программа элективного курса по географии "Русские Колумбы" 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)
"Русские Колумбы" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_elektivnogo_kursa_po_geografii_8_kle.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Нижнесмородинская средняя общеобразовательная школа"
Поныровского района Курской области
Рабочая Программа
элективного курса по географии
8 класс
«Русские Колумбы»
Выполнила:
учитель географии, биологии, химии
Золотухина Е. Н.
(высшая квалификационная категория)
2017-2018 год
2. Пояснительная записка
Факультативный курс «Русские Колумбы» предусматривает обстоятельное изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями. Программа рассчитана на 18 часов, адресована учащимся 8 класса, так как они уже знакомы с основными эпохами географических открытий, именами известных путешественников.
Школьный курс программы по географии в 7 и 8 классе предусматривает изучение истории освоения и исследования территории стран мира. На освоения данного материала в вышеперечисленных классах отводится всего 3 часа. Информация по данной теме в учебном материале представлена довольно кратко и неравномерно, многие фамилии русских исследователей лишь упомянуты, оценка их деятельности нередко страдает односторонностью.
Данный курс позволит расширить и конкретизировать знания о русских исследователях, а также продолжит развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей учащихся. Тем самым даст возможность более полной подготовки учащихся к олимпиадным заданиям по предмету.
Предлагаемая программа разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к региональному компоненту общего среднего образования Российской Федерации. Все разделы программы оснащены довольно обширным перечнем практических работ и заданий, являющихся в данном курсе итогом работы учителя по формированию у школьников умения пользоваться разнообразной географической информацией. Предполагаемые в курсе практические задания способствует написанию учащимися различного рода проектных и исследовательских работ. В соответствии с этим предполагаются практические работы разного уровня сложности:
- задания для традиционной самостоятельной работы;
- творческое проектирование;
- работы, выполняемые с помощью геоинформационных технологий.
Все задания носят рекомендательный характер и рассчитаны на их творческое использование учителем с учетом:
- имеющегося учебного времени;
- оснащенности учебного процесса необходимыми материалами;
- общей и индивидуальной подготовки учащихся;
- собственных профессиональных приемов и методов работы.
Цель и задачи курса:
Основной целью курса является формирование у школьников законченных представлений об изучение важнейших географических путешествий и открытий, сделанных русскими исследователями.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- Формирование разносторонних и глубоких знаний учащихся о вкладе русских исследователей в страноведении;
- Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством более подробного ознакомления с выдающимися географическими открытиями и путешествиями;
- Способствовать развитию у школьников личностных качеств: патриотизма, уважения к русским исследователям;
- Продолжить развитие картографической грамотности школьников;
- Расширить умения извлекать информацию из различных источников знаний.
Материал по истории географических исследований и открытий России сгруппирован в несколько этапов и периодов, отличающихся друг от друга широтой пространственного кругозора, объемом географических знаний, методами и способами исследования.
Формы организации образовательного процесса
В данном курсе применяются различные формы организации и проведения занятий: фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, практические работы, информационные компьютерные технологии.
Практическая работа способствует углублению и развитию теоретических знаний и навыков (самостоятельное использование учебника и дополнительной литературы, карт, статистических материалов, наглядных пособий, географических приборов и т.д.). Практическая работа подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к самостоятельному поиску новых знаний и овладению новыми умениями.
Информационные компьютерные технологии позволяют школьнику с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Методы обучения
Для достижения цели факультативного курса используются методы, включающих в себя элементы исследования: частично-поисковый, самостоятельное добывание знаний, работа с документами и литературой, анализ географических источников знаний и статистических материалов.
В контексте с материалом данного факультативного курса используются мультимедийные компьютерные технологии. Применение на занятиях демонстрационных презентаций развивает воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу. Мультимедийные презентации создаются и самими учащимися, используя Интернет. Подготовка презентаций позволяет ученикам развивать свой кругозор, строить планы на будущее и видеть перспективы собственного развития, а соответственно, стремиться к их осуществлению.
Вышеперечисленные методы вырабатывают у учащихся умение применить их в новых условиях и ситуациях.
3. Содержание рабочей программы
Введение (1 час)
Что и с какой целью изучает факультативный курс «Русские Колумбы». Выдающиеся географические путешествия и открытия.
Раздел I (1 час)
Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.)
Тема 1 (1 час)
Вклад в развитие знаний о Земле русского купца и путешественника Афанасия Никитина (? – 1475). Путешествие в Индию, описание жизни в средневековой Индии.
Практическая работа
Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина
Раздел II (3 ч.)
Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.)
Тема 1 (1 час)
Русский полярный мореход Семен Иванович Дежнев (ок.1605-1673). Важнейшие географические открытия, положившие началу освоения Северного морского пути.
Тема 2 (1 час)
Ерофей Павлович Хабаров (ок.1610 – после 1667). Экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру.
Тема 3 (1 час)
Завершение века замечательных русских географических открытий в Северо-Восточной Азии походом Владимира Васильевича Атласова (ок.1661 – 1711).
Практическая работа
- Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий.
Раздел III (8 ч.)
Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.)
Тема 1 (1 час)
Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга (1681-1741). Открытие пролива и новых земель. Основание русских поселений на полуострове Аляске в Северной Америки.
Тема 2 (1 час)
Чириков Алексей Ильич (1703-1748) - вторая Камчатская экспедиция. Разнообразие задач, объем работ, количество и мужество ее участников.
Тема 3 (1 час)
Русские полярные исследователи Лаптевы Дмитрий Яковлевич (1701-1767) и Харитон Прокофьевич (1700-1764). Участие в Великой Северной экспедиции.
Тема 4 (1 час)
Участник экспедиции по изучению северных берегов России – Семен Иванович Челюскин (ок.1700- после 1760). Исследование юго-восточного берега полуострова Таймыр.
Тема 5 (1 час)
Степан Петрович Крашенинников (1711-1755). Всесторонние изучение полуострова Камчатка. Описание рельефа.
Тема 6 (1 час)
Русские мореплаватели Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) и Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Первое кругосветное путешествие. Освоение Мирового океана. Составление «Атласа Южного моря».
Тема 7 (1 час)
Фердинанд Петрович Врангель (1796-1870). Исследование Северно-Ледовитого океана. Составление первой географической карты Ново-Сибирских островов. Открытие и описание новых островов СЛО.
Тема 8 (1 час)
Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич (1779-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Значимость в летописи великих географических открытий.
Практическая работа
- Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения).
- Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций, используя Интернет (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).
- Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были изучены русскими исследователями.
Раздел IY (4 ч.)
Открытия нового времени
Тема 1 (1 часа)
Русский географ, зоолог и статистик Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914). Освоение и изучение Средней и Центральной Азии. Подготовка и издание карты Европейской России и Кавказа. Редакция «Географического статистического словаря».
Тема 2 (1 часа)
Пржевальский Николай Михайлович (1839-1888). Путешествие в Уссурийский край. Экспедиции по Центральной Азии. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. Составление точной карты Центральной Азии.
Тема 3 (1 час)
Русский путешественник, антрополог и этнограф Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846 – 1888). Научная экспедиция на Канарские острова. Жизнь на острове Новой Гвинеи. Изучение первобытных народов.
Тема 4 (1 час)
Степан Осипович Макаров – русский адмирал (1849-1904). Конструирование и создание первого ледокола. Полярное плавание под командованием С.О.Макарова. Исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа, создание первой карты береговой линии островов.
Русский полярный исследователь Седов Георгий Яковлевич (1877-1914). Экспедиция на Северный полюс. Ледовые зимовки.
Практическая работа
- Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий.
- Создание мультимедийных презентаций в разделе: Открытия нового времени, используя Интернет-технологии (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru).
Раздел Y (2 ч.)
Новейший этап географических открытий.
Тема 1 (1 час)
Экспедиции Отто Юльевича Шмидта (1891-1956). Планомерное изучение Северного ледовитого океана. Океанографические работы на первых полярных станциях. Изучение рельефа СЛО.
Советский полярный исследователь Папанин Иван Дмитриевич (1894-1986). Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». Изучение погоды, гидрологический режим, дрейф льдов, животного мира.
Знаменитый русский путешественник Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003). Начало нового исторического исследования – «натуральному моделированию древних путешествий». Телепередача «Клуб путешественников».
Практическая работа
- Написание рефератов.
- Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся:
Ожидаемый результат
Изучение факультативного курса «Русские Колумбы» способствует активному формированию географического мышления школьников, развивает их интерес к предмету. Данный курс помогает наиболее глубже развивать знания о результатах выдающихся географических открытий и путешествий, сделанных русскими исследователями: путешествие Афанасия Никитина в Индию; начало освоения Северного морского пути Семеном Ивановичем Дежневым; экспедиция по восточным рекам Лене и Амуру под руководством Ерофея Павловича Хабарова; поход Владимира Васильевича Атласова в Северо-Восточную Азию; первая и вторая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга и Чирикова Алексея Ильича; участие русских полярных исследователей братьев Лаптевых Дмитрия Яковлевич и Харитона Прокофьевича в Великой Северной экспедиции; всесторонние изучение полуострова Камчатка - Степаном Петровичем Крашенинниковым; первое кругосветное путешествие и освоение Мирового океана, русскими мореплавателями Иваном Федоровичем Крузенштерн и Юрием Федоровичем Лисянским. Исследование Северно-Ледовитого океана под руководством Фердинанда Петровича Врангеля; первооткрыватели Антарктиды Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич и Михаил Петрович Лазарев; освоение и изучение Средней и Центральной Азии русский географом, зоологом и статистом Петром Петровичем Семенов-Тян-Шанским; составление точной карты Центральной Азии Пржевальским Николем Михайловичем. Научная экспедиция на Канарские острова и острова Новой Гвинеи Николай Николаевичем Миклухо-Маклай; исследование и изучение островов Новая земля и Земля Франца-Иосифа под руководством Степана Осиповича Макарова; экспедиция на Северный полюс русского полярного исследователя Седова Георгия Яковлевича; планомерное изучение Северного ледовитого океана Отто Юльевичем Шмидта. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс» под руководством Папанина Ивана Дмитриевича. Начало нового исторического исследования мира русским путешественником Юрием Александровичем Сенкевич.
В курсе изучения школьники закрепляют свои умения: составлять краткие географические описания и характеристики территорий на основе разнообразных источников географических знаний; выделять и описывать существенные признаки географических объектов; находить в разных источниках и анализировать информацию; а так же продолжают развивать свои умения по написанию проектных и исследовательских работ.
Учащиеся в дальнейшим могут использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни: для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников (включая карты, информационные системы и ресурсы Интернета).
- Тематическое планирование
№ уро- ка | Название общей темы, название урока (количество часов) | Дата проведения | Примечание | |||
По плану | фактическая | |||||
1. | Введение( 1 час) Что и с какой целью изучает факультативный курс «Русские Колумбы». | Формирование творческой группы учащихся.Цели и задачи данного курса. | ||||
2. | Раздел I Русские исследователи раннего средневековья (III – XIY вв.)(1 час) Путешествие А. Никитина в Индию. | Понятие исследовательской и проектной деятельности. Начало проектной деятельности. Практическая работа: «Составление аннотации, какого – либо из источников географической информации об истории путешествий А. Никитина» | ||||
Раздел II Эпоха Великих географических открытий (XY – XYII вв.)(3 часа) | ||||||
3. | Важнейшие географические открытия С.И. Дежнева. | Проектная деятельность. По характеру доминирующей деятельност.:исследовательские, творческие, ролевые, игровые. | ||||
4. | Экспедиция Е.П. Хабарова по реке Лена. | «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий». | ||||
5 | Путешествие по реке Амур. Поход В. В. Атласова в Северо-Восточную Азии | «Моделирование на контурной карте маршрутов русских исследователей эпохи Великих географических открытий». | ||||
Раздел III Эпоха первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.)(8 часов) | ||||||
6. | Первая Камчатская экспедиция Витуса Ионсена Беринга. Открытие географических объектов. | Доклады и сообщения учащих | ||||
7. | Исследования А.И. Чирикова. | Доклады и сообщения учащихся | ||||
8. | Морской поход от устья реки Колыма в Тихий океан под руководством Д.Я. Лаптева. Изучение п-ва Таймыр. Х.П. Лаптевым. | Практическая работа: «Составление картосхем объектов изучения русскими исследователями эпохи первых научных экспедиций (XYII – XIY вв.) на карте мира (карта заполняется по мере изучения) | ||||
9. | . С. И. Челюскин - участник экспедиции по изучению северных берегов России. | Доклады и сообщения учащихся | ||||
10. | Изучение полуострова Камчатка. Вклад С. П. Крашенинникова | Практическая работа: «Разработка проектов туристических маршрутов с целью изучения природных особенностей объектов, которые были изучены русскими исследователями». | ||||
11. | Плавание к берегам Русской Америки. Ю.Ф. Лисянский | Доклады и сообщения учащихся | ||||
12. | Ф. П. Врангель - исследование Северно-Ледовитого океана | Доклады и сообщения учащихся | ||||
13. | Русские мореплаватели, первооткрыватели Антарктиды -Беллинсгаузен Ф. Ф. и М. П. Лазарев | Практическая работа: «Создание мультимедийных презентаций в разделе: эпоха первых научных экспедиций, используя Интернет (geo.1september.ru; rgo.ru; geo-tur.narod.ru)» | ||||
Раздел IY Открытия нового времени (4 часа) | ||||||
14. | Вклад в изучении Средней и Центральной Азии П. П. Семенова-Тян-Шанского. | Доклады и сообщения учащихся | ||||
15. | Пржевальский Н. М. Исследование и изучению Монголии, Китая, Тибета пустыни Гоби. | Практическая работа: «Нанесение на карту маршрутов изучаемых в разделе географических путешествий». | ||||
16. | Н. Н. Миклухо-Маклай - жизнь на острове Новой Гвинеи. | Доклады и сообщения учащихся | ||||
17. | Русский адмирал и конструктор С.О. Макаров Экспедиция на Северный полюс – Г.Я. Седовым | Доклады и сообщения учащихся | ||||
Раздел Y Новейший этап географических открытий.(1 час) | ||||||
18 | О.Ю. Шмидт. Планомерное изучение Северного ледовитого океана . И.Д. Папанин. Знаменитый дрейф в 1937-1938 гг. научной станции «Северный полюс». Знаменитый русский путешественник Ю. А. Сенкевич | Практическая работа: «Разработка проектов маршрута с целью наиболее интересных природных объектов раздела новейших географических открытий». |
6. Перечень учебно-методического обеспечения:
- Агеева Р.А. Страны и народы: происхождение названий. –М.: 1990.
- Баков Е.К., История Географических открытий. Учебное пособие.- Арзамас, 2006. - 91 с.
- Жукова Л.. Герои русской истории. – М.: Белый дом, 2005.- 431 с.
- Жюль Верн. История великих путешествий / в 3-х т./ - М.: 1993.
- Есаков В.А. География в России в XIX – начале XX в. – М.: 1978.
- Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. –М.: 1967.
- Магидович И.П, Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий /в 5-ти т./ - М.: 1982-1986.
- Пауль Ланге. Континент коротких теней. М.: 1990.
- Сто великих путешественников. –М.: 2000.
- Шалаева Г.П. Кто есть кто в мире. – М.: Слово, Эксмо, 2007.- 1264 с.
- Энциклопедия для детей. Том 12. Россия. –М.: Аванта плюс.
- Я иду на урок географии: История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса
Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса основной школы « И сотворился образ…» (Лингвистический анализ текста на основе произведений Владимира Солоухина)
Элективный курс составлен для учащихся 9 класса основной школы, интересующихся творчеством Солоухина и проявляющих интерес к литературоведению. Он может помочь одарённым ...