элективный курс "Россия-страна гардарики"
элективный курс по географии (9 класс)
Элективный курс «Россия - страна Гардарика» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
элективный курс по географии для 9 класса | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Банновская основная общеобразовательная школа»
РАСМОТРЕННО УТВЕРЖДЕНО
Протокол заседания приказом директора
педагогического совета от_27.08.2019г. №_125 От_25.08._2019г. __________С.Н.Сульянова
__________Ю.С.Майнакова
Рабочая программа
элективного курса по географии
«Россия - страна гардарика»
для 9 класса (12 часов)
на 2018-2019 уч.год
Учитель географии : Г.А.Роот
с.Банное
2016г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Россия - страна Гардарика » для учащихся 9 классов.
При изучении темы «Городское и сельское население России» большой интерес у учащихся вызывает информация, связанная с городами: количество городских поселений, численность населения, историческое прошлое, географическое положение, достопримечательности и особенности многих городов. Элективный курс «Россия - страна Гардарика» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях нашей страны.
Элективный курс составлен на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования и рекомендован к изучению Министерством образования и науки Российской Федерации от 03.06.2012 № 103-ФЗ. Данный курс представляется актуальным, так как он не только даёт знания по физической, экономической и социальной географии, осуществляет межпредметные связи с историей, литературой, культурой, но и способствует формированию всесторонне образованной личности. Кроме того, курс позволит показать значение городов в материальной и духовной жизни населения, развивать творческие способности, умение анализировать статистические данные, работать с различной справочной литературой, отыскивать нужную информацию в Интернете, дискутировать по проблемам городов и, наконец, воспитывать патриотические чувства.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: географическими и историческими картами, справочниками, дополнительной научно – популярной литературой, диаграммами, рисунками, компьютером, мультимедийным проектором. Возможна туристическая поездка в пределах области или России.
Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся, подготовку сообщений, докладов или составление слайдовых презентаций.
Основные цели курса: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению городов России и городов родного края, к самостоятельному приобретению знаний, развитие творческих способностей и коммуникативных навыков.
Задачи курса:
- Расширение знаний по экономической и социальной географии: рассматривание исторических аспектов возникновения и развития сети городов в России, знакомство с городами-миллионерами, городами-Героями, городами «Золотого кольца России» и городом нашей республики.
- Вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по изучению истории возникновения, географического положения, функций городов.
- Формирование навыков работы с картографическими источниками, географической литературой, компьютером. Развитие умения отбирать необходимый материал, грамотно оформлять творческие работы и слайдовые презентации, а также умения публичного выступления.
- Воспитание любви к родному краю, к Родине.
- Содействие нравственному и эстетическому воспитанию.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- понятия «город», «урбанизация», «городская агломерация».
- историю возникновения некоторых городов.
- классификацию, функции городов.
- героическое прошлое, достопримечательности городов-Героев, городов «Золотого кольца России».
- историю возникновения и развития городов России
Учащиеся должны уметь:
- использовать учебник, дополнительную литературу, карты, ресурсы Интернета для составления характеристики городов;
- составлять слайдовые презентации;
- оформлять творческие работы.
Объем различных форм учебной работы:
Всего аудиторных занятий – 12часов
- в том числе
- лекции: – 4 часа
- практические занятия: –2 часов
- конференция:-1 час
- детские презентации:-2 часа
- заочное путешествие:- 1 час
- самостоятельная работа в группах:-2часа
Литература для учащихся
- Детские исторические и географические энциклопедии.
- Географические атласы для средней школы.
- Исторические атласы для средней школы
- Информационные ресурсы Интернет.
Литература для учителя:
1. Газета «География» Издательский дом «Первое сентября». №15, 18, 19 2014 г.
2. http://www.warheroes.ru/towns.asp
3.http://ru.wikipedia.org/wiki
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Всего занятий | Форма проведения | Количество часов | дата |
1. | Введение. Россия-страна «Гардарика» Город, типы городов, классификация, урбанизация, городские агломерации в РФ. | 1 | Лекция | 1 | |
2. | История возникновения и роста городов России | 2 | Лекция Практическая работа | 1 1 | |
3 | Города-миллионеры | 3 | Групповая работа над слайдовой презентацией Творческий отчёт | 2 1 | |
4 | Города-Герои | 2 | Подготовка выступлений Урок-конференция | 1 1 | |
5 | Города «Золотого кольца России» | 2 | Лекция Заочное путешествие | 1 1 | |
6 | Города России | 1 | Лекция | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | Тестирование | 1 | ||
итого | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. «Россия - страна Гардарика». (1 час).
Определения город, урбанизация, городская агломерация. Типы городов. Классификация городов по различным признакам: ЭГП, истории возникновения, численности населения, национальному составу, функциям. Города, имеющие необычные названия (Дно, Сапожок, Оса и др.).
Тема 1. История возникновения и роста городов России. (2часа)
История возникновения городов. Древние города, упоминающиеся в летописях, города, возникшие при Петре I, Екатерине II, после Октябрьской революции, в xx в. Города-наукограды, закрытые города, города-курорты.
Практические работы: 1) Нанесение на контурную карту городов, возникших в разные исторические эпохи. Выделение городов - миллионеров. 2) Привязанность городов к крупным рекам. Составление картосхем по шаблонам.
Тема 2. Города – миллионеры (3часов)
Количество, географическое положение, топонимика, планировка, население, достопримечательности, знаменитые люди. (Творческая работа в группах по составлению слайдовых презентаций о Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде).
Творческий отчёт групп.
Тема 3 Города-Герои. (2 часа)
Великая Отечественная война в истории нашей страны и в истории городов. Статус городов-Героев. (Творческая работа в группах по составлению докладов, фоторепортажа, подготовке слайдовых презентаций о Москве, Ленинграде, Смоленске, Мурманске, Туле, Волгограде, Новороссийске).
Творческий отчёт групп на уроке – конференции.
Тема 4 Города Золотого Кольца России. (2 часа)
Города Центральной России, образующие «Золотое Кольцо» (Москва-Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома –Плёс –Суздаль –Владимир -Москва). Географическое положение, топонимика, историческое прошлое, численность населения, достопримечательности - историко-архитектурные ценности, возможности развития туризма.
Тема 5 Города России (1 часа)
Заключительный урок - итоговое тестирование и оформление папки с материалами элективного курса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса по географии для 9 класса «Россия - страна Гардарика»
Элективный курс «Россия - страна Гардарика» позволит удовлетворить индивидуальные образовательные потребности и склонности и существенно расширит знания о городах и городских агломерациях ...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...