Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к учению и развития творческих способностей обучающихся
статья по литературе ( класс) на тему
В статье я кратко изложила свой опыт работы на уроках литературы, где большой объем материала и малое количество учебных часов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы для повышения мотивации к учению и развития творческих способностей обучающихся
Как подготовить детей к жизни? Как организовать учебно-воспитательный процесс без ущерба для здоровья школьников?
Начиная сотрудничество с новым классом, совместно с научным руководителем школы по опытно-экспериментальной работе и психологом провожу анкетирование учащихся с целью выявления уровня мотивации к изучению русского языка и литературы. Результаты показывают, что по сравнению с данными прошлых двух лет наметился рост положительной мотивации: на 3% увеличился показатель высокого уровня мотивации, на 13%- средний уровень, а показатель низкого уровня мотивации изменился с 28% до 16%. Учащиеся 7 класса, по словам родителей, самостоятельно определяют важность этих предметов для продолжения образования и вступления во взрослую жизнь.
Каков же вывод по данному исследованию? В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования встаёт вопрос о том, как строить обучение русскому языку и литературе в новых условиях.
Чтобы повысить интерес учащихся к учебе, мотивируя их на достижение более высоких результатов, уроки должны быть интересными, каждому ученику должно быть комфортно на уроке, он не должен испытывать усталость от бездействия. А для этого необходимо оптимизировать учебный процесс, в котором главными в своей работе считаю следующие направления:
- использование здоровьесберегающих образовательных технологий;
- развитие исследовательских навыков учащихся на уроках;
- развитие творческих способностей учащихся;
- диагностика учебного процесса;
- диагностика САН (самочувствие, активность, настроение) учащихся;
- рефлексия.
Использование здоровьесберегающих технологий - это не только ключ к решению многих проблем, но и постоянное самосовершенствование учителя.
На уроках литературы, где большой объем материала и малое количество учебных часов, особенно эффективно использование технологии блочно-модульного обучения, позволяющей задействовать все типы уроков. Если в средних классах успешно реализую «смешанную» систему и малые блоки, то в старших классах применяю большие блоки (по 12-14 часов). На первом уроке в большом блоке провожу диагностику (урок коррекции того, что изучалось ранее). Форма урока позволяет выявить уровень обученности учащихся. В начале учебного года УОУ по первому блоку (творчество А.Н.Островского) составил 70,3%, а по третьему блоку (творчество Ф.М.Достоевского) – 76%. Преимущество работы по данной технологии состоит в том, что учащиеся постоянно участвуют в учебном диалоге, дискуссии, споре, учатся вести полемику. Основной вид деятельности учащихся – работа в группах. Чтобы групповая работа была эффективной, необходимо комплектовать группы с учетом социометрической и психологической характеристики класса. Здесь предполагается тесное сотрудничество с классным руководителем.
Технологию проектов и КСО можно использовать как завершающее творческое задание после изучения большого блока тем. Задание делится на несколько этапов:
- Урок – дискуссия «Такие разные книга и фильм».
- Выпуск стенгазеты «Петербург Достоевского: вслед за героями романа «Преступление и наказание»
- Театрализация эпизодов прочитанного произведения («Гроза» А.Н.Островского, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского).
- Драматизация, т.е. собственная экранизация (создание 45-минутного видеофильма по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»).
- Рефлексия. Внеклассное мероприятие: «Презентация видеофильма с вручением кинопремий».
Результат – глубокое погружение в произведения русской классической литературы; приобретение учащимися навыков режиссерской, операторской, монтажной, звукорежиссерской…работ и, конечно же, написание сценариев.
Технология развития критического мышления используется при составлении методических разработок (путеводителей) к урокам по блочно – модульному обучению: таблицы, вопросы «тонкие» и «толстые», продолжи начало, составь алгоритм и т.д.
Перечисленные выше технологии требуют использования ИКТ с целью подготовки учебного материала в программах Word и Power Point, создание презентаций учащимися, использование компьютерных тренажеров и т.д.
Принципы отбора содержания учебного материала очень строги. Сложность в том, что дети получают много информации извне и трудно их чем-либо удивить. Главное то, чтобы учебный материал носил воспитательный и развивающий характер, нес новую информацию и соответствовал возрастным особенностям учащихся.
Чтобы понять, насколько результат соответствует задуманному, необходимы различные мониторинги учащихся. В нашей школе в рамках опытно – экспериментальной работы успешно внедряется самоанализ учителя. Проведя в течение недели самоанализ САН, я выявила закономерность: даже в конце рабочей недели не наступает усталость.
Использование здоровьесберегающих технологий способствуют высокой активности на уроке как ученика, так и учителя и повышают УОУ, при этом «неуспешных» детей становится всё меньше.
Очень важно использовать традиционные и современные образовательные технологии в системе, только тогда будет прогнозируемый результат.
Итак, положительная мотивация к учению твёрдо формируется у здорового ребёнка, который в конце урока сможет сказать: «Сегодня Я понял новую тему! Значит, Я добился Успехов!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...
Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
как я использую на своих уроках здоровьесберегающие технологии...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на з...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.
Представлен отчёт учителя и классного руководителя по использованию здоровьесберегающих технологий....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
В статье представлена система работы учителя по здоровьесбережению на уроках русского языка и литературы. В приложении к статье представлены тексты, которые можно использовать как физкультминутки на у...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения физического и психического здоровья за период обучения в школе...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы
Русский язык- серьезный и сложный предмет.Учащимся приходится много писать, а потому учитель - словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям....