Конспект урока "Многообразие стран мира "10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс)
описание хода урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mnogoobrazie_stran_mira_10_klass.docx | 229.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему «Многообразие стран современного мира» 10 класс
Автор: Гурова А.А. учитель географии ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
Предмет: География
Класс: 10 класс
Тема: Многообразие стран современного мира.
Учебник: В. П. Максаковский "Экономическая и социальная география мира" – М.: «Просвещение».
Тип урока: Модульный блок-цикл, комбинированный.
Формы работы: Индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: политическая карта мира, карты атласа, контурная карта, мультимедийный проектор, компьютер, презентация.
Цель урока: Формирование представления о современной политической карте мира. Введение понятий «суверенное государство», «типология», «валовой внутренний продукт», «индекс человеческого развития», «республика», «монархия», «федеративное государство», «унитарное государство», «политическая география».
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать представление о разнообразии современного мира, изучить классификацию, типологию и государственный строй стран.
Развивающие:
- Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
Воспитательные:
- формировать чувство ответственности каждого за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность.
Планируемые результаты
- формирование чувства ответственности каждого за конечные результаты работы, дисциплинированность, собранность;
- развитие сотрудничества при работе в парах, в группе;
- воспитание интереса к географии как науки.
- развитие речи;
- формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия;
- развитие у обучающихся самоконтроля знаний и умений;
- умение работать с картами, первоисточниками, таблицами, «визитной карточкой» стран мира; составлять схемы, работать в группе, парой, участвовать в обсуждении проблем.
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- формировать представление о разнообразии современного мира;
- изучить классификацию, типологию и государственный строй стран.
Краткое описание:
Данный блок-цикл содержит разработку четырех уроков по теме "Многообразие стран современного мира" в 10 классе с применением модульной технологии.
Модульный блок-цикл по теме: Многообразие стран современного мира
Модуль №1
Тема «Многообразие стран современного мира».
Руководство
по выполнению
№, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации
1.0
ЦЕЛЬ:
Сформировать представление о разнообразии современного мира;
Рассмотреть особенности различных исторических эпох и этапов формирования современной политической карты мира
Рассмотреть количественные и качественные сдвиги на политической карте мира.
Изучить классификацию стран.
Воспроизведите знания:
- Какую информацию несет политическая карта мира?
- Какую классификацию стран вы знаете?
- Какое место в мире занимает Россия по численности населения? По размерам территории?
устно
«Политическая карта мира»
1.1.
Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран»:
- - Сколько стран на политической карте в настоящее время?
- - Что такое суверенное государство?
Цель: перечислить этапы формирования политической карты, охарактеризовать качественные и количественные сдвиги.
- Прочитав текст параграфа, в таблице перечислите этапы формирования политической карты.
Этапы формирования:
Качественные
изменения
Количественные
изменения
Древний
Средневековье
Новый
Новейший
- По каким признакам группируются страны мира?
Письменно
Таблица 10*
Привести примеры
Учебник ч.1. т.1, #1, стр. 9,
Презентация
атлас на стр.2-3
в тетради
1.2
Прочитайте материал учебника «Количество и группировка стран», просмотрите слайды презентации «Многообразие стран современного мира», используя карту «Политическая карта мира».
Цель: познакомиться с классификацией стран по размерам территории и по численности населения.
Д/з
- Страны по величине территории:
1…
2…
3…
4…
Покажите их на карте.
Страны по численности населения:
1…
2…
3…
4…
Назвать и показать «десятку» стран, лидирующих по численности населения.
- Какие страны бывают по географическому положению?
- Назвать их и показать страны:
- Архипелаги…
- Островные…
- Приморские…
- Полуостровные…
- Центральные…
Учебник ч.1. т.1, #1, стр.10, Презентация
№1, слайды 8-10, атлас «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
Д/з РТ 30
1.2
Самостоятельная работа
- Перечислите все возможные признаки, которые могут быть положены в основу классификации стран мира.
- На контурную карту нанесите несколько островных, полуостровных и внутриконтинентальных стран.
Письменно, индивидуально таблица № 3, рабочая тетрадь (с.3)
1.3
Вопросы контроля (работа по группам)
- работа с тестовым заданием
- вопросы контроля (устно):
- Какую информацию несет политическая карта?
- Назвать этапы формирования политической карты.
- Привести примеры количественных и качественных сдвигов на политической карте.
- Назвать и показать 7 стран-гигантов
- Назвать и показать 10 стран по численности населения.
- Назвать и показать микрогосударства
- Назвать и показать по ГП.
индивидуально
1.4
Рефлексия
1.5
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Учебник ч.1. т.1, #1, стр.9-10, #2, зад.№1 на стр. 20
Приложение к М-1
Тест по теме «Многообразие стран современного мира»
1 вариант
- Какое количество стран не имеет выхода в море:
а) 24; б) 42; в) 40; г) 38
2. Расставьте страны по мере убывания площади:
а) Канада; б) Россия; в) США; г) Китай;
3. Объединение ФРГ и ГДР – это
а) количественные сдвиги; б) качественные сдвиги.
4. Установите соответствие:
Греция
Япония
Исландия
А. Архипелаг
Б. Островное
В. Полуостровное
5.Политически независимыми государствами называются:
а) колонии; б) суверенные; в) метрополии.
Тест по теме «Многообразие стран современного мира»
- вариант
1. Расставьте следующие страны по убыванию численности населения
а) Индия; б) Китай; в) Индонезия; г) США.
2. Укажите сухопутное государство:
а) Япония; б) Монголия; в) Испания; г) Исландия.
3. Выберите микрогосударство:
а) Бразилия; б) Норвегия; в) Ватикан.
4. Установите соответствие:
1. Индия
2. Япония
3. Шри-Ланка
А. Архипелаг
Б. Островное
В. Полуостровное
5.В каком веке большинство стран получили независимость?
а) ХХ в.; б) ХIX в.; в) XVIII в
Модуль №2
Тема «Типология стран современного мира»
Руководство
по выполнению
№, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации
УЭ-0
ЦЕЛЬ:
- Сформировать представление о типологии стран современного мира;
- Определить место России в типологии стран;
1.1.
Цель: познакомиться с типологией стран по уровню социально-экономического развития.
Прочитайте материал учебника п.2«Типология стран», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карту «Уровень социально-экономического развития стран».
- Что такое типология стран? Что лежит в основе типологии?
- С каким видом типологии стран мы с вами знакомимся?
- Словарная работа: ВВП, ИЧР
- Что такое ВВП? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ВВП?
- Что такое ИЧР? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ИЧР.
- Охарактеризуйте трехчленную типологию стран.
Письменно в тетради
Учебник, т.1, параграф 1, стр. 10-11,п.2. презентация
№2, слайды 2-5, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран»
1.2
Цель: познакомиться с экономически развитыми странами.
Работа с учебником: п.3 «Экономически развитые страны»
Прочитайте материал учебника «Экономически развитые страны», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира».
- Дополните схему: «Типы стран по уровню экономического развития»
Типы стран по уровню экономического развития
Экономически развитые страны
Развивающиеся страны
Страны с переходной экономикой
Письменно в тетради
Учебник ч.1. т.1, #1, стр.11, 13, п.3,5, Презентация
№2, слайды 6-9, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.3
Цель: познакомиться с развивающимися странами.
Прочитайте материал учебника п.4 «Развивающиеся страны», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира».
- Какие страны относятся к развивающимся? Где они расположены?
- Дополните схему «Типы стран по уровню экономического развития»
- Дайте характеристику подтипов развивающихся стран.
- Какие существуют проблемы выделения развитых и развивающихся стран?
Письменно в тетради
Учебник т.1, #1, стр.12-13, Презентация
№2, слайды 10-14, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.4
Цель: познакомиться со странами с переходной экономикой.
Прочитайте материал учебника п.5 « Страны с переходной экономикой», просмотрите слайды презентации «Типология стран», используя карты «Уровень социально-экономического развития стран» и «Политическая карта мира».
Письменно в тетради
Учебник т.1, стр.13-14, Презентация
№2, слайды 15-16, атлас на стр.10-11 «Уровень социально-экономического развития стран», «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.5
Цель:
практическая работа на контурной карте.
Нанести на к\к страны «Большой семерки»;
Ключевые страны;
Нефтеэкспортирующие страны. (Д/з)
Контурная карта
«Политическая карта мира» на стр. 2-3.
2.0
Цель: контроль уровня усвоения материала:
Тест:
1.Установить соответствие:
1.Австралия а) страна «большой
семерки»
2.Ботсвана б) внеевропейские
страны
3.Германия в)нефтедобывающая
страна
4.Кувейт г)наименее развитые
страны
5.Тайланд д) НИС
Ж) страна с
переходной экономикой
2.В какой из перечисленных стран ВВП на душу населения наибольший?
1). Индия 3) Китай
2) Норвегия 4)Болгария
3. Найти лишнее:
1).США 3) Япония
2) Франция 4) Сомали
3.Выбрать НИС из группы стран:
а) Япония б)Тайвань
б)Пакистан в)Монголия
4.К группе наименее развитых стран относятся:
а)Чили, Аргентина, Бразилия
б) Мозамбик, Афганистан, Непал
в)Саудовская Аравия, Катар, Кувейт
Письменно в тетради
Модуль №3
Тема «Государственный строй стран мира»
Руководство
по выполнению
№, стр. учебника, атласа, презентации
1.0
ЦЕЛЬ:
- Сформировать представление о разнообразии современного мира.
- Познакомиться с формами государственного правления и административно-территориального устройства стран.
- Расширить знания о классификации стран мира и закрепить знания номенклатуры
- Воспроизведение знаний:
1 гр.- Выполнение тестовой работы(см. предыдущий урок )
2 гр. – Фронтальный опрос.
- Что такое типология стран? Что лежит в основе типологии?
- Что такое ВВП? Приведите примеры стран с высоким и низким уровнем ВВП?
- Что такое ИЧР? Приведите примеры стран.
- Перечислите характеристики экономически развитых стран.
- Назовите и покажите страны большой семерки; переходные; переселенческого капитализма.
- Какие страны относятся к развивающимся? Где они расположены?
- Дайте характеристику подтипов развивающихся стран. Показать на карте.
1.1.
Прочитайте учебник, используя визитку и «Политическую карту мира».
Цель: познакомиться с формами государственного правления.
- Назовите основные формы правления. Какая преобладает в мире?
- Охарактеризуйте республиканскую форму правления.
- Охарактеризуйте монархическую форму правления.
- Заполните таблицу.
Республики
Монархии
Конституционные
Абсолютные
Теократическая
Письменно в тетради
Учебник т. 1, #3, п.1 «Политическая карта мира» на стр. 2-3, «Визитная карточка» стран мира на форзаце учебника
1.2
Прочитайте учебник, используя визитку и «Политическая карта мира».
Цель:назвать основные формы административно-территориального устройства..
- Как делятся страны по административно-территориальному устройству?
- Что такое унитарное государство? Федеративное государство?:
- Заполните таблицу:
Формы административно-территориального устройства
Унитарное гос-во
Федеративное гос-во
4. С какими проблемами сталкиваются федеративные государства?
Письменно в тетради
Учебник т. 1, #3, п.2, «Визитная карточка» стран мира на форзаце учебника, «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.3
Прочитайте материал учебника «Мы узнаем о политической географии»
Цель: познакомиться с политической географией.
- Что такое политическая география? Что она изучает?
- Что такое политико-географическое положение?
- Какие изменения произошли на политической карте в ХХ веке?
Учебник ч.1. т.1, #4, стр.18-19, «Политическая карта мира» на стр. 2-3.
1.4
Контроль знаний
- тестовые задания
- вопросы контроля (устно)
1. Назовите основные формы правления.
2. Что такое республика? Показать примеры на карте.
3. Какие республики бывают?
4. Охарактеризуйте монархическую форму правления.
5. Назвать и показать типы монархий.
6. Как делятся страны по административно-территориальному устройству? Привести примеры.
7. Что такое политическая география? Что она изучает?
Д/з: #3,4, Пр. р. в Р.Т. , повторить основные термины и понятия по данной теме; составить кроссворд
Приложение к М 3
Тест по теме «Государственный строй стран мира»
1 вариант
- Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?
а) республика; б) монархия; в) федерация; г) унитарная республика.
2. Форма правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит выборному парламенту, а исполнительная власть – правительству:
а) республика; б) монархия; в) федерация; г) унитарная республика.
3. Какой континент не имеет монархий?
а) Европа; б) Африка; в) Южная Америка; г) Азия.
4. Установите соответствие между страной и формой правления:
1. Конституционная монархия
2. Абсолютная монархия
3. Республика
А) ФРГ
Б) Япония
В) Оман
5.Федеративным государством не является:
а) Бельгия; б) Россия; в) США; г) Франция.
6. Установить соответствие между страной и столицей:
1. Япония А)Бангкок
2. Индия Б) Токио
3. Таиланд В) Нью Дели
2 вариант
1. Федеративную форму административно – территориального устройства имеют:
а) Бразилия; б) США; в) Италия; г) Украина.
2. Большинство монархий в настоящее время находится в:
а) Африке; б) Европе; в) Латинской Америке.
3. По форме правления преобладают страны:
а) монархии; б) республики; в) федерации; г) унитарные.
4. Установите соответствие между страной и формой правления:
1. Абсолютная монархия
2. Республика
3. Теократическая монархия
А) Ватикан
Б) Саудовская Аравия
Г) Франция
5. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?
а) Великобритания; б) Ватикан; в) Финляндия; г) Саудовская Аравия.
6 Установить соответствие между страной и столицей:
1. Великобритания А)Бразилиа
2. США Б) Вашингтон
3. Бразилия В) Лондон
Модуль № 4
Тема «Политическая карта»
Руководство
по выполнению
№, стр. учебника, атласа, Р.т., презентации
1.0
1.0. ЦЕЛЬ:
- Закрепить представление о разнообразии стран современного мира.
- Закрепить знание основных терминов и понятий темы..
- Обобщить знания по теме «Политическая карта мира», закрепить знания номенклатуры
- Воспроизведение знаний:
Фронтальная работа по повторению терминов:
суверенные государства, колонии, республики, монархии, унитарные государства, федеративные страны, абсолютная монархия, конституционная монархия, НАТО, ЕС, НИС, ЛАИ, ОПЕК, ООН, теократическая монархия, геополитика, ВВП, ИЧР, политическая география. (словарный диктант)
1.1.
Цель: проверить знание основных терминов по теме «Многообразие стран современного мира».
Выполнение географического диктанта
1.2
Цель: проверка знания карты
В тетради запись стран и столиц.
1 вариант: 1. США; 2.Германия; 3. Франция; 4. Италия; 5. Бельгия; 6. Китай; 7. Индонезия; 8. Индия; 9. Алжир; 10. Саудовская Аравия.
2 вариант: 1. Испания; 2. Великобритания; 3. Норвегия; 4. Дания; 5. Швейцария; 6. Иран; 7. Япония; 8. Австралия; 9. Канада; 10. Бразилия.
Письменно в тетради
1.3
Цель: проверить знание основных понятий и терминов по теме «Многообразие стран современного мира».
Выполнение тестовой работы.
Приложение к М4
Тестовая работа
I вариант
- Большее число стран мира относится к:
а) развивающимся; б) развитым; в) ключевым; г) с переходной экономикой.
2. К развивающимся странам относятся:
а) Бразилия; б) Норвегия; в) Алжир; г) Япония.
3. Установите соответствие:
1. нефтеэкспортирующие страны
2. НИС
3. ключевые
А. Бразилия, Индия
Б. Иран, Алжир
В. Тайвань, Сингапур
4. Большинство НИС расположено в:
а) Европе; б) Юго-Западной Азии; в) Юго – Восточной Азии; г) Африке.
5. К группе наименее развитых стран относятся:
а) Чили, Аргентина, Бразилия; б) Мозамбик, Афганистан, Непал;
в) Саудовская Аравия, Катар, Кувейт.
6. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?
а) Великобритания; б) Ватикан; в) Финляндия; г) Саудовская Аравия.
7. Установите соответствие:
1. Венгрия
2. Германия
3. Беларусь
4. Австралия
А) страна в составе СНГ
Б) страна с «переходной» экономикой
В) страна в составе Содружества
Г) страна «большой семерки»
8.Какие из указанных стран являются одновременно гигантами и по площади и по населению:
а) США; б) Китай; в) Индонезия; г) Нигерия; д) Австралия.
9. В конце ХХ века количество стран и территорий достигло:
а) 120; б) 230; в) 200; г) 320.
10. Каковы общие особенности подгруппы нефтеэкспортирующих стран?
а) низкий уровень ВВП, преобладание с/х;
б) высокий уровень ВВП, развитая инфраструктура;
в) высокий уровень ВВП из-за развития нефтедобывающей отрасли.
II вариант
1. Федеративную форму административно – территориального устройства имеют:
а) Бразилия; б) США; в) Италия; г) Украина.
2. Большинство монархий в настоящее время находится в:
а) Африке; б) Европе; в) Латинской Америке.
3. По форме правления преобладают страны:
а) монархии; б) республики; в) федерации; г) унитарные.
4. К странам ОПЕК относятся:
а) страны, расположенные в Европе; б) постсоциалистические страны;
в) страны – экспортеры нефти.
5. Установите соответствие между страной и формой правления:
1. Абсолютная монархия
2. Республика
3. Теократическая монархия
А) Ватикан
Б) Саудовская Аравия
Г) Франция
6.Что лежит в основе типологии стран?
а) географическое положение; б) ВВП; в) размеры государств.
7. Каковы общие особенности экономически развитых стран?
а) высокий уровень ВВП, развитая инфраструктура;
б) низкий уровень ВВП, преобладание добывающей пром-сти;
в) высокий уровень ВВП, преобладание с/х.
8. Установите соответствие:
1. Австралия
2. Болгария
3. Кувейт
4. Италия
А) страна переселенческого капитализма
Б) страна – член ОПЕК
В) страна – член ЕС
Г) страна–постсоциалистическое
государство
9. Какой уровень ВВП соответствует странам НИС?
а)1000$; б) 25000$; в) 500$; г) 300$.
10. Назовите страны "переселенческого капитализма".
а) Австралия, ЮАР, Израиль; б) Индонезия, Малайзия, Япония;
в) Иран, Кувейт, ОАЭ; г) Канада, Германия, Франция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 1 классе "Волшебная страна звуков. В гостях у сказки" (по программе В.В. Аллева, Т.Н. Кичак)
Урок проведен в рамках РМОТип урока: комбин6ированныйДидактическая задача урока:создание условий для формирования УУД в условиях решения практических задач.Цели урока:- закрепить умение выражать ...
Конспект урока в 10 классе по теме "Почему я люблю свою страну"
Конспект урока в 10 классе по теме "Почему я люблю свою страну" по учебнику Кузовлева В.П....
План-конспект урока "Страна древних евреев", 5 класс
Цель урока: формирование знаний о древней истории евреев. Задачи: Образовательные: формирование знаний о библейских сказаниях и их героях,...
План-конспект урока "Страна древних евреев", 5 класс
Цель урока: формирование знаний о древней истории евреев. Задачи: Образовательные: формирование знаний о библейских сказаниях и их героях,...
Конспект урока английского языка "Путешествие в волшебную страну" 2 класс
данный урок был ориентирован наРазвитие фонематического слуха и произносительных навыков учащихся.Закрепление знания алфавита и соответствующей лексики.Развитие умения аудирования с целью извлеч...
Конспект открытого урока "Дружат люди разных стран" 4 класс
Конспект открытого урока по теме "Близость музыки славянских народов: украинского, русскогои белорусского"....
Конспект урока в 7 классе "Население и страны Северной Америки"
Данная методическая разработка будет полезна учителям географии, работающим в 7-х классах....