Практические работы на уроках географии (целесообразность выбора темы)
статья по географии по теме
Статья будет полезна учителям географии при планировании практических работ на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочетание теоретических знаний и практических навыков у уч. | 17.04 КБ |
описание выбора практических работ для учащихся | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические работы на уроках географии
(целесообразность выбора темы)
Интерес к географическим знаниям необходимо прививать с первого года изучения географии, с первого знакомства с новым предметом. Поэтому учителю географии целесообразно продумывать приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, разнообразить формы проведения занятий. Это особенно важно при преподавании географии в 6 классе, учитывая сложность материала, изучаемый в этом курсе, а также и то, что темы этого курса в дальнейшем изучении географии не повторяются.
Отсюда возникает необходимость научить учащихся теоретические знания применять на практике. С этой целью целесообразно проводить занятия с элементами занимательности, с элементами применения теоретических знаний на практике.
Сочетание теоретических знаний и практических навыков у учащихся с задержкой психического развития считаю главным в преподавании географии- это научит их ориентироваться в окружающем мире, адаптироваться в социуме.
Система практических работ заложена в программу изучения географии, но каждый учитель должен подойти к проведению практических работ творчески, используя весь арсенал методической литературы по этому вопросу и собственных наработок.
Действующей программой по географии в «Начальном курсе географии» предусмотрено проведение 14 различных итоговых практических работ. В том числе практические работы на местности, развивающие умения ориентироваться в незнакомой местности, наблюдать, сравнивать и делать выводы.
В отдельную группу можно выделить практические работы по формированию умений работать с физической и контурными картами. Ребята учатся определять положение различных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов, географические координаты различных точек. Наиболее сложными из всех практических работ данного курса является построение графика изменение температуры в течение недели, месяца; построение диаграммы погоды, вычерчивание «розы ветров». Они выполняются под руководством учителя.
Практические работы «Географии материков и океанов» проводятся с использованием атласа, контурных карт и учебника в классе. В процессе изучения курса учащиеся осваивают новые карты: строение земной коры, почвенную, климатическую, комплексную. При выполнении некоторых работ у учащихся формируются умения использовать сразу несколько карт. Много практических работ данного курса формируют умения учащихся сравнивать географические особенности отдельных территорий, материков в целом. Трудно переоценить значение подобных работ для развития мышления учащихся. Практические работы как бы сравнивают знания учащихся о природных особенностях территорий, населении и хозяйственной деятельности человека. Впервые у школьников формируется умение показывать взаимосвязи, существующие между природными особенностями территорий, бытом населения, хозяйственной деятельностью.
В целом практические работы по курсу «Физическая география» 6 класс и «Географии материков и океанов» 7 класс при условии их систематического выполнения готовят учащихся к самостоятельной работе в 8-9 классах. Многие знания и практические умения будут конкретизированы при изучении своей страны, при изучении природы, населения и хозяйства своей области.
При изучении курса «География России. Природа», «Население и хозяйство России» учащиеся должны показать влияние природных особенностей на жизнь населения, его хозяйственную деятельность. Например, влияние взаимосвязей тектонического строения и рельефа, а также полезных ископаемых и отраслей промышленности. Определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения, сопоставление этих показателей для различных районов страны важно увязать с различиями в характере растительности, с особенностями сельскохозяйственного производства. Выполнение практической работы по выявлению зависимости между компонентами природы в природной зоне также невозможно без внимания к экологическим проблемам.
Практические работы как бы связывают между собой природу и человека, вскрывая влияние природных условий на его работу и быт. Знание и умение использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знание основных статистических показателей, характеризующих население своей страны, своей области, является обязательным для выпускника школы, изучившего географию своей страны.
Большая группа практических работ, лежащих в основе экономического образования и воспитания учащихся предусматривают самостоятельное использование учащимися экономических карт атласа, статистических таблиц из приложения учебника, работу с текстом учебника. Часто при выполнении практических работ используется целый комплекс различных источников информации. Например, при характеристике транспортной магистрали необходимы физические и экономические карты, текстовая характеристика, статистика, периодические издания. Усложнять практические работы по курсу «Население и хозяйство России» нецелесообразно.
Очевидно, что привитие практических навыков просматривается во всех курсах географии и от того, как будут учителем они организованы, зависит успешность усвоения как теоретических знаний по предмету, так и практических умений школьников. Практика показывает, что ученики всегда нуждаются в некоторой помощи со стороны учителя.
Считаю, что тема, выбранная мною как тема самообразования, является актуальной, так как способствует методическому совершенствованию учителя, который в большей мере сможет активизировать познавательную деятельность учащихся через формирование практических умений и навыков.
Предварительный просмотр:
Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
Изучение курса географии должно быть направлено на развитие познавательных интересов учащихся и приобретение ими навыков самостоятельного пополнения знаний, а также укрепление единства теории и практики обучения для последующей социализации учащихся.
Решению поставленных задач способствуют практические работы по географии.
К практическим работам по географии относятся упражнения по карте, измерительные работы на местности, наблюдения в природе, составление плана, таблиц на основе анализа текста учебника и др. Все эти работы предусмотрены программой и направлены в основном на ознакомление учащихся с методами географической науки и формирование у них географических умений и навыков.
Остановлюсь на примере практических работ в начальном курсе географии, который является основополагающим в географии.
При изучении первого систематического курса географии закладываются основы понимания карты и её построения.
Тема «План местности»- знакомлю учащихся с азбукой карты- условными знаками, чтением плана местности, самостоятельным построением элементарного плана способом полярной съёмки, хождение по азимуту.
Практическая работа по нахождению географических координат закладывает основы «математического положения объекта» на пространстве поверхности Земли.
В программе географии 6 класса акцент делаю на ГП, т.к. это «адрес» объекта (гор, равнин, реки, озера и т.д.), от которого зависят многие его особенности. Знание географического положения – это главное условие выявления пространственных, причинно-следственных связей при дальнейшем изучении географии 7-9 классах.
В формировании приёмов описания ГП объекта применяю практический метод в сочетании со словестным , при этом аспект самостоятельности в деятельности учащихся возрастает при формировании каждого частного приёма.
Опыт показывает, что в следующих курсах географии приём определения ГП объекта используется как опорный для введения приёма «определения ГП материка», государства, региона. Приём помогает продолжить работу по расширению картографических представлений учащихся, развитию речи.
В 6 классе организую систематические наблюдения в природе- за погодой.
Каждый ученик наблюдает погоду и ведёт календарь. Навыки и результаты таких наблюдений необходимы при обработке их при изучении темы «Атмосфера».
Полученные данные наблюдений за погодой обрабатываются учащимися в следующей последовательности:
- график температуры за месяц (по собственным наблюдениям;
- график годового хода температуры (по данным таблицы №№8,9 для Москвы, Адена);
- построение розы ветров;
- построение диаграммы осадков (1 см равен 1 дню);
- построение диаграммы типов погоды за месяц (таблица форзаца учебника).
Таким образом, выполняя практические работы, основываясь на обработке данных собственных наблюдений за погодой, позволяют учащимся приобрести компетенции данных наблюдений в наглядном отображении (графики, диаграмма, роза ветров). Эти практические работы способствуют формированию умений анализировать явления (температуру, ветер, облачность, погоду). А в старших классах эти умения позволяют анализировать экономические данные, статистические показатели, делать сравнительную характеристику географических объектов.
Отсюда, практические работы, проводимые в 6 классе, формируют умения, необходимые в дальнейшем изучении географии, они рассматриваются как путь получения новых и совершенствования имеющихся знаний учащихся.
Обязательное условие успешного выполнения практических работ - это наличие специально разработанной системы заданий: постепенное нарастание трудностей заданий и увеличение степени самостоятельности при выполнении работ.
В прошедшем учебном году мною были проведены открытые уроки: «Вселенная», 5 класс, на котором школьники работали по карточкам практических работ; в 6 классе по теме «Построение розы ветров», где учащиеся выполняли практическую работу по данным календаря наблюдений за погодой в городе Жигулёвске; в 9 классе по теме «Белоруссия», на котором ребята использовали карточки-задания для определения ЭГП, рек, городов, природных ресурсов, продукции отраслей промышленности и сельского хозяйства страны.
Применение практических работ на уроках способствует повышению интереса к географии, к окружающей природе и помогают учащимся адаптироваться к социуму. Умение что-то делать самому, а не быть пассивным слушателем позволяют учащимся повысить свои знания.
Формирование практических умений и навыков на уроках географии способствовало повышению степени обученности учащихся в 2009-2010 учебном году с 43% до 47%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Практические работы на уроках географии"
Практическая работа - это общее название разных по образовательным целям учебных работ по географии с обязательным представлением учащимися результатов работы....
Практические работы на уроках географии
Повысить уровень самостоятельной позновательной деятельности учащихся....
Практические работы на уроках географии.
Считаю, что на уроках географии в коррекционной школе должны проводиться в обязательном порядке практические работы. Количество таких работ зависит от категории детей, подбора класса. В пр...
Практические работы на уроках географии с использованием географических карт, как эффективный способ формирования универсальных учебных действий.
Практические работы на уроках географии 6 класс....
Практические работы на уроках географии с использованием географических карт, как эффективный способ формирования универсальных учебных действий.
Практические работы на уроках географии 6 класс....
Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»
1. Введение 2. Виды практических работ по географ 3. Общие требования к организации практических раб...
Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий
Тема моего сообщения «Практическая работа на уроках географии с использованием современных педагогических технологий» связана с происходящими в настоя...