Место и роль географии в современной школе
статья по географии

В статье освещены основные положения в изменении роли учителя в современной школе согласно ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mesto_i_rol_geografii_v_sovremennoy_shkole.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Место и роль географии в современной школе.

     Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, - во многом определили развитие Российского государства.

     География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.

     Качественное географическое образование призвано обеспечивать:

•        формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

•        сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

•        духовно-нравственное развитие обучающихся;

•        формирование любви к своему краю и Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;

•        формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;

•        формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;

•        основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также сферах экономики, государственного регионального и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;

•        начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни;

•        стимулирование включения в школьный курс географии модуля под единым названием «География родного края», а также организацию его изучения, в том числе в рамках внеурочной деятельности;

                                                                         2

•        разработку модельных нормативных актов, регламентирующих проведение школьных экспедиций, а также методических рекомендаций по их организации;

•        внесение предложений по структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;

•        включение мероприятий по популяризации географии России и географических знаний в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него.

С появлением нового документа «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» перед учителями географии возникло ряд проблем. Это новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы: система базовых общенациональных российских ценностей, требований к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации граждан России. Концепция является частью федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Президент в своих посланиях назвал важнейшие ценности нашего общества: справедливость, свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых делает нас единым народом,                                                                                                 Изменения в нашем обществе и в самом человеке характеризуют новую социальную ситуацию. Происходящие события требуют адекватной оценки в вопросе понимания современного человека, его развития, а поэтому и задач его образования, самообразования.

                                                                            3

Какой он современный школьник? Каковы особенности личности нынешнего выпускника? Насколько хорошо он приспособлен к взрослой жизни?

Эти вопросы волнуют не только родителей, учителей, но и все общество. Научить школьника понимать современный мир и бороться за свое будущее – это огромная задача современного учителя.

До недавней поры ни у кого не вызывало сомнения то, что школа должна ориентироваться на «человека просвещенного». И поэтому «главным героем» урока географии считался учебный предмет. Сейчас же, когда общество переживает духовный кризис, на первом месте на уроке географии должен быть не сам предмет, а уникальность, внутренний мир конкретного ребенка».

Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Учитель как образцовый гражданин – это служитель храма, несущий на глазах детей свой крест на свою Голгофу и не ожидающий земного вознаграждения.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль учителя в современной школе"

Данная статья представлена в программе Power Point. В данной статье - презентации (43 слайда) рассмотрены  профессиональные качества учителя и  какую роль он играет на современном этапе разв...

Урок обществознания (профильный уровень). 11 класс. «Место и роль СМИ в современном обществе»

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихс...

Место географии в современной школе

    Вопрос о преподавании географии в школе главами государства поднят неспроста. Без географических знаний современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро...

Творческий проект" Место и роль семьи в современном мире".

Тема семьи и семейных отношений в русской культуре...

Статья "Место географии в современной школе, учитывая новые требования ФГОС"

Статья "Место географии в современной школе, учитывая новые требования ФГОС"...

Роль географии в современном мире 8 класс

Роль географии в современном мире 8 класс...

Место географии в современной школе

Вопрос о преподавании географии в школе главами государства поднят неспроста. Без географических знаний современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро развивающемся ...