открытый урок в 10 классе "Глобальные проблемы человечества"
план-конспект урока по географии (10 класс)
Тип учебного занятия: | Урок обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы. |
Вид учебного занятия: | Эвристическая беседа на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения |
Педагогические технологии: | Технология проблемного обучения с применением здоровьесберегающих составляющих |
Цель учебного занятия: | Способствовать изучению, обобщению и систематизации знанийпо теме «Глобальные проблемы человечества» уобучающихся |
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: |
|
Методы обучения: | 1. Метод организации учебно-познавательной деятельности:
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
3. Методы контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности:
4. Активные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза на основе диалогического взаимодействия |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
предназначена разработка для учебного курса по географии | 80.16 КБ |
otkrytyy_urok_globalnye_problemy_chelovechestva.docx | 80.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: | Бальчус Ирина Михайловна |
Предмет: | Учебный курс «Глобальная география» |
Класс: | 10 |
Тема учебного занятия: | Глобальные проблемы человечества |
Тип учебного занятия: | Урок обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы. |
Вид учебного занятия: | Эвристическая беседа на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения |
Педагогические технологии: | Технология проблемного обучения с применением здоровьесберегающих составляющих |
Цель учебного занятия: | Способствовать изучению, обобщению и систематизации знанийпо теме «Глобальные проблемы человечества» уобучающихся |
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: |
|
Методы обучения: | 1. Метод организации учебно-познавательной деятельности:
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
3. Методы контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности:
4. Активные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза на основе диалогического взаимодействия |
Межпредметная связь: | предметы «Экология», «История», «Обществознание» |
Материально – техническое оснащение |
|
Формируемые результаты | Личностные: -сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; -умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы. Метапредметные: - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев. Предметные: - сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
Задачи:
Дидактическая: создание содержательных и организационных условий для изучения, обобщения и систематизации знаний обучающихся
Деятельностная: формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий
Обучающие:
- способствовать изучению обучающимисятемы «Глобальные проблемы человечества: рассмотреть основные понятия, выявить причини возникновения проблем, классифицировать их и определить пути решения глобальных проблем человечества.
- сформировать убеждение о причастности каждого человека к глобальным проблемам.
Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере; доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.
Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры умственного труда, формирование общеучебных компетенций; развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Воспитательные: эколого-географическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий, способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное становление личности.
Этапы урока:
- Организационный момент (проверить все ли, атласы, тетради)
- Мотивация и целеполаганиеВопрос Что нужно вам для хорошей жизни?
(сами определяют) 5 мин
- Актуализация опорных знаний с выполнением промежуточной рефлексии (работа с печатными листочками израб тетради, проверка)5 мин
- Открытия нового знания (презентация, кластер на доске в парах,15 мин
- Физкультурная пауза (шепнуть география) 2 мин
- Закрепление новых знаний мальчики высказывают взаимосвязь, заполнение в таблицу пути выхода)5 мин
- Актуализация новых знаний (вопрос об учителе и учениках)5 мин
- Подведение итогов занятия. Информация о домашнем задании5 мин
- Рефлексия учебной деятельности на занятии (конфета за…)3 мин
Эпиграф урока:
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека,
но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
(М. Ганди)
Заполнение таблицы.
Проблемы | Причины | Пути решения |
Проблема мира и разоружения | Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие. | Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием; Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил. |
Экологическая | деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности. | Оптимизация использования природных ресурсов Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности; Создание особо охраняемых территорий. |
Демографическая проблема | быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты. | Проведение продуманной демографической политики |
Топливно-сырьевая | в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов. | Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики; |
Продовольственная — | Слабое развитие отстающих стран и как следствие малое производство продуктов питания | Пути решения Расширение пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий, увеличение механизации, химизации, автоматизации производства. |
Ученые насчитывают несколько десятков проблем, которые по своей значимости можно считать глобальными. Их можно разделить на политические, экономические, демографические, социальные и экологические.
Что такое холодная война?
Слово учителя. Официально в мире существует 5 стран, которые на своей территории имеют право удерживать ядерное оружие Россия, США, Великобритания, Франция, Китай.
Неофициальным членами являются: Индия, Пакистан, Израиль, Южная Корея.
Региональные конфликты часто порождают еще одну современную проблему - международный терроризм. События 11 сентября 2001 года в США показали, что терроризм превращается в некий мощный фактор угрозы поступательному развитию мирового сообщества, как и другие глобальные проблемы современности.
3 апреля 2017 года, в петербургском метро произошел крупный теракт. Бомба взорвалась между станциями метро «Сенная площадь» и «Технологический институт» — ее привел в действие террорист-смертник, уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Взрывное устройство обладало мощностью до 300 грамм в тротиловом эквиваленте. Трагедия унесла жизни 16 пассажиров, 102 пострадали.В тот же день на станции «Площадь Восстания» обнаружили еще одну бомбу. Однако сотрудникам Росгвардии удалось вовремя обезвредить ее и эвакуировать пассажиров.
Керч и Кемерово
Проблема мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества.
Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной цивилизации.
Кари́бский кризис — исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическоеи военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано размещением США ядерного оружия в Турции в 1961 году и впоследствии тайной переброской и размещениемна Кубе военных частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне.
По свидетельству подводников, больше всех досталось экипажу Савицкого. Стремясь извлечь нашу подлодку наверх, американцы стали забрасывать Б-59 сигнальными гранатами, которые можно было принять за глубинные бомбы. Связи с Москвой не было, хотя одно указание они успели-таки принять: «готовность к использованию оружия «4 часа». Это означало – полная боевая готовность.27 октября американцы вынудили подлодку Савицкого подняться. Экипаж, на протяжении двух недель практически не всплывавший, был уже на полном пределе. Но для горячего, экспрессивного Валентина Григорьевича Савицкого это всплытие равнялось смертельному позору. Именно тогда решающее слово сказал начальник штаба 69-й бригады Василий Архипов. Будучи более сдержанным и уравновешенным, в самый напряженный момент 27 октября он сумел охладить пыл командира подлодки. Свидетелями бурного объяснения между Савицким и Архиповым стали замполит Иван Масленников и командир группы радиоразведки Вадим Орлов.
По воспоминаниям Орлова, американский эсминец, пытаясь заставить всплыть прорывавшуюся к острову Свободы субмарину, атаковал ее глубинными бомбами. На борту Б-59 торпеда с ядерной боеголовкой. Применить ее можно было "в случае согласия трех старших на борту офицеров". Между этими командирами, по словам Орлова, и возник спор. Двое высказались "за", один - "против". В итоге "парень по фамилии Архипов спас мир". Неужто решение о применении ядерного оружия нашими подводными лодками в те годы могло быть принято столь простым, почти партизанским способом? Увы, если подобный спор в Саргассовом море под килями американских эсминцев действительно имел место, его участников уже не расспросить. Старшим на борту Б-59, шедшей из Заполярья к Кубе, действительно был капитан 2 ранга Василий Архипов, начальник штаба 69-й бригады подводных лодок, что базировалась в Полярном. К сожалению, его уже нет в живых. Как и командира той подлодки капитана 2 ранга Валентина Савицкого.
Пути решения
Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;
Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;
Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.
Экологическаяпроблема — деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.
Пути решения
Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;
Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;
Экологическая безопасность населения;
Создание особо охраняемых территорий.
Демографическая проблема — продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.
Пути решения
Проведение продуманной демографической политики.
Топливно-сырьевая — проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.
Пути решения
Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики;
Продовольственная — по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.
Пути решения
Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
Использование ресурсов Мирового океана — на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.
Пути решения
Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.
Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.
Мирное освоение космоса — космос — глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства.
Пути решения
«Немилитаризация» космического пространства.
Международное сотрудничество в освоении космического пространства.
Преодоление отсталости развивающихся стран — большая часть населения мира живет в бедности и нищите, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день.
Пути решения
Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.
Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).
https://youtu.be/YBzLkOvRLDY ссылка на видео урок по глобальным проблемам человечества
Задание 1. Заполните схему «Глобальные проблемы человечества» (рис. 30). Покажите стрелками взаимосвязи
Задание 2. Дополните следующие предложения:
1. Глобальные проблемы в своем взаимодействии образуют своего рода треугольник: Экологическая, Демографическая, Продовольственная.
2. Экологическая проблема в наши дни стала одной из самых главных проблем современности.
3. Демографическая проблема имеет два следующих аспекта: Экономический и социальный.
4. В глобальных масштабах энергетическая и сырьевая проблемы впервые проявились в 70-х годах 20-го века.
5. Главный путь решения продовольственной проблемы человечества заключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение будут иметь биотехнология, использование новых, высокоурожайных сортов и новых методов обработки почвы, дальнейшее развитие механизации, химизации, а также мелиорации.
6. Понятие «морское хозяйство» включает в себя добывающую и обрабатывающую промышленность, энергетику, рыболовство, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм.
7. В наши дни центр тяжести глобальных проблем перемещается в странах «третьего мира».
8. В существующих глобальных прогнозах прослеживаются два принципиально разных подхода: пессимистический и оптимистический. Пессимистический подход особенно ярко проявился в глобальных сценариях, разработанных в 70-х гг. участниками так называемого Римского клуба. Из них вытекало, что уже в середине 21-го века полностью истощатся многие природные ресурсы Земли, а загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня. Но тем не менее учёные исходят из того, что недра Земли и Мировой океан таят в себе ещё много неиспользованных и неоткрытых богатств, что на смену традиционным придут новые ресурсы, что НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв – отнюдь не вечное явление.
Задание 3. Используя количественные показатели (1,5; 2; 12,3; 90; 100; 135; 1200; 2700), заполните ими пропуски в приведенных ниже предложениях:
1. В начале 60-х гг. XX в. население мира увеличилось в среднем на 2% в год, а в конце XX в. стало увеличиваться на 1,4% в год.
2. Среднемировой показатель потребления продовольствия из расчета на душу населения составляет 2700 ккал в сутки.
3. Орошаемое земледелие применяется в 135 странах.
4. Интенсивный путь в наши дни обеспечивает 35% всего прироста продукции земледелия.
5. В морском хозяйстве мира занято по меньшей мере 100 млн человек.
6. В развивающихся странах более 1 млрд человек живут в условиях крайнего обнищания.
7. По мнению некоторых демографов, население земного шара стабилизируется на уровне 9 млрд человек.
Задание 4. Заполните таблицу «Сущность некоторых глобальных проблем человечества» по следующей форме:
ГруппаСуть проблем (характеристика)Примеры основных глобальных проблем, входящие в группу
Интерсоциальные глобальные проблемыПроблемы, существующие в системе «общество – общество», связанные с сохранением безопасности и мира на планете
1. Проблема предотвращения мировой ядерной катастрофы.
2. Проблема войны и мира.
3. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
4. Создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов.
Экологические проблемыПроблемы, существующие в системе «общество – природа», связанные с преодолением различных экологических проблем1. Сырьевая проблема.
2. Продовольственная проблема.
3. Энергетическая проблема.
4. Предотвращение загрязнения окружающей среды.
5. Предотвращение исчезновения различных животных и растений.
Социальные проблемыПроблемы, существующие в системе «человек-общество», связанные с преодолением сложных социальных проблем
1. Демографическая проблема.
2. Проблема сохранения здоровья человека.
3. Проблема распространения образования.
4. Преодоление отрицательных воздействий НТР (научно-технической революции).
Рефлексия
В конце урока вопрос учителя: «Могу ли я , как учитель каким либо образом быть причастна к глобальным проблемам?»
Какую проблему можно решать сейчас вам? (экологические десанты, посадка деревьев, учиться, иметь чёткую позицию взглядов на отношение к наркотикам, алкоголю, толерантность в отношении
Причины глобальных проблем:
- Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
- Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
- Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
- Привить людям новые нравственно-этические ценности;
- Сплотиться всему человечеству;
- Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;
Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
6 этап урока - оценивание работы одноклассников и самооценка
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
Предварительный просмотр:
Учитель: | Бальчус Ирина Михайловна |
Предмет: | Учебный курс «Глобальная география» |
Класс: | 10 |
Тема учебного занятия: | Глобальные проблемы человечества |
Тип учебного занятия: | Урок обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы. |
Вид учебного занятия: | Эвристическая беседа на основе творческого сотрудничества учащихся и учителя в режиме развивающего обучения |
Педагогические технологии: | Технология проблемного обучения с применением здоровьесберегающих составляющих |
Цель учебного занятия: | Способствовать изучению, обобщению и систематизации знанийпо теме «Глобальные проблемы человечества» уобучающихся |
Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: |
|
Методы обучения: | 1. Метод организации учебно-познавательной деятельности:
2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
3. Методы контроля над эффективностью учебно-познавательной деятельности:
4. Активные методы: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, анализа и синтеза, моделирования и прогноза на основе диалогического взаимодействия |
Межпредметная связь: | предметы «Экология», «История», «Обществознание» |
Материально – техническое оснащение |
|
Формируемые результаты | Личностные: -сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; -умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы. Метапредметные: - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев. Предметные: - сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. |
Задачи:
Дидактическая: создание содержательных и организационных условий для изучения, обобщения и систематизации знаний обучающихся
Деятельностная: формирование у обучающихся деятельных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий
Обучающие:
- способствовать изучению обучающимисятемы «Глобальные проблемы человечества: рассмотреть основные понятия, выявить причини возникновения проблем, классифицировать их и определить пути решения глобальных проблем человечества.
- сформировать убеждение о причастности каждого человека к глобальным проблемам.
Образовательные: осознать целостность географической оболочки нашей планеты; необходимость международного сотрудничества в решении глобальные проблем, с учетом особенностей развития каждого государства и жизни населения отдельных территорий; показать масштабы влияния человека на биосферу, выявить причины таких влияний; подвести учащихся к пониманию необходимости рационального природопользования как пути сохранения экологического равновесия в биосфере; доказать значимость мирного сосуществования всех стран и народов Земли.
Развивающие: формировать умения и навыки самостоятельной работы учащихся и во взаимодействии в группе, умения аргументировано выступать перед аудиторией, умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи на основе комплексного применения знаний; формирование географического мышления; культуры умственного труда, формирование общеучебных компетенций; развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Воспитательные: эколого-географическое воспитание, нравственное воспитание, воспитание ответственного отношение к выполнению полученных заданий, способность принятия решений в новой учебной ситуации, социально-активное становление личности.
Этапы урока:
- Организационный момент (проверить все ли, атласы, тетради)
- Мотивация и целеполаганиеВопрос Что нужно вам для хорошей жизни?
(сами определяют) 5 мин
- Актуализация опорных знаний с выполнением промежуточной рефлексии (работа с печатными листочками израб тетради, проверка)5 мин
- Открытия нового знания (презентация, кластер на доске в парах,15 мин
- Физкультурная пауза (шепнуть география) 2 мин
- Закрепление новых знаний мальчики высказывают взаимосвязь, заполнение в таблицу пути выхода)5 мин
- Актуализация новых знаний (вопрос об учителе и учениках)5 мин
- Подведение итогов занятия. Информация о домашнем задании5 мин
- Рефлексия учебной деятельности на занятии (конфета за…)3 мин
Эпиграф урока:
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека,
но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».
(М. Ганди)
Заполнение таблицы.
Проблемы | Причины | Пути решения |
Проблема мира и разоружения | Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие. | Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием; Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил. |
Экологическая | деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности. | Оптимизация использования природных ресурсов Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности; Создание особо охраняемых территорий. |
Демографическая проблема | быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты. | Проведение продуманной демографической политики |
Топливно-сырьевая | в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов. | Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики; |
Продовольственная — | Слабое развитие отстающих стран и как следствие малое производство продуктов питания | Пути решения Расширение пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий, увеличение механизации, химизации, автоматизации производства. |
Ученые насчитывают несколько десятков проблем, которые по своей значимости можно считать глобальными. Их можно разделить на политические, экономические, демографические, социальные и экологические.
Что такое холодная война?
Слово учителя. Официально в мире существует 5 стран, которые на своей территории имеют право удерживать ядерное оружие Россия, США, Великобритания, Франция, Китай.
Неофициальным членами являются: Индия, Пакистан, Израиль, Южная Корея.
Региональные конфликты часто порождают еще одну современную проблему - международный терроризм. События 11 сентября 2001 года в США показали, что терроризм превращается в некий мощный фактор угрозы поступательному развитию мирового сообщества, как и другие глобальные проблемы современности.
3 апреля 2017 года, в петербургском метро произошел крупный теракт. Бомба взорвалась между станциями метро «Сенная площадь» и «Технологический институт» — ее привел в действие террорист-смертник, уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов. Взрывное устройство обладало мощностью до 300 грамм в тротиловом эквиваленте. Трагедия унесла жизни 16 пассажиров, 102 пострадали.В тот же день на станции «Площадь Восстания» обнаружили еще одну бомбу. Однако сотрудникам Росгвардии удалось вовремя обезвредить ее и эвакуировать пассажиров.
Керч и Кемерово
Проблема мира и разоружения — проблема предотвращения третьей мировой войны остается важнейшей, самой приоритетной проблемой человечества.
Во второй половине XX в. появилось ядерное оружие и возникла реальная угроза уничтожения целых стран и даже континентов, т.е. практически всей современной цивилизации.
Кари́бский кризис — исторический термин, определяющий чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическоеи военное противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами в октябре 1962 года, которое было вызвано размещением США ядерного оружия в Турции в 1961 году и впоследствии тайной переброской и размещениемна Кубе военных частей и подразделений Вооружённых Сил СССР, техники и вооружения, включая ядерное оружие. Кризис мог привести к глобальной ядерной войне.
По свидетельству подводников, больше всех досталось экипажу Савицкого. Стремясь извлечь нашу подлодку наверх, американцы стали забрасывать Б-59 сигнальными гранатами, которые можно было принять за глубинные бомбы. Связи с Москвой не было, хотя одно указание они успели-таки принять: «готовность к использованию оружия «4 часа». Это означало – полная боевая готовность.27 октября американцы вынудили подлодку Савицкого подняться. Экипаж, на протяжении двух недель практически не всплывавший, был уже на полном пределе. Но для горячего, экспрессивного Валентина Григорьевича Савицкого это всплытие равнялось смертельному позору. Именно тогда решающее слово сказал начальник штаба 69-й бригады Василий Архипов. Будучи более сдержанным и уравновешенным, в самый напряженный момент 27 октября он сумел охладить пыл командира подлодки. Свидетелями бурного объяснения между Савицким и Архиповым стали замполит Иван Масленников и командир группы радиоразведки Вадим Орлов.
По воспоминаниям Орлова, американский эсминец, пытаясь заставить всплыть прорывавшуюся к острову Свободы субмарину, атаковал ее глубинными бомбами. На борту Б-59 торпеда с ядерной боеголовкой. Применить ее можно было "в случае согласия трех старших на борту офицеров". Между этими командирами, по словам Орлова, и возник спор. Двое высказались "за", один - "против". В итоге "парень по фамилии Архипов спас мир". Неужто решение о применении ядерного оружия нашими подводными лодками в те годы могло быть принято столь простым, почти партизанским способом? Увы, если подобный спор в Саргассовом море под килями американских эсминцев действительно имел место, его участников уже не расспросить. Старшим на борту Б-59, шедшей из Заполярья к Кубе, действительно был капитан 2 ранга Василий Архипов, начальник штаба 69-й бригады подводных лодок, что базировалась в Полярном. К сожалению, его уже нет в живых. Как и командира той подлодки капитана 2 ранга Валентина Савицкого.
Пути решения
Установление жесткого контроля за ядерным и химическим оружием;
Сокращение обычных вооружений и торговли оружием;
Общее сокращение военных расходов и численности вооруженных сил.
Экологическаяпроблема — деградация глобальной экологической системы, в результате нерационального природопользования и загрязнение её отходами человеческой деятельности.
Пути решения
Оптимизация использования природных ресурсов в процессе общественного производства;
Охрана природы от негативных последствий человеческой деятельности;
Экологическая безопасность населения;
Создание особо охраняемых территорий.
Демографическая проблема — продолжение демографического взрыва, быстрый рост численности населения Земли и как следствие перенаселение планеты.
Пути решения
Проведение продуманной демографической политики.
Топливно-сырьевая — проблема надежного обеспечения человечества топливом и энергией, в результате быстрого роста потребления природных минеральных ресурсов.
Пути решения
Всё более широкое применение нетрадиционных источников энергии и тепла (солнечной, ветровой, приливной и т. д.). Развитие атомной энергетики;
Продовольственная — по данным ФАО (организации по продовольствию и сельскому хозяйству) и ВОЗ (Всемирной организации по здравоохранению) в мире голодают и недоедают от 0,8 до 1,2 млрд. человек.
Пути решения
Экстенсивный путь решения заключается в расширении пахотных земель, пастбищных и рыбопромысловых угодий.
Интенсивный путь — это увеличение производства сельскохозяйственной продукции за счет механизации, химизации, автоматизации производства, за счет освоения новых технологий, выведения высокоурожайных, болезнеустойчивых сортов растений и пород животных.
Использование ресурсов Мирового океана — на всех этапах человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. В настоящее время океан это не просто единое природное пространство, но и природно-хозяйственная система.
Пути решения
Создание мировой структуры морского хозяйства (выделение зон нефтедобычи, рыболовных и рекреационных зон), совершенствование инфраструктуры портово-промышленных комплексов.
Охрана вод Мирового океана от загрязнения.
Запрещение военных испытаний и захоронения ядерных отходов.
Мирное освоение космоса — космос — глобальная среда, общее достояние человечества. Испытание разного рода оружия может угрожать всей планете сразу. «Замусоривание» и «засорение» космического пространства.
Пути решения
«Немилитаризация» космического пространства.
Международное сотрудничество в освоении космического пространства.
Преодоление отсталости развивающихся стран — большая часть населения мира живет в бедности и нищите, которые можно считать крайними формами проявления отсталости. Доход на душу населения в некоторых странах составляет менее 1 долл. в день.
Пути решения
Создание и осуществление программ международной помощи отстающим странам.
Безвозмездная экономическая и финансовая помощь (строительство промышленных предприятий, больниц, школ).
https://youtu.be/YBzLkOvRLDY ссылка на видео урок по глобальным проблемам человечества
Задание 1. Заполните схему «Глобальные проблемы человечества» (рис. 30). Покажите стрелками взаимосвязи
Задание 2. Дополните следующие предложения:
1. Глобальные проблемы в своем взаимодействии образуют своего рода треугольник: Экологическая, Демографическая, Продовольственная.
2. Экологическая проблема в наши дни стала одной из самых главных проблем современности.
3. Демографическая проблема имеет два следующих аспекта: Экономический и социальный.
4. В глобальных масштабах энергетическая и сырьевая проблемы впервые проявились в 70-х годах 20-го века.
5. Главный путь решения продовольственной проблемы человечества заключается в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение будут иметь биотехнология, использование новых, высокоурожайных сортов и новых методов обработки почвы, дальнейшее развитие механизации, химизации, а также мелиорации.
6. Понятие «морское хозяйство» включает в себя добывающую и обрабатывающую промышленность, энергетику, рыболовство, транспорт, торговлю, рекреацию и туризм.
7. В наши дни центр тяжести глобальных проблем перемещается в странах «третьего мира».
8. В существующих глобальных прогнозах прослеживаются два принципиально разных подхода: пессимистический и оптимистический. Пессимистический подход особенно ярко проявился в глобальных сценариях, разработанных в 70-х гг. участниками так называемого Римского клуба. Из них вытекало, что уже в середине 21-го века полностью истощатся многие природные ресурсы Земли, а загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня. Но тем не менее учёные исходят из того, что недра Земли и Мировой океан таят в себе ещё много неиспользованных и неоткрытых богатств, что на смену традиционным придут новые ресурсы, что НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв – отнюдь не вечное явление.
Задание 3. Используя количественные показатели (1,5; 2; 12,3; 90; 100; 135; 1200; 2700), заполните ими пропуски в приведенных ниже предложениях:
1. В начале 60-х гг. XX в. население мира увеличилось в среднем на 2% в год, а в конце XX в. стало увеличиваться на 1,4% в год.
2. Среднемировой показатель потребления продовольствия из расчета на душу населения составляет 2700 ккал в сутки.
3. Орошаемое земледелие применяется в 135 странах.
4. Интенсивный путь в наши дни обеспечивает 35% всего прироста продукции земледелия.
5. В морском хозяйстве мира занято по меньшей мере 100 млн человек.
6. В развивающихся странах более 1 млрд человек живут в условиях крайнего обнищания.
7. По мнению некоторых демографов, население земного шара стабилизируется на уровне 9 млрд человек.
Задание 4. Заполните таблицу «Сущность некоторых глобальных проблем человечества» по следующей форме:
ГруппаСуть проблем (характеристика)Примеры основных глобальных проблем, входящие в группу
Интерсоциальные глобальные проблемыПроблемы, существующие в системе «общество – общество», связанные с сохранением безопасности и мира на планете
1. Проблема предотвращения мировой ядерной катастрофы.
2. Проблема войны и мира.
3. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.
4. Создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов.
Экологические проблемыПроблемы, существующие в системе «общество – природа», связанные с преодолением различных экологических проблем1. Сырьевая проблема.
2. Продовольственная проблема.
3. Энергетическая проблема.
4. Предотвращение загрязнения окружающей среды.
5. Предотвращение исчезновения различных животных и растений.
Социальные проблемыПроблемы, существующие в системе «человек-общество», связанные с преодолением сложных социальных проблем
1. Демографическая проблема.
2. Проблема сохранения здоровья человека.
3. Проблема распространения образования.
4. Преодоление отрицательных воздействий НТР (научно-технической революции).
Рефлексия
В конце урока вопрос учителя: «Могу ли я , как учитель каким либо образом быть причастна к глобальным проблемам?»
Какую проблему можно решать сейчас вам? (экологические десанты, посадка деревьев, учиться, иметь чёткую позицию взглядов на отношение к наркотикам, алкоголю, толерантность в отношении
Причины глобальных проблем:
- Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества и существуют из-за противоречий между человечеством, средой и обществом;
- Техническое могущество цивилизации превзошло достигнутый уровень общественной организации и грозит уничтожить все живое;
- Побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей, их нравственные ценности весьма далеки от идеалов;
Пути решения: Новое политическое мышление это веление времени. Оно должно проявлять себя во всех сферах деятельности людей.
- Привить людям новые нравственно-этические ценности;
- Сплотиться всему человечеству;
- Совершить невиданные по масштабам и глубине преобразования во всем мире;
Вывод: Глобальные проблемы – это вызов человеческому разуму. Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть. Преодолеть усилиями каждого человека и каждой страны в тесном сотрудничестве ради великой цели - сохранения возможности жить на Земле.
Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет – заслуга каждого из нас.
6 этап урока - оценивание работы одноклассников и самооценка
ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация открытого урока:"Природа и проблемы экологии."
1. Совершенствование лексических навыков по теме «Природа и проблемы экологии».2. Развитие навыков устной речи, говорения по теме «Природа и проблемы экологии».3. Активизация грамматически...
Открытый урок по теме "Проблемы окружающей среды"
Открытый урок по теме "Проблемы окружающей среды" для учащихся 8 класса....
Открытый урок по теме: "Проблемы молодежи в Германии и в России".
Урок прошел на высоком методическом уровне. Прослеживались все формы работы: - работа в группах;- в парах;- фронтальная;- ролевые игры, представляющие репортера из Германии;- работа над чтением;р...
Открытый урок по теме "Проблемы формирования информационного общества"
Разработка урока по теме "Проблемы формирования информационного общества" для 9 класса....
Открытый урок по теме "Проблемы молодежи " 9 класс
Открытый урок по теме "Проблемы молодежи " 9 класс...
открытый урок в 10 классе "Глобальные проблемы человечества"
Тип учебного занятия:Урок обобщения и систематизации знаний и умений по изученной теме на основе применения знаний естественно – научных дисциплин школьной программы.Вид учебного занятия:Эвристи...
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой”
Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемырассказаВиктора Астафьева“Конь с розовой гривой&rdquo...