рабочие программы по географии 5-9 класс
рабочая программа по географии
На основе примерных программ по предмету в соответствии с линией УМК:
- Примерной рабочая программа к линии УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева. География (5-9 класс) М.: Дрофа, 2017 г. для 5 класса
- Примерной программы по географии 5-9 класс, авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя М.: Вентана-Граф, 2014 для 6-8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_5-9.docx | 78.77 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» имени Золотарева Петра Ивановича с. Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области.
«Согласовано» учитель, и.ф.о. заместителя директора по УР Зубцова Н.Н._______________________ «___»_______________ 2019 г. | «Утверждаю» и.о. директора ГБОУ СОШ с. Летниково Дремов А.П._______________________ «___»_______________ 2019 г. Приказ №____ от «____» ___________ 2019 |
Рабочая программа
по географии для 5-9 классов
Рассмотрено на МО учителей естественно-математического цикла
Протокол № «____» от «____»_______________ 2019 г.
Руководитель МО _______________________ Симонова С.Д.
Разработчик программы:
учитель географии Зубцова Нина Николаевна,
первая квалификационная категория
Летниково, 2019
Рабочая программа по географии составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ с. Летниково, утверждённой приказом директора № 98 от 31.08.2016.
На основе примерных программ по предмету в соответствии с линией УМК:
- Примерной рабочая программа к линии УМК О. А. Климановой, А. И. Алексеева. География (5-9 класс) М.: Дрофа, 2017 г. для 5 класса
- Примерной программы по географии 5-9 класс, авторы-составители А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя М.: Вентана-Граф, 2014 для 6-8 классов
- Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» для 5-9 классов ФГОС
Выпускник научится 5-7 класс:
- выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: выявление географических зависимостей и закономерностей на основе результатов наблюдений, на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации объяснение географических явлений и процессов (их свойств, условий протекания и географических различий); расчет количественных показателей, характеризующих географические объекты, явления и процессы; составление простейших географических прогнозов; принятие решений, основанных на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
8 класс
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
- использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
9 класс
- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;
- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
- объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;
- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
- уметь ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, использовать компас для определения азимута;
- описывать погоду своей местности;
- объяснять расовые отличия разных народов мира;
- давать характеристику рельефа своей местности;
- уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
- приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии;
- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления;
- работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- составлять описание природного комплекса;выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
- сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
- оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;
- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
- давать оценку и приводить примеры изменения значения границ во времени, оценивать границы с точки зрения их доступности;
- делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
- наносить на контурные карты основные формы рельефа;
- давать характеристику климата своей области (края, республики);
- показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты;
- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России
- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;
- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.
- Содержание предмета географии для 5- 9 классов
Содержание тем учебного курса «География. Землеведение. 5 класс»
Раздел I. Как устроен наш мир
ТЕМА 1. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ
Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?
Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?
Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Почему Земля - обитаемая планета? Как человек исследует Солнечную систему?
Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?
Земля - планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?
ТЕМА 2. ОБЛИК ЗЕМЛИ
Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?
Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли? Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?
Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?
Урок-практикум. Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить поглобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности
ТЕМА 3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ
Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?
История географической карты. Как появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?
ТЕМА 4. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ
Географические открытия древности. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самыхизвестных географов древности?
Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?
Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?
В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как начиналось изучение арктических широт?
Исследования Океана и внутренних частей материков.
Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?
Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения - источники географической информации.
Раздел III. Как устроена наша планета
ТЕМА 5. ЛИТОСФЕРА
Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?
Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?
Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?
Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?
Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к Океану? Какие формы рельефа есть на океанском дне?
ТЕМА 6. ГИДРОСФЕРА. Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды? Почему существует круговорот воды?
Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?
Гидросфера — кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе
и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?
ТЕМА 7. АТМОСФЕРА
Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?
Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?
Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборовизмеряют значения разных элементов погоды?
ТЕМА 8. БИОСФЕРА
Биосфера — живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы? Как живые организмы изменяют нашу планету?
Что такое биосфера?
Урок-практикум. Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?
ТЕМА 9. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК
Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу?
Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?
Содержание курса географии в 6 классе
Раздел №1. « Введение. Географическое познание нашей планеты»
Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты. Выдающиеся географические путешествия и открытия..
Раздел №2. «Изображение земной поверхности»
Тема №1. «План местности»
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Способы построения планов местности, виды съемки. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Тема №2. «Глобус и географическая карта – модели земной поверхности»
Глобус – модель Земли. Изображение поверхности Земли на глобусе. Географическая карта. Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты.
Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин. Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Раздел №4. «Геосферы Земли»
Тема №3 «Литосфера»
Внутреннее строение Земли. Литосфера – твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различие гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности.
Природные памятники литосферы.
Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Тема №4 «Гидросфера»
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения. Хозяйственное значение Мирового океана. Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озера, происхождение озерных котловин. Хозяйственное значение рек и озер. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Ледники – источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование. Человек и гидросфера.
Охрана вод от загрязнения.
Природные памятники гидросферы.
Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Тема №5 «Атмосфера»
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом.
Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанических течений, расположения горных хребтов. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Погода и сезонные явления своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Тема №6 «Почвенный покров» Почва и ее образование. Плодородие почвы.
Тема №7 «Биосфера» Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле.
Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Тема №8 «Географическая оболочка Земли»
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек. Природные компоненты. Природно-территориальные комплексы. Географическая оболочка – самый большой природный комплекс. Состав и строение географической оболочки.
Человек как часть географической оболочки.
Происхождение и расселение человека на Земле. Расовый состав населения Земли.
Практические работы
- Построение модели доказательства шарообразности Земли.
- Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус – модель Земли.
- Демонстрация характерных особенностей положения земной оси и освещенности Земли.
- Создание модели литосферных плит.
- Определение относительной высоты холма с использованием нивелира.
- Проведение опыта доказательства существования атмосферного давления.
- Проведение метеорологических наблюдений.
- Составление прогноза погоды по народным приметам.
- Исследование свойств воды.
- Создание модели родника.
- Составление схемы экологической тропы
Содержание программы по географии 7 класс
Раздел I Введение
Тема 1. Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны» Знания материков, океанов, их расположения на карте.
Тема 2. Географическая карта — источник географических знаний Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.
Практическая работа. Определение по картам и глобусам расстояния между точками в километрах и градусах.
Тема 3. Как люди открывали мир
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.
Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.
Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.
Практическая работа. Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации, обозначение маршрутов экспедиций.
Раздел II Земля — уникальная планета
Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.
Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере.
Практическая работа №1 Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).
Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ
Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы. Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.
Практическая работа №2 Описание климата места по климатической карте.
Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН
Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Контурная карта. Выделение на карте поверхностных течений
Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА
Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.
Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.
Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ
Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.
Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.
Практическая работа№3 Население Земли.
Раздел III Материки и океаны
Тема 1. АФРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Практическая работа № 4. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3. Определение причин разнообразия природных зон материка.
Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.
Практическая работа №5: Характеристика ПК по картам.
Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.
Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.
Практическая работа №6: Оценивание климатических условий одного из африканских народов на основе сопоставления ареалов его распространения. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.
Тема 2. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.
Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.
Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англо-австралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.
Практическая работа №7. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.
Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании
Тема 3. ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.
Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.
Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.
Практическая работа № 8. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. Практическая работа №9: Описание крупных речных систем Южной Америки (по выбору учащихся).
Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.
Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.
Практическая работа № 10. Характеристика природы страны и населения (Чили, Венесуэла)
Тема 4. АНТАРКТИДА
Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.
Тема 5. ОКЕАНЫ (3 ч)
Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.
Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.
Практическая работа №11. Изображение на контурной карте шельфа океана и видов хозяйственной деятельности на нём, а так же маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям океана»
Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.
Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.
Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.
Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.
Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.
Практическая работа № 12 Характеристика климата Северной Америки.
Практическая работа № 13 Характеристика одной из стран Северной Америки
Тема 7. ЕВРАЗИЯ
Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии. Практическая работа №14: Особенности географического положения Евразии и его влияние на природу материка.
Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.
Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.
Практическая работа № 15. 1. Сравнительная характеристика климата отдельных территорий материка.
Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.
Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.
Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.
Крупные города, их географическое положение.
Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.
Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.
Южная Европа. Италия, Испания, Греция.
Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.
Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.
Восточная Азия. Китай, Япония.
Южная Азия. Индия.
Юго-Восточная Азия. Индонезия.
Раздел IV. Земля — наш дом
Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.
Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.
Практическая работа № 16: Защита проекта заповедника или национального парка в пределах любого из материков.
Содержание курса по географии 8 класс:
Раздел I. Географическое положение и формирование государственной территории России
Тема 1. Географическое положение России. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Морские и сухопутные границы России, недра, континентальный шельф, экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса. Территория и акватория. Экономически эффективная территория.
Практикум: Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России с географическим положением других стран. Определение поясного времени для различных пунктов России. Анализ карт административно-территориального и политико- административного деления страны
Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (5 часов). Заселение и освоение территории России в IX- XVII вв. Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII-XIX вв. Географическое исследование территории России в XVIII-XIX вв. Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.
Раздел II. Природа России
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Стихийные природные явления на территории страны, связанные с литосферой.
Практикум: Анализ физической карты России. Анализ карт «Тектоника и минеральные ресурсы». Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.
Тема 2. Климат и агроклиматические ресурсы. Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата. Чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса
Практикум: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Анализ климатической карты: выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны (своего региона) для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности человека.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод уши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота, подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Особая роль воды в природе и хозяйстве.
Практикум: Анализ карты «Водные ресурсы». Составление характеристики одной из рек с использованием климатических карт и климатограмм. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Определение возможности ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. Почвы и почвенные ресурсы. Почвы- основной компонент природы. В. В. Докучаев- основоположник почвоведения. Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Практикум: Анализ почвенной карты. Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.
Практикум: анализ карт «Растительность» и «Животный мир». Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природы.
Тема 6. Природные различия на территории России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.
Практикум: Анализ карты «Природные святыни России. Памятники всемирного наследия».
Раздел III. Население России
Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Практикум: Анализ карт населения. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Раздел IV. Природный фактор в развитии России. Влияние природной среды на исторический процесс развития.
Содержание курса по географии 9 класс
Введение. Общий обзор России.
Понятие «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П.П. Семенова-Тян-Шанского, Н.Н. Баранского в районирование России.
Тема 2. Общая характеристика хозяйства.
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение хозяйства. Территориальное разделение труда. Понятие «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».
Цикличность развития хозяйства. Циклы Кондратьева. Особенности хозяйства России.
Практическая работа
1.Обозначение на контурной карте границы государства, субъекты РФ.
2.Сравнительная характеристика.
Тема 3. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.
Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Технические культуры. Животноводств. Особенности животноводства России. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса. Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны. Нефтяная и газовая промышленность. Экологические проблемы отрасли и пути их решения. Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны.
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Машиностроение – ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Виды транспорта, их особенности. Информационный комплекс. Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг.
Практические работы
3..Характеристика легкой промышленности.
4.Схема межотраслевых связей химической промышленности.
5.Обозначение на контурной карте бассейны угольной промышленности.
6.Металлургическая база.
7.Обозначение на контурной карте размещение машиностроительного комплекса.
8.Характеристика транспортной магистрали.
Тема 4. Районы Европейской части России.
Пространство Центральной России. Состав территории. Особенности природы. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Волго-Вятский район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Северо-Западный район. Природа района. Отрасли специализации. Санкт-Петербург. Особенности планировки. Промышленность, наука, культура. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Европейский север. Этапы освоения территории. Роль на моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения.
Северный Кавказ. Географическое положение, природные условия и ресурсы. Особенности современного хозяйства. Крупные города. Южные моря.
Урал. Своеобразие географического положения. Этапы развития хозяйства. Проблемы и перспективы развития района.
Практические работы
9.Экономико-географическая характеристика Восточно-Европейской равнины.
10.Составление характеристики Центрального района.
11.Характеристика Северо-Западного района.
12.Характеристика Европейского Севера.
13.Обозначение на контурной карте природных условий и природных ресурсов.
14.Характеристика южных морей России.
15.Сравнительная характеристика Урала и Поволжья.
Тема 5. Азиатская часть России.
Пространство Сибири. Заселение и освоение территории. Население и хозяйство Сибири. Восточная Сибирь. Оценка природных условий и ресурсов для жизни населения. Крупнейшие реки. Норильский промышленный район. Постиндустриальная Восточная Сибирь. Крупные города. Дальний Восток. Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Вулканизм. Полезные ископаемые. Этапы развития территории. Исследователи Дальнего Востока. Население.
Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Практические работы
16.Обозначение на контурной карте промышленных узлов Сибири.
17.Сравнение природных условий Западной Сибири и Восточной Сибири.
Тема 6. География Самарской области. Россия в современном мире.
Население и хозяйства района. Экономико-географические районы и города. Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ.
Практическая работа № 19.
«Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своей местности».
- Тематическое планирование. География 5 класс
(34 часа в год)
№п\п | Тема урока | Количество часов | Коды элементов содержания (КЭС) |
Раздел 1.Как устроен наш мир | Представления об устройстве мира | 1 | 2.1 |
| Звёзды и галактики | 1 | 2.1 |
| Солнечная система | 1 | 2.1 |
| Луна-спутник Земли | 1 | 2.1. |
| Земля-планета Солнечной системы | 1 | 2.1 |
| Облик Земного шара | 1 | 2.1 |
| Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли | 1 | 1.1 |
| Параллели и меридианы. Градусная сеть | 1 | 1.1 |
| Урок-практикум. Глобус как источник географической информации | 1 | 1.1 |
| Обобщающее повторение по теме «Облик Земли" | 1 | 1.1.2.1. |
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности | Способы изображения земной поверхности | 1 | 1.1 |
| История географической карты | 1 | 1.1 |
| Географические открытия древности | 1 | 1.2 |
| Географические открытия Средневековья | 1 | 1.2 |
| Великие географические открытия | 1 | 1.2 |
| В поисках Южной земли | 1 | 1.2 |
| Исследования океана и внутренних частей материков | 1 | 1.2 |
| Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации | 1 | 1.2 |
| Обобщающее повторение | 1 | 1.2 |
Раздел.3 Как устроена наша планета | Внутренне строение Земли | 1 | 2.2 |
| Горные породы и их значение для человека | 1 | 2.2 |
| Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов | 1 | 2.2 |
| Рельеф и его значение для человека | 1 | 2.2 |
| Основные формы рельефа | 1 | 2.2 |
| Мировой круговорот воды | 1 | 2.3 |
| Океан и его части | 1 | 2.3 |
| Гидросфера - кровеносная система Земли | 1 | 2.3 |
| Атмосфера и её значение для человека | 1 | 2.4 |
| Погода | 1 | 2.4 |
| Урок-практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой | 1 | 2.4 |
| Биосфера - живая оболочка Земли | 1 | 2.5 |
| Воздействие человека на природу. | 1 | 4.1 |
Тематическое планирование 6 класс
№п\п | Тема урока | Количество часов | Коды элементов содержания (КЭС) |
1 | Начало географического познания Земли | 1 | 1.2 |
2 | География в средние века. Европа | 1 | 1.2 |
3 | География в Средние века. Азия | 1 | 1.2 |
4 | Великие географические открытия | 1 | 1.2 |
5 | Географические открытия 17-19 веков | 1 | 1.2 |
6 | Современные географические исследования | 1 | 1.2 |
7 | Итоговое повторение | 1 | |
8 | Виды изображений Земной поверхности | 1 | 1.1 |
9 | Ориентирование на местности | 1 | 1.1 |
10 | Топографический план и топографическая карта | 1 | 1.1 |
11 | Как составляют топографические карты и планы. Виды планов и их использование | 1 | 1.1 |
12 | Изображение рельефа на топографических картах и планах | 1 | 1.1 |
13 | Глобус- модель Земли. Определение расстояний и высот по глобусу | 1 | 1.1 |
14-15 | Географические координаты | 2 | 1.1 |
16 | Определение расстояний и высот по глобусу | 1 | 1.1 |
17 | Географическая карта. Географические карты в жизни человека | 1 | 1.1 |
Обобщающее повторение | 1 | ||
18 | Минералы | 1 | 2.2 |
19 | Выветривание и перемещение горных пород | 1 | 2.2 |
20 | Рельеф Земной поверхности. Горы суши | 1 | 2.2 |
21 | Равнины и плоскогорья суши | 1 | 2.2 |
22 | Рельеф дна Мирового океана | 1 | 2.2 |
23 | Как нагревается атмосферный воздух | 1 | 2.4 |
24 | Атмосферное давление. Движение воздуха | 1 | 2.4 |
25-26 | Вода в атмосфере | 2 | 2.3 |
27 | Климат | 1 | 2.4 |
28 | Обобщающее повторение по теме " Атмосфера" | 1 | |
29 | Воды Мирового океана. | 1 | 2.3 |
30 | Воды суши | 1 | 2.3 |
31 | Биологический круговорот. Почва | 1 | 2.5 |
32 | Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка | 1 | 2.6 |
33 | Контрольная работа по теме " Геосферы Земли" | 1 | |
34 | Резерв |
Тематическое планирование 7 класс
№п\п | Тема урока | Количество часов | Коды элементов содержания (КЭС) |
1 | Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов. Как люди открывали и изучали Землю | 1 | 1.2 |
2 | Источники географической информации. Карты материков и океанов | 1 | 1.2 |
3 | Происхождение материков и океанов | 1 | 3.1 |
4 | Рельеф Земли | 1 | 2.1,2.2 |
5 | Распределение температуры воздуха и осадков на Земле. Воздушные массы | 1 | 2.4 |
6 | Климатические пояса Земли | 1 | 2.4 |
7 | Климатические пояса Земли | 1 | 2.4 |
8 | Воды мирового океана. Схема течений | 1 | 2.3 |
9 | Жизнь в океане. Взаимодействие с атмосферой и литосферой | 1 | 2.3 |
10 | Строение и свойства Географической оболочки | 1 | 2.6 |
11 | ПК суши и океана | 1 | 2.6 |
12 | Природная зональность | 1 | 2.6 |
13 | Население и численность Земли. Размещение населения | 1 | 3.2 |
14 | Народы и религии мира | 1 | 3.2 |
15 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население | 2 | 3.2 |
16 | Обобщающее повторение | 1 | |
17 | Тихий и Индийский океан | 1 | 2.3 |
18 | Атлантический и Северный Ледовитый | 1 | 2.4 |
19 | Общие особенности природы Южных материков | 1 | 3.3 |
20 | Географическое положение. История исследования. | 1 | 3.3 |
21 | Рельеф и полезные ископаемые | 1 | 3.3 |
22 | Климат Африки | 1 | 3.3 |
23 | Внутренние воды | 1 | 3.3 |
24 | Природные зоны. Африки. Заповедники и национальные парки | 2 | 3.3,4.1 |
25 | Население и страны Африки | 1 | 3.3 |
26 | Страны Северной Африки. Алжир. Презентация. | 1 | 3.3 |
27 | Страны Западной и Центральной Африки. | 1 | 3.3 |
28 | Страны Восточной Африки. Эфиопия | 1 | 3.3 |
29 | Страны Южной Африки. ЮАР | 1 | 3.3 |
30 | Географическое положение материка. История открытия и исследования | 1 | 3.3 |
31 | Климат и внутренние воды | 1 | 3.3 |
32 | Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии. | 1 | 3.3 |
33 | Население Австралии. Австралийский Союз. | 1 | 3.3 |
34 | Океания | 1 | 3.3 |
35 | Физико-географическое положение материка. История открытия и исследования Южной Америки | 1 | 3.3 |
36 | Рельеф Южной Америки. | 1 | 3.3 |
37 | Климат и внутренние воды | 1 | 3.3 |
38 | Природные зоны и их характеристика | 1 | 3.3 |
39 | Население и страны | 1 | 3.3 |
40-41 | Страны Южной Америки. Презентация стран. Бразилия. Страны Анд. Перу | 2 | 3.3 |
42 | Обобщающий урок. | 1 | 3.3 |
43 | Физико-географическое положение материка. История открытия и исследования Антарктиды. Особенности природы. | 1 | 3.3 |
44 | Физико-географическое положение Северной Америки. История исследования материка | 1 | 3.3 |
45 | Рельеф материка | 1 | 3.3 |
46 | Климат и внутренние воды | 1 | 3.3 |
47 | Природные зоны и их характеристика | 1 | 3.3 |
48 | Население и страны Северной Америки | 1 | 3.3 |
49 | Урок-путешествие. США и Канада. Страны Латинской Америки. Презентации. | 2 | 3.3 |
50-51 | Физико-географичекое положение материка. История исследования Центральной Азии. | 1 | 3.3 |
52 | Особенности рельефа Евразии. Климат и внутренние воды Евразии | 1 | 3.3 |
53 | Природные зоны и их расположение | 1 | 3.3 |
54 | Население и страны Евразии. Развитиые страны Европы. Страны Северной Европы. Урок презентация | 1 | 3.3 |
55-56 | Страны Западной Европы. Великобритания. Франция. Германия | 2 | 3.3 |
57 | Страны Восточной Европы | 1 | 3.3 |
58 | Страны Южной Европы. Италия | 1 | 3.3 |
59-60 | Страны Азии. Юго-Западная, Центральная Азия. Урок-презентация | 2 | 3.3 |
61-62 | Страны Восточной Азии. Китай. Япония | 2 | 3.3 |
63-64 | Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Индия. Индонезия. Урок-путешествие. Мониторинговая контрольная работа | 2 | 3.3 |
65 | Закономерности развития географической оболочки | 1 | 4.1 |
66 | Взаимодействие природы и общества | 1 | 4.1,4.2 |
67 | Итоговое повторение материала курса | 1 | |
68 | Резерв |
Тематическое планирование 8 класс
№п\п | Тема урока | Количество часов | Коды элементов содержания (КЭС) |
1-2 | Введение. Географическое положение и его виды | 2 | 5.1,5.1.1,5.1.2,5.1.3 |
3 | Размеры территории и природно-географическое положение России | 1 | 5.1.1 |
4 | ЭГП и ТГП положение России | 1 | 5.1.1 |
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение РФ | 1 | 5.1,5.1.1,5.1.2,5.1.3 |
6 | Государственная территория. Типы Российских границ | 1 | 5.1,5.1.1,5.1.2,5.1.3 |
7 | Сухопутные и морские границы России | 1 | 5.1.1 |
8 | Различия по времени на территории России | 1 | 5.1.2 |
9 | Государственное устройство и территориальное деление РФ | 1 | 5.1.3 |
10 | Итоговое повторение по разделу " Географическое положение России" | 1 | |
11 | Заселение и освоение территории России в 9-12 веке | 1 | 1.2 |
12 | Изменение и хозяйственное освоение территории России в 18-19 веке | 1 | 1.2 |
13 | Географические исследования территории России в 18-19 веке | 1 | 1.2 |
14 | Территориальные изменения и географическое изучение России в 20 веке | 1 | 1.2 |
15 | Повторение и обобщение по теме " История заселения, освоение и исследования территории РФ" | 1 | |
16 | Особенности рельефа как результат геологической истории формирования территории России | 1 | 5.2.1 |
17 | Развитие земной коры. Основные тектонические структуры. | 1 | 5.2.1 |
18 | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | 1 | 5.2.1 |
19 | Формирование рельефа под воздействием внешних геологических процессов. | 1 | 5.2.1 |
20 | Литосфера. Рельеф. Человек | 1 | 4.1,4.3 |
21 | Повторение и обобщение раздела " Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы" | 1 | |
22 | Условия формирования климата | 1 | 2.4 |
23 | Движение воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. | 1 | 2.4 |
24 | Закономерности распределения тепла и влаги. Коэффициент увлажнения | 1 | 5.2.2 |
25 | Климатические пояса и типы климатов. Административная контрольная работа | 1 | 5.2.2 |
26 | Человек и климат | 1 | 4.1,4.3 |
27 | Повторение и обобщение по теме "Климат и агроклиматические ресурсы" | 1 | |
28 | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | 1 | 5.2.3 |
29 | Зависимость речной сети от климата | 1 | 5.2.3 |
30 | Многолетняя мерзлота | 1 | 5.2.3 |
31 | Озёра. Болота. Летники. Подземные воды | 1 | 5.2.3 |
32 | Воды и человек. Водные ресурсы | 1 | 4.1,4.3 |
33 | Повторение и обобщение знаний по теме "Внутренние воды и водные ресурсы" | 1 | |
34 | Почва-особое природное образование | 1 | 5.2.5 |
3 | Главные типы почв и их размещение на территории России | 1 | 5.2.5 |
36 | Почвенные ресурсы. Почвы и человек | 1 | 4.1 |
37 | Повторение и обобщение знаний по теме " Почвы и почвенные ресурсы" | 1 | |
38 | Растительный и животный мир. | 1 | 5.2.6 |
39 | Биологические ресурсы | 1 | 4.1,5.2.6 |
40 | Обощение знаний по теме "Растительный и животный мир. Биологические ресурсы" | 1 | |
41 | Природные комплексы | 1 | 5.2.6 |
42 | Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | 1 | 5.2.6 |
43 | Северные безлесные природные зоны | 1 | 5.2.6 |
44 | Лесные зоны. Тайга | 1 | 5.2.6 |
4 | Смешанные и широколиственные леса | 1 | 5.2.6 |
46 | Южные безлесные зоны: степи, полупустыни, пустыни. | 1 | 5.2.6 |
47 | Высотная поясность | 1 | 5.2.6 |
48 | Моря как крупные ПК | 1 | 5.2.4 |
49 | Природно-хозяйственное значение российских морей | 1 | 5.2.4 |
50 | Особо охраняемые природные территории России | 1 | 4.2 |
51 | Обобщение и повторение знаний по теме" Природные различия на территории России" | 1 | |
52 | Численность и воспроизводство населения России | 1 | 5.3.1 |
53 | Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни. | 1 | 5.3.2 |
54 | Этнический и языковой состав населения России | 1 | 5.3.5 |
55 | Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | 1 | 5.3.5 |
56 | Особенности урбанизации в России. городское население | 1 | 5.3.6 |
57 | Сельские поселения. Особенности рассления сельского населения | 1 | 5.3.6 |
58 | Миграции населения в России | 1 | 5.3.4 |
59 | Размещение населения России | 1 | 5.3.3 |
60 | Занятость населения. Человеческий капитал | 1 | 5.3.3 |
61 | Итоговое повторение по разделу "Население России" | 1 | |
62 | Контрольная работа по теме "Население России" | 1 | |
63 | Влияние природы на развитие общества | 1 | 4.2 |
64 | Природные ресурсы | 1 | 4.1,4.2 |
65 | Природно-ресурсные потенциал России | 1 | |
66 | Повторение и обобщение раздела" Природный фактор в развитии России" | 1 | |
67 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | |
68 | Диагоностика уровня сформированности УУД по географии в 8 классе | 1 |
Тематическое планирование 9 класс
№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Коды элементов содержания (КЭС) |
Общая характеристика хозяйства | 2 | 5.4.1 | |
1 | Введение. Понятие хозяйства. Его структура. | 1 | 5.4.1 |
2 | Этапы развития хозяйства | 2 | 5.4.4 |
Главные отрасли и межотраслевые комплексы | 14 | ||
3 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | 5.4.4 |
4 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. | 2 | 5.4.3 |
5 | Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность | 3 | 5.4.3 |
6 | Лесной комплекс | 4 | 5.4.3 |
7 | Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. | 5 | 5.4.3 |
8 | Электроэнергетика | 6 | 5.4.3 |
9 | Металлургический комплекс | 7 | 5.4.3 |
10 | Машиностроительный комплекс | 8 | 5.4.5 |
11 | Химическая промышленность | 9 | 5.4.3 |
12 | Транспорт | 10 | 5.4.3 |
13 | Информационная инфраструктура | 11 | 5.4.3 |
14 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | 12 | 5.4.3 |
15 | Территориальное (географическое) разделение труда. | 13 | 5.5 |
16 | Контрольная работа по теме «Главные отрасли и межотраслевые комплексы РФ» | 14 | |
Районы России. Европейская часть России | 5.5 | ||
17 | Восточно-Европейская равнина | 1 | 5.5 |
18 | Волга | 2 | 5.5 |
19 | Центральная Россия: состав, географическое положение | 3 | 5.5 |
20 | Центральный район: особенности населения | 4 | 5.5 |
21 | Хозяйство Центрального района. | 5 | 5.5 |
22 | Москва-столица России | 6 | 5.5 |
23 | Города Центрального района | 7 | 5.5 |
24 | Центрально-Чернозёмный район | 8 | 5.5 |
25 | Волго-Вятский район | 9 | 5.5 |
26 | Контрольная работа по теме: «Центральная Россия» | 10 | 5.5 |
27 | Северо-Западный район. Географическое положение и природа. | 11 | 5.5 |
28 | Города на старых торговых путях | 12 | 5.5 |
29 | Санкт-Петербург - новый хозяйственный узел РФ | 13 | 5.5 |
30 | Санкт-Петербург- вторая столица России | 14 | 5.5 |
31 | Калининградская область | 15 | 5.5 |
32 | Европейский север. Географическое положение и природа | 16 | 5.5 |
33 | Этапы развития хозяйства | 17 | 5.5 |
34 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры. | 18 | 5.5 |
35 | Поволжье. Географическое положение и природа | 19 | 5.5 |
36 | Население и хозяйство | 20 | 5.5 |
37 | Европейский Юг. Крым | 21 | 5.5 |
38 | Природные условия Северного Кавказа | 22 | 5.5 |
39 | Хозяйство Северного Кавказа | 23 | 5.5 |
40 | Народы Северного Кавказа | 24 | 5.5 |
41 | Южные моря России | 25 | 5.5 |
42 | Урал. Географическое положение и природа | 26 | 5.5 |
43 | Этапы развития и современное хозяйство | 27 | 5.5 |
44 | Население и города Урала. Проблемы района | 28 | 5.5 |
45 | Контрольная работа « Европейская часть России» | 29 | 5.5 |
Азиатская часть России | |||
46 | Природа Сибири | 1 | 5.5 |
47 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири | 2 | 5.5 |
48 | Арктические моря | 3 | 5.5 |
49 | Население Сибири | 4 | 5.5 |
50 | Хозяйственное освоение Сибири | 5 | 5.5 |
51 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы | 6 | 5.5 |
52 | Западная Сибирь. Хозяйство района | 7 | 5.5 |
53 | Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы. | 8 | 5.5 |
54 | Байкал | 9 | 5.5 |
55 | Хозяйство района | 10 | 5.5 |
56 | Дальний Восток. Формирование территории | 11 | 5.5 |
57 | Природные условия и ресурсы | 12 | 5.5 |
58 | Моря Тихого океана | 13 | 5.5 |
59 | Население района | 14 | 5.5 |
60 | Хозяйство района | 15 | 5.5 |
61 | Обобщающее повторение по теме «Азиатская часть России» | 16 | |
62 | Контрольная работа по теме «Азиатская часть России» | 17 | |
Самарская область: особенности природы и экономический потенциал | 5 | ||
63 | Особенности ЭГП и природно-ресурсного потенциала Самарской области | 1 | |
64 | Население Самарской области | 2 | |
65 | Особенности хозяйства. Факторы размещения отраслей промышленности Самарской области | 3 | |
66 | Специализация АПК Самарской области | 4 | |
67 | Экологические, демографические, социально-экономические проблемы области. | 5 | |
68 | Итоговый мониторинг по курсу «География России: хозяйство и географические районы» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...