Путешествие по материкам
план-конспект урока по географии (5 класс)

Пуликова Ирина Петровна

Урок географии в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Перенская средняя школа»

Конспект урока по географии

в 5 классе (ФГОС)

по теме:

«Путешествие по материкам»

                                                                                                                                                                                                                      Учитель  географии:

Пуликова Ирина Петровна

д.Перенка,  2018

                

План-конспект урока географии в 5 классе

Тема урока: «Путешествие по материкам»

Цель урока:  сформировать представления о материках.

Задачи:

    Образовательные:  дать  представление о материках Земли,  разнообразии их природы.

Развивающие: продолжить формирование у обучающихся умений  работать с печатным материалом, географическими картами. Развитие навыков  самостоятельного поиска необходимой информации, умения работать в  группе, готовить краткие сообщения

Воспитательные: воспитание  интереса к предмету, привлечение учащихся к активной познавательной деятельности, необходимости бережного отношения к  природе нашей планеты.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальных уровнях.                  

 Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.                                                                                  

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.                                                                  

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока:  урок-путешествие; урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: атласы, учебники, физическая карта полушарий

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная деятельность

Регулятивная деятельность

Осуществляемые учебные действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые  способы деятельности

Осуществляемые учебные действия

Формируемые  способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

Актуализация знаний учащихся

Предлагаю вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами: как образовались материки на Земле?

Отвечают на вопрос

Анализировать, выделять существенные признаки

Взаимодей-ствуют с учителем во время опроса, осуществля -емого во фронтальном режиме

Высказывать своё мнение

Самоконтроль выполнения задания

Определять степень успешности выполнения работы.

Постановка темы и цели урока

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока  в ходе фронтальной беседы

Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения

Выделять существенную информацию из разных источников. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Взаимодей-ствуют с учителем во время  опроса

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания

Контролируют правильность ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Освоение нового материала

Контролирует класс при работе в группах

Выполняют задания индивидуально, затем в группе

Исследование и отбор необходимой информации, её структуриро-вание

Объединяются в группы, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи

Работать в группе в разных ролях, организовывать взаимодей-ствие, вырабатывать и принимать коллективные решения

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах

Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность

Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности

Представляют результаты своей исследовательской деятельности

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Выслушивают ответы учеников, задают вопросы

Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения

Самоконтроль выполнения задания

Определять степень успешности выполнения работы

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечивает усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации

Отвечают на проблемные вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сравнивать

Выслушивают ответы учеников

Высказывать свою точку зрения

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

Рефлексия

Анализирует деятельность учащихся. Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности

Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать

Высказывать свою точку зрения

Проводят самооценку своей деятельности на уроке

Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха

Постановка домашнего задания

Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания, а так же предлагает творческое задание.

  1. Организационный момент

Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

А теперь давайте попробуйте сами определить тему сегодняшнего урока, а начнем мы с загадок  

  1. Здесь горы-великаны –

         Тибет, Алтай, Памир,

          Карпаты и Балканы.

          Их знает целый мир.

          Здесь реки – Обь и Ангара,

           Дон, Волга, Лена и Кура.

          Лесов многообразие

            В родной для нас ...

                                   (Евразии.)

  1.    Там снуют акулы, прыгают гориллы.
       Страшные «большие злые крокодилы
        Будут вас кусать, бить и обижать».
       Помните то место, где нельзя гулять?    

    (Африка)

3.   Лишь в стране большой, зелёной
      Кенгуру живёт смышлёный.
     Он своих детей не бросит,
    Он с собой их в сумке носит.
                       

  (Австралия.)

4. Мы найдём на глобусе
   Два различных полюса!
   А у Южного найдём
   Материк, покрытый льдом!

                                  (Антарктида.)

Как одним словом можно назвать наши отгадки? (Материки)

При решении загадок мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых забыли..

Итак, какова  же тема нашего урока ??

Тема нашего урока: Путешествие по материкам.

Давайте попробуем определить цель урока?

Цель урока узнать о материках Земли.

 Для достижения цели мы

  • побываем на материках;
  •  научимся работать с картой;
  •  узнаем, что же на Земле самое, самое…

Что нам может помочь в этом путешествии?

(карта. ) Давайте вспомним, а что такое карта?)

Назовите все материки Земли по карте.

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы заочно посетим все материки Земли.

А кто мне скажет, что такое материк?    (Материки  (континенты) – это огромные  участки суши, со всех сторон окружённые     водой)

Сегодня мы делимся на группы. Каждая группа готовит сообщение по одному из материков.

Как мы с вами работаем?

Для того чтобы исследовать свой материк вам понадобится следующие источники информации, которые у вас лежат на столах:

  1. «Учебник»
  2. Атлас.

3.Распечатка карты

4.Дополнительная информация по материкам (приложение 1)

План вашей работы:

                    Используя источники информации которые были названы

       Вам будет нужно:

  1. подготовить небольшое выступление о вашем материке;

Заполнить предлагаемую таблицу (приложение ) о своем материке, все остальные строчки в таблице вы сможете заполнить по ходу выступления своих одноклассников;

  1. Распределите обязанности в группе, кто за что будет отвечать .

План ответа

  1. Показать материк на карте полушарий ;
  2. Рассказать о рельефе материка;
  3. Крупных реках и озерах;

Время на подготовку дается 4  мин. После чего каждая группа будет докладывать об их открытие.  

Итак, время вышло. Сейчас вы узнаете, о каком же материке первым  пойдет у нас речь

Вот огромный великан,
И куда ни глянь – во всем
Здесь разнообразие!
Озеро Байкал –
Чистое, глубокое,
Горы Гималаи –
Самые высокие.

Евразия (см приложение подробнее )

Евразия – это самый большой материк. Часть

территории Евразии занимает наша страна — Рос-

сийская Федерация. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м),
Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское.

Есть пустыня там

Вся в песках – Сахара,

Редкие колючки здесь,

Ведь воды-то мало!

О каком материке идет речь ?

Африка 

 Площадь Африки составляет 29,2 млн км², с островами — около 30,3 млн км²

Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на нысоте 5895 м. 
Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С. 
Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Самой полноводной рекой материка является река Конго.

Послушайте следующее стихотворение и определите,  о каких материках идет речь

Два материка:
Северная, Южная,
Все легко пока.
Речки есть большие,
Помнить это нужно:
Миссисипи – в  Северной,
Амазонка – в Южной.
Тянутся высокие
Горы цепью дружно:
Кордильеры – в  Северной,
Горы Анды – в Южной.

Северная Америка

Площадь Северной Америки без островов — 20,36 млн км², с островами 24,25 млн км².

В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли(6193м).

Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.

Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

Южная Америка 

Площадь континента — 17,8 млн км² (4-е место среди континентов)

На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.

Необычный материк,

Хоть и ростом невелик.

Сумчатых зверюшек

Здесь живет немало:

Белки, крысы, кенгуру

И медведь коала.

О каком материке идет речь ?

Австралия 

Площадь:7 692 024 км²

Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей 
Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материка, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.

холодно
И снежно круглый год.
Но не боится стужи
Пингвин – он там живет.
Летают буревестники,
Бакланы, альбатросы.
Да плавают тюлени –
Полярные матросы.

Антарктида

14 000 000 км²

Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.

самый высокий континент Земли, средняя высота поверхности континента над уровнем моря составляет более 2000 м, а в центре континента достигает 4000 метров. В соответствии с конвенцией об Антарктике, подписанной 1 декабря 1959 года и вступившей в силу 23 июня 1961 года, Антарктида не принадлежит ни одному государству. Разрешена только научная деятельность.

центр Антарктиды примерно совпадает с южным географическим полюсом.

Но кроме материков на нашей планете есть острова. Давайте попробуем раскрыть понятие что такое остров ?и что такое архипелаг? (учитель знакомит с самым крупным островом- Гренландия)

Все материки и острова  Земли нанесены на карту, посмотрите внимательно с какой  картой вы работали сегодня на уроке?

А как вы думаете , что называют физическими картами?

(Физическими называются карты на которых

изображены равнины, горы, моря, реки,

озёра и другие природные объекты.)

4.Закрепление материала:

Итак, мы побывали с вами на всех материках Земли и определили их главные особенности. Ребята познакомили нас с особенностями климата, рельефа. А теперь посмотрим как же вы все это запомнили.

Для этого внимательно слушаем следующие вопросы и поднимаем руки.

  1. Задание - Работа с картой. Я показываю материки  - вы поднимаете руки и называйте их.

      2 задание - вопросы

  1. Самый большой материк
  2. Самый большой остров мира
  3.  Самая полноводная  река мира
  4. Самый сухой материк
  5. Самый маленький материк
  6. Самый холодный материк
  7. Самая длинная река мира
  8. Где зарегистрирована самая низкая температура на Земле

Ребята наш урок подходит к концу, Спасибо вам, за понимание, поддержку, за работу на уроке.  Но я вас прошу, берегите нашу планету. Цените каждый лепесток, травку, берегите  нашу  природу. Ведь она очень ранима.(Чтение стиха).

Смотрю на глобус– шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

“Ты береги, нас, береги”.

В тревоге рощи и леса,

роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

“Будь Человеком, человек.

В тебя мы верим, не солги,

ты береги нас, береги”.

Грустит глубокая река,

свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

“Ты береги нас, береги”.

Смотрю на глобус, шар земной,

такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: “Не солгу,

я сберегу вас, сберегу”.

  1. Итог урока:
  • побывали …
  • работали с …
  •  узнали, что на Земле самое, самое…

Вы молодцы, на уроке вы замечательно работали! Мне понравилось, как вы работали с учебником, картой атласа, давали полные ответы на мои вопросы. (Выставление оценок за урок.)

Домашнее задание:

  • Учебник – § 22 пересказ
  • Стр. 112 задание «ПОДУМАЙТЕ» вопр.2(устно)
  • Рисунок животного обитающего на любом из материков.( по желанию)

1мин

Слушают и отгадывают загадки

Определяют тему ,

Отвечают на вопросы

Определяют цели урока

Опираются на знания, полученные на предыдущих уроках

Отвечают на вопросы.

Объяснительно-иллюстративный

Отгадывают материк

1 группа рассказывают о своем открытие , частично-поисковый  

Смотрят на слайды,

Запоминают

Отвечают на вопрос

Доклад 2 группы

Частично-поисковый

Отвечают на вопрос

Слайды

Выступление 3 и 4 группы

Частично-поисковый

 

Ответы учащихся

Доклад 5 группы

Слайды

Определяют по стихотворению о каком материке идет речь

Слайды

Ответ последней группы

Ответы детей

фронтальный, репродуктивный

Отвечают на вопрос и раскрывают понятие

Отвечают на вопросы слайды

Ответы детей

Записывают в дневниках

Приложение №1

1. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Евразии?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/08/s_59d9db5408d00/705908_1.jpeg

2. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Африки?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/08/s_59d9db5408d00/705908_1.jpeg

3. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Южной Америки?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/08/s_59d9db5408d00/705908_1.jpeg

4. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Северной Америки?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/08/s_59d9db5408d00/705908_1.jpeg

5. Какой цифрой на рисунке обозначены контуры Австралии?

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/08/s_59d9db5408d00/705908_1.jpeg


Приложение №2

Название материка

Площадь, млн км

Евразия

54

Африка

30

Северная Америка

24

Южная Америка

18

Антарктида

14

Австралия

8

Приложение №3

Основные вопросы темы « путешествие по материкам»

  1. Сколько материков?

  1. Самый крупный материк на планете?

  1. Самый маленький материк?

  1. Самый холодный материк?

  1. Самый жаркий материк?

Вывод: на планете Земля 6 материков, самый крупный – Евразия, самый маленький -  Австралия, растительный и животный мир разнообразен


Информационный лист №1

Для путешественников на материк Евразия.

Мы отравимся с вами в Юго-Восточную Азию. Здесь растет удивительное растение – рис,  которое называют «сыном воды и солнца». Для этого растения устраивают особые поля, которые как бассейн заполняются водой. Рассаду высаживают прямо в воду. Пропалывают это растение и собирают урожай часто с небольших лодок. Выращивать его стали около 7 тыс. лет назад. Из зерна производят крупу, крахмал, масло; из соломы – бумагу, картон, плетеные изделия.

В Юго-Восточной Азии обитает удивительное животное – большая панда. Это животное уникальное, настоящая жемчужина среди диких зверей и очень красивая. Туловище большой панды удлиненное, на лапах она приземистая, формы тела округлые, морда короткая. Уши черные, вокруг глаз черные круги, будто зверь в роговых очках. На лапах черные «чулки», на груди черный жилет, а на остальных частях туловища шерсть белая. И в том удивительный контраст. Когти на всех четырех широких лапах длиной около 3 см, пальцы подвижны и частично втягиваются. Хвост белый, короткий длиной не более 20 см. У взрослых животных высота в плечах до 70 см, а длина тела до 170 м. Взрослые самцы достигают массы 150-180 кг, самки несколько легче. Места обитания густые труднопроходимые бамбуковые леса, покрывающие крутые горные склоны на высоте 2000-3800 м над уровнем моря. Плотность бамбука настолько велика, что видимость не превышает нескольких метров, но панды передвигаются в этих чащобах с удивительной быстротой и маневренностью. Живут они одиночками.

Изображение большой панды – эмблема Всемирного фонда охраны природы, международной организации, созданной в 1961 г. Для оказания материальной помощи в охране дикой природы там, где она находится под угрозой исчезновения.

https://cdn2.arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/10/08/s_59d9db5408d00/705908_6.jpeg

Информационный лист №2

Для путешественников в Африку.

Африка. На этом материке растут удивительные растения. Одно из них баобаб. Высота ствола до 20 м, диаметр 4-10 метров. Его мягкая древесина, как губка, может накопить до 120 т воды. В сухой, жаркий период года сбрасывает листья, поэтому легко переносит длительную засуху. Дерево немного «худеет», но после дождя опять «полнеет». Живет дерево до 5 тыс. лет. Враг баобаба слон, он любит полакомиться рыхлой, сочной древесиной баобаба во время периода засухи, когда не хватает влаги

В Африке обитает самое высокое животное на свете – жираф. Человеку трудно охватить жирафа одним взглядом. Прямо перед собой он видит колени животного, потом, поднимая глаза, обозревает передние похожие на ходули ноги, плотную грудь, непомерно длинную шею и, наконец завершающую ее маленькую нелепую голову. Голова  жирафа, его большие карие глаза, окаймленные густыми черными ресницами, выглядят очень кроткими и симпатичными, но уши его кажутся слишком большими, а голова увенчана двумя или несколькими рожками, которые придают животному вечно изумленный вид. Высота тела до 5,5 м, масса до 1000 кг. Жираф обладает чутким слухом и острым зрением. Он замечает врагов на большом расстоянии, а относительно короткие, но мощные задние ноги позволяют ему молниеносно рвануть с места. Убегающий жираф способен довольно долго выдерживать очень высокую скорость – иной раз более 60 км в час. Это помогает ему без труда оставить далеко позади себя льва – единственного хищника, достаточно крупного и сильного, чтобы считать жирафа дичью. Но даже царь зверей дважды подумает, прежде чем бросится на взрослого самца-жирафа. Ведь если он не сумеет захватить его врасплох (а надежда на это плоха), ему грозит почти верная гибель под страшными ударами острых копыт, оборонительного оружия жирафа.


Информационный лист №3

Для путешественников в Северную Америку.

Северная Америка. Среди растений этого материка особенно удивительны растущие в Кордильерах вечнозеленые хвойные деревья секвойи. Высота дерева 100 м, диаметр 6-11 м. Живет 2000-4000 тыс. лет. Толщина коры может достигать 40-60 см. Древесина не гниет в воде, ее не трогают грибы и насекомые из-за большого содержания дубильного вещества танина. Поджечь древесину очень трудно, и, хотя молния довольно часто попадает в огромные секвойи, пожаров практически не бывает. В 1893 г. В США была повалена секвойя, на что ушло 22 дня. Диаметр ствола оказался равен 10 м. В дальнейшее на пне этого дерева бала устроена танцевальная площадка. На ней одновременно танцевали 16 пар, играл оркестр из 4 человек, и еще 20 человек стояли на пне вокруг танцующих.

Из животных Северной Америки назовем одного зверька, которого здесь знают все. Он ни от кого не прячется: широкими белыми полосами на почти черном теле издалека привлекает внимание. Честно предупреждая врага, он сначала топает передними лапами, а затем задирает хвост, как сигнальный флажок, открывает анальные железы, из которых в случае необходимости брызнет струя вонючей  жидкости. Жидкость имеет отвратительный запах, такой, что не выдерживают ни звери, ни люди – убегают подальше. Он спокойно занимается своими делами при приближении хищника, словно не испытывая ни малейшего страха. Этот равнодушный вид обманчив: характер у зверька достаточно свирепый; вынужденный вступить в бой, он демонстрирует и силу, и яростное упорство. Называют этого зверька полосатый скунс.

Информационный лист №4

Для путешественников в Южную Америку.

Южная Америка самый влажный материк на свете. Здесь протекает самая полноводная река мира Амазонка. Виктория - регия растет в речных заводях некоторых притоков Амазонки. Это наиболее крупное водное растение. Округлые листья достигают в ширину 2 м и полностью вырастают в течение всего нескольких дней. На таком листе может сидеть ребенок. Большие белые ароматные цветы распускаются в вечерние часы, а утром опять закрываются. У листьев снизу мощные поддерживающие перепонки, а приподнятые края листа защищают его верхнюю часть от замачивания. Цветок вырастает на длинном иглистом стебле и на несколько сантиметров поднимается над водой, достигая в ширину 40 см.

Южной Америке обитает самая большая бабочка в мире – совка агриппина, с размахом крыльев почти 30 см. Крылья передние удлиненные треугольные, серого или бурого цвета. Бабочки активны ночью или в сумерки.

Жук дровосек - титан достигающий длинной до 18 см, самый большой в мире.

Информационный лист №5

Для путешественников в Австралию.

Австралия самый маленький и засушливый материк на Земле. Здесь произрастают эвкалипты. Это вечнозеленые деревья и кустарники. Деревья высотой до 100 м. Растут быстро до 5 м в год, живут до 500 лет.

Наиболее известное сумчатое животное Австралии – кенгуру. Обитают эти прыгуны в лесах, горах и на открытых пространствах. Всего насчитывается около 50 видов кенгуру.

Самый маленький мускусный. Его тело не превышает длиной 40 см, массой 0,5 кг. Самый большой – серый. Он может быть длиной до 3 м, массой около 30 кг. Это предел величины среди сумчатых. Детеныш рождается размером с грецкий орех и весит 1-2 г. Новорожденный слепой, голый, без ушей. Попав к маме в сумку, он настолько слаб, что молоко не сосет, оно само взбрызгивается ему в рот. Через 6-8 месяцев после рождения кенгуренок покидает сумку и начинает вести самостоятельный образ жизни, но далеко от матери не удаляется. И смешно бывает, когда, испугавшись чего-либо, уже взрослый кенгуренок бросается к матери и с разбегу ныряет в свою бывшую «крепость». Но теперь она его не спасает. Хотя голова и шея спрятались,  большая часть туловища, задние ноги и длинный хвост торчат наружу.

Информационный лист №6

Для путешественников в Антарктиду.

Антарктида – самый холодный материк на Земле. К таким суровым условиям приспособились немногие живые существа. Коротким, прохладным летом на побережье лед таит и на камнях видны мхи и лишайники. Другие растения здесь не живут, т.к. им не хватает тепла.

Наиболее известные животные Антарктиды – пингвины. Эти птицы великолепно приспособились к существованию в воде. Их крылья преобразованы в ласты, которыми они гребут,  передвигаясь с редкой быстротой. Их лапы служат отличными рулями и помещаются именно там, где могут выполнять эту функцию наиболее эффективно, - на самом конце тела. Вот почему на суше для этих птиц характерна вертикальная поза. Под кожей находится слой жира. Перья узкие и длинные. Наиболее крупный из пингвинов - императорский. Высота его 120 см, вес до 16 кг. Питаются рыбой. Лето они проводят в море, усердно нагуливая жир. Зимой самка откладывает одно яйцо, а самец принимает яйцо на собственные лапы и заталкивает под покрытую густыми перьями складку на нижней стороне брюха. Самки собираются в стаю и уходят в море. Через 2 месяца на свет появляется птенец и теперь о нем заботится мать. Вскармливая его переваренной рыбой.

Приложение № 4 Тест по теме «Материки»

1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил 
Б. Евразия, Янцзы 
В. Южная Америка, Амазонка 
С. Северная Америка, Миссисипи

2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?

А. Африка, Нил 
Б. Евразия, Янцзы 
В. Южная Америка, Амазонка 
С. Северная Америка, Миссисипи

3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?

А. Килиманджаро, Африка 
Б. Мак-Кинли, Северная Америка 
В. Аконкагуа, Южная Америка 
С. Джомолунгма, Евразия

4. На каком материке находится наша страна?

А. Евразия 
Б. Северная Америка 
В. Антарктида 
С. Австралия

5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости,

где географические объекты даны с помощью условных знаков, называется:

А. Глобус
Б. Планшет
В. Географическая карта
С. Рисунок

6. Сколько материков на Земле?                                                                                                                                                                                                                                                       А. 4    Б. 5     В. 6       С. 7


Приложение № 5 Лист самооценки

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

1

Формулировка темы урока, цели

Ясам смог определить цель урока-2 балла.

2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

3

ОПРЕДЕЛИЛ И ПОДПИСАЛ НАЗВАНИЯ МАТЕРИКОВ.

СДЕЛАЛ ВСЕ САМ 2 БАЛЛА.

СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ САМ 1 БАЛЛ

СДЕЛАЛ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ САМ 0 БАЛЛОВ.

4

ОПРЕДЕЛИЛ И ПОДПИСАЛ ПЛОЩАДЬ МАТЕРИКОВ

СДЕЛАЛ ВСЕ САМ 2 БАЛЛА

СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ САМ 1 БАЛЛ

СДЕЛАЛ МЕНЬШЕ 0 БАЛЛОВ.

5

УЧАСТВОВАЛ В СОЗДАНИИ МИНИ-ПРОЕКТА (РАБОТА В ГРУППЕ)

УЧАСТВОВАЛ В РАБОТЕ ГРУППЫ 2 БАЛЛА.


НЕ УЧАСТВОВАЛ В РАБОТЕ ГРУППЫ 0 БАЛЛОВ

6

ВЫПОЛНИЛ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Сам ВЫПОЛНИЛ – 2 балл

С помощью учителя, напарника – 1 баллов

Выставление оценки

Поставьте «5», если вы набрали 9 И БОЛЕЕ баллов

Поставьте «4», если вы набрали 7-8 баллов

Поставьте «3», если вы набрали 5-6 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Путешествие по материкам"

Конкурс - игра для учащихся 7 - х классов по географии. Цель: обобщить знания по пройденному курсу географии за 7 класс....

Интеллектуальная игра "Путешествие по материкам"

Внеклассное мероприятие по географии для 7 класса....

Урок по теме "Путешествие по материку Южная Америка»

Обобщение знаний учащихся о природных комплексах, о населении Южной Америки, подведение итогов изучения темы. Проверка знаний учащимися характерных черт природы материка: рельефа, климата, внутренних ...

Путешествие на материк Общения

Занятие напрвлено на развитие коммуникативной сферы учащихся....

"Путешествие по материкам"

Цели: развивать познавательные способности учащихся и интерес к предмету, формировать умение работать в команде, способствовать выработке положительной оценки таких качеств учащихся, как эрудиция...

«Путешествие по материкам

Какой материк омывается четырьмя океанами? (Евразия).2. Может ли кит проглотить человека? (нет, у него очень узкая глотка)3. Как называются плавучие острова льда?  (айсберг).4.Назовите самую длин...

методическая разработка урока естествознания "Путешествие по материкам"

Тип урока:  Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель:формирование способности обучающихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с природными особенностями матер...