Рабочая программа по географии в 5 кл.Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему
Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах".35 час.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5a_kl.geografiya_v_v_eksperimentah.docx | 55.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Егорлыкский район станица Егорлыкская
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
(МБОУ ЕСОШ №1)
«Утверждаю»
Приказ № ____ от ____
Директор МБОУ ЕСОШ №1
_____________/_ /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для основного общего образования 5а класса
«ГЕОГРАФИЯ В ЭКСПЕРИМЕНТАХ»
Количество часов 35
Учитель Карнаух Людмила Викторовна
Программа разработана на основе: авторской программы основного общего образования по географии для V-IX классов, составленнойИ. И. Бариновой, В. П. Дроновым, И. В. Душиной,Л. Е. Савельевой,издательство «Дрофа» ,2012 г
Основная цель программы через практическую деятельность закрепить знания теории и повысить уровень самостоятельной и исследовательской работы учащихся путем создания творческих проектов.
Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
развивать познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
проводить различные эксперименты под руководством учителя, самостоятельно и с помощью родителей.
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на
основе программы по учебному предмету «География» МБОУ ЕСОШ №1 .Линия учебников издательства «Дрофа» под редакцией В.П. Дронова
,авторы учебника И.И.Баринова, А.А. Плешаков, В.И. Сонин.География. Начальный курс. 2015 г.(5кл.35 час). География. Землеведение, под редакцией
Дронова В.П.и Савельева А.В.В, ООП ООО МБОУ ЕСОШ №1(5кл),в соответствии годовым календарным графиком МБОУ ЕСОШ№1,наличием
выходных и праздничных дней в 2015-2016 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ЕСОШ№1 в условиях пятидневной учебной недели.
Данная программа по «Географии в экспериментах» в 5 а. классе будет реализована в объеме 35 часов.
Цели и задачи курса.
Результаты обучения
Программа содержит систему практических заданий-экспериментов, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов :
Личностные результаты:
Овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса «География в экспериментах» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Личностные УУД:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей странице;
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, сохранение, презентации с помощью технических средств и информационных технологий.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование представлений об особенностях природных явлений на различных территориях и акваториях.
Системно-деятельностный подход.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного общества.
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития занимающегося;
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития занимающихся; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей занимающихся;
Тематическое распределение часов.
№ п/п | Раздел. | Кол-во часов | ||
Авторская программа | Рабочая программа | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Земля во Вселенной | 7 | 4 | |
3 | Географические модели Земли | 10 | 4 | |
4 | Земная кора | 11 | 8 | |
5 | Атмосфера | 11 | 5 | |
6 | Гидросфера | 12 | 6 | |
7 | Биосфера | 7 | 6 | |
8 | Итого: | 59 | 34 |
Критериями эффективности реализации программы будет динамика основных показателей развития и воспитания обучающихся:
1. Динамика предметных результатов обучения.
2. Мотивация на занятиях экспериментальной деятельностью.
3. Развитие личностной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
4. Динамика социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детском коллективе.
5. Включённость родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Таким образом, данная программа внеурочной деятельности позволяет реализовать практическую часть предмета география, через экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках реализации ФГОС ООО.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- География. Землеведение. 5-6 классы. Учебник (авторы В.П. Дронов, Л.Е.Савельева).
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы В.П. Дронов, Л.Е.Савельева).
- География. Землеведение. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е.Савельева).
- География. Землеведение. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы В.П. Дронов, Л.Е.Савельева).
- География. Землеведение. 5-6 классы. Электронное приложение.
- Книга экспериментов. Просто о сложном./пер. с итальянского И.Гурьянова.-М.:Эксмо, 2012
- Большая книга экспериментов. Твори, выдумай, изобретай/И.Е.Гусев.-Москва:АСТ,2013
- http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/library/eksperiment-na-uroke-geograf
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 а класс
№пп | Дата | Тема уроков | Виды учебной деятельности | Формируемые УУД | Контроль и диагностика | Средства обучения | ||||||||||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||
1 | 3.09 | Понятие эксперимента | Работа со словарем, текстом, атласом, слушание учителя | 1.Приводить примеры видов экспериментов 2.Объяснять значение понятий: «эксперимент», Технология проведения. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля). | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Карта полушарий, диск по географии | |||||||||||
2 | 10. 09 | Земля-часть солнечной системы. | Работа с учебником, атласом, выступление учащихся | Называть основные естественные науки и знать что они изучают. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проверка домашнего задания | Атласы | ||||||||||
3 | 17. 09 | Приплюснутый шар | Работа с источниками информации, выступление учащихся | 1.Объяснять значение понятий: «геоид», «эллипс» 2.Приводить примеры географических наук. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Атласы, презентация | ||||||||||||
4 | 24. 09 | Прецессия-движение земной коры. | Работа с научной литературой, атласом, | Приводить примеры методов географических исследований. | Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Самостоятельная работа | |||||||||||
5 | 1.10 | Эффект Кориолиса | Работа учащихся с атласом, таблицами, схемами | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. | Формирование коммутативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Уметь объяснять понятие «Сила Кориолиса» | Выполнение тестовых заданий и игра "Без географии мы никак!" | |||||||||||
6 | 8.10 | Воздушная оболочка Земли. | Работа с учебником, атласом, схемами, таблицами | Знать процессы, происходящие атмосфере. | Осознание ценности чистого воздуха. | Формирование и развитие по средствам географических важнейшего компонента научной картины мира | Устный опрос знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Атласы, настенная карта, презентация | ||||||||||
7 | 15. 10 | Аспирация воздуха. | Работа с учебником, атласом, схемами, таблицами | Знать движение воздушных масс. | Осознание ценности географических знаний, как совершали в древности и Средневековья. | Формирование и развитие по средствам географических важнейшего компонента научной картины мира | Устный опрос знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Атласы, настенная карта, презентация. | ||||||||||
8 | 22. 10 | Мини-ураган. | Работа учащихся со схемами, приборами | Знать крупнейшие ураганы и последствия их деятельности | Осознание влияния деятельности человека на формирование негативных процессов в атмосфере. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания Устный опрос | Портреты путешественников, атласы, схемы | ||||||||||
9 | 29. 10 | Воздушный пресс | Работа учащихся с настенными картами, атласами, учебником, схемами | Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Уметь устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. | Работа с электронным приложением (анализ презентации), работа с к/к | Контурные карты, атласы, презентации | ||||||||||
10 | 12. 11 | Непростой воздух | Работа учащихся по отбору проб воздуха и его анализу. | Научиться находить информацию и анализировать ее. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Уметь применять методы информационного поиска. Уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. | Практическая отработка знаний по разделу. | Атласы, настенная карта, диск | ||||||||||
11 | 19. 11 | Водная оболочка Земли. | Работа учащихся с настенными картами, атласами, учебником, схемами | Знать великих учёных изучавших воду. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Творческая работа | Презентации | ||||||||||
12 | 26. 11 | Айсберг в банке. | Работа со схемами, моделью айсберга, картами атласа | 1.Знать особенности и виды айсбергов. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Модель айсберга. | |||||||||||
3. 12 | Из воды да в воду. | Работа с текстом учебника, схемами в атласе | 1.Знать особенности внутренних вод и воды в океане 2.Уметь их сравнивать. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Атласы | ||||||||||||
14 | 10. 12 | Испарение воды. | Работа с текстом учебника, схемами в атласе, раздаточным материалом | 1. Объяснять значение понятий: испарение | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Атласы | |||||||||||
15 | 17. 12 | Вода на других планетах. | Работа с текстом учебника, схемами в атласе | 1. Объяснять значение понятия «водные ресурсы» | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | Атласы, презентация | |||||||||||
16 | 24. 12 | Смерч в бутылке | Работа с текстом, схемами в атласеПр.работа. | Знать особенности планеты Земля, отличие Земли от других планет. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Настенная карта, атласы | |||||||||||
17 | 14. 01 | Мертвое море в стакане. | Работа с текстом учебника, схемами в атласе, раздаточный материал | Объяснять значение понятий: астрономия | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельном уприобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Схемы, картины,фильмы | |||||||||||
18 | 21. 01 | Какая вода течет из моего крана? | Работа с образцами воды. | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий,СМИ. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Уметь устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы по картам атласа. | ||||||||||||
19 | 28. 01 | КВН на тему «Водная оболочка Земли» | Работа с картами атласа, планом местности, схемами, раздаточным материалом | Уметь называть виды изображений поверхности и знать отличия между этими изображениями. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Атласы, план местности, | |||||||||||
20 | 4.02 | Стороны горизонта.Условные знаки. Масштаб. | Работа с картами, планом местности, раздаточным материалов | 1. Объяснять значение понятий: горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Тест | Атласы | ||||||||||
21 | 11. 02 | Ориентирование на карте и на местности. | Работа с текстом учебника, схемами в атласе, выступление учащихся | 1. Объяснять значение понятий: ориентирование, компас 2.Знать способы ориентирования на местности | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов | Проверка домашнего задания | Компасы | ||||||||||
22 | 18. 02 | План местности.Составление плана местности. | Работа с текстом учебника, схемами в атласе, раздаточным материалом, | 1. Объяснять значение понятий: план, масштаб ,условные знаки, географическая карта, градусная сеть, меридианы, параллели, экватор. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Атласы, карта | |||||||||||
23 | 25. 02 | Составление плана-схемы ландшафтного дизайна приусадебного участка | Работа с текстом . | Научиться строить план ландшафтного дизайна | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя | Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Осознавать себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препятствий. Уметь составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу (самостоятельное построение плана пришкольного участка) | Доп.литература | ||||||||||
24 | 3. 03 | Как возникла Земля | Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя. Моделирование. | Объяснять значение понятий: гипотеза Знать разные гипотезы возникновения Земли | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений | ||||||||||||
25 | 10. 03 | Строение Земли | Работа с учебником, текстом, атласом, схемами | Объяснять значение понятий: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, рельеф, литосфера, полезные | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях.Ископаемые. Знать внутреннее строение земли, свойства мантии. | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений планеты Земля) | Рис. | |||||||||||
26 | 17. 03 | Землетрясения | Работа с учебником, текстом, атласом, макетами. Моделирование | 1. Объяснять значение понятий: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр 2.Уметь называть и показывать на карте зоны землетрясений | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Рис. | Атласы, презентация | ||||||||||
27 | 31.034 | Вулканы, гейзеры. | Работа с учебником, текстом, атласом, таблицами, рисунками, схемами | 1. Объяснять значение понятий: вулкан, кратер, жерло, магма, вулканическая бомба 2.Знать виды вулканов. 3. Уметь называть и показывать на карте зоны активной вулканической деятельности | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель) | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания | Атласы, презентация | ||||||||||
28 | 074.04 | Неоднородный волчок. | Работа с рисунками., текстом, атласом, ролевые игры. | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель) | Способность к самостоятельном уприобретению новых знаний и практических умений с помощью географических карт | Проверка домашнего задания | Атласы, презентация | |||||||||||
29 | 14. 04 | Складки и движения земной коры. | Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя. Моделирование | 1. Объяснять значение понятий: «земная кора» ,объекты. | Уметь приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении геоэкологических проблем человечества | Атласы | ||||||||||||
30 | 21. 04 | Метаморфизм. | Работа с учебником, текстом, атласом, настенными картами | 1. Объяснять значение понятий «метаморфизм», рисовать схемы изменений | использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде | Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. | Устный опрос | |||||||||||
31 | 28.05 | Деформация земной коры Земли | Работа с учебником, текстом, атласом, Отвечать на вопросы учителя. | 1. Объяснять значение понятий деформация земной коры | Устный опрос | |||||||||||||
32 | 05.05 | Месторождения полезных ископаемых | Работа с образцами горных пород | 1. Различать изученные географические полезные ископаемые 2. Сравнивать их на основе известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Уметь организовывать и планировать учебное сотрудничество. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Устный опрос | Образцы горных пород | ||||||||||
33 | 12. 05 | Экскурсия на месторождение глины. | Работа с учебником, текстом, атласом, картосхемами Моделирование | 1. Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, групповой работы. Уметь проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Уметь объяснять взаимосвязи в ПК | Анализ текста учебника, работа с электронным приложением и тетрадью (заполнение таблицы "Влияние человека на природу") | |||||||||||
34 | 19. 05. | Проектная работа на тему «Мой любимый эксперимент» | Урок контроля | 1. Давать определение понятиям; 2. Устанавливать причинно-следственные связи, 3. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, 4.Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя | ставить проблему, аргументировать её актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; | работа с текстом - выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста, использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу (выполнение тестовых заданий, географический диктант) | |||||||||||
35 | 26.05 | экскурсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 7 класс. Курс "География материков и океанов"
Курс "География материков и океанов"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Краеведческие головоломки"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Краеведческие головоломки" расчитана на 1 год. Изучается данный курсв 5 классе, периодичность занятий ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 7-8 классов на 2021 — 2023 учебный год
Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Она составлена в соответствии со следующими нормативными документа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов на 2021 — 2026 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности Музейный клуб «ПОИСК» для обучающихся 6-7 классов на 2022 — 2023 учебный год
Пояснительная записка. Программа по внеурочной деятельности музейного клуба «Поиск» является модифицированной. Программа музейного клуба «Поиск» предполагает организацию деятельност...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основного общего образования по курсу внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 5-9 классов
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задач...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества" 5-9 классы
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества" 5-9 классы представляют собой полноценный методической ...