Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися школы, развивающимися на фоне умственной отсталости как средство профилактики влияния на них деструктивного контента
статья
доклад на заседание педагогического совета школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 города Ельца»
Доклад
на заседании педагогического совета:
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися школы, развивающимися на фоне умственной отсталости как средство профилактики влияния на них деструктивного контента»
Подготовила:
социальный педагог
Е.С. Клочкова
Январь, 2020 год
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися школы как средство профилактики влияния на них деструктивного контента.
В настоящее время под влиянием информации, провоцирующей противоправное поведение, находятся 39,2 миллионов аккаунтов в социальных сетях, в том числе 7 миллионов аккаунтов принадлежащих подросткам. В Российской Федерации 45 % от общего числа лиц подросткового возраста подвергается активному деструктивному воздействию.
В последние годы отмечается стабильно высокий, растущий деструктивный фон, а особую опасность представляют следующие темы:
- ультрадвижение – ультрас, А.У.Е.1 , A.C.A.B.2 , околофутбола, лесное движение, хулиганы – вовлечены более 6 миллионов человек (из них более 1 миллиона подростков);
- анархизм – вовлечены более 697 тысяч пользователей;
- девиантное поведение, в том числе шок-контент – вовлечены более 630 тысяч пользователей;
- убийства, серийные убийства, пытки – группы о маньяках, серийных убийцах – вовлечены более 300 тысяч пользователей;
- сатанизм – вовлечены более 150 тысяч пользователей;
- наркомания – вовлечены более 80 тысяч пользователей;
- нацизм – вовлечены более 48 тысяч пользователей;
- скулшутинг – массовые расстрелы в школах – вовлечены более 18 тысяч пользователей.
В активности распространения деструктивных идей и движений прослеживаются определенные неочевидные цели:
- массовое распространение деструктивной информации в социальных медиа;
- обесценивание традиционных ценностей;
- формирование у подростков искаженных ценностей;
- создание у пользователей социальных медиа ощущения неблагополучия и опасности не только в сетях – в виртуальном мире, но и государстве – в объективной реальности;
- вербовка внушаемых и ориентированных на деструктив людей для дальнейшего вывода их деструктивной активности в объективную реальность;
- дестабилизация социальной и политической жизни государства.
Под воздействием деструктивного влияния у подростков, вовлеченных в деструктивные течения, образовались устойчивые поведенческие паттерны разрушительного типа:
- снижение способности самостоятельно думать и принимать решения;
- отсутствие желания учиться, развиваться, работать;
- желание деградировать и быть лучшим из худших;
- отрицание всякой ответственности;
- поиск внешней идеологии, чёткого алгоритма действий, как стремление передать ответственность за свою жизнь другому;
- отсутствие авторитетов среди значимых взрослых;
- восприятие родителей, учителей, знакомых, как людей отсталых, глупых, ниже себя по уровню развития;
- обесценивание норм морали и общечеловеческих ценностей;
- стремление нарушать правила, бороться и уничтожать;
- выраженная симпатия подростков к антигероям, антидвижениям и всему, что можно назвать «темной стороной» (зло);
- выраженное стремление подростков к разрушению на всех уровнях: своей психики, своего тела, своего окружения, вещей, идей, государства, общества, культуры, морали и т.п.
В объективной реальности это может проявляться следующим образом: снижение успеваемости или отказ от посещения занятий; систематические прогулы занятий; отсутствие авторитета в окружении подростка, который мог бы оказать на него позитивное влияние; отсутствие рычагов воздействия на мотивацию, мысли и желания подростка; неуважение и травля учителя; агрессивное, обесценивающее, игнорирующее, снисходительное отношение учеников к учителю, запугивание и травля учениками учителя; формирование школьных банд.
По каждому из направлений деструктивного поведения подростков разработан ряд критериев, позволяющих оценить риск возможного их вовлечения в различные неформальные течения (внешний вид, использование в речи определенных словесных клише, особенности поведения).
С целью недопущения распространения данных негативных тенденций в подростковой среде необходимо осуществлять комплексную работу, направленную на профилактику негативного воздействия деструктивного контента на подростков. В рамках данной деятельности важным является использование здоровьесберегающих технологий:
- всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся (создание благоприятного психо-эмоционального климата во время всего пребывания ребенка в школе (на уроках, переменах, во внеурочной деятельности); обеспечение информационной безопасности детей);
- формирование установки на результативное психологическое, социальное и физическое развитие;
- становление у подростка благоприятного отношения к окружающему миру, стремления вести здоровый образ жизни;
- развитие установки на социальное и поддерживающее поведение. Каждый человек должен иметь возможность делиться своими печалями, неудачами, радостями, ощущать поддержку близкого человека, который есть не у всех;
- формирование протективных факторов социально-действенного и здорового поведения, поведенческих стратегий, личностно-средовых ресурсов у всех категорий граждан. В данном случае происходит снижение вероятности проявления многих форм девиации, например, агрессивность, употребления химических веществ, суицидальное поведение и др.
- формирование знаний, умений и навыков в сфере противодействия различным формам отклоняющегося поведения у детей в подростковом возрасте, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения;
- развитие установки на изменение дезадаптивных форм поведения. Такая работа ведется с группой риска и членами их семей. Формирование у них желания изменить свое поведение;
- изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные формы. Работа ведется с индивидами, у которых уже сформировано девиантное поведение. Для этого нужно понять свои подлинные чувства, справиться с теми психологическими защитами, которые личность выстраивает для отступления от решения проблем, осознать собственные поведенческие проявления и изъявить желание изменить их на адекватные формы поведения;
- формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. У каждого человека должна быть возможность получить помощь и поддержку социально-поддерживающего окружения. Надлежит расширять обучение и формировать у сверстников и взрослых навыки социально-поддерживающего поведения;
- вознаграждение стремления индивидов к изменению дезадаптивного поведения и минимизации ущерба от подобного поведения. Работа ведется с теми людьми, у которых отклоняющееся поведение приобрело устойчивую форму. В подобном случае все силы направлены на развитие у человека стимула уменьшить и прекратить различные проявления отклоняющегося поведения;
- привлечение учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- ведение просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и воспитание здорового образа жизни.
Анализируя риск угрозы вовлечения обучающихся нашей школы в различные деструктивные течения можно сделать вывод, что определенная часть обучающихся может быть подверженной негативному воздействию современной информационной среды. Это обучающиеся уже состоящие на различных видах профилактического учета(…..). С ними ведется отдельная работа по профилактике деструктивного поведения включающая в себя беседы, консультации, помощь в решении конфликтных ситуаций, приглашение на заседания Совета профилактики, вовлечение в общешкольные и спортивные мероприятия, конкурсы, работу с родителями.
Подводя итог, стоит отметить, что педагоги должны быть бдительны в отношении обучающихся, замечать все даже незначительные изменения в поведении, самочувствии и настроении ребенка и стараться выяснить их причины, стать «лучшим другом», которому ребенок будет доверять, а также постоянно саморазвиваться и быть в курсе современных тенденций в современной среде. Это в самой большой мере будет способствовать ранней коррекции и профилактике деструктивных проявлений в подростковой среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе школы
Данное практическое пособие поможет учителю проанализировать урок с точки зрения создания здоровьесберегающих условий. Указана продолжительность домашних занятий для каждого класса. Даны практические ...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе. Бинарный урок английского языка и физкультуры в 4 классе "Игра в детективов"
Использование здоровьесберегающих технологийна уроках в начальной школе.Бинарный урок английского языка и физкультурыв 4 классе....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".
Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....
Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках математики»
Применение; игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью на уроках математики...
Сообщение Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно-отсталыми детьми»
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настояще...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися с ОВЗ
В статье говорится о применении здоровьесберегающих образовательных технологий, о том, что учитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможно...
Инвариантные и вариативные модули программы воспитания МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» как залог успешности реализации воспитательного потенциала школьников, развивающихся на фоне умственной отсталости
Доклад на заседании ШМО специалистов сопровождения...