Конспект урока "Многообразие стран мира "10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс)

Гурова Алена Анатольевна

описание хода урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_mnogoobrazie_stran_mira_10_klass.docx229.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Многообразие стран современного мира» 10 класс

Автор: Гурова А.А. учитель географии ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Предмет: География

Класс: 10 класс

Тема: Многообразие стран современного мира.

Учебник: В. П. Максаковский "Экономическая и социальная география мира" – М.: «Просвещение».

Тип урока:  Модульный блок-цикл, комбинированный. 

Формы работы: Индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: политическая карта мира, карты атласа, контурная карта, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.     

Цель урока: Формирование представления о современной политической карте мира. Введение понятий «суверенное государство», «типология», «валовой внутренний продукт», «индекс человеческого развития», «республика», «монархия», «федеративное государство»,  «унитарное государство», «политическая география».

Задачи:

Обучающие:

Сформировать   представление о разнообразии современного мира, изучить классификацию, типологию и государственный строй  стран.

Развивающие:

Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.

Воспитательные

- формировать чувство ответственности каждого за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность.

Планируемые результаты

- формирование чувства ответственности каждого за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность;

- развитие сотрудничества при работе в парах, в группе;

- воспитание интереса к географии как науки.

- развитие речи;

- формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;

- развитие у обучающихся самоконтроля знаний и умений;

- умение работать с картами, первоисточниками, таблицами, «визитной карточкой» стран мира; составлять схемы, работать в группе, парой, участвовать в обсуждении проблем.

- развивать умение работать с различными источниками информации;

- формировать      представление о разнообразии современного мира;

- изучить классификацию, типологию и государственный строй  стран.

Краткое описание: 

 Данный блок-цикл содержит разработку четырех уроков по теме "Многообразие стран современного мира" в 10 классе с применением модульной технологии.

Модульный блок-цикл по теме: Многообразие стран современного мира

 

Модуль №1

Тема «Многообразие стран современного мира».

 

 

Руководство

по выполнению

, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации

1.0

ЦЕЛЬ:

Сформировать представление о разнообразии современного мира;

Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира

Рассмотреть количественные и качественные сдвиги на политической карте мира.

Изучить классификацию стран.

Воспроизведите знания:

  • Какую информацию несет политическая карта мира?
  • Какую классификацию стран вы знаете?
  • Какое место в мире занимает Россия по численности населения? По размерам территории?

 

 устно

 «Политическая карта мира»  

1.1.

Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран»:

  1. - Сколько стран на политической карте в настоящее время?
  2. - Что такое суверенное государство?

Цель: перечислить этапы формирования политической карты, охарактеризовать качественные и количественные сдвиги.

  1. Прочитав текст параграфа, в таблице перечислите этапы формирования политической карты.

Этапы формирования:

Качественные

изменения

Количественные

изменения

Древний

Средневековье

Новый

Новейший

  1. По каким признакам группируются страны мира?

 

Письменно

Таблица 10*

Привести примеры

Учебник ч.1. т.1, #1, стр. 9,

Презентация

атлас на стр.2-3

в тетради

1.2

Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран», просмотрите слайды презентации «Многообразие стран современного мира», используя карту «Политическая карта мира».

Цель: познакомиться с классификацией стран по размерам территории и по численности населения.

Д/з

  1. Страны по величине территории:

1…

2…

3…

4…

Покажите их на карте.

Страны по численности населения:

1…

2…

3…

4… 

Назвать и показать «десятку» стран, лидирующих по численности населения.

  1. Какие страны бывают по географическому положению?
  2. Назвать их и показать страны:
  3. Архипелаги…
  4. Островные…
  5. Приморские…
  6. Полуостровные…
  7. Центральные… 

Учебник ч.1. т.1, #1, стр.10,  Презентация

№1, слайды 8-10, атлас «Политическая карта мира» на стр. 2-3. 

Д/з РТ 30

1.2

Самостоятельная работа

- Перечислите все возможные признаки, которые могут быть положены в основу классификации стран мира.

- На контурную карту нанесите несколько островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран.

Письменно, индивидуально таблица № 3, рабочая тетрадь (с.3)

1.3

Вопросы контроля (работа по группам)

- работа с тестовым заданием

- вопросы контроля (устно):

  1. Какую информацию несет политическая карта?
  2. Назвать этапы формирования политической карты.
  3. Привести примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте.
  4. Назвать и показать 7 стран-гигантов
  5. Назвать и показать 10 стран по численности населения.
  6. Назвать и показать микрогосударства
  7. Назвать и показать по ГП.

 индивидуально

 

1.4

Рефлексия

1.5

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник ч.1. т.1, #1, стр.9-10, #2, зад.№1 на стр. 20

  

Приложение к М-1

Тест по теме «Многообразие стран современного мира»

1 вариант

 

  1. Какое количество стран не имеет выхода в море:

а) 24;   б) 42;  в) 40;   г) 38

2. Расставьте страны по мере убывания площади:

а) Канада;  б) Россия;  в) США;  г) Китай; 

3. Объединение ФРГ и ГДР – это

а) количественные сдвиги;   б) качественные сдвиги.

4. Установите соответствие:

 

Греция

Япония

Исландия

А. Архипелаг

Б. Островное

В. Полуостровное

 

5.Политически независимыми государствами называются:

а) колонии;  б) суверенные;  в) метрополии.

 

Тест по теме «Многообразие стран современного мира»

  1. вариант

 

1. Расставьте следующие страны по убыванию численности населения

а) Индия;  б) Китай;   в) Индонезия;   г) США.

2. Укажите сухопутное государство:

а) Япония;   б) Монголия;  в) Испания;   г) Исландия.

3. Выберите микрогосударство:

а) Бразилия;   б) Норвегия;  в) Ватикан.

4. Установите соответствие:

 

 

1. Индия

2. Япония

3. Шри-Ланка

А. Архипелаг

Б. Островное

В. Полуостровное

 

5.В каком веке большинство стран получили независимость?

а) ХХ в.;    б) ХIX в.;       в) XVIII в

Модуль №2

Тема «Типология стран современного мира»

Руководство

по выполнению

, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации

УЭ-0

 

 

ЦЕЛЬ:

  • Сформировать представление о типологии стран современного мира;
  • Определить место России в типологии стран;

 

1.1. 

Цель: познакомиться  с типологией стран по уровню социально-экономического развития.

Прочитайте материал учебника п.2«Типология стран», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карту «Уровень социально-экономического развития стран».

  1. Что такое типология стран? Что лежит в основе   типологии?
  2. С каким видом типологии стран мы с вами знакомимся?
  3. Словарная работа: ВВП, ИЧР
  4. Что такое ВВП? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ВВП?
  5. Что такое ИЧР? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ИЧР.
  6. Охарактеризуйте трехчленную типологию стран.

 

Письменно в тетради

 

Учебник, т.1, параграф 1, стр. 10-11,п.2. презентация

№2, слайды 2-5, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран» 

1.2

 

Цель: познакомиться с экономически развитыми странами.

Работа с учебником: п.3 «Экономически развитые страны»

Прочитайте материал учебника «Экономически развитые  страны», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира».

  1. Дополните схему: «Типы стран по уровню экономического развития»

Типы стран по уровню экономического развития 

Экономически развитые страны

Развивающиеся страны

Страны с переходной экономикой

  

Письменно в тетради

Учебник ч.1. т.1, #1, стр.11, 13, п.3,5, Презентация

№2, слайды 6-9, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3. 

1.3

 

Цель: познакомиться с развивающимися странами.

Прочитайте материал учебника п.4 «Развивающиеся страны», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира».

  1. Какие страны относятся к развивающимся? Где они расположены?
  1. Дополните схему «Типы стран по уровню экономического развития»
  1. Дайте характеристику подтипов развивающихся стран.
  2. Какие существуют проблемы выделения развитых и развивающихся стран?

 

 

 Письменно в тетради

Учебник т.1, #1, стр.12-13, Презентация

№2, слайды 10-14, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3. 

1.4

Цель: познакомиться со странами с переходной экономикой.

Прочитайте материал учебника п.5 « Страны с переходной экономикой», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира».

Письменно в тетради

Учебник т.1, стр.13-14, Презентация

№2, слайды 15-16, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3. 

1.5

Цель:

практическая работа на контурной карте.

Нанести на к\к страны «Большой семерки»;

Ключевые страны;

Нефтеэкспортирующие страны. (Д/з)

Контурная карта

«Политическая карта мира» на стр. 2-3. 

2.0

Цель: контроль уровня усвоения материала:

Тест:

1.Установить соответствие:

1.Австралия а) страна «большой

семерки»

2.Ботсвана б) внеевропейские

страны

3.Германия в)нефтедобывающая

страна

4.Кувейт г)наименее развитые

страны

5.Тайланд д) НИС

Ж) страна с

переходной экономикой

2.В какой из перечисленных стран ВВП на душу населения наибольший?

1). Индия 3) Китай

2) Норвегия 4)Болгария

3. Найти лишнее:

1).США 3) Япония

2) Франция 4) Сомали

3.Выбрать НИС из группы стран:

а) Япония б)Тайвань

б)Пакистан в)Монголия

4.К группе наименее развитых стран относятся:

а)Чили, Аргентина, Бразилия

б) Мозамбик, Афганистан, Непал

в)Саудовская Аравия, Катар, Кувейт

Письменно в тетради

 

Модуль №3

Тема «Государственный строй стран мира»

Руководство

по выполнению

, стр. учебника, атласа, презентации

1.0

 ЦЕЛЬ:

  • Сформировать представление о разнообразии современного мира.
  • Познакомиться с формами государственного правления и административно-территориального устройства стран.
  • Расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры
  • Воспроизведение знаний:

1 гр.- Выполнение тестовой работы(см. предыдущий урок )

2 гр. – Фронтальный опрос.

  1. Что такое типология стран? Что лежит в основе типологии?
  2. Что такое ВВП? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ВВП?
  3. Что такое ИЧР? Приведите примеры стран.
  4. Перечислите характеристики экономически развитых стран.
  5. Назовите и покажите страны большой семерки; переходные; переселенческого капитализма.
  6. Какие страны относятся к развивающимся? Где они расположены?
  7. Дайте характеристику подтипов развивающихся стран. Показать на карте.

 

 

 

1.1. 

Прочитайте учебник, используя  визитку и «Политическую карту мира».

Цель: познакомиться с формами государственного правления.

  1. Назовите  основные формы правления. Какая преобладает в мире?
  2. Охарактеризуйте республиканскую форму правления.
  3. Охарактеризуйте монархическую форму правления.
  4. Заполните таблицу.

Республики

Монархии

 

Конституционные

Абсолютные

Теократическая

 

Письменно в тетради

Учебник т. 1, #3, п.1  «Политическая карта мира» на стр. 2-3, «Визитная карточка» стран мира на  форзаце учебника

1.2

 

Прочитайте учебник, используя визитку и  «Политическая карта мира».

Цель:назвать основные формы административно-территориального устройства..

  1. Как делятся  страны по административно-территориальному устройству?
  2. Что такое унитарное государство? Федеративное государство?:
  3. Заполните таблицу:

 

 

Формы административно-территориального устройства

Унитарное гос-во

Федеративное гос-во

 

     4.    С какими проблемами сталкиваются федеративные государства?

 

Письменно в тетради

 Учебник т. 1, #3, п.2, «Визитная карточка» стран мира на  форзаце учебника, «Политическая карта мира» на стр. 2-3. 

1.3

 

Прочитайте материал учебника «Мы узнаем о политической географии»

Цель: познакомиться с политической географией.

  1. Что такое политическая география? Что она изучает?
  2. Что такое политико-географическое положение?
  3. Какие изменения произошли на политической карте в ХХ веке? 

 

Учебник ч.1. т.1, #4, стр.18-19, «Политическая карта мира» на стр. 2-3. 

1.4

Контроль знаний

- тестовые задания

- вопросы контроля (устно)

1. Назовите основные формы правления.

2. Что такое республика? Показать примеры на карте.

3. Какие республики бывают?

4. Охарактеризуйте монархическую форму правления.

5. Назвать и показать типы монархий.

6. Как делятся  страны по административно-территориальному устройству? Привести примеры.

7. Что такое политическая география? Что она изучает?

 

Д/з: #3,4, Пр. р. в Р.Т. , повторить основные термины и понятия по данной теме; составить кроссворд

 

 

 

 

 

Приложение к М 3

 

Тест по теме «Государственный строй стран мира»

1 вариант

  1. Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?

а) республика;  б) монархия;  в) федерация;  г) унитарная республика.

2. Форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному парламенту, а исполнительная власть – правительству:

а) республика;  б) монархия;  в) федерация;  г) унитарная республика.

3. Какой континент не имеет монархий?

а) Европа;  б) Африка;  в) Южная Америка;  г) Азия.

4. Установите соответствие между страной и формой правления:

 

1. Конституционная  монархия

2. Абсолютная монархия

3. Республика

А) ФРГ

Б) Япония

В) Оман

5.Федеративным государством не является:

а) Бельгия;  б) Россия;  в) США;   г) Франция.

6. Установить соответствие между страной и столицей:

1. Япония А)Бангкок

2. Индия Б) Токио

3. Таиланд В) Нью Дели

 

 

2 вариант

1. Федеративную форму административно – территориального устройства имеют:

а) Бразилия;  б) США;  в) Италия;  г) Украина.

2. Большинство монархий в настоящее время находится в:

а) Африке;  б) Европе;  в) Латинской Америке.

3. По форме правления преобладают страны:

а) монархии;  б) республики;  в) федерации;  г) унитарные.

4. Установите соответствие между страной и формой правления:

 

1. Абсолютная монархия

2. Республика

3. Теократическая монархия

А) Ватикан

Б) Саудовская Аравия

Г) Франция

5. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?

а) Великобритания;  б) Ватикан;  в) Финляндия;  г) Саудовская Аравия.

 6 Установить соответствие между страной и столицей:

1. Великобритания А)Бразилиа

2. США Б) Вашингтон

3. Бразилия В) Лондон

Модуль № 4

Тема «Политическая карта»

Руководство

по выполнению

, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации

1.0

 

 

1.0. ЦЕЛЬ:

  • Закрепить представление о разнообразии  стран современного мира.
  • Закрепить знание основных терминов и понятий темы..
  • Обобщить знания по теме «Политическая карта мира»,  закрепить знания номенклатуры
  • Воспроизведение знаний:

Фронтальная работа по повторению терминов:

суверенные государства, колонии, республики, монархии, унитарные государства, федеративные страны, абсолютная монархия, конституционная монархия, НАТО, ЕС, НИС, ЛАИ, ОПЕК, ООН, теократическая монархия, геополитика, ВВП, ИЧР, политическая география. (словарный диктант)

 

 

1.1.

 

Цель: проверить знание основных  терминов по теме «Многообразие стран современного мира».

Выполнение географического диктанта

 

 

1.2

 

Цель: проверка знания карты

В тетради запись стран и столиц.

1 вариант: 1. США; 2.Германия; 3. Франция; 4. Италия; 5. Бельгия; 6. Китай; 7. Индонезия; 8. Индия; 9. Алжир; 10. Саудовская Аравия.

2 вариант: 1. Испания; 2. Великобритания; 3. Норвегия; 4. Дания; 5. Швейцария; 6. Иран; 7. Япония; 8. Австралия; 9. Канада; 10. Бразилия.

Письменно в тетради

 

1.3

 

Цель: проверить знание основных понятий и терминов по теме «Многообразие стран современного мира».

Выполнение тестовой работы.

 

Приложение к М4

Тестовая  работа

I вариант

  1. Большее число стран мира относится к:

а) развивающимся;  б) развитым;  в) ключевым; г) с переходной экономикой.

2. К развивающимся странам относятся:

а) Бразилия;  б) Норвегия;  в) Алжир;  г) Япония.

3. Установите соответствие:

1. нефтеэкспортирующие страны

2. НИС

3. ключевые

А. Бразилия, Индия

Б. Иран, Алжир

В. Тайвань, Сингапур

4. Большинство НИС расположено в:

а) Европе;  б) Юго-Западной Азии;  в) Юго – Восточной Азии;  г) Африке.

5. К группе наименее развитых стран относятся:

а) Чили, Аргентина, Бразилия;  б) Мозамбик, Афганистан, Непал; 

в) Саудовская Аравия, Катар, Кувейт.

6. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?

а) Великобритания;  б) Ватикан;  в) Финляндия;  г) Саудовская Аравия.

7. Установите соответствие:

 1. Венгрия

2. Германия

3. Беларусь

4. Австралия

А) страна в составе СНГ

Б) страна с «переходной» экономикой

В) страна в составе Содружества

Г) страна «большой семерки»

8.Какие из указанных стран являются одновременно гигантами и по площади и по населению:

а) США;  б) Китай;   в) Индонезия;  г) Нигерия;  д) Австралия.

9. В конце ХХ века количество стран и территорий достигло:

а) 120;  б) 230;  в) 200;   г) 320.

10. Каковы общие особенности подгруппы нефтеэкспортирующих стран?

а) низкий уровень ВВП, преобладание с/х;

б) высокий уровень ВВП, развитая инфраструктура;

в)  высокий уровень ВВП из-за развития нефтедобывающей отрасли.

  

II  вариант

1. Федеративную форму административно – территориального устройства имеют:

а) Бразилия;  б) США;  в) Италия;  г) Украина.

2. Большинство монархий в настоящее время находится в:

а) Африке;  б) Европе;  в) Латинской Америке.

3. По форме правления преобладают страны:

а) монархии;  б) республики;  в) федерации;  г) унитарные.

4. К странам ОПЕК относятся:

а) страны, расположенные в Европе;  б) постсоциалистические страны; 

в) страны – экспортеры нефти.

5. Установите соответствие между страной и формой правления:

 

1. Абсолютная монархия

2. Республика

3. Теократическая монархия

А) Ватикан

Б) Саудовская Аравия

Г) Франция

6.Что лежит в основе типологии стран?

а) географическое положение;  б) ВВП;  в) размеры государств.

7. Каковы общие особенности экономически развитых стран?

а) высокий уровень ВВП, развитая инфраструктура;

б) низкий уровень ВВП, преобладание добывающей пром-сти;

в) высокий уровень ВВП, преобладание с/х.

8. Установите соответствие:

 

1. Австралия

2. Болгария

3. Кувейт

4. Италия

А) страна переселенческого капитализма

Б) страна – член ОПЕК

В) страна – член ЕС

Г) страна–постсоциалистическое

государство

9. Какой уровень ВВП соответствует странам НИС?

а)1000$;  б) 25000$;  в) 500$;  г) 300$.

10. Назовите страны "переселенческого капитализма".

а) Австралия, ЮАР, Израиль;  б) Индонезия, Малайзия, Япония;

в) Иран, Кувейт, ОАЭ;  г) Канада, Германия, Франция. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 1 классе "Волшебная страна звуков. В гостях у сказки" (по программе В.В. Аллева, Т.Н. Кичак)

Урок проведен в рамках РМОТип урока: комбин6ированныйДидактическая задача урока:создание условий для формирования УУД в условиях решения практических задач.Цели урока:- закрепить умение выражать ...

Конспект урока в 10 классе по теме "Почему я люблю свою страну"

Конспект урока в 10 классе по теме "Почему я люблю свою страну" по учебнику Кузовлева В.П....

План-конспект урока "Страна древних евреев", 5 класс

Цель урока: формирование знаний о древней истории евреев. Задачи: Образовательные: формирование знаний о библейских сказаниях и их героях,...

План-конспект урока "Страна древних евреев", 5 класс

Цель урока: формирование знаний о древней истории евреев. Задачи: Образовательные: формирование знаний о библейских сказаниях и их героях,...

Конспект урока английского языка "Путешествие в волшебную страну" 2 класс

данный урок был ориентирован наРазвитие фонематического слуха и произносительных навыков учащихся.Закрепление знания алфавита и соответствующей лексики.Развитие умения аудирования  с целью извлеч...

Конспект открытого урока "Дружат люди разных стран" 4 класс

Конспект открытого урока по теме "Близость музыки славянских народов: украинского, русскогои белорусского"....

Конспект урока в 7 классе "Население и страны Северной Америки"

Данная методическая разработка будет полезна учителям географии, работающим в 7-х классах....