Внеурочная деятельность география 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс)
Дополнительные занятия для укрепления базовых знаний и умений по гергафии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_2019_geo_9_kl.docx | 35.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня
Ступень обучения(класс): 9 класс, основное общее
Уровень: базовый
Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
для учащихся 9 классов "Географический мир"
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Пояснительная записка
В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 г. № 413.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года»
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2018-2019 г. по географии, который является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ОГЭ
Программа «Географический мир» рассчитан на 34 часа в 9 классе. Данный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Цель: успешное усвоение учащимися системы знаний в области географии к итоговой аттестации в 9 классе
Задачи:
-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;
-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;
-вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.
Содержание курса
Первый блок «Источники географической информации» включает материал о географических моделях: глобусе, географических картах, планах
местности, их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также - о выдающиеся географических исследованиях, открытиях и путешествиях.
Второй блок «Природа Земли и человек» содержит задания о Земле, как планете; форме, размерах и движении Земли; об географических оболочках.
Третий блок «Материки, океаны, народы и страны» контролирует усвоение знаний о современном облике планеты, происхождении материков и океанов, населении Земли, материках и странах.
В четвёртом блоке «Природопользование и геоэкология» проверяются знания о влиянии хозяйственной деятельности людей на природу, основных типах природопользования, стихийных явлениях.
Пятый блок «География России» выявляет уровень усвоения системы знаний о географическом положении, природе, населении и хозяйстве России.
Содержание курса
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации
2. Природа Земли и человек
3. Материки, океаны, народы и страны
4. Природопользование и геоэкология
5. География России
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Формы и методы проведения занятий
С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного курса. Данное пособие составлено для организации занятий , наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов, Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, контурными картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное тестирование.
Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а также проверочных работ. Наличие компьютера в классе и проектора позволяет большую часть занятий проводить с использованием имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.
Конечно, за 34 часа повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов. В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Виды контроля
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Планируемые результаты обучения
Ожидаемые результаты:
Курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.
Предполагаемые результаты:
- углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, , «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов;
- повышение учебной мотивации обучающихся;
- сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
- продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
- учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
- определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по выбору;
- ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.
Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:
картографические элементы, факты;
номенклатуру;
основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;
особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:
определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;
определять различия в поясном времени различных территорий;
анализировать статистический материал;
воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;
читать карты различного содержания;
показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;
описывать географическое положение;
определять тип объекта согласно классификации;
сравнивать свойства географических объектов;
определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | "ОГЭ-2018", "ОГЭ-2020". Амбрацумова Э.М, "Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов" ,изд-во "Национальное образование" "ФИПИ-школе" | 2 шт. |
2. | "ОГЭ. География. Большой справочник" Чичерина О.В., изд-во "АСТ", 2017г | 1 шт. |
2. Печатные пособия | ||
1. | Топографические карты и географические карты кабинета географии, школьные атласы. | |
2. | Раздаточный материал по темам | 40 шт. |
3. Технические средства обучения | ||
1. | Компьютер, ноутбуки, мультимедиа. | 17 шт. |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Электронные учебники по предмету; Интерактивные наглядные пособия; Мультимедийные учебники по всем курсам обучения; Видеоуроки; |
Календарно-тематическое планирование
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V. География России (10 ч).
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.
Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Обобщение (1 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.
Географический мир
34 ч в год, 1 ч в неделю
Резерв – 2 ч
№ | Дата | № в теме | Название раздела, темы |
1. | 2-8 09 | 1. | Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков. |
2. | 10- 15 09 | 2. | Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов. |
3. | 17-22 09 | 1. | Раздел I. Источники географической информации (3 ч). Глобус, географическая карта. |
4. | 24-29 09 | 2. | План местности. Масштаб. Градусная сеть. |
5. | 1-6 10 | 3. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
6. | 8-13 10 | 1. | Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч). Земля как планета Солнечной системы. |
7. | 15-20 10 | 2. | Движения Земли. |
8. | 22-27 10 | 3. | Литосфера и геологическая история Земли. |
9. | 5-10 11 | 4. | Гидросфера. Атмосфера. |
10. | 12-17 11 | 5. | Биосфера. ГО. |
11. | 19-24 11 | 6. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
12. | 26-1 11 | 1. | Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч). Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. |
13. | 3-8 12 | 2. | Население и численность населения Земли. Расы, этносы. |
14. | 10-15 12 | 3. | Материки и страны. |
15. | 17- 24 12 | 4. | Африка. Австралия. |
16. | 9-12 01 | 5. | Антарктида. Южная Америка. |
17. | 14-19 01 | 6. | Северная Америка. |
18. | 21-26 01 | 7. | Евразия. |
19. | 28-2 01 | 8. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
20. | 4-9 02 | 1. | Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч). Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. |
21. | 11-16 02 | 2. | Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу. |
22. | 18-23 02 | 1. | Раздел V. География России (10 ч). Особенности ГП России. |
23. | 25-2 02 | 2. | Природа России. |
24. | 4-9 03 | 3. | Природные особенности России. |
25. | 11-16 03 | 4. | Население России. |
26. | 18-23 03 | 5. | Демографические показатели России. |
27. | 1-6 04 | 6. | Хозяйство России. |
28. | 8-13 04 | 7. | Отрасли хозяйства РФ. |
29. | 15-20 04 | 8. | Природно-хозяйственное районирование России. |
30. | 22-27 04 | 9. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
31. | 29-4 05 | 10. | Решение учебно-тренировочных тестов по разделу. |
32. | 6-11 05 | 1. | Обобщение (1 ч). Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену. |
Резерв – 2 ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности география 5 класс
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на...
Рабочая программа по географии в 5 кл.Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах"
Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах".35 час....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Географ-следопыт" 5, 6 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Географ-следопыт» составлена на основе учебно-методического пособия М.Ю. Аксеновой, Е.В. Храмовой "Внеурочная деятельность по географии (5 - 6 классы)"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» 8 класс 2019 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 общеобразовательного класса разработана на основе федерального закона Рос...
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса 2019-2020 г
Рабочая программа внеурочной деятельности «География в вопросах и ответах» общеинтеллектуального направления для 8 класса...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 5 класс " Увлекательная география"
В федеральном учебном плане в 5 и 6 классе на географию отводится всего по одному часу, конечно же, этого слишком мало для формирования основ этого интересного предмета, формирования географичес...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности 5 класс " Увлекательная география"
В федеральном учебном плане в 5 и 6 классе на географию отводится всего по одному часу, конечно же, этого слишком мало для формирования основ этого интересного предмета, формирования географичес...