Население Африки
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
разработка урока по географии 7 класса создана для повышения мотивации к обучению, повышения эффективности усвоения материала, развития исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся, развития творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока "Население Африки" | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Мезенцева Татьяна Ивановна
Образовательное учреждение: МОУ Туендатская ООШ
Курс: География
Тема: Население Африки
Класс: 7
Учебно-методическое обеспечение: учебник В.А. Коринский «География материков и океанов»; контурная карта; энциклопедии; атлас 7 класса; http://festival.1september.ru, журнал «География в школе» №4 2006г.
Время реализации занятия: 45 минут
Авторский медиапродукт: презентация по теме «Население Африки», выполненная средствами Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word.
Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
Структура презентации:
Содержание кадров:
- Титульный лист.
- Эпиграф к теме урока.
- Актуализация знаний. Схема.
- Расы.
- Цель урока. План.
- Изучение нового. Работа в группах с текстом и доп. литературой.
24. Работа с картой «Плотность населения». Выводы.
25. Проверка таблицы.
26. Работа с контурной картой. Отметить места размещения народов разных рас по территории Африки.
27. Используемая литература.
Целесообразность использования медиапродукта:
- повышение мотивации к обучению;
- повышение эффективности усвоения материала;
- развитие исследовательской и коммуникативной компетентностей обучающихся;
- интенсификация учебно-воспитательного процесса;
- эффективность индивидуального подхода к работе обучающихся;
- развитие их творческих способностей.
Цель урока: Изучить особенности населения Африки; формировать умения видеть причинно-следственные связи при работе с картами.
Задачи урока:
Образовательные: называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы; объяснять отличия представителей каждой расы и принцип размещения населения.
Развивающие: научить и развить умение систематизировать материал, анализировать карты, выделять главное и делать выводы, развивать познавательную активность.
Воспитательные: культура представления материала, умение выслушать; умение выступать перед аудиторией, повышать интерес к изучению географии.
Методы: продуктивный, частично-поисковый, исследовательский
Приемы: сравнение, анализ
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: Физическая карта, карта «Народы и плотность населения мира», карта природных зон, климатическая карта, учебник, энциклопедии.
План занятия
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1 | Организационный момент | Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся. | Положительный настрой на урок. | 1 |
2 | Вхождение в тему. | Определение темы. Учитель просит вспомнить расы населения Земли. | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала. | 4 |
3 | Решение проблемного вопроса | Организация групповой работы по открытию новых знаний. | «Мозговой штурм». Групповая работа. | 20 |
4 | Изложение нового материала | Наблюдение, помощь по просьбе учащихся. | Осмысление и отбор новой информации детьми. | 8 |
5 | Закрепление изложенного материала | Организация работы с картой | Соотнесение информации добытой из доп. литературы и картой. Формирование выводов. | 5 |
6 | Самостоятельная работа | Сопоставление карт разного содержания | Умение работать с контурной картой и точно определять заданное | 5 |
7 | Итог урока. Рефлексия. | Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля | Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. | 1 |
8 | Задание на дом | Разъяснение задания на дом | Запись в дневниках. | 1 |
Эпиграф к уроку: (слайд №2)
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живёт и чем живёт народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей её узнав.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. (Слайд №3, 4)
Вступительное слово учителя.
Мы с вами уже знаем, что Африка – прародина человека. Население Африки состоит из коренного и пришлого. Современное население Африки относится к трем основным расам: (Перечислите) европеоидная, экваториальная, монголоидная. (называют учащиеся).
Схема на доске:
Население Африки
Коренное Пришлое
Расы
экваториальная европеоидная монголоидная
Учитель
Сегодня за урок мы совершим путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего путешествия познакомиться с населением Африки.
Работать мы будем в группах. При работе можете использовать энциклопедии, атласы, справочную литературу.
Свое путешествие мы совершим по плану: (Слайд 5)
- Расы и народы
- Размещение населения
- Численность и плотность населения
А как внимательно вы слушали товарищей, мы узнаем в конце путешествия, так как в процессе выступления каждой группы должны заполнить таблицу:
Заполненная таблица (Слайд 25)
Название расы | Народы | Место проживания | Характерные черты |
1.Европеоидная | Алжирцы, марроканцы, египтяне, берберы | Север Африки | Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо |
2. Экваториальная раса | Тутси, нилоты, масаи Пигмеи | Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов | Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см. Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150см) |
3.Монголоидная | Бушмены, готтентоты | Полупустыни, пустыни | Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо |
4.Промежуточная раса | Эфиопы Малагасийцы | О. Мадагаскар | Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас |
(Примерные ответы учащихся на слайдах 6 -21 презентации)
1 группа:
Выяснить, какие народы относятся к европеоидной расе, где они размещаются на территории Африки и какова их численность.
Ответ
2 группа:
Выяснить, какие народы относятся к экваториальной расе, где они размещаются на территории Африки и какова их численность.
Ответ
3 группа:
Выяснить, какие народы относятся к монголоидной расе, где они размещаются на территории Африки и какова их численность.
Ответ
4 группа:
Выяснить, какие народы относятся к промежуточной расе, где они размещаются на территории Африки и какова их численность.
Ответ
- Закрепление. (Слайд 24)
Учитель:
А теперь давайте посмотрим на карту плотности населения Африки и выделим регионы с высокой плотностью и низкой. (Отвечают учащиеся).
(Слайд 26)
Ребята, а теперь давайте соотнесем полученные данные в ходе нашего путешествия и выделим в контурных картах места размещения народов разных рас по территории Африки.
Выводы. /формулируют учащиеся/
Учитель:
Сегодня мы постарались совершить путешествие по Африканскому континенту. Мы познакомились с населением Африки. Узнали много интересного. Цель нашего урока достигнута.
- Д/З: § 30.
Список использованной литературы:
- И.И. Нагорная География. Поурочные планы. 7 класс.-Изд. «Учитель», 2003
- Энциклопедия «Страны и народы. Азия и Африка»-Изд. «Мир книги», 2007
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии» 7 класс, 2004
- http://festival.1september.ru
- Журнал «География в школе» №4 2006г.
24
23
22
21
20
19
18
17
16
15
11
14
12
13
10
6
5
4
3
2
1
27
26
25
9
8
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по географии "Население Африки"
Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....
Урок "Население Африки. Современная политическая карта"
урок с презентацией по теме "Население Африки" .На уроке проводится путешествие . Дети знакомятся с численностью населения, рассами, народами проживающими на материке Африка. Проводят исследован...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
население Африки
Расы и народы Африки...
Урок "Население Африки". 7 класс
Данный урок является составной частья раздела "Африка". К конспекту урока прилагается компьютерная презентация для объяснения нового материала и видео "Население Африки"...
Презентация по теме "Население Африки"
Авторский медиапродукт: презентация по теме «Население Африки», выполненная средствами Microsoft PowerPointВид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала....