Урок "Население Африки". 7 класс
план-конспект урока (география, 7 класс) на тему
Данный урок является составной частья раздела "Африка". К конспекту урока прилагается компьютерная презентация для объяснения нового материала и видео "Население Африки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Население Африки" | 387.41 КБ |
Презентация "Население Африки" | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
г.Плавск Тульской области
Урок по теме
«Население Африки»
(с использованием компьютерных технологий)
Из опыта работы учителя географии
Мазуровой Юлии Викторовны
2011 год
Тема: Население Африки
Цель урока:
- Продолжить формирование знаний о материке Африка
- Повторить на какие человеческие расы делится население Земли и чем отличаются представители каждой расы.
- Получить представление о народах Африки и особенностях расселения народов.
- Познакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
- Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.
- Продолжить развивать умение работы с картами и атласом
- Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей.
Оборудование: карта «Плотность населения. Народы».
Средства обучения:
- Учебник: Коринская В.А. и др. География материков и океанов
- Атлас: География материков и океанов. 7 класс.
- Компьютер. Мультимедиа проектор. Экран.
- Политическая карта мира (Настенная, из постоянной экспозиции)
- Презентация, составленная учащимися по материалам CD дисков и базового материала для 7 классов
- Научно-популярный фильм «Население Африки» М.Кожухова из серии передач «Моя планета» , размещенный в сети Интернет
Тип урока: комбинированный
Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт:
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей её узнав.
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
1. | Организационный момент | - Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. - Сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Надеюсь, что вы, ребята, будете внимательными и активными и наш урок получится интересным и плодотворным. Начнем с опроса уже изученного материала. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу | Индивидуальный опрос по вопросам.
Дополнительные вопросы задают сами учащиеся. Примерные вопросы:
Учитель: Ребята, вы рассказали о том, как человек влияет на природу Африки, как пытается спасти уникальный растительный и животный мир материка. Сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка |
3. | Изучение нового учебного материала. Вводное слово учителя Постановка целей урока Фронтальная беседа Работа в тетради Объяснение учителя, презентация Сообщение учащихся Работа с картой Просмотр учебного фильма «Население Африки» | Учитель: Как вы думаете, о чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки) Слайд №1 - Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки) - Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают) Слайд №2 - Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф). - Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку? -Из каких источников информации можно узнать о населении? На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах, живущих в Африке и посмотрим научно-популярный фильм «Население Африки» Слайд №3 На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока. Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ). 1. Есть ли различия между черными и белыми людьми? 2. Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки? 3. Какие народы проживают в Африке? 4.Какие условия жизни и традиции у этих народов? Тема нашего занятия «Население Африки». (откройте тетради и запишите тему урока) Начнем с повторения:
Слайд №4,5 Перенесите схему в свою тетрадь. Некоторые специалисты выделяют еще промежуточную расу. Найдите в параграфе 30 описание людей этой расы. Учитель рассказывает, иллюстрируя свой рассказ слайдами. 1) Население. Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет. Слайд №6 Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной. Слайд №7 Среди мировых религий в Африке преобладают преобладают ислам и христианство. Их исповедует в основном пришлое население. Основная часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий. Слайд №8 В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям. Слайд №9 «Народы Северной Африки» Представители европеоидной расы живут в основном на севере Африки. Это арабские народы (алжирцы, марокканцы, египтяне), которые исповедуют ислам, а так же берберы, говорящие на берберском языке. Слайд №10 «Народы Восточной Африки» Кушитские народы образовались в результате смешения европеоидной и экваториальной рас. Включает в себя эфиопские, сомалийские народы, амхара. Слайд № 11 «Народы Южной и Центральной Африки» Самая многочисленная группа – народы банту. На юге живут бушмены, готтентоты, относящиеся к монголоидной расе, а также представитель экваториальной расы - африканеры. Слайд №12 «Народы Западной Африки» Большую часть материка южнее Сахары заселяют негроиды, которые составляют африканскую ветвь экваториальной расы. Среди негроидов имеются значительные различия в цвете кожи, росте, чертах лица, форме головы. Например, самые высокие народы - тутси, масаи, нилоты – имеют средний рост 180-200 см. В районе верховья Нила негроиды отличаются очень темным, почти черным цветом кожи. Народы зоны экваториальных лесов – пигмеи, малорослы (ниже 150 см) – это самый малочисленный народ Африки, численность которого неуклонно падает. Слайд №13 Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий) Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане. Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы. Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке. Слайд №14 2)Колониальное прошлое материка Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности). Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни. Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия. Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран. Слайд №15 В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней. Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности Учитель: А теперь учащиеся класса расскажут вам о некоторых особенностях коренных народов Африки (презентация). 3) Размещение населения Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек) Численность населения Африки - около 1 млрд. человек. Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым) Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории. Работа по карте «Плотность населения. Народы». Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек? 12% Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. Каир, Лагос, Киншаса Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей . Дакар, Конакри, Абиджан, Аккра, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Мапуту, Хараре, Дар-Эс-Салам, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? Наиболее благоприятные природные условия Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства. Учитель: Вашему вниманию подготовлен фильм «Народы Африки». Обратите внимание на вопросы, поставленные в начале урока. |
4. | Закрепление учебного материала, | Ребята, вы только что посмотрели фильм. Как вы думаете, легко ли живется людям в Африке? Хорошие ли условия созданы для учебы детей? Хотели бы вы оказаться среди детей Африки? А теперь давайте ответим на вопросы, записанные на доске (учащиеся читают вопросы и отвечают на них) Продолжите фразу: Сегодня на уроке мне запомнилось…. Больше всего мне понравилось…. Сегодня я смог(ла)….. |
5. | Итог урока | Выставление оценок |
6. | Задание на дом |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аяльнэха Мулату современный эфиопский поэт: Не так названье важно для страны И очертания не так важны, Как важно то, кто в том краю живет, Зачем живет и чем живет народ. Узнать любой страны особый нрав Мы сможем, лишь людей её узнав.
1. Есть ли различия между черными и белыми людьми? 2. К какой человеческой расе относится коренное население Африки? 3 . Назовите народы, проживающие в Африке? 4.Какие условия жизни и традиции у этих народов ? 5. Какие религии распространены на Африканском континенте?
Население Африки
Расы Темный цвет кожи, волос и глаз, спирально завитые или волнистые волосы, широкий нос, толстые губы. Кожа смуглая с желтоватым оттенком, волосы прямые черные, лицо крупное, узкий разрез глаз. Кожа от светлой до смуглой с розоватым или красноватым оттенком, волосы мягкие, волнистые или прямые. Экваториальная (негроидная) Монголоидная Европеоидная Смешанная (промежуточная)
Все население страны делится на: 1. Коренное- жители, чьи предки проживали в данной местности 2. Пришлое – переселенцы из других территорий
Конфликты в современном мире Вооруженные конфликты и невооруженные формы противостояния Дуга нестабильности …
1. Есть ли различия между черными и белыми людьми? 2. К какой человеческой расе относится коренное население Африки? 3. Назовите народы, проживающие в Африке? 4.Какие условия жизни и традиции у этих народов? 5. Какие религии распространены на Африканском континенте?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок географии "Внутренние воды Африки. Реки Африки"
Конспект урока в 7 классе...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Разработка урока географии в 7 классе по ФГОС по теме РЕГИОНЫ АФРИКИ. ВОСТОЧНАЯ, ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Разработка урока географии по ФГОС в 7 классе по теме "Регионы Африки. Восточная, центральная, южная Африка.
Автор УМК_Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, "География. Материки и океаны" в двух частях, М., "Русское слово", 2012 г. ПрезентацияТема урока Регионы Африки. Восточная, центральная и южная Африка.Тип...
Открытый урок «Разнообразие природы Африки» класс 7
Учебный предмет: географияКласс: 7.Тема: «Разнообразие природы Африки»класс 7 Краткая аннотация урока:Данный урок разработан в соответствии с темой и учитывая возрастные особенности учащихся. На ...
Африка. Презентация к уроку "Географическое положение Африки"
Презентация к уроку "Географическое положение Африки" (7 класс)...
Африка. Презентация к уроку "Рельеф Африки"
Презентация к уроку "Рельеф Африки"...