Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с ОВЗ
статья по географии

В статье говорится о применении здоровьесберегающих образовательных технологий, о том, что учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чемисова Т.Л., учитель биологии, географии

ГБОУ №131 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Использование здоровьесберегающих технологий в работе

с обучающимися с ОВЗ

(из опыта работы учителя географии, биологии)

Особенность Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования их деятельностный характер, ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования ФГОС указывают на реальные виды деятельности обучающихся.

Современное общество характеризуется стремительным темпом жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Назрел вопрос о необходимости уделения внимания образованию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), оказания им психолого-педагогической помощи в преодолении замедленного темпа развития [1, с. 15], поиска методов образовательной и воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Одним из таких методов является применение здоровьесберегающих образовательных технологий. Учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успех конкретного обучающегося. При неправильном построении урока с точки зрения критериев здоровьесбережения теряется концентрация и переключение внимания, растёт утомляемость, возникают всевозможные стрессовые ситуации. В такой ситуации восприятие нового материала становится малопродуктивным. Построение уроков с учётом критериев здоровьесбережения позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время и способ подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО и ИКТ, что повышает продуктивность восприятия учебного материала.

Задача педагога: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний, ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его [1, с. 2]. На своих уроках использую элементы здоровьесберегающих технологий с целью – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Сначала устно обсуждаем новый материал, затем основные моменты записываются учениками в тетрадь, работаем с перфокартами, анализируем таблицы, схемы, используются тематические презентации, т.е. на уроке постоянно происходит смена деятельности учащихся.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию, строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Это особенно актуально для учащихся индивидуального обучения с ослабленными возможностями здоровья. На занятиях мною применяются, хотя и известные в школьной практике здоровьесберегающие технологии, но с учетом психических и физических особенностей, обучаемых с ОВЗ.

Цель проведения физкультминуток: рационально соединить их с изучаемым материалом или закреплением уже изученного. Логика урока сохраняется, смена деятельности – тоже отдых. Например: физминутка «Ванька-встанька» может помочь ученику запомнить какой-либо числовой материал, так, можно попросить его: приседать столько раз, сколько в России часовых поясов или сколько царств в живой природе; наклониться столько раз, сколько морей омывает Россию или сколько природных частей на Урале; подтянуться столько раз, сколько соседних государств у России или сколько классов у изучаемых типов животных; попросить встать и повернуться в ту или иную сторону горизонта, вытягивая поочередно руки.

Гимнастика для глаз – выполнение упражнений для снятия усталости органов зрения – проводится (как паузы на уроках) в коррекционной школе чаще, чем в общеобразовательной. Для детей с ослабленным здоровьем большое значение имеет забота о развитии мелкой моторики рук, которая тесно связана с речевой моторикой.

В индивидуальной работе полезна лепка из пластилина объемных схем географических объектов или строение клетки живого организма, одноклеточного организма, что способствует развитию мышления, памяти, речи, развитию силы пальцев рук. Интересно детям рисование песком или крупой географических объектов или строение клетки живого организма, одноклеточного организма. Это занятие не только творческое и увлекательное, но, как и любое рисование, развивает фантазию, внимание, моторику пальцев и пространственное восприятие. Осязание песка, крупы стабилизирует эмоциональное состояние, способствует развитию мышления, памяти, закреплению знаний об изображаемом предмете или сюжете.

На уроках географии тем более биологии, практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью, в частности, – это профилактика, искоренение вредных привычек, детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде; природе, на городской улице и т.д. Так, изучая климат, целесообразно коснуться вопроса о влиянии особенностей погоды на здоровье людей, на условия жизни. При изучении населения, полезно обсуждать факторы, влияющие на самосохранение здоровья, и. т. п.

Для достижения цели здоровьесберегающих технологий большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные виды заданий как на уроках, так и во время домашней работы.

Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности здорового образа. Практически каждый урок в 8 классе включает данные вопросы. Например, на уроке биологии в 8 классе, изучая тему «Терморегуляция», мы с учениками убеждаемся на опыте, что при испарении понижается температура тела. При изучении этой темы необходимо пояснить детям, что эти знания можно применить при оказании первой медицинской помощи при сильном повышении температуры тела. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, акцентирую внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития. При изучении дыхательной системы осуществляю тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения. При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.

Таким образом, применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках детей с ослабленным здоровьем дают возможность сохранить заложенное природой здоровье, поддерживают их позитивный эмоциональный фон, способствуют физическому развитию ребёнка. Происходит коррекция психических процессов, умений и навыков, способствующих дальнейшей адаптации детей в современном обществе. 

Литература.

1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. – 2012. Т. 7. – № 2. – С. 21–28.

2.Анастасова Л.П., Кучменко B.C., Цехмистренко Т.А. “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии”, М., 2004г.

3.Коростьшёв И.Б. “Воспитание здорового школьника” М... “Просвещение”, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий для обучающихся (из опыта работы)

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к учению и развития творческих способностей обучающихся

В статье я кратко изложила свой опыт работы на уроках литературы, где большой объем материала и малое количество учебных часов....

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ОВЗ"

Данный документ содержит обобщение опыта работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""...

Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"

В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....