Внеурочная деятельность "Занимательная география"
рабочая программа по географии (7 класс)

Наливайкина Анастасия Евгеньевна

Программа курса «Занимательная география» рассчитана на 34 часа для учащихся 7 класса, обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг - один из видов которых - знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук, человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения. Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним - это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что - то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы - Египетские пирамиды, вулканы Исландии, пустыни Австралии, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих - Мавзолей Тадж - Махал в Индии, Стоунхендж в Великобритании, мечети в Турции и другие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Утверждена                                                                           Введена в действие

Методическим советом                                                      приказом директора

протокол №___                                                                      МАОУ СОШ№7

от ___.___.2018г.                                                                   от ___.___.2018 г. № ____

Программа

внеурочной деятельности

по географии

в 7 классе

«Занимательная география»

Срок реализации – 1 год

Возрастная категория – 7 класс

Автор-составитель: 

Наливайкина Анастасия Евгеньевна

Рузакова Маргарита Вячеславовна

учителя биологии и географии

МАОУ СОШ №7

г. Когалым

2018


Пояснительная записка

Программа курса «Занимательная география» рассчитана на 34 часа для учащихся 7 класса, обладает новизной для учащихся. Она заключается в том, что данный курс не изучается в школьной программе. Современная экономика ведущих стран мира во многом зависит от развития международного туризма и услуг - один из видов которых - знакомство с достопримечательностями. Открыты границы для посещения стран туристами и отдыхающими, перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук, человеческих и созданных природой. Поэтому очевидно, что данный курс в современной школе является актуальным и необходимым для изучения. Современный мир очень интересен и привлекателен тем, что встреча с ним - это знакомство с прекрасным и неизвестным. Каждый учащийся открывает что - то для себя и друзей. Путешествуя по странам через образные рассказы экскурсовода учителя или ученика и красочные видеофильмы, учащихся заинтересуют уже знакомые образы - Египетские пирамиды, вулканы Исландии, пустыни Австралии, и совсем новые, но прекрасные творения рук человеческих - Мавзолей Тадж - Махал в Индии, Стоунхендж в Великобритании, мечети в Турции и другие.

Содержание программы включает новые знания и новые образы. Программа построена на основе меж предметной интеграции и с историей, биологией, искусством, психологией, архитектурой.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления данного курса изучаются с использованием новейшей телекоммуникационной технологии. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся; задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир.

Содержание программы направлено на передачу географических знаний для подготовки учащихся к выбору определенных профессий, связанных с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями.

Цель: развитие географического кругозора учащихся об окружающем мире, создание целостного представления о Земле, как планете людей, раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство учащихся со странами и народами мира, повышение интереса к предмету география

Задачи:

  • вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;
  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира;
  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
  • Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
  • Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
  • Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
  • Воспитание географической культуры школьников.

В ходе освоения курса учащимися осваиваются такие виды деятельности, как проектные задания, пресс – конференции, работа со статистическим материалом, заочные и очные экскурсии, мультимедийные уроки, работа с геоинформационными системами.

Результатом успешного прохождения программы может служить участие в иллюстрированной викторине во время проведения Декады наук, экскурсия по достопримечательностям в роли гида, участие в выставке детского творчества.

Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса «Занимательная география»

Личностные УУД:

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

Регулятивные УУД:

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет);
  • в ходе представления проекта давать оценку его результатам;
  • уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;
  • представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое);
  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;
  • уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно- аппаратные средства и сервисы.

Коммуникативные УУД:

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные УУД:

  • объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран;
  • устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  • анализировать и оценивать информацию географии народов Земли;
  • использование карт как моделей;
  • выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах;
  • приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей сред ы, её влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации
  • хозяйственной деятельности крупнейших регионов и отдельных стран мира;
  • расширить географический кругозор;

вызвать интерес к странам мира, культурному наследию через знакомство с культурными и природными достопримечательностями;

  • познакомить с профессиями, связанными с туризмом и сервисом, международными услугами, экскурсиями через проведение заочных экскурсий по достопримечательностям мира;
  • познакомиться с Программой ЮНЕСКО по охране Объектов Всемирного Наследия;
  • показать роль достопримечательностей в воспитании толерантности;
  • воспитывать уважение к людям другой нации, к особенностям их жизни;
  • расширить знания о столицах и крупнейших городах мира.

Содержание

Введение. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы.

Тема No1. 

Путешествуем по странам и материкам Политическая карта мира. Народы мира.

Тема No2. 

Загадочная Африка Путешествие по знойной Африке. Разнообразие природы. Животные. Африки. Народы. Традиции. Культура. Египет - «дар» Нила. Каир: «Столица» Африки. Пирамиды в Гизе. Тунис: наследие Карфагена. Танзания - заповедная страна: Нгоро-нгоро- «живая лаборатория», вулкан Ол- Дойньо - Ленгай «Гора Бога», плато Серенгети. Водопад Виктория - «Дым, который гремит». Затерянные миры Мадагаскара: земли тсинги. Килиманджаро - «сверкающая» гора.

Тема No3

 Австралия и Океания. Девственная природа национального парка Какаду.. Австралии. Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Виктория. Порт Кэмпбелл: Двенадцать апостолов, Лондонский мост. Большой Барьерный Риф - жемчужина Австралии. Новая Зеландия. Роторуа - страна пара, огня и вулканических извержений. Океания. Лагуна Бора- Бора - жемчужина коралловых рифов Тихого океана.

Тема No4. Антарктида

Антарктида - самый холодный материк планеты. Страницы прошлого Антарктиды. Занимательные факты из истории открытия материка. Несбывшееся предсказание Дж. Кука.

Сухие долины Антарктиды: Эребус, Террор, Ледяной столб.

Тема No5. Южная Америка

В дебрях Амазонки. Галапагосские острова. Анхель - «Пасть дьявола». Атакама. Пасхи: загадки истории. Перу. Лима - столица конкистадоров. Куско: по следам империи инков. Мачу- Пикчу: город исчезнувшей цивилизации. Загадочные линии Наска. Озеро Титикака. Аргентина: Игуасу и Глотка дьявола. Тайны и загадки Огненной Земли: Ушуайя.

Тема No6. Северная Америка

Ниагара - «Гремящая вода». Йелоустон - наглядное пособие по геологии. Долина смерти. Мамонтова пещера: подземный пейзаж. Гавайские вулканы Нью - Йорк и Вашингтон: символы свободы.

Тема No7. Европа

Норвегия. Красота и очарование фьордов: Берген - самый дождливый город Европы. Памятники Средневековой Европы. Викинги. Дания. Исландия. Стоунхендж. Франция. Париж жемчужина Европы. Португалия - «кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров. Италия. Рим: вечный город. Венеция - «тонущий» город.

Пизанская башня. Ватикан: город- государство. Сан- Марино. Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон.

Тема No8. Азия

Мертвое море: соляная твердь. Иерусалим: Святой город. Индия. Непал. Долина Катманду. Джомолунгма: Богиня горных снегов. Тянь- Шань - «Небесные горы». Иссык - Куль «соленое озеро». Китай. Великая китайская стена. По Великому Шелковому пути. Такла - Макан: «Войди - и не вернешься». Лунань - Каменный лес. Япония. У подножия Фудзиямы: в розовых тонах. Киото - сокровищница искусств и традиций Японии.

Тема No9.

Туристско- рекреационный потенциал Земного шара

Урок– зачет.

Тематическое планирование

Раздел/тема

Количество часов

Введение

1

Тема No1. Путешествуем по странам и материкам

1

Тема No2. Загадочная Африка.

4

Тема No3 Австралия и Океания

4

Тема No4. Антарктида

1

Тема No5. Южная Америка

4

Тема No6. Северная Америка

5

Тема No7. Европа

6

Тема No8. Азия

3

Тема No9. Туристско- рекреационный потенциал Земного шара

1

Урок – зачет

5

Всего

35

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. О.В. Крылова. Уроки географии.1990г.

2. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. Мн.: Харвест, 1999 г. (энциклопедический словарь)

3. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. - М.: Просвещение, 2015 г.

4. Страны и народы. - Москва, 2005

5. Журнал «География в школе».


Календарно-тематический план работы

№ занятия

Наименование разделов

Наименование тем

Плани-руемые

 сроки

Фактич.

 сроки

Введение

Введение в курс

04.09

Тема No1. Путешествуем по странам и материкам

Видеоурок «Путешествие по материкам Земли»

11.09

Тема No2. Загадочная Африка.

Загадочная Африка

18.09

Народы. Традиции. Культура.

25.09

Египет - «дар» Нила. Каир: «Столица» Африки. Тунис: наследие Карфагена. Танзания - заповедная страна

02.10

Затерянные миры Мадагаскара: земли тсинги. Килиманджаро - «сверкающая» гора.

09.10

Тема No3 Австралия и Океания

Девственная природа национального парка Какаду.

16.10

Озеро Эйр: пеликаньи «ясли». Большой Барьерный Риф - жемчужина Австралии.

23.10

Роторуа - страна пара, огня и вулканических извержений.

06.11

Океания. Лагуна Бора- Бора - жемчужина коралловых рифов Тихого океана.

13.11

Тема No4. Антарктида

Сухие долины Антарктиды: Эребус, Террор, Ледяной столб.

20.11

Тема No5. Южная Америка

В дебрях Амазонки.

27.11

Галапагосские острова. Анхель - «Пасть дьявола». Атакама

04.12

Пасхи: загадки истории. Перу. Лима - столица конкистадоров.

11.12

Аргентина: Игуасу и Глотка дьявола. Тайны и загадки Огненной Земли: Ушуайя.

18.12

Тема No6. Северная Америка

Ниагара - «Гремящая вода». Йелоустон - наглядное пособие по геологии.

25.12

Долина смерти. Мамонтова пещера: подземный пейзаж.

15.01

22.01

Гавайские вулканы

29.01

Нью - Йорк и Вашингтон: символы свободы.

05.02

Тема No7. Европа

Норвегия. Красота и очарование фьордов: Берген - самый дождливый город Европы.

12.02

Памятники Средневековой Европы. Викинги. Исландия. Стоунхендж.

19.02

Франция. Париж жемчужина Европы.

26.02

Португалия - «кузница путешественников». Испания: родина фламенко и матадоров.

05.03

Италия. Рим: вечный город. Венеция - «тонущий» город. Ватикан: город- государство.

12.03

Греция. Афинский Акрополь. Гора Афон.

19.03

Тема No8. Азия

Мертвое море: соляная твердь. Иерусалим: Святой город.

02.04

Индия. Непал. Долина Катманду. Джомолунгма: Богиня горных снегов. Тянь- Шань - «Небесные горы».

09.04

Китай. Великая китайская стена. По Великому Шелковому пути.

16.04

Тема No9. Туристско- рекреационный потенциал Земного шара

Туристско- рекреационный потенциал Земного шара

23.04

  1. -

Урок – зачет

Проекты по темам

30.04

07.05

14.05

21.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности география 5 класс

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на...

Рабочая программа по географии в 5 кл.Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах"

Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах".35 час....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Географ-следопыт" 5, 6 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Географ-следопыт» составлена на основе учебно-методического пособия  М.Ю. Аксеновой, Е.В. Храмовой "Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы)"...

Внеурочное интегрированное (география - биология) мероприятие "Путешествие с домашними животными"

Это внеурочное интегрированное мероприятие -игра, которое разрабатывают обучающиеся средней школы (8 классы) для учеников начальной школы.Обучающиеся 8 классов проводят исследование, подбирают интерес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г

Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...

Внеурочная деятельность география 9 класс

Дополнительные занятия для укрепления базовых знаний и умений по гергафии...

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...