том, что важны как соблюдение формы и  грамотность письма, так и его содержательная сторона. Именно поэтому данный урок провожу на краеведческом материале, собранном в музее боевой славы школы, - письмах с фронта.  Письма фронтовиков не только заставляют учащихся задуматься  о том, что должно быть основным в содержании писем, но и позволяют  воздействовать на эмоционально-чувствительную сферу детей, следовательно, в процессе урока реализуются образовательные,  развивающие и  воспитательные цели.

       Данный урок проводится в течение ряда лет в двух вариантах: по письмам с фронта грязовчан К. Кузнецова и Н. Малахова своим матерям П.Ф. Кузнецовой и М.А. Малаховой. Методическая разработка урока по необходимости корректировалась: изменялось место проведения (в классе, в школьном или районном музеях), приглашались ветераны Великой Отечественной войны.  Проводится интегрированный урок русского языка и литературы с  целью совершенствования учащимися навыков анализа текстов эпистолярного жанра (по книге «Письма с фронта»).

       В 6 классе продолжается работа по совершенствованию навыков создания текста в форме письма. Задание упражнения 195 (учебник русского языка М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.) видоизменяется в зависимости от уровня умений учащихся: больше внимания уделяется содержанию или форме письма.

     Урок по представленной методической разработке можно проводить в течение двух часов или одного часа. В последнем случае следует завершить урок седьмым этапом (включительно) и для обобщения остановиться на 10 этапе.

Слайд 1

Урок развития речи

«Мне важно всё, что ты пишешь…»

Особенности содержания текста письма.

Форма урока: урок – исследование особенностей содержания писем с фронта гвардии лейтенанта Н.Д. Малахова, грязовчанина, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Интегрирование: историческое краеведение.

Целевая ориентация урока

Образовательные цели:

  1. расширение знаний учащихся о содержании писем;
  2. совершенствование умения создавать текст в форме письма через анализ  текстов эпистолярного жанра;
  3. формирование навыков отбора языковых средств для создания текста письма в соответствии с его адресатом.

Воспитательные:

  1. формирование патриотической, гражданской позиции;
  2. развитие общечеловеческих нравственных качеств: милосердия, отзывчивости, благодарности, любви и уважения к близким;
  3. совершенствование навыков владения речевым этикетом, культурой выражения чувств.

Развивающие:

  1. развитие воображения, эмпатии, рефлексии, креативных способностей, эмоционально – чувствительной сферы личности.

Оборудование урока:

  1. мультимедийная презентация;
  2. подлинники писем с фронта Н.Д. Малахова своей матери М.А. Малаховой;
  3. ксерокопии писем;
  4. фотографии, документы из семейного архива Малаховых.

Эпиграф урока:

                          Язык, как устная, так и письменная речь,

                           есть самая обильная и прочная связь,

                           соединяющая  отжившие, живущие и будущие поколения

                           в одно историческое живое целое.

                                                                             К.Д. Ушинский

Ход урока

Слайд 2

1. Организационный момент

     Язык – самое выразительное, чем человек обладает.

 За своим языком – устным и письменным -  надо следить постоянно. Уметь хорошо писать нужно не только писателю и учёному.

     Даже хорошо, свободно и с известной долей юмора написанное письмо другу характеризует вас не меньше, чем устная речь. Через письмо дайте почувствовать себя, своё расположение духа, свою раскованность в обращении к симпатичному вам человеку.

     Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники.

                                                                                         Д.С. Лихачёв

1.1.Осмысление высказывания (чтение про себя)

1.2.Рефлексия

 Выделение основной мысли через нахождение  ключевых слов, фраз.

2.Постановка цели. Язык – один из способов, позволяющих человеку выразить себя, следовательно, через текст в форме письма можно не только увидеть уровень владения речевой культурой человека, но и понять его как личность.

О важности серьёзного подхода к содержанию писем пойдёт речь на уроке.

Слайд 3

3. Повторение. Проверка домашнего задания.

3.1.Беседа

Дайте лексическое толкование понятия ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР и  слова ПИСЬМО в интересующем нас значении.

Эпистолярный – 1. Относящийся к частной переписке, письмам (Эпистолярное наследие поэта).

2. Имеющий форму письма, переписки (О литературном произведении. Эпистолярный жанр).

Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии, а также соответствующее почтовое отправление.

Какие виды писем вы знаете?

Личные (дружеские), открытые письма для периодических изданий, деловые, официальные, философские, письма-поздравления и просьбы, благодарственные письма.

Письмо может быть личным и коллективным, даже неотправленным, неполученным. Какова отличительная особенность всех писем?

У всех писем есть адресат и адресант.

Дайте лексическое толкование слов:

адресат – лицо, которому адресуют (пишут) письмо;

адресант – лицо, которое адресует (пишет) письмо.

3.2. Проверка домашнего задания

От чего зависит выбор стиля речи при написании письма?

Учитывается цель написания письма и его адресат.

Какой стиль речи вы изберёте для письма друзьям или родным?

Разговорный

Приведите пример художественных произведений, в которых герои пишут или получают  письма. Определите стиль текстов писем.

3.2. Анализ типичных ошибок в подписи конвертов.

Слайд 4

4. Словарно-орфографическая работа

ПатрИотизм – patris (древнегреч. яз.) – Родина (родина), Отечество – любовь к Родине (родине), преданность своему народу.

КоРРЕспонденция – correspond – (фр. яз.) - осведомлять, отвечать.

Переписка между отдельными лицами или учреждениями, письмо – корреспонденция.

Подберите синонимы к данным слова

5. Вступление в тему.

5.1. Слово учителя с элементами беседы

 Письма… Они такие разные… Их содержание может вызвать самые разнообразные чувства: радость, грусть, волнение и даже негодование. А иногда, к сожалению, письма не вызывают отклика в человеческой душе, оставляют нас безразличными.

        Но есть письма особого рода… Письма, которые не могут оставить человека равнодушным. Это фронтовые письма-треугольники. Великая Отечественная война… Память о тех грозных годах, о подвигах сыновей и дочерей нашей Родины, отстоявших её независимость, бессмертна.

       Как вы думаете, кого каждый день ждали с нетерпением в семьях, проводивших на фронт близких?

        Почтальона ждала каждая семья.  Вот почему в тех семьях, где отцы, мужья, братья, сёстры не вернулись с поля боя, письма с фронта – самая ценная реликвия.

        Достойный вклад в победу над фашизмом внесли и наши земляки-жители г. Грязовца и Грязовецкого района. Их можно было встретить на всех фронтах, во всех родах войск. Нет грязовецкой семьи, в которой не было бы участника той войны! Каждому из нас надо помнить об этом, быть благодарным прадедам. Фронтовые письма помогают не только сохранить память  о тех, кто не вернулся с фронта или умер после войны от ран, но и передавать её из поколения в поколение.

Слайд 5

5.2. Работа с эпиграфом к уроку.

Фронтовые письма – языковое средство исторической связи поколений.

Слайд 6

6. Чтение учителем письма (или фрагментов) К. Воропаевой (см. приложение).

6.1. Осмысление (обязательна пауза после чтения данного текста)

6.2. Работа по содержанию письма.

Текст письма имеет прежде всего информационную ценность.

 Что мы узнали о Н.Д. Малахове из данного письма?

Как письмо характеризует адресанта Воропаеву?

6.3. Эмоционально-психологическая рефлексия.

Безусловно,  такое письмо не может никого оставить равнодушным.

Напишите, какие чувства вы испытали при чтении письма и испытываете сейчас.

Если хотите, можете показать свои записи любому из одноклассников.

Слайд 7

6.4. Выводы учителя.

  1. Документальность, достоверность писем с фронта, их историко-культурное значение.
  1. Содержание письма протоколирует обстоятельства его написания, сохраняет их для будущего. События не только прошедшей эпохи, но и  конкретного дня, очень важного для конкретных людей, запечатлены в нём.
  1. Через текст письма мы узнаём и о душевных переживаниях адресанта.
  2.  Письмо призывает к активному соучастию в событиях  на духовно-эмоциональном уровне.

Слайды 8, 9

7. Сообщения учащихся.

Краткая биографическая справка о Н.Д. Малахове (1921 – 1943г.г.) и М.А. Малаховой (1898- - 1994г.г.).

8. Слово учителя (общий анализ содержания писем с фронта Н. Малахова своей матери М.А. Малаховой).

Учащиеся рассматривают письма. ( На каждой парте подлинник в файле)

Формулировка темы урока – слова из письма сына матери.

9. Анализ копий писем.

Копия у каждого ученика.

9.1. Приём «двойного дневника» (связь содержания письма с личным опытом учащихся). Работа в тетради.

Слайд 10

Фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление.

Комментарии.

 Что заставило записать именно эту фразу?

Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания они вызвали?

Учащиеся знакомят класс со своими записями (по желанию).

Слайд 11

9.2. Беседа

Кто из вас сейчас вспомнил о своих родителях? Почему?

Какое слово встречается часто?

Мама.

Как сын обращается к матери, как приветствует её?

(Объяснение учителем обращения « мамаша»: так было принято в то время обращаться только взрослым сыновьям и дочерям к матери в знак уважения друг к другу)

Зачитайте строки, которые свидетельствуют о переживаниях за мать.

Кого из близких вспоминает боец?

Что он пишет о себе?

Зачитайте фрагменты, где идёт речь о фронтовой жизни солдата.

В чём особенность описания Н. Малаховым солдатских будней?

Забота о тех, кто находится под его командованием, вера в победу, ненависть к захватчикам, беззаветная любовь к Родине, готовность даже на последний шаг – на смерть во имя спасения «каждого русского, каждого деревенского дома».

Слайд 12

Как письма характеризуют его автора? Каким был гвардии лейтенант Н.Д. Малахов?

Любящий сын, смелый боец, заботливый командир, верный воинской присяге и преданный Родине, человек, не лишённый чувства юмора, умеющий пошутить прежде всего над собой.

Слайд 13

9.3. Слово учителя.

Нетрудно представить, как радовалась М.А. Малахова каждому письму сына.

Николай тревожился о матери, поддерживал её добрым словом.

Безусловно, ему, молодому человеку, хотелось бы рассказать о трудностях фронтовой жизни, но тон писем сдержанно-спокоен: нельзя расстраивать самого дорогого для него человека.

Вы все повзрослеете, и судьба уведёт вас от родительского порога. Дома будут ждать не только ваших звонков, но и писем. Пишите письма! Пишите так, чтобы они согревали душевным теплом ваших родных и близких!

10.Завершающий этап урока. Обобщение.

 Приём «наглядного мозгового штурма» (составление кластеров).

Требования к содержанию письма.

Сочетание бытовых новостей, просьб, поручений, расспросов с наблюдениями о мире и человеке придает немеркнущее очарование письмам.

Что, на ваш взгляд, обязательно должно быть в содержании письма? Подберите ключевые слова, словосочетания.

Содержание

    письма

( Уместное корректное обращение; продуманная информация, не несущая тревогу или волнение адресату; внимание к тому, кому адресовано письмо, забота о нём; мягкий юмор, позитивное отношение к миру и людям оптимизм, размышления, самоанализ, добрые советы и  пожелания и т.д.)

11. Домашнее задание (по выбору).

Слайд 14

1. Написать письмо ветерану (возможно, открытое письмо).

2. Письмо своей маме.

3.  «Письмо солдату в 43-й год».

Представьте, что какой-то боец не получает писем. Напишите ему.

 (Задание связано со знанием истории и креативностью – творческим перевоплощением учащегося).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Письмо" "Мне важно всё, что ты пишешь..."

Презентация сопровождает урок на краеведческом материале...

ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ - ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  Одной из форм краеведческой работы является - туризм. Туризм как понятие, с одной стороны, отражает систему общественных отношений между людьми в области рационального и эффективного и...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника.

этот материал создан для повышения обмена опыта в сфере патриотического воспитания....

"Авторский краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»- одно из важных средств формирования у школьников исторической идентичности»

В период смены ценностных ориентиров возникает проблема: нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения,...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников

Вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, и формирование у учащихся гражданских позиций призваны стать основными составляющими в образовательном процессе школы. Здесь очевидны огромные возможности...

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИСТОЧНИК ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Исследовательская деятельность учащихся одна из эффективных форм обучения и воспитания. Большие преимущества в этой работе дает использование краеведческого материала. Результатом является пополнение ...

Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Статья о проблемах историко- патриотического воспитания и одном из методов их решения....