Конспект урока географии
план-конспект урока по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Урок географии в 7 классе на тему: «Антарктида»
ФИО учителя (полностью) | Афонина Лариса Анатольевна | |
Место работы | МОУ СОШ №4 г. Нерехты Костромской области | |
Должность | Учитель географии | |
Предмет | география | |
Класс | 7 | |
Тема и номер урока в теме | Географическое положение и история исследования Антарктиды. | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний. | |
Базовый учебник | А.П.Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов «География. Земля и люди» Москва «Просвещение» 2017 г. | |
Средства обучения | Учебник, атласы 7 класс, контурные карты, настенная физическая карта мира, портреты первооткрывателей Антарктиды. | |
Цели урока: | Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «Географическое положение и история исследования Антарктиды» средствами технологии критического и проблемного обучения. Образовательная цель: добиться осознания и усвоения ключевых слов - Антарктида, М.П. Лазарев, Ф.Ф. Беллинсгаузен, Р. Амундсен, Р. Скотт; показать значение открытия материка Антарктиды русскими моряками, покорения Южного полюса Земли экспедициями Р. Амундсена, Р. Скотта; отрабатывать правила работы с картой, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать. Воспитательная цель: способствовать пониманию идеи целостности мира; способствовать формированию мировоззренческой географической культуры личности, патриотизма. Развивающая цель: создать условия для развития системы умений устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, картами атласа, умения анализировать и обобщать полученные знания. |
10. | Планируемые результаты. | |
Предметные умения - иметь представление о размерах материка; - уметь показывать материк, называть особенности его географического положения; - иметь представление об исследователях материка; - уметь выполнять задания по контурной карте. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в атласе, тетради, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТАРА УРОКА:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Актуализация знаний | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность классного помещения и порядок на рабочих местах, фиксирует в классном журнале отсутствующих. Вопросы: - Что мы изучаем в 7 классе на уроках географии? (материки и океаны) - Как назывался ранее существовавший единый материк? (Пангея) - Что с ним произошло в дальнейшем? (раскололся на южный и северный материки в результате внутренних процессов происходящих в земле) - Как назывался Северный материк? (Лавразия) - Как назывался Южный? (Гондвана) - Что в дальнейшем произошло с этими двумя материками и почему? (в результате процессов происходящих внутри Земли они раскололись на отдельные части) | Дети приветствуют учителя, проверяют наличие учебных пособий на своем рабочем месте, отвечают на вопросы учителя. |
2 этап Фронтальный экспресс - опрос-беседа. Подготовка к формулировке темы и цели урока. | Беседа: - На какие две группы делят все материки? (северные и южные) - Какую группу материков мы изучаем? (южные) -Какие материки южной группы мы уже изучили? (Африка, Австралия, Южная Америка) -Какой из них самый жаркий? (Африка) -Назовите самый влажный материк. (Южная Америка) -А какой материк самый маленький и сухой? (Австралия)
| Ученики отвечают на вопросы учителя, работают с географической картой. |
3 этап Создание проблемной ситуации Изучение нового материала. А)Постановка целей и задач урока. Б)Мотивация учебной деятельности. В) Работа в группах. Г) Первичное усвоение знаний. | Учитель: Продолжим изучать южные материки. Попытайтесь сами сформулировать тему нашего урока. «На далёком полюсе, где метёт пурга, Вопросы классу: 1. Как вы думаете, о каком материке идет речь? 2. С чего мы начинаем изучение каждого материка? 3. Давайте сформулируем тему нашего урока! Учитель: Запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока. Учитель: Ребята, давайте попробуем с вами обозначить цели и задачи нашего урока, я думаю, что вы легко справитесь с этим, так как мы изучаем уже не первый материк. Вопросы классу: 1. С какими словами у вас ассоциируется слово Антарктида? 2. Как вы думаете, почему материк назвали Антарктида? В чем разница между такими понятиями Антарктида и Антарктика? Южная полярная область Земли называется Антарктидой. Название это происходит от двух слов: «анти» – против и «Арктос» – так по-гречески называлось созвездие Большой Медведицы, под которым лежит полярная северная область, или Арктика. Антарктика в буквальном смысле значит – противолежащая Арктике. Материк, расположенный в центре Антарктики получил название Антарктида Учитель: Вам уже известен план характеристики ГП материка. Сейчас охарактеризуйте ГП положение Антарктиды по типовому плану. Ответ составить устно по картам атласа. Работаете группами, затем руководитель группы обобщает результат работы (учитель раздает задания каждой группе). Учитель: Откройте учебник стр. 112 и определите чему равна S Антарктиды? Какое место занимает материк по S относительно других материков? Учитель: Как же и когда была открыта Антарктида? Кто принимал участие в открытии этого материка Учитель: Вторая половина 18 века – Джеймс Кук неоднократно пересекает южный полюс, но материк не находит, его мрачные выводы , о том что даже и есть южные земли, то они никогда не будут исследованы «эта страна обречена природой на вечный холод». Интерес к этому району планеты не пропал. Первая русская Антарктическая экспедиция под руководством Лазарева и Беллинсгаузена на суднах «ФРАМ» и «МИРНЫЙ» - помимо того, что было открыто множество островов, был открыт Южный материк – Антарктида (16 января 1820 г.) И мы, русские люди должны помнить и гордиться, что именно наши соотечественники были первооткрывателями Антарктиды, должны помнить о мужестве и героизме проявленными русскими моряками во время столь сложной экспедиции) Учитель: Как вы думаете, ребята, а когда был достигнут южный полюс, сразу, когда материк открыли русские мореплаватели? Конечно же нет. Южный полюс был открыт гораздо позднее. Поговорим о первооткрывателях южного полюса. (Руаль Амундсен открывает южный полюс – 14 декабря 1911 г.Роберт Скотт – открывает южный полюс – 18 января 1012 года) Учитель: Давайте с вами поговорим о современных исследованиях Антарктиды, откройте учебники стр. 114, я буду задавать вам вопросы, а вы с помощь текста будете мне на них отвечать. Вопросы: 1. Сколько научных станций находится в Антарктиде? 2 .Почему на материке отсутствует постоянное население? 3. Учёные наблюдают за поведением ледового покрова материка, почему? 4. Как с помощью Антарктиды можно решить водную проблему? 5. Что обнаружено в недрах Антарктиды? 6. Какому государству принадлежит Антарктида? 7. Сколько станций и баз имеет Россия в Антарктиде? 8. Можно ли в Антарктиде испытывать оружие? Учитель: Сейчас в Антарктиде уже проводят экскурсии для туристов. Для этого ученые, которые здесь работают, открыли небольшой музей, где можно увидеть портреты путешественников, которые открывали и исследовали материк, увидели вещи, принадлежащие им, услышать интересные истории об их героических открытиях. Постоянное население в Антарктиде в настоящее время отсутствует. Тем не менее, здесь расположены несколько десятков научных станций, в которых общая численность исследователей изменяется от 1000 человек зимой до 4000 летом (граждан России около 150). 7 января 1978 года произошло историческое событие: на аргентинской полярной станции Эсперанса родился первый человек Антарктиды — Эмилио Маркос Пальма. А сейчас мы просмотрим с вами видеоролик об этом удивительном и загадочном континенте и вы убедитесь в его неприступности и величии. https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=yocBfUQMr_A&feature=emb_logo | Отвечают на поставленные вопросы : 1. Антарктида; 2. С ФГП и истории исследования материка; 3. ФГП и история исследования Антарктиды. В рабочих тетрадях записывают дату и тему урока. Пытаются обозначить цель урока: 1.ФГП Антарктиды: 2. История открытия и исследования материка: 3. Современные исследования Антарктиды. Называют свои ассоциации: ледяной, безмолвный, заснеженный, холодный, пустынный, загадочный т.д. Открывают тетради и записывают определения в рабочую тетрадь. Работают с планом ГП материка (стр.112) и картами атласа и отвечают на задания, предложенные учителем, затем отвечают (рассказ работой с географической картой у доски) 1 группа (ответ) - Материк почти целиком находится за Южным полярным кругом. Не пересекается экватором, тропиками. Нулевой меридиан делит Антарктиду на две неравные части. Южный полярный круг пресекает Антарктический полуостров. Крайняя точка – одна и расположена на Антарктическом полуострове – 63 градуса С.Ш. (м. Сифре) 2 группа (ответ) Берега Антарктиды омывают 3 океана: Индийский, Атлантический и Тихий (хотя в атласах написано, что материк омывает один южный океан, это потому, что некоторые ученые стали выделять еще один океан, объединив в него южные части Атлантического, тихого и Индийского океанов) Моря: Уэдделла, Беллинсгаузена, Амундсена, Росса. 3 группа (ответ) – Материк расположен в антарктическом и субантарктическом климатических поясах. Антарктида обособлена от всех материков, кроме Южной Америки, от которой её отделяет самый широкий пролив Дрейка. Определяют S Антарктиды и записывают в тетрадь (S =13.9 млн. км2, занимает 5 место) Слушают учителя, затем заранее подготовленные учащиеся делают сообщения о первооткрывателях Антарктиды: 1 ученик – о М.П. Лазареве. 2 ученик – о Ф.Ф. Беллинсгаузене Просмотр фотографий Р.Амундсена и Р. Скотта, затем сообщения учащихся. 3 ученик- о Р. Амундсене 4 ученик – о Р. Скотте Открывают учебники стр. 114 и отвечают на поставленные учителем вопросы: 1. 53 станции. 2. Крайне суровая природа материка непригодна для жизни людей. 3. Таяние ледников может привести к катастрофическим последствиям. 4. Транспортировка айсбергов к берегам Австралии, Африки и даже Азии. 5.Уголь, железную руду, золото и др. 6. Материк не принадлежит ни одному государству; 7. 5 станций и 1 базу. 8. В Антарктиде запрещено испытывать оружие, разрешено заниматься только научной работой. Ученики случают учителя . Ученики смотрят видеоролик. |
4 этап Первичное закрепление. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. | Вопросы:
| Отвечают на поставленные вопросы: 1.Да 2. Антарктиду. 3. Площадь материка равна 14 млн.км в кв.) 4. Участники Первой Антарктической экспедиции под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М,П, Лазарева. 5. Первооткрывателем южного полюса является Р. Амундсен, а месяцем позже Р. Скотт. 6. Самый маленький по площади, самый холодный, самый загадочный и самый неизвестный 7. а) Подо льдом имеются большие запасы минеральных ресурсов; б) интересен органический мир материка; в) здесь находится удивительный вулкан Эребус, действующий даже при сильных морозах; г) континент является огромным запасником пресной воды; |
5 этап Задание на дом. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | § 36, 37 на контурных картах подписать географические объекты вдоль береговой линии материка | Ученики записывают задание в дневники. |
6 этап Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок. | Учитель: Давайте оценим нашу сегодняшнюю работу на уроке. - Мы достигли цели урока? -Было ли тебе интересно на уроке? -Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке? - Смог ли ты применить ранее полученные знания? -Как бы ты оценил свою работу на уроке? | Дети отвечают на вопросы и оценивают свою работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"
Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
На конкретных примерах учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...