население Африки
план-конспект урока по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф. И. О. Пуликова Ирина Петровна
Предмет: география
Класс: 7
Тип урока: Урок изучения нового материала
Тема | Население Африки |
Цель | Познакомиться с наиболее крупными народами Африканского материка и размещением населения. |
Задачи | Образовательные: Установить, какие народы заселяют Северную, Среднюю и Южную Африку, остров Мадагаскар. Определить, как размещено население по территории материка Развивающие: развивать умения детей анализировать текст, делать выводы, работать с тематическими картами Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к планете Земля и ее уникальной природе |
УУД | Личностные УУД: формирование у учащихся умения планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником, атласом общаться в группе, слушать и делать выводы. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Познавательные УУД: Углубить знания о народах Африки. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать. Африка - прародина человека. Углубление знаний о народах Африканского континента Уметь. Развитие приемов смыслового чтения и построения логических рассуждений. Личностные: формировать у учащихся умения планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником, общаться в группе, слушать и делать выводы. Метапредметные: развитие метапредметных умений анализировать текст , карты атласа и рассказ учителя, выделять главное. |
Основные понятия | Народ, этнос, антрополог, антропология, этнография. |
Ресурсы:
| Учебник. Атлас, презентация «Народы Африки» |
Формы урока | Объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый. |
Технология | Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационная. |
Дидактическая | Деятельность | Деятельность | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент | Включение учащихся в деловой ритм урока. Подготовка к работе в группах | Проверка подготовленности к уроку. | (Познавательные УУД). Положительный эмоциональный настрой учащихся на урок. | ||
Актуализация знаний Время:5 мин | Запись учащимися темы урока в тетрадях | Направляет учащихся к познанию нового, к достижению целей и решению задач урока Организация работы в группах. Распределение заданий | Антропология, этнография и демография, что изучают эти науки?? Среди рас современных людей, принадлежащих к одному виду Homosapiens,в первую очередь выделяют наиболее крупные подразделения, обычно называемые большими расами. Это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская),негроидная-африканская) и австралоидная (океаническая). Представители каких рас живут на территории Африки? (заслушиваем ответы учащихся) Давай те проверим верны ли ваши предположения? | Формирование познавательного интереса к предмету изучения | Познавательные: уметь находить необходимую информацию на картах атласа Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. |
Изучение нового материала | Работа в группах, выполнение предложенных заданий. | Направляет учащихся к познанию нового, к достижению целей и решению задач урока | Работа с картами атласа и схемой на доске. 1.Размещаем,закрепив магнитами, таблички с указанием народов на контуре Африки (магнитная доска). 2.Учитель раздает подготовленные тексты учащимся. Задание :прочитать и установить к какой расе относится данный народ, подготовить небольшой рассказ о нем. | Установить, какие народы заселяют Северную, Среднюю и Южную Африку, остров Мадагаскар .Установить их расовую принадлежность и этнографические особенности. | Познавательные: Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. |
Физкультминутка Время:3мин | Выполняют упражнения | Предупреждает утомление детей | |||
Закрепление нового материала | Организует деятельность учащихся по применению новых знаний | Заслушивание ответов учащихся, иллюстрация рассказов с помощью презентации «Народы Африки» | Установить, какие народы заселяют Северную, Среднюю и Южную Африку, остров Мадагаскар .Установить их особенности | ||
Подведение итогов Время:5мин | Делаем вывод по теме урока | Выявляет уровень первичного усвоения материала учащимися | 1.Современное население Африки относится к трем основным расам: европеоидной, монголоидной и экваториальной 2.К промежуточной расе относят эфиопов. 3.Африка — прародина человека, здесь найдены наиболее древние останки предков человека . | ||
Домашнее задание | Параграф учебника -30 стр132-135 | ||||
Рефлексия | Отвечают на вопросы | Выслушивает ответы на поставленные вопросы | Что вам понравилось на уроке? Что нового вы узнали на уроке? Хотели бы вы продолжить изучение этой темы? |
Приложение
Пигмеи Бамбути
Понятие "Пигмеи" – достаточно собирательное, его используеют для обозначения всех маленьких «лесных людей». А в пигмеи подразделяются на несколько народностей или племен. При этом каждое из племен имеет свой язык, самобытную культуру, а также верования и обряды. Так, на территории Габона проживают представители нескольких этнических групп, и в частности таких как: Акова, Акула, Бабонго, Бака, Бакойа и Бакуйи. Эти племена рассредоточены практически по всем девяти провинциям страны. Их общая численность в Габоне по последним данным, составляет от 15 до 20 тыс. чел.
Рост представителей племени Бамбути обычно не превышает 140 см. Встречаются среди них также совершенно взрослые женщины, высота которых составляет около 120 см. Для их внешнего облика характерен выпуклый лоб, вдавленная переносица и большие карие глаза миндалевидной формы. Все это придает им некоторое сходство с гномами, но больше всего они все же похожи на детей.
Бамбути живут только охотой, а вот земледелием не занимаются совсем. Как истинные кочевники, они регулярно кочуют по лесу, каждый раз остановившись на какой-то срок, заново воздвигают на лесных полянах свои незатейливые хижины. При этом удивительно быстро возникает среди леса новое поселение пигмеев! А все начинается с того, что женщины большими ножами расчищают поляну от кустарников и всякой другой растительности, делая ровную и чистую площадку. Затем начинается сооружение жилищ.Сначала пигмеи срезают длинные гибкие прутья и обоими концами втыкают их в землю так, чтобы образовалась дуга. Затем такие дуги, расположенные по кругу, переплетаются между собой ветками. В результате получается каркас круглого или овального домика. После завершения формирования каркаса, сверху его накрывают огромными листьями, а на черенках этих листьев делают специальный надрез так, чтобы образовалось подобие крючка. Располагая листья наподобие черепиц, и цепляя этими крючками за переплетенные прутья, проворные руки маленьких строителей быстро воздвигают над хижиной достаточно водонепроницаемую крышу.
Живут пигмеи моногамно, т.е. супружескими парами. Жен себе им покупать не приходится, так как у них практически ничего нет, чем можно за них платить. При этом девушка в своем клане котируется весьма высоко: так как женщины выполняют основную часть работ по дому. Поэтому когда жених уводит девушку, это наносит и семье, и всему клану ощутимый урон. Из-за этого клан разрешает увести жениху свою невесту лишь в том случае, если он взамен нее приведет другую девушку из своего клана, которая согласится выйти за кого-нибудь из родни невесты...
Берберы (24 млн человек)
– крупная этническая группа Северной Африки, состоящая из нескольких народностей. Берберы являются коренным населением северной Африки, и проживают на территории, простирающейся с запада на восток, от Атлантики до Египта, и с севера на юг, от Средиземноморья до Судана.
К берберской группе относятся такие племена как рифы, кабилы, туареги и пр. Изначально берберы говорили на языках, относящихся к берберской группе, которая входит в семито-хамитскую языковую семью. В наши дни большинство берберов говорят на арабском языке и языках бывших метрополий − французском и испанском. Берберский язык сохранен лишь в некоторых регионах, на его диалектах говорит большая часть берберов, проживающих в странах Магриба − Алжире, Ливии, Тунисе, Марокко.
Первые стоянки человека на территории стран Магриба появились приблизительно за двести тысяч лет до нашей эры в северных частях африканского континента. Подтверждением этому служат исторические памятники в горных районах Сахары и упоминания о берберах известных древнегреческих, древнеегипетских и римских историков, философов и писателей.
Первые упоминания о берберах можно найти у древних египтян. Египтяне стали обозначать берберов под названием «лебу» или «либу», откуда пошло название «ливийцы». Древние египтяне имели довольно тесные взаимоотношения с берберами: они воевали и торговали с ними, а в период Нового Царства берберская династия, основанная фараоном Шешонком, управляла Египтом.
До завоевания арабами Северной Африки берберские народы имели свои государственные образования, принадлежащие тем или иным племенам берберов.
Название «берберы», появившееся в седьмом-восьмом веках после завоевания Северной Африки арабами, предположительно происходит от греческого barbaros (варвар), имевшего у арабов значение «не араб», «неверный».
В течение тысячелетий берберы сохраняли свою идентичность, живя на бескрайних просторах Северной Африки, контроль над которой в разные исторические эпохи устанавливали финикийцы, карфагеняне, греки, римляне, вандалы, византийцы, арабы, турки, французы и испанцы. И хотя завоеватели оставили след в образе жизни и культуре берберских народов, последним все-таки удалось сохранить свою самобытность. Особенно хорошо традиции и язык берберов сохранился у туарегов в Западной Сахаре и в Марокко, так как из-за труднодоступности занимаемых ими территорий влияние завоевателей на их образ жизни было минимальным.
Бедуины (арабы кочевники-скотоводы)
Во 2-й половине 2-го тыс. До н. э. у аравийских племён начал складываться хозяйственно-культурный тип кочевников-верблюдоводов (бедуинов). Большинство бедуинов живёт на Аравийском полуострове, в пустынных районах Иордании, Сирии, Ирака, а также в Египте и в северной Сахаре. Приблизительная численность бедуинов составляет от 4 до 5 млн человек. Бедуины ведут строго племенной образ жизни. Подразделение из нескольких семей называется «хамулой». Браки осуществляются по возможности внутри «хамулы». Семья является наименьшей социальной единицей в бедуинском племени. Каждое племя и его часть возглавляется старшим по мудрости и опыту шейхом. Должность шейха может наследоваться.Бедуины ведут кочевой образ жизни. В зимнее время «хамулы» постоянно кочуют по пустыне в поисках воды и пастбищ для скота. Летом «хамулы» собираются вблизи племенных колодцев. Племенам и семействам часто приходится бороться за права на землю и воду.
Бедуины занимаются разведением верблюдов или овец и коз. Верблюдоводы считают себя единственными истинными арабами, стоящими выше овцеводов. Верблюды снабжают своих хозяев молоком и мясом для питания и шерстью для изготовления ткани. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения с жителями деревень и городов.Бедуины редко пользуются деньгами и часто вступают в бартерные отношения с деревенским и городским населением. В обмен на шкуры, шерсть, мясо и молоко бедуины берут зерно, финики, кофе, фабричные ткани, металлическую посуду, орудия труда и т. д.Бедуины живут в четырёхугольных палатках (шатрах), которые состоят из широких полотнищ вязаной овечьей шерсти, иногда из брезента, укладываемых на остов из шестов и жердей. Всё их имущество легко умещается на животных.Мужчины-бедуины руководят процессом перекочёвок и занимаются уходом за животными. Они любят охотиться и устраивать бои различных животных. Бедуины часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки, связанные с вопросами собственности, чести и.т.д. Гордостью бедуина— конь, используется главным образом для скачек и легких прогулок. Арабская лошадь плохо приспособлена к условиям пустыни, её никогда не используют для тяжелой работы. и служит в основном предметом престижа.Женщины занимаются домашними делами, заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды. Иногда они ухаживают за овцами и козами. Женщины, как правило, живут в отдельной части семейного шатра . Они тщательно оберегаются от контактов с чужаками и при появлении незнакомцев должны уходить в свою часть шатра.Бедуины в основном питаются свежим верблюжьим молоком или молоком после специального сквашивания. Кроме молока, в рацион их питания входят финики, рис, пшеничные, ячменные, просяные или кукурузные лепёшки. Мясо бедуины едят редко, по случаю праздников и других особых торжеств. Любимые горячие напитки бедуинов—чай и кофе.Большинство бедуинов исповедуют ислам
Бушмены
По новейшим данным считаются древнейшими представителями человечестваАнтропологически отличаются от негроидов, поскольку имеют более светлую кожу, тонкие губы. Бушмены – это крохотный народ, живущий на границе пустыни Калахари в государствах Намибия и Ботсвана. Бушмены – самый древний народ Южной Африки, он живёт здесь уже более 30 тысяч лет.
Бушмены - небольшого роста с кожей странного медно-жёлтого цвета, он напоминает цвет кожи монголов. У них курчавые волосы на голове, а на теле волосы совсем не растут.Они говорят на странном цокающем языке. Бушменами (bushmen, «живущие в кустах») назвали их белые колонизаторы. Единого самоназвания у них нет, есть только названия отдельных племён. В последние годы вместо слова «бушмены» стало употребляться более политкорректное «народ сан» или в развёрнутом виде – «народ сан охотничьей резервации Калахари».Десятки тысяч лет они были единственными обитателями Южной Африки. Полторы тысячи лет назад с севера пришли чернокожие скотоводы, народ банту, те, кого мы сегодня называем африканцами, неграми. Коренное население было постепенно вытеснено со своих мест охоты и оказалось в пустыне Калахари, на которую пришельцы по-видимому не претендовали.
Бушменов называют кочевниками, но на самом деле они – не кочевники. Они охотники и собиратели. Кочевники перемещаются на большие расстояния, перегоняя с собой скот, у бушменов не было никакого скота, они перемещались на небольшие расстояния внутри одной ограниченной территории.
Бушмены удивительно приспособились к жизни в пустыне. Надо сказать, что пустыня Калахари не похожа на, скажем, Сахару. В Калахари растёт мелкий кустарник, бегает много живности. Источников воды нет, но под землёй вода есть, бушмены её пьют, втыкая в землю длинные трубочки.
Бушмены различают более трёхсот видов растений, убить антилопу – это всё-таки редкое счастье, потому они питаются орехами, корнями и тем, что растёт на деревьях. Из растений они приготовляют лекарства, яды и специальные составы. Например, бушменам известна смесь трав, которую следует кидать в костёр, чтобы у львов не появилось желание подойти близко.
Охота на антилоп выглядит так: бушмен подкрадывается к пасущимся животным и пускает отравленную стрелу. У бушменов крайне бережное отношение к животным, им буквально «лишнего не надо».
Масаи
- полукочевое воинствующее племя, населяющее Танзанию и Кению. Большинство масаи проживает в приграничных районах Танзании и Кении, в районах где доминирует огромная гора Килиманджаро. Горе отводится особое место в мифологии масаи.
Масаи считаются самыми красивыми среди аборигенов восточной Африки. Высокие, мускулистые, с выразительными лицами, масаи уверены, что они любимцы богов и к прочим жителям Африки относятся весьма презрительно.
Масаи пасли свои стада на покрытых равнинах травой у подножия Килиманджаро на протяжении 300 лет. По своей генетической сути они - кочевники и презирают всех кто ведет оседлый образ жизни.
Они живут за счет домашнего скота. Они не знают земледелия или ремесел, зато уверены, что Верховный Бог Энгай даровал им всех животных на свете. А потому кражи скота у других племен для масаев - обычное дело.
На временных стоянках они строят хижины с деревянным каркасом, обложенные глиной и сухим навозом, окруженные изгородью из колючего кустарника. Жилище всегда временное. Каждые 3-4 года , когда пастбища истощаются, племя переходит в другое место. В их хижинах нет окон, а очаг располагается внутри, рядом с постелями из шкур животных. Эти дома строят в основном женщины. Они же во время переходов, когда не хватает вьючных животных, несут на спинах нехитрый скарб и каркасы хижин.
Вокруг деревни, в которой живут обычно пять-семь семей, масаи строят забор из шестов или колючего кустарника - крааль, чтобы защититься от нападений львов, леопардов или гиен. Основной продукт питания масаи - это молоко ( коровье и иногда козье). Воины смешивают бычью кровь с молоком или пьют ее в чистом виде. В современное время принято в молоко добавлять кукурузную муку и делать кашу. Мясо принимают в пищу только по случаю особых торжеств . В остальное время крупный рогатый скот считается слишком ценным для еды.Количество жен у мужчины- масая зависит от величины его стада. Жен должно быть достаточно, чтобы ухаживать за всеми животными и детьми, носить воду и дрова для очага. Вероятно, поэтому женщины живут намного меньше, чем их мужья, которые, будучи воинами в мирное время, проводят дни в разговорах и странствиях по саванне…
Важным атрибутом племени являются украшения. Мужчины и женщины масаи проводят много времени украшая себя.
Введение
Человеческие расы — исторически сложившиеся группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных
пределах. Понятие расы имеет биологическую основу: сходство признаков мнемически обусловлено (передается по наследству). Широко распространено представление о делении современного человечества на три расы: "черную", "белую" и "желтую". Однако цвет кожи(различия которого зависят от количества красящего вещества—пигмента
меланина) является не единственным, а в некоторых случаях и не основным признаком для разграничения рас. Антропологи используют для такого разграничения совокупность сходных признаков. Среди них:
1. Пигментация кожи (количество меланина, глубина залегания)
2. Пигментация волос
3. Форма волос (курчавость)
4. Жесткость волос
5. Пигментация глаз (темные, светлые, смешанные)
6. Развитие третичного волосяного покрова (лицо, тело)
7. Форма глаз (широкие, средние, узкие)
8. Эпикантус — верхняя складка века (перекрывание края слезного бугорка)
9. Нос (высота, длина, ширина, форма, спинка носа)
10. Рот (толстый, средний, тонкие губы)
Среди рас современных людей, принадлежащих к одному виду Homosapiens,в первую очередь выделяют наиболее крупные подразделения, обычно называемые большими расами. Это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская), негроидная (африканская) и австралоидная (океанийская). Две последних обычно объединяют в одну австрало-негроидную (экваториальную) расу. В зоне контактов больших рас существует ряд переходных и смешанных расовых типов. Переходными обычно называют такие расы, которые сформировались в столь отдаленные времена, что теперь трудно установить, являются ли они результатом смешения двух рас или же сохраняют древние черты, существовавшие у больших расовых стволов до их расчленения. Смешанные же расовые типы образовывались не только в древности, но и в средневековье, а также в новое и новейшее время в процессе метисации. Так,переходной считают эфиопскую расу на востоке Африки, которая возникла на Африканском Роге в глубокой древности. По форме носа и строению лицевого скелета эфиопы почти не отличаются от южных европеоидов, но кожа у них почти такая же темная, как у негров. Среди негроидных черт — спиралевидные волосы, темные глаза. Европеоидные черты — узкое лицо, узкий длинный нос,средние губы.
Эфиопы
В зоне контактов больших рас существует ряд переходных и смешанных расовых типов. Эфиопская антропологическая группа, представляет собою как бы звено между негроидными и европеоидными типами.
По форме носа и строению лицевого скелета эфиопы почти не отличаются от южных европеоидов, но кожа у них почти такая же темная, как у негров. Среди негроидных черт — спиралевидные волосы, темные глаза. Европеоидные черты — узкое лицо, узкий длинный нос, средние губы.
Готтентоты
Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, низкий рост (150-160 см), желто-медный цвет кожи. При этом кожа готтентотов очень быстро старится, и люди среднего возраста могут покрыться морщинами на лице, на шее, на коленях. Это придает им преждевременно старческий вид. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая с медным отливом кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами.
Европеоидная раса
Монголоидная раса
Негроидная раса
Австралоидная раса
Австрало-негроидная (экваториальная) раса
Готтентоты
Эфиопы
Масаи
Бушмены
Бедуины (арабы кочевники-скотоводы)
Пигмеи Бамбути
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии "Население Африки"
Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....
Урок "Население Африки. Современная политическая карта"
урок с презентацией по теме "Население Африки" .На уроке проводится путешествие . Дети знакомятся с численностью населения, рассами, народами проживающими на материке Африка. Проводят исследован...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
население Африки
Расы и народы Африки...
Урок "Население Африки". 7 класс
Данный урок является составной частья раздела "Африка". К конспекту урока прилагается компьютерная презентация для объяснения нового материала и видео "Население Африки"...
Население Африки
разработка урока по географии 7 класса создана для повышения мотивации к обучению, повышения эффективности усвоения материала, развития исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся,...