Статья "Место географии в современной школе, учитывая новые требования ФГОС"
статья по географии
Статья "Место географии в современной школе, учитывая новые требования ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
Автор-составитель:
учитель географии
Селезнев С.В.
«Место географии в современной школе, учитывая новые требования ФГОС»
Вопрос о преподавании географии в школе главами государства поднят неспроста. Без географических знаний современный и будущий гражданин России не способен ориентироваться в быстро развивающемся мире, определить в нём свое место, быть сознательным патриотом своей земли, работать на её благо. Без географических знаний невозможно воспринимать информацию со страниц газет, радио – и телепередач. Без географических знаний человек теряет связь с нашей планетой, не в состоянии понять окружающий мир как единую систему и принимает разрушительные для себя и окружающих решения. Большое значение имеет в наше время пропаганда географии как основополагающей науки мироздания. Следуя требованиям времени, география как наука находит новые формы и методы влияния на процесс мирового развития.[2]
Школьная география, особенно география своей Родины, всегда относились к разряду мировоззренческих дисциплин. Однако в последние годы, особенно когда были определены обязательные предметы (русский язык и математика) при сдаче ЕГЭ и ОГЭ, а география стала предметом по выбору, большинство учащихся стали акцентировать свою образовательную деятельность на тех предметах, которые им необходимы для сдачи экзаменов. География же все больше стала уходить на задний план изучения. Это ни просто печально, это недопустимо. Это грозит обществу тем, что целые поколения россиян вырастут в условиях отсутствия четких ценностных ориентиров. Современное школьное образование должно акцентировать внимание учащихся на учебной дисциплине «География» как предмете, способном рассматривать реальные стороны России: будь то ее огромный природно-ресурсный потенциал, высокий уровень образования населения, ее экономические , политические, экологические проблемы, побуждать в детях искренний интерес к своей стране, искреннюю гордость за свою страну, воспитывать неравнодушное отношение к проблемам и мотивировать к решению данных проблем в будущем, как подрастающему поколению, которое в скором времени будет продолжать ведение экономики своей страны. Для этого прежде всего необходимо восстановление идеологической составляющей предмета. География- это предмет на который в значительной мере ложится основная задача российской школы: формирование у учащихся российской идентичности, как главного условия укрепления российской государственности. Именно эта задача ставится в качестве приоритетной в Государственных образовательных стандартах второго поколения.
География - единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Значение географии определяется:
- формированием географического мышления, которое дает возможность видеть объекты и явления в тесной связи и взаимозависимости во времени и в пространстве, позволяет понимать современную ситуацию;
- пониманием современного мира как многоликого, но единого, неделимого; осмыслением места России в мире, осознанием включенности каждого в жизнь своей страны;
- реализацией идей гуманизации, проявляющихся в «очеловечивании» географического содержания, рассматривающего природу, и хозяйство через человека, формированием «географических образов мест», более глубоким изучением тем, связанных с населением. [3]
Географические знания способствуют социализации учащихся, т.е. формированию компетентностей в гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой сферах. Формирование этих компетентностей происходит в условиях использования в практике преподавания современных педагогических технологий: информационной, проектно- исследовательской, модульной, технологии критического мышления, дифференцированного, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др. Повышение интереса к предмету способствует введение как в основной, так и в старшей школе элективных курсов, способствующие дифференциации и индивидуализации обучения и наиболее полному выявлению интересов, склонностей и способностей учащихся, выполнение учащимися практических работ как на уроках, так и при выполнении домашнего задания, работа с картами атласа и контурными картами, постановка и решение проблемных задач, а так же интеграция и межпредметное взаимодействие. Особое внимание следует уделять использованию ИКТ на уроках географии. У нас появилась возможность наглядно продемонстрировать учащимся презентации уроков, видеофильмы ,рассказывающие о географических особенностях своей страны и мира в целом и ни просто на словах, а наглядно знакомить учащихся с географическими объектами, жизнью людей в разных странах и на разных континентах и т.д. Это позволяет расширить кругозор учащихся, формирует более глубокие географические знания.
Если предмет «География» будет введен в список «обязательных», как рекомендуют главы нашего государства – это неплохо,т.к. у учащихся повысится ответственность к изучению предмета , но я считаю , что в этом есть и свои минусы. Такое нововведение может привести к тому, что у учащихся начнется процесс механического зазубривания географических терминов, понятий, для того чтобы указать на правильный ответ в тесте. А ведь география- наука которую необходимо ни только знать, но и уметь применять полученные знания в жизненных ситуациях. И изучать ее нужно ни для того, чтобы правильно поставить крестик в бланке ЕГЭ и получить хорошие баллы. Географию нужно понимать и любить душой и сердцем. Любить географию- значит любить Родину, любить Землю. Именно эти качества мы воспитываем в своих учениках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к докладу на XII городской научно-практической конференции "Современный урок географии. Речевая культура как условие реализации требований ФГОС", 2012г.
Хочу представить вашему вниманию краткую информацию об опыте своей работы с «особыми детьми».О школе Наш центр образования относиться к образовательным учреждениям, где учатся те, кого выставили...
Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)
Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...
"Новые требования ФГОС и современной инновации на уроках русского языка и литературы"
Выступление на педсовете....
Мастер-класс "Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения"
Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Особенность ФГОС общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личн...
Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"
Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...
«Современный урок в свете требований ФГОС нового поколения»
Мастер - класс для педагогов с учётом требований ФГОС...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА: ТРЕБОВАНИЯ ФГОС И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ШКОЛЕ
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества....