Урок географии «Мировой океан и его части», 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе
по теме «Мировой океан и его части»
учитель МКОУ СОШ №7 пос. Советское руно Лега Г.В.
Название и автор учебника: География Часть I Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский
Тип урока: открытие нового знания
Вид урока: урок - беседа
Метод обучения: диалогический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая и индивидуальная
Программно-технические средства на уроке: ПК и мультимедийный проектор.
Цель урока: Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана.
Задачи и планируемые результаты:
-создать условия для усвоения учащимися знаний о Мировом океане, о его крупнейших частях и как распределяются его глубины.
-способствовать развитию у учащихся:
общеучебных умений – работа с учебником, анализ полученных таблиц, составление схем;
специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта полушарий);
интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы, развивать мотивацию учения через интересные факты.
-воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные результаты:
Умение использовать географическую карту как источник информации о Мировом океане и его составных частях;
Развитие основных навыков и умений использовать физическую карту для сбора информации и ответов на вопросы.
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
- Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах).
- Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную.
- Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Ключевые слов: Мировой океан, Марианский желоб, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный (Южный Ледовитый) океан, море, материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, глубоководный желоб.
Ход урока
- Организационный момент
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок
Возьмем же ручки и мелок
И вместе сочиним урок
Сегодня на уроке нам понадобиться атлас, учебник, рабочая тетрадь.
2.Проверка домашнего задания
Мы закончили изучение темы «Атмосфера»
Задание. Определите климатический пояс по его характеристике.
- В этом климатическом поясе господствует весь год одна жаркая воздушная масса. Часты ливневые дожди, сопровождаемые грозами. Это климат бани. Полуденное солнце стоит высоко над горизонтом. Преобладает восходящее движение воздуха.
(экваториальный)
- В этом климатическом поясе господствует одна воздушная масса. Четко выражены четыре времени года. Лето теплое, а зима холодная, в некоторых районах очень холодная. Этот пояс занимает значительную часть Евразии ( умеренный).
- В этом климатическом поясе господствует жаркая и сухая воздушная масса. Летом наблюдаются самые высокие температуры воздуха на Земле. Небо безоблачное, осадки редки (тропические).
- В этом климатическом поясе господствует две воздушных массы: умеренная и тропическая. Лето жаркое и сухое, а зима дождливая (субтропический).
- Это самый холодный климатический пояс планеты. Лето холодное, на поверхности лежит снег, зима очень холодная, с сильными ветрами и полярной ночью (арктический, антарктический)
- Это переходный климатический пояс. Лето влажное, зима сухая. В течение всего года температура воздуха около +20,+25°С (субэкваториальный)
- Этот климатический пояс расположен между умеренным и арктическим поясами (субарктический)
- Изучение новой темы.
-Какие оболочки вы знаете?
-Водная оболочка нашей планеты называется?
-Из каких частей состоит гидросфера?
-Что является основной частью гидросферы?
Отгадайте загадку.
Он могучий и огромный,
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей,
Это не воды стакан,
А огромный…..(океан)
-Как вы думаете, почему я урок наш начала именно с этих слов?
-О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
-Какие ассоциации возникают у вас в связи с понятием «Мировой океан»?
Мы сегодня будем изучать самый большой водоем нашей планеты, покрывающий ¾ поверхности Земли.
Знаете ли вы, что название океан происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «океан» сохранилось.
-Дайте определение Мирового океана?
Площадь Земного шара 510 млн.км².
Площадь суши – 149 млн.км²
-Чему равна площадь Мирового океана?
-Назовите океаны и покажите их на карте?
-Сравните океаны по площади стр.77 таблица 3.
-Какой вывод можно сделать?
Средняя глубина Мирового океана составляет около 3,5тыч.м.
Наибольшая глубина обнаружена в Тихом океане. Это место называется Марианский желоб. Его глубина достигает 11 022м.
-Определите, о какой части океана идет речь.
Шириною широко,
Глубиною, глубоко.
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется.
Потому что не вкусна-
И горька, и солона. (Море)
-Найдите в учебнике на стр. 77 определение море
Море-это часть океана, более или менее обособленная от него сушей или возвышенностями подводного рельефа.
По степени обособленности от океана моря подразделяются:
-окраинные моря (береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами)
-внутренние моря (оно окружено сушей)
- межостровные – дайте характеристику этому виду моря самостоятельно.
Перед вами список морей: Черное море, Белое море, Красное море, Азовское море, Яванское море, Филиппинское море.
Работа в парах.
Распределите эти моря на группы, и заполните таблицу.
Окраинное | Внутреннее | Межостровное |
-Определите, о какой части океана идет речь?
Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык.
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво. (залив)
-Найдите на физической карте и покажите Бенгальский залив, Большой Австралийский залив.
-А теперь попытайтесь сами дать определение заливу.
(Залив – часть океана, которая глубоко вдающаяся в сушу и имеет свободный водообмен с океаном).
-Определите, о какой части океана идет речь?
Он ведет из моря в море.
Не широк - всего верста.
И в нем, как в школьном коридоре
И шум, и звон, и теснота. (пролив)
Давайте вместе дадим характеристику проливу.
Пролив- это узкое водное пространство, разделяющие участки суши и соединяющие смежные водные бассейны или их части.
В далеком 16 веке великий путешественник Фернанд Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий, пролив был назван в его честь Магелланов пролив.
-Найдите его на карте.
-Какие океаны соединяет пролив?
-А какой материк и остров разделяет?
ФИЗМИНУТКА
Север- руки вверх, подняться на носочки.
Юг- присесть, руки на колени.
Запад- наклон влево
Восток- наклон вправо.
А вы любите воду?
Любите плавать и нырять?
Как глубоко вам удавалось нырнуть, набрав полную грудь воздуха?
Метра 3-4. Неплохо!
Но можно нырнуть и глубже. Есть такой редкий вид спорта – фридайвинг – погружение без акваланга. Это очень красивый, но трудный и опасный вид спорта.
Мировой рекорд погружения без акваланга больше 120 метров. Но средние глубины Мирового океана – 3,5 тыс. км. Конечно, такие глубины не начинаются сразу у берега.
Давайте посмотрим, как меняется глубина по мере удаления от материка, то есть выделим глубинные зоны океана. (рис. 46)
У самого берега находятся наиболее мелководные части морей и океанов.
Они называются – материковой отмелью или по английски шельфом. Глубина не превышает 200метров.
Посмотрите на карту. Видите бледно-голубую полоску, окружающую все материки. Где-то она шире, где-то уже.
Здесь больше кислорода. Именно шельф наиболее богат жизнью.
Солнечные лучи не могут глубоко проникать в воду.20-30 метров – пронизаны солнечными лучами, но по мере погружения полумрак сгущается. На глубине 200метров наступает почти полная темнота.
И здесь нам придется включить фонарик, мы увидим изумительное зрелище. Дно оказывается не внизу под нами, а сбоку. Что произошло? Мы покинули шельф и оказались в следующей глубиной зоне океана. Она называется материковый склон.
Следующая зона соответствует средней глубине океана, и называется – ложе океана.
Глубины здесь огромные, здесь царит полная и вечная темнота. Солнечные лучи не проникают сюда. Но ведь именно Солнце главный источник тепла. Поэтому на этих глубинах вода ледяная. Средняя температура воды у дна океана около +2°С хоть на полюсе, хоть на экваторе.
Но здесь есть жизнь.
Континентальный шельф, материковый склон, ложе океана – это основные глубинные зоны. Они есть у всех океанов.
Есть еще одна глубинная зона характерна не для всех океанов – это глубоководный желоб.
-Как возникают глубоководные желоба?
Они есть во всех океанах, кроме Северного Ледовитого океана.
Повтори главное стр. 81. Закрепление: работа в печатной тетради.
Ребята! У вас на столе лежат кружочки красного и желтого цвета.
Красный – пять
Желтый – четыре.
Оцените свою работу на уроке, понравился ли вам урок. Нарисуйте смайлик и покажите.
Домашнее задание- §10 практическая работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировой океан и его части.
Разработка урока в 6 классе...
Интернет-ресурсы на уроках географии. "Мировой океан и его части».
При проведении урока «Мировой океан и его части» рационально использовать электронные образовательные ресурсы, находящиеся в сети Интернет. Используемые Интернет – ресу...
"Мировой океан и его части" 6 класс
Проект открытого урока "Мировой океан и его части" 6 класс...
Проект урока «Мировой океан и его части», 6 класс
В учебном плане на изучение географии в 6 классе отводится всего 1 час вместо 2 часов. Предлагаемый проект рассчитан на 1 час аудиторного занятия (45 минут) с достаточно интенсивным темп...
Мировой океан и его части
Данный материал может быть использован полностью и отдельными слайдами в любой теме из раздела "Гидросфера"....
Урок "Гидросфера. Мировой океан и его части"
Урок - сказка....
Обобщающий урок в 6 классе по теме Мировой Океан и его части.
Учащиеся самостоятельно обобщают изученный материал, работают с атласами, заполняют таблицы. Материал к уроку вызывает интерес к изучению географии....