Рабочая программа по географии 5-6 класс
рабочая программа по географии (5, 6 класс)

Котляревская Елена Леонтьевна

    Рабочая программа по географии составлена на основании Федерального Закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) 2010г .Федерального базисного учебного плана, с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ, и полностью реализует идеи новой концепции географического образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.jpeg

Рабочая программа

Предмет география

Класс 5

Программа составлена:

Котляревская Е.Л

учителем географии,

высшей квалификационной категории

2019г

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основании Федерального Закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) 2010г .Федерального базисного учебного плана, с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ, и полностью реализует идеи новой концепции географического образования.

Цели курса:

знакомство с особенностями природ мы мира, с древнейшим изобретением человечества- географической картой, с взаимодействием природы и человека;

пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;

формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Основные задачи курса на предметном уровне— пробудить интерес к естественно-научным дисциплинам, в том числе к географии; познакомить с особенностями живой и неживой природы; познакомить с таким важным источником географической информации, как карта; начать формирование картографической компетенции учащихся; формировать представление о целостности и неоднородности природы Земли. На метапредметном уровне важно научить планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников. На личностном уровне важно продолжить формирование ответственного отношения к учебе, коммуникативной компетентности, основ экологической культуры.

Общая характеристика учебного предмета

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников,  учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.       Большое внимание уделяется изучению влияния человека на  географические процессы, исследование своей местности,  используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

 Программой предусмотрено выполнение в данном курсе четырех обязательных практических работ:

Географические открытия древности и Средневековья.

Важнейшие географические открытия.

Ориентирование по компасу.

Составление простейшего плана местности.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Национально – региональный компонент по географии направлен на изучение «Малой Родины», её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет: География. Начальный курс.

Класс: 5      

Всего часов на изучение программы: 34 ч.

 Количество часов в неделю: 1 час

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность  устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные  результаты  курса  «География. Начальный курс»  основаны на формировании универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению  новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её  цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные УУД:

- называть методы изучения Земли;

- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли.

Содержание учебного предмета

Что изучает география

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География — наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический

метод.

Как люди открывали Землю

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Земля во Вселенной

Как древние люди представляли себе Вселенную.

Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета — Земля. Земля— планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин.

Виды изображений поверхности Земли

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу.

Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4

Природа Земли

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва — особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Учебно – тематический план

№ раздела

тема

Количество часов

1

Что изучает география

5

2

Как люди открывали Землю

5

3

Земля во вселенной

9

4

Виды изображений поверхности Земли

4

5

Природа Земли

12

Итого

35

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Вид деятельности учащихся

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Что изучает география -5 часов

1

Мир,  в котором мы живем

Урок изучения нового

Мир живой и неживой природы.

Явления природы. Человек на Земле

Знакомство с учебником. Изучение

и анализ иллюстраций

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки.

Выявлять и знать объекты живой и неживой природы, их отличительные признаки.

Учебно-познавательный интерес к географии.

2

Науки о природе

Урок изучения нового

Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением

Выявлять и знать объекты изучения естественных наук, в том числе географии.

Знать основные правила работы в кабинете географии.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Учебно-познавательный интерес к географии.

3

География-наука о Земле

Урок изучения нового

Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела

географии

Работа с учебником и электронным

приложением, знакомство с                        презентацией

Учебно-познавательный интерес к географии.

Учебно-познавательный интерес к географии

Составление схемы географических наук

4

Методы географических исследований

Комбинированный

урок

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический

метод. Статистический метод

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы

Давать определение понятию картография.

Называть  методы географических исследований Земли.

Распознавать отличии методов географических исследований. Выявлять источники географических знаний. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии.

Слуховое восприятие текстов. Умение работать с различными источниками информации.

1.Составление описания учебного кабинета географии.

2.Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

3.Организация наблюдений за погодой. 4.Решение тестовых заданий.

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география

Обобщающий урок

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Что

изучает география»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом.

Понимание значимости разных наук, изучающих природу.

Решение тестовых заданий.

Как люди открывали мир – 5 часов

6

Географические открытия древности и Средневековья

Урок изучения нового

Плавания финикийцев. Великие

географы древности. Географические

открытия Средневековья

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать

географические объекты, упомянутые

в тексте учебника

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Обозначение на контурной карте географических объектов, указанных в тексте параграфа.

7

Важнейшие географические открытия

Комбинированный урок (урок-путешествие)

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие                      Австралии. Открытие Антарктиды.

Практическая работа № 1 «Географические открытия древности и Средневековья»

Работа с текстом учебника, контурной

картой. Анализ презентации

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Работа с текстом учебника, контурной

картой. Анализ презентации.                                

8

Открытия русских путешественников

Урок изучения нового в игровой

форме (урок-путешествие).

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три

моря». Освоение Сибири.

Практическая работа № 2

«Важнейшие географические открытия»

Чтение и анализ карт атласа.                      Самостоятельная подготовка презентации по

опережающему заданию «Десять                      великих путешественников

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле.

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по

опережающему заданию «Десять великих путешественников».

9

Открытия русских путешественников

Урок-практикум.

Практическая работа № 2

«Важнейшие географические открытия»

Чтение и анализ карт атласа.                      Самостоятельное выполнение работы

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Обобщающий урок

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Как лю#

ди открывали Землю»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Ставить учебную задачу под руководством  учителя.

Планировать свою деятельность под руководством учителя.

Выявлять причинно-следственные связи.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Выслушивать и объективно оценивать другого.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле. Понимание роли и значения географических знаний.

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Решение тестовых заданий.

Земля во Вселенной – 9 часов

11

Как древние люди представляли себе Вселенную

Урок изучения нового

Что такое Вселенная? Представления

древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о

Вселенной. Система мира по Птолемею

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации

учителя

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации

учителя.

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику.

Представления о Вселенной Джордано

Бруно.

Комбинированный урок

Изучение Вселенной Галилео

Галилеем. Современные представления о Вселенной

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир»

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые,

перевернувшие мир».

13

Соседи Солнца

Урок изучения нового

Планеты земной группы. Меркурий.

Венера. Земля. Марс.

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя.

14

Планеты-гиганты

и маленький

Плутон

Комбинированный урок

Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун.

Плутон

Составление характеристики планет гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска

Умение сравнивать различные объекты, выделять главные особенности.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

Составление характеристики планет-гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска.

15

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Урок изучения нового

Астероиды. Кометы. Метеоры.

Метеориты

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям

учебника

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям

учебника.

16

Мир звезд Солнце.

Урок изучения нового

Многообразие звезд. Созвездия

Наблюдения за звездным небом: какие

созвездия я знаю и видел

Умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

Наблюдения за звездным небом: какие

созвездия я знаю и видел.

17

Уникальная

планета— Земля

Комбинированный урок

Земля— планета жизни:

благоприятная температура, наличие

воды и воздуха, почвы

Сравнение особенностей планет

земной группы

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Изготовление модели Земли, отражающей ее истинную форму.

18

Современные

исследования

космоса

Комбинированный урок

Вклад отечественных ученых

К. Э. Циолковского, С. П. Королева

в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли— Ю. А. Гагарин

Подготовка сообщения о первой

женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Понимание значения и роли в развитии мировой науки космических знаний.

Подготовка сообщения о первой

Женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в

открытый космос (А. А. Леонов).

19

Обобщение

знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Обобщающий урок

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу

«Земля во Вселенной»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Осознание значения географии в изучении солнечной системы и значения этих знаний.

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом.

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

20

Стороны

горизонта

Урок изучения нового

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

Умение участвовать в совместной деятельности.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта.

21

Ориентирование Компас.

Урок изучения нового

Ориентирование по Солнцу.

Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Практическая работа № 3                          « Ориентирование по компасу»

Ориентирование по компасу и местным признакам

Умение работать с измерительными приборами.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Определение с помощью компаса сторон горизонта.

22

План местности

и географическая

карта

Урок изучения нового

Изображение земной поверхности

в древности. План местности.

Географическая карта.

Практическая работа № 4 «Составление простейшего плана местности»

Отработка знания условных знаков

плана. Ориентирование по плану

и географической карте

Овладение умением читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Осознание многообразия способов представления земной поверхности.

1.Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности

2.Составление плана кабинета географии

23

Обобщение

знаний по разделу

«Виды

изображений

поверхности

Земли»

Обобщающий урок -практикум

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Виды

изображений поверхности Земли»

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

местности

Уроки 19 -21

Уроки 19 -21

Ориентирование по плану и карте.

Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана

Местности.

Природа Земли – 10 часов

24

Как возникла

Земля

Урок изучения нового

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта,

П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание роли знаний о различных версиях происхождения планеты.

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя.

25

Внутреннее строение Земли

Урок изучения нового

Что у Земли внутри? Горные породы

и минералы. Движение земной коры

Анализ текста и рисунков учебника,

определение ключевых понятий

урока, самостоятельное выполнение

заданий учителя

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание значения знаний о внутреннем строении Земли.

Анализ текста и рисунков учебника,

определение ключевых понятий

урока, самостоятельное выполнение

заданий учителя.

26

Землетрясения

и вулканы

Комбинированный урок

Землетрясения. Вулканы. В царстве

беспокойной земли и огнедышащих

гор

Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Преобразовывать текстовую информацию в табличную.

Понимание значения знаний о вулканах и землетрясениях, правилах безопасного поведения.

Работа с атласом и контурной картой:

обозначение районов землетрясений

и крупнейших вулканов

 

27

Путешествие

по материкам

Урок изучения нового в игровой форме (урок-путешествие)

Евразия. Африка. Северная Америка.

Южная Америка. Австралия.

Антарктида. Острова

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических черт природы и населения материков. Осознание причин уникальности природы и населения материков.

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации

о природе разных материков Земли.

Работа с учебником, атласом.

28

Вода на Земле

Урок изучения нового

Состав гидросферы. Мировой океан.

Воды суши. Вода в атмосфере

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание специфических свойств гидросферы и его составных частей.

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков

и океанов Земли

29

Воздушная одежда Земли

Урок изучения нового

Состав атмосферы. Движение воздуха.

Облака. Явления в атмосфере. Погода.

Климат. Беспокойная атмосфера

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).

Понимание специфических черт воздушной оболочки Земли.

Анализ текста учебника с целью

определения ключевых понятий урока

30

Живая оболочка

Земли

 

Комбинированный урок

Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

Работа с учебником и электронным

приложением

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации. Проводить наблюдения (в том числе инструментальные).

Понимание специфических черт живой оболочки Земли.

Работа с учебником и электронным

приложением.

31

Почва— особое

природное тело

Комбинированный урок

Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

Анализ текста учебника, работа

с электронным приложением

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.

Понимать  значение почвы в природе и жизни человека.

Анализ текста учебника, работа

с электронным приложением.

32

Человек и природа

Урок изучения нового

Воздействие человека на природу.

Как сберечь природу?

Выполнение тестовых заданий. Работа

с картами. Повторение географической номенклатуры и основных

понятий и терминов (географический

диктант)

Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал. Готовить сообщения и презентации.

Понимание бережного отношения к природе.

Выполнение тестовых заданий. Работа

с картами. Повторение географической номенклатуры и основных

понятий и терминов (географический

диктант).

33

Обобщение

знаний «Природа

Земли»

Итоговый урок

Обобщение и практическая отработка

знаний и умений по разделу «Природа

Земли»

Выполнение заданий учителя. Работа

с учебником, атласом

Смотри разделы курса

Смотри  разделы курса

Решение тестовых заданий.

34

Урок коррекции знаний по курсу

Урок коррекции знаний

Смотри  уроки 1-33

Смотри  разделы курса

См. разделы курса

См. разделы курса

Решение тестовых заданий.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)        

Учебно-методический комплект.

1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова).

3. География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина).

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.

     5. Научно-популярные, художественные книги для чтения, журналы (в соответствии с основным содержанием обучения).

      6. Справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии)

 2. Печатные пособия        

     Таблицы по географии в соответствии с программой обучения.

     Портреты путешественников

     Географические настенные карты.

     Атласы

     Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)        

3. Технические средства обучения        

    Классная интерактивная магнитная доска, экспозиционный экран, персональный компьютер,  мультимедийный проектор.

  4.Электронные пособия

    Электронный учебник по курсу География. Начальный курс 5 класс

    Электронное пособие «Природа океанов»  1,2, 3 части

   Интерактивные плакаты «Великие географические открытия»

5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование        

      Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Термометр медицинский. Лупа. Компас. Часы с синхронизированными   стрелками.  Глобусы. Модели теллурия, флюгера, вулкана, земной коры.

 6. Натуральные объекты        

   Коллекции полезных ископаемых.

  Коллекция почв

  Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\1.jpeg

Рабочая программа

Предмет география

Класс 6

Программа составлена:

Котляревская Е.Л

учителем географии,

высшей квалификационной категории

2019г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа по учебному предмету «География» для 6 класса составлена на основании Федерального Закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) 2010г .Федерального базисного учебного плана, с учетом обязательного минимума содержания основных образовательных программ, и полностью реализует идеи новой концепции географического образования.

Целью  курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально – целостного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.

ЗАДАЧИ  КУРСА

Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:

Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей.

Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях.

Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов.

Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов.

Развитие элементарных практических умений при работе со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации.

Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.

Развитие понимания разнообразия и своеобразия духовных традиций народов, формирование и развитие личностного отношения к своему населенному пункту как части России.

Развитие чувства уважения и любви к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы.

Национально – региональный компонент по географии направлен на изучение «Малой Родины», её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде.

.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-планировать свою деятельность под руководством учителя;

-работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

-работать в соответствии с предложенным планом;

-участвовать в совместной деятельности;

-сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

-оценивать работу одноклассников;

-выделять главное, существенные признаки понятий;

-определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

-сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-классифицировать информацию по заданным признакам;

-искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

-работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

-классифицировать информацию;

-создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

 Личностные результаты обучения

Учащийся должен обладать:

-ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной,

-общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

-пониманием ценности здорового образа жизни;

-основами экологической культуры.

      Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки).  Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля, а также по результатам выполнения практических работ.

      Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

-называть методы изучения Земли;

-называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

-объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

-приводить примеры географических следствий движения Земли;

-объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности»,  «масштаб», «азимут», «географическая карта»;

-называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;

-приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

-находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

-читать план местности и карту;

-определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;

-производить простейшую съемку местности;

-классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

-ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

-определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;

-называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

-объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;

-называть и показывать основные географические объекты;

работать с контурной картой;

-называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

-приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;

-определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;

-классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;

-объяснять особенности движения вод в Мировом океане,

особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана,

-особенности циркуляции атмосферы;

-измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;

-составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану;

-описывать погоду и климат своей местности;

-называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;

называть меры по охране природ;

-рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;

-приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;

-составлять описание природного комплекса;

-приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Введение (1 час)

Открытие, изучение и преобразование Земли.

Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы. 

Вращение Земли. Луна.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен
уметь:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
2.Виды изображений поверхности Земли (
9 ч)
План местности (4 ч)
Понятие о плане местности.

Что такое план местности? Условные знаки.
Масштаб.

Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. 

Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. 

Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.
Практикумы.

1. Изображение здания школы в масштабе.

2. Определение направлений и азимутов по плану местности.

3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
Географическая карта (5 ч)
Форма и размеры Земли.

Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.
Географическая карта.

Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. 

Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. 

Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практикумы.

4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Предметные результаты обучения:
Учащийся должен
уметь:
- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
- производить простейшую съемку местности;
- работать с компасом, картой;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических

  объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

3. Строение Земли. Земные оболочки (21 ч)
Литосфера (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение.

Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы.
Движения земной коры. 

Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. 

Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши.

Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени.
Рельеф дна Мирового океана. 

Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 

5. Описание форм рельефа.
Гидросфера (6 ч)
Вода на Земле.

Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана.

Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. 

Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды.

Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки.

Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. 

Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники.

Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 

6. Составление описания внутренних вод.
Атмосфера (6 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. 

Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. 

Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. 

Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. 

Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. 

Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практикумы. 

7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

8. Построение розы ветров.

9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Биосфера. Географическая оболочка (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. 

Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Практикумы.

10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).

№ раздела

Раздел

Количество часов

по программе

1.

Введение

1

2.

Виды изображения поверхности Земли

План местности.

Географическая карта

9

4

5

3.

Строение Земли. Земные оболочки

Литосфера

Гидросфера

Атмосфера

Биосфера. Географическая оболочка

21

5

6

6

4

4.

Население Земли

3

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС.

                                                              (по учебнику Т.П. Герасимовай, Н.П. Неклюковой)

№ урока

Тема урока

Дата проведе-ния

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) универсальные учебные действия (УУД)

Виды деятельности

Практическая

работа

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля-планета Солнечной системы.

Называть методы изучения Земли; называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

планировать свою деятельность; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию.

Обозначение на контурной карте маршрутов великих путешественников. Работа с рисунками «Планеты Солнечной системы», «Вращение Земли вокруг Солнца»

П. 1- 2

ВИДЫ  ИЗОБРАЖЕНИЙ  ПОВЕРХНОСТИ  ЗЕМЛИ (9 часов)

ПЛАН  МЕСТНОСТИ (4 часа)

2.

Понятие о плане местности. Масштаб.

Стартовый контроль.

Называть и объяснять значение терминов; приводить примеры перевода одного вида  масштаба в другой; читать план местности.

Работать в соответствии с предложенным планом; оценивать работу одноклассников; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Обладать ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе к мотивации к обучению и познанию.

Работа с планом местности. Отработка умений выбирать масштаб, переводить цифровой масштаб в именованный

Практикум 1. Изображение здания школы в масштабе.

П. 3-4

3.

Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты  и местных предметов; определять азимут, направление.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности.

Определение сторон горизонта по компасу. Определение направлений и азимутов по плану местности.

Практикум 2.

Определение направлений и азимутов по плану.

П.5

4.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Называть и  давать определение терминам; читать план.

Выделять главное, существенные признаки понятий; классифицировать информацию по данным признакам; определять критерии для сравнения фактов, событий, объектов.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Определение по плану местности высот холмов и глубин впадин. Определение по расположению горизонталей крутого и пологого склонов холма.

Изображение с помощью горизонталей холма и впадин.

П. 6

5.

Составление простейших планов местности.

Производить простейшую съемку местности; определять  направления, расстояния на плане, карте и местности.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; классифицировать информацию по заданным признакам.

Понимание значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человека.

Составление плана местности методом маршрутной съемки

Практикум 3.

Составление плана местности методом маршрутной съемки.

П. 7

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  КАРТА (5 часов)

6.

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Давать определение понятиям, знать размеры Земли; читать карту; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;

Выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Работа с глобусом и картами различных масштабов. Определение по глобусу и карте направлений и расстояний

П. 8 -9

7.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

Участвовать в совместной деятельности. Сравнивать объекты, факты, явления по заданным критериям.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Определение по глобусу и картам различных параллелей и меридианов.

П.  10

8.

Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты.

Классифицировать информацию по заданным признакам; называть и показывать элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению.

Определение географических координат объектов.

Практикум 4.

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.

П. 11-12

9.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Читать план местности и карту; определять по карте высоты и глубины.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; учувствовать в совместной деятельности.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Определение по картам высот и глубин объектов.

П. 13

10.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Выполнение  тестовых заданий

СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ, ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (21 часа)

ЛИТОСФЕРА (5 часов)

11.

Земля и ее внутреннее строение

Объяснять значение терминов;  виды земной коры; внутреннее строение

Земли.

Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Выполнение в тетради рисунка «Внутреннее строение Земли». Определение минералов и горных пород по отличительным признакам. Сравнение горных пород, различающихся по происхождению.

П. 14

12.

Движение земной коры. Вулканизм.

Называть и показывать основные географические объекты; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира.

Высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; создавать тексты разных типов.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению

Подготовка сообщений о крупнейших землетрясениях и извержениях вулкана. Оценка влияния природных катастроф, связанных с литосферой, на деятельность населения и способов их предотвращения.

П. 15

13.

Рельеф суши. Горы.

Текущий контроль за 1 полугодие.

Приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек.

Работать в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению

Определение по карте расположения на материках различных гор, их протяженности и высоты; высочайших горных вершин в Европе, Азии, Африке, Северной и Южной  Америке.

П. 16

14.

Равнины суши.

Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению.

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников.

Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности

Определение по карте расположения на материках наиболее крупных равнин, их протяженности. Сравнение полезных ископаемых равнин и горных районов.

Практикум 5.

Составление описания форм рельефа.

П. 17

15.

Рельеф дна Мирового океана

Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой.

Работать с поставленной задачей, в соответствии с предложенным планом

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению

Определение по картам шельфов материков и их частей, материковых островов, серединно-океанических хребтов океанов.

П. 18

ГИДРОСФЕРА (6 часов)

16.

Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана.

Называть и показывать основные географические объекты.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Составление схемы мирового круговорота воды.

Обозначение на контурной карте океанов, крупных внутренних и внешних морей.

П. 19-20

17.

Движение воды в океане

Объяснять особенности движения вод в Мировом океане.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

Составление схемы возникновения приливов и отливов под воздействием притяжения Луны

Обозначение на  контурной карте теплых и холодных течений.

П. 21

18.

Подземные воды.

Объяснять значение терминов; объяснять способы образования подземных вод.

Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания.

Устанавливать причинно-следственные связи.

 Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

.Выполнение в тетради рисунка «Грунтовые воды»

Знакомство с грунтовыми водами на экскурсии.

П. 22

19.

Реки.

Называть и показывать на карте части реки; давать определения терминам; наносить на контурную карту крупнейшие реки мира и России.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Описание реки своей местности по плану.

Обозначение на контурной карте наиболее крупных рек России и мира. Выявление наиболее протяженных и полноводных рек, каналов.

П. 23

20.

Озера.

Виды озерных котловин; составлять краткую характеристику объекта по плану.

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Обозначение на контурной карте крупных озер и водохранилищ.

Практикум 6. Составление описания внутренних вод.

П. 24

21.

Ледники.

Называть и объяснять  термины; объяснять происхождение ледников и вечной мерзлоты; показывать на карте.

применять методы информационного поиска; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

 Обозначение на контурной карте крупных горных и покровных ледников, границ зоны вечной мерзлоты. Выдвижение гипотез возможного использования человеком ледников и вечной мерзлоты.

П. 25

 АТМОСФЕРА (6 часов)

22.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

 Объяснять строение, значение  атмосферы; объяснять особенности циркуляции атмосферы.

уметь самостоятельно выделять познавательную цель;

искать и выделять необходимую информацию;

формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

формирование навыков самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности

Выполнение в тетради рисунка «Строение атмосферы». Доказательство изменения плотности атмосферы и состава воздуха в верхних слоях по сравнению с поверхностным слоем.

П. 26

23.

Температура воздуха.

Определять температуру воздуха, амплитуды температур.

осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий.

формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Выявление зависимости между географическим положением территории и температурой воздуха в пределах этой территории. Расчет средней температуры. Формулирование вывода о зависимости между температурой воздуха и высотой Солнца над горизонтом.

Практикум 7.

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

П. 27

24.

Атмосферное давление. Ветер.

Измерять атмосферное давление, направление и силу ветра.

Планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

формирование познавательного интереса к предмету изучения

Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Выполнение рисунка: изображение направления движения воздуха в дневном и ночном бризе. Сравнение температуры и давления над сушей и морем днем и ночью.

Практикум 8.

Построение розы ветров.

П.  28

25.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.

Знать виды атмосферных осадков; объяснять способ определения влажности; измерение количества атмосферных осадков.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Выявление зависимости количества воды в воздухе от его температуры. Определение количества воды в насыщенном воздухе при заданных температурах

Практикум 9.

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.

П. 29

26.

Погода.

Климат.

Описывать погоду и климат своей местности.

Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Заполнение календаря погоды. Измерение среднесуточной температуры зимой и летом. Сравнение розы ветров и диаграммы облачности, характерных для своей местности.

Описание климата своей местности по плану. Обозначение на контурной карте основных факторов, влияющих на его формирование.

П. 30

27.

Причины, влияющие на климат.

Тепловые и климатические пояса Земли: называть и показывать  на карте; объяснять причину образования.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Выполнение в тетради рисунка: изображение положения Земли по отношению к Солнцу днем и ночью; положения земной оси по отношению к Солнцу зимой и летом; областей, для которых характерны полярный день и полярная ночь.

П.31

БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ  ОБОЛОЧКА (4часа)

28.

Разнообразие и распространение организмов на Земле.

Объяснять значение терминов; объяснять размещение живых организмов на Земле и Мировом океане; объяснять влияние живых организмов  на природу Земли.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Характеристика одной из природных зон по плану. Работа с картой «Природные зоны мира». Подготовка сообщений по теме «Охрана  биосферы». Рассказы о  заповедниках, национальных парках и представителях растительного и животного мира.

Обозначение на контурной карте границ природных зон.

П. 32

29.

Распространение организмов в Мировом океане.

Объяснять воздействие организмов на земные оболочки

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Работа в группах: изучение жизни и деятельности наиболее интересных представителей морской фауны, подготовка иллюстрированных сообщений.

П. 32

30.

Природный комплекс.

Называть и показывать на карте ПК, объяснять причины образования. Составлять характеристику ПК.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Изучение ПК своей местности и их описание по плану.

Практикум 10.

Составление характеристики природного комплекса.

П. 33

31.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки.»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой.

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3 часа)

32.

Население Земли

Уметь рассказывать о численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; называть и показывать объекты на карте.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно  сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

Изучение этнографических особенностей различных народов. Описание особенностей жилища, одежды, еды, быта, праздников. Посещение краеведческого музея.

Обозначение на контурной карте численности населения каждого материка; границ наиболее заселенных стран; городов с населением более 10 млн. человек.

П. 34

33.

Человек и природа.

Итоговый контроль за 2 полугодие

Рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях. Показывать районы распространения стихийных природных явлений на карте мира.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно  сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Определение порядка действий при угрозах различных стихийных бедствий.

34.

Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли»

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Литература для учителя.

Основная

Атлас. География. Начальный курс. 6 класс.

Примерные Программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

География. Начальный курс. 6 кл.:  учебник / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.

География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие (автор О.А. Бахчиева)

География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь (автор Т.А. Карташева, С.В. Курчина)

География. Начальный курс. 6 класс. Электронное приложение.

Литература для учащихся:

Знаменитые ученые. Жизнь. Творчество. Открытия: рефераты: Математика.

Химия. География/сост. Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель, 2008 – 295 с.:

ил.

Тайны великих географических открытий/В.И. Маслов. Худож. П.С.

Сацкий – М.: Издательство Оникс, 2008.- 256 с.: ил. – (Библиотека открытий).

Тайны пропавших экспедиций/В.И Малов; худож В.В. Струковнин, З.

Ярина. – М.: Издательство Оникс, 2008. – 256 с.: ил.-(Библиотека открытий).

Тайны морей и океанов: Фращук Д.Я.: «Издательский дом  «Вече», 2005.

Земля до и после потопа./ Н.И. Коптеев – «Издательский дом «Вече», 2005.

Зканимательные опыты и эксперименты /(Ф.Ола и др.). – М.; Айрис-

пресс, 2006. – 128 с.: ил. – (Внимание дети!)

Техническое оснащение:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер

Экран

Интернет

Телевизор

Видеоплеер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...