урок по географии в 5 классе по теме "Ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс)
каждый человек должен уметь ориентироваться в разной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass_orientir.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока . 5 класс
Тема №____ | Ориентирование на местности |
Тип урока: | Открытия нового знания |
Авторы УМК: | УМК по географии «Русское слово» под ред. Домогацких Е.М. |
Цель урока: | Формирование представлений о способах ориентирования на местности, умений пользоваться измерительными приборами. |
Задачи урока: |
|
Ведущие понятия урока: | Ориентирование, азимут, стороны горизонта, компас. |
Планируемые результаты обучения: | Предметные –знать определения понятий «ориентирование», «азимут»; формирование представления о сторонах горизонта и способах ориентирования на местности; формирование практических умений определять стороны горизонта с помощью компаса и по местным признакам. Метапредметные –развитие у учащихся способности владеть основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности ; развитие умений находить нужную информацию из различных источников; развитие практических навыков работы с компасом. Личностные –понимание потребности в географических знаниях как возможной области будущей практической деятельности. |
Формы работы: | Групповая, индивидуальная |
Методы | Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый. |
Оборудование: | Учебник, атлас, рабочая тетрадь, презентация, иллюстрации, компасы. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (кодификатор приложение 1) |
1.Организационный момент. | Здравствуйте юные географы! Я рада встрече с вами. Прозвенел звонок веселый. Вы урок начать готовы? Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! | Приветствуют учителя, проверяют свое рабочее место, настраиваются на урок. | Л.: умение соблюдать дисциплину на уроке. К.: уважительное отношение к учителю и одноклассникам |
2. Мотивация, создание проблемной ситуации и актуализация знаний. | Послушайте ребята ситуацию, которая однажды произошла. Однажды ребята решили покататься на санках и на лыжах вечером за деревней. Небо было затянута облаками и стало быстро темнеть. Не видно стало дороги. Ребята хотели определить свое местонахождение, но не смогли. Они поняли , что заблудились. Как ребятам попасть обратно в деревню? (Обобщает ответы учащихся, подводит их к определению темы урока) -Мы поможем ребятам найти дорогу обратно ?! | Учащиеся слушают, анализируют ситуацию и предлагают пути решения. Называют тему урока, записывают ее в тетрадь | Р.: осознанно выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы. К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
3.Целеполагание | Что такое ориентирование? Проверьте правильность данного вами ответа в учебнике на с.30. Исходя из определения, как вы считаете, чему мы с вами будем учиться? | Учащиеся пытаются дать ответ. Работают с учебником. Называют цели урока | Р.: умение формулировать цель урока. К.: получают недостающую информацию с помощью учебника. |
4.Освоения новых знаний | Уметь ориентироваться должен каждый человек. Необходимо уметь определять стороны горизонта. Вспомните и назовите стороны горизонта. Основные и промежуточные. Изобразите насекомого по сторонам горизонта. Проведите линию: 3 клеточки на восток, 3 клеточки на север, 2 клеточки на запад, 2 клеточки на юго-запад, 2 клеточки на северо-запад, 2 клеточки на запад, 3 клеточки на юг, 3 клеточки на восток, 2 клеточки на юго-запад, 1 клеточка на юг, 2 клеточки на восток, 1 клеточка на северо-восток, 1 клеточка на юго-восток, 2 клеточки на восток, 1 клеточка на север, 2 клеточки на северо-запад. А теперь изобразим стороны горизонта. В Древнем Китае был изобретен простейший прибор. Как он называется? Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу. Со мной пойдешь -дорогу обратно легко найдешь.. Правильно, это компас.. Скажите, люди какой профессии используют компас? Учитель рассказывает, как с ним работать. Для ориентирования на местности полезно знать, что такое азимут. Азимут- это…как его отсчитывают? используя рис. 19 в учебнике. Выполните задания 3,4, с.16,20,21. Учитель объясняет, как находить азимут по топографической карте. Ребята, а если у вас нет собой компаса, как вы будете ориентироваться? | Учащиеся называют стороны горизонта и рисуют у доски. Выполняют задание в тетради ( должно получится бабочка). Отгадывают загадку. Ученик делает доклад о компасе. (приложение 1) Показ презентации. Ответы учащихся: военные, геологи, летчики, моряки, туристы. Учащиеся изучают компас, который им раздает дежурный ученик. Работа с учебником на с.30.с текстом и дают ответ, записывают в тетрадь . Выполняют задания по атласу. Учащиеся называют предметы ориентирования на местности. (приложение 2) | Р.: выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач. К.: добывают недостающую информацию с помощью учебника, вопросов; организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. П.: выделяют признаки понятий, делает выводы, сравнивает, анализирует, формирует алгоритм работы с компасом , определения азимута и определение сторон горизонта по местным признакам. |
5.Физкультминутка | Объясняет и показывает движения. Север- руки вверх, Юг- присаживаются на корточки, Восток- поворот туловища вправо, Запад- поворот туловища влево. | Выполняют вместе с учителем | К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
6.Закрепления знаний | Учащиеся выполняют тесты или задания на выбор. (приложение 3) | Выбирают задания исходя из степени усвоения материала. Самопроверка. | Р.: выбирают наиболее эффективные способы решения учебных задач. К.: организует учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. П.: умение планировать работу по времени. |
7.Домашнее задание | Параграф 8. Определить азимут по топографической карте в атласе : -от парома до родника; -от домика лесника до оз.Тихое.. Нарисовать рисунки ориентирование по местным признакам. | Слушают пояснения учителя. | К.: организует учебное сотрудничество с учителем. |
8.Рефлексия | Дополните предложения: -сегодня я узнал… -было интересно…. Было трудно… Я приобрел… Я научился… Как бы я оценил свою работу на уроке… Подводит итог урока. Выставляет оценки. | Учащиеся дополняют предложения. | Р.: определяет степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. К.: высказывает оценочные суждения. |
Приложение 1.
Доклад о компасе.
Компас-это прибор, указывающий направление магнитного меридиана . Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов. Магнитный компас был изобретён в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов». В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь , все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лет намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в 12 веке арабские мореплаватели.
В начале 14 века у компаса появилась шкала. Предполагают , что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям –румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На бумажном круге мастер нанес также рисунок , получивший название «Роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
Приложение 2.
В лесу : | В городе: | На открытой равнинной местности: |
-деревья -муравейники -следы -……. | -трамвайные линии -сооружения -……. | -холмы -линии электропередач Одинокие деревья -……. |
Приложение 3.
1. Расставьте названия направлений сторон горизонта по часовой стрелке, начиная с севера.
А) северо-восток
Б)северо-запад
В)юго-восток
Г)запад
Д)юг
Е)юго-запад
Ж)север
З)восток.
2. Определите, какие из следующих утверждений являются верными.
А) если вы станете лицом к северу , сзади вас будет юг, слева- восток, а справа – запад.
Б) сориентироваться можно при помощи Полярной звезды. Она всегда расположена в северной стороне.
В) по Солнцу направление на север можно определить в полдень, когда тень от предметов будет указывать строго на север.
Г) муравейники всегда расположены с южной стороны.
3. Угол между направлением на север и направлением на объект-это:
-ориентирование
-ориентир
-азимут
-сторона горизонта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"
Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....
Конспект урока по географии 7 класс "Обобщающий урок по лесной зоне"
Конспект для коррекционных школ 8 вида...
презентация урока по географии 6 класс "План местности.Условные знаки"
В презентации в игровой форме идет ознакомление учащихся с планом местности, основными условными знаками, закрепление материала изучаются в процессе работы с тетрадью, учебником, атласом.И...
урок географии 5 класс по теме "План местности"
Тема урокаПлан местностиАвтор учебникаИ.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. СонинЦели урокаСоздание условий для усвоение темы «план местности»; для формирования понятий: «план местности», «условные...
Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"
Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"...
Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...