Урок в 5 классе по теме "вулкан"
методическая разработка по географии (5 класс)

Мешкова Наталья Викторовна

Урок полностью соответсвует требованиям ФГОС. На каждом этапе дети стараются сами находить решение поставленной задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии 5 класс по ФГОС

Класс: 5

Тема: Вулканы

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Цель: получить знания  о вулканах и вулканической деятельности.

Задачи: 1.Дать определение вулкана и изучить внутреннее строение вулкана

2. Узнать типы вулканов.

3:.Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма).

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: учащиеся понимают, что и зачем необходимо делать на каждом этапе урока, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу на уроке, формирование устойчивой мотивации к обучению, формирование целостного мировоззрения и познавательного интереса к предмету исследования, формирование навыков к организации деятельности.

Метапредметные:

а) Познавательные: формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, анализировать и сравнивать, обобщать данные, строить логические суждения, учащиеся осуществляют поиск и выделение необходимой информации, контролируют и оценивают свои действия, преобразование текстовой информации в схему, соотносить свою деятельность с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения задачи.

б) Регулятивные: умение организовывать собственную деятельность, делать выводы по результатам работы, осознавать уровень усвоения информации.

в) Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие с учителем, в парах, уметь выражать свои мысли. Рефлексия своих действий.

Предметные: сформировать знания о вулканах, как опасных природных явлениях. Объяснить необходимость обеспечения безопасности населения. Выявить типы вулканов.  Устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса Земли. Наносить на контурную карту районы вулканизма.

Материалы и оборудование ИКТ: учебник географии 5- 6 класс под. ред. А. И. Алексеева, физическая карта полушарий, политическая карта мира,  атлас по географии для 5 класса, контурная карта,  презентация, карточка «Части вулкана», макет вулкана для опыта , интерактивная доска, ПК, мультимедийный проектор.

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент (2 мин)

Приветствие, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите друг на друга! Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на хорошую работу. Посмотрите, у всех ли на столах есть учебник, атлас, контурная карта, схема, маршрутный лист,ручка, карандаш.

Подготовка школьных принадлежностей.

Мотивация учебной деятельности. Создание проблемной ситуации.  (6 мин)

Кроссенс по теме «Вулкан» (слайд 1).

-А что же мы сегодня будем изучать?

А это вам предстоит угадать!

В фильме, афишу которого вы видите на картинке под  номером один, сюжет развивается вокруг героя нашего урока.

А на следующей картинке изображена страна, где героя нашего сегодняшнего урока, упоминали не только в фильмах, но и в юмористических передачах. В другой стране - Древней Греции, имя нашего героя носил древнегреческий бог. Но даже этот мифологический бог не представлял, каким поистине трудом занимаются некоторые люди. Они добывают вещество, которое является продуктом деятельности нашего героя и это вещество изображено на картинке под номером 4. А вот Старый Служака, который тоже является продуктом работы мистера Х. Что мы всё о Земле, да о Земле?! Вы не поверите, но даже на Марсе встречаются родственники мистера Х, он и изображен на следующем фото. Но все же герой нашего урока не так безобиден, как на этом фото. Он является причиной бедствия миллионов людей. Это бедствие изображено на фрагменте картины Брюллова. Ее вы можете увидеть под номером 7. Самый большой в мире мистер X показан на фото номер 8, а самый большой в России на фото 9.

-Все эти слайды объединены между собой? Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?

-Попробуйте сформулировать тему урока. Запишите тему в своих маршрутных листах.

( слайд 2 )

Участие в определении темы и задачи урока, планирование деятельности.

Формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности.

Организация познавательной деятельности (28 мин)

Изучение нового материала.

-Какие ассоциации у вас вызывает данное слово?
Как вы думаете , достаточно вам этих знаний. Так какую цель мы поставим для себя на уроке (
Цель: получить знания  о вулканах и вулканической деятельности..)

-А что хотели бы узнать о вулканах? ( ответы детей) Конечно, вам наверное интересно узнать, а что же такое вулкан? Какое строение он имеет, как происходит извержение вулкана. Вот на все эти вопросы мы и должны сегодня на уроке найти ответы. Для начала давайте выясним, что же такое вулкан?

 

-Какие задачи мы перед собой поставим?

–Давайте попробуем сами дать определение вулкана.

3. Знакомство с определением понятия «вулкан». ( слайд №3) 

Сравните определения ученых и определение, данное в учебнике.

«Вулкан»- это гора, извергающая огонь, дым, мелкие обломки пород и излившуюся лаву- расплавленную породу» В. А. Обручев.

«Вулкан- это место, где происходит извержение» (А. Штюбель)

«Вулкан- это конусообразная гора, образованная застывшей лавой с кратером наверху» (учебник, стр 71)

Какое определение вы считаете более правильным?

Каким должно быть определение? (краткое, лаконичное).

Обратитесь к своим маршрутным листам, оцените, как вы поработали с определением вулкан. Поставьте в своих маршрутных листах + если вы сами сформулировали определение.

-Итак, узнали мы что такое вулкан?

Что нам теперь предстоит выяснить? (ответы детей)

  1. Знакомство со строением вулкана и продуктами его извержения.

-Сейчас я вам продемонстрирую один увлекательный опыт.

-Давайте разберем строение вулкана в разрезе, подпишите части вулкана на своих схемах, использую учебник стр. 71

Давайте сравним , так вы сделали или нет.(слайд )

- Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да)

- Определили строение вулкана? (да)

Если вы не испытывали затруднения, при определении строения вулкана, поставьте себе + в маршрутных листах, если да, то-.

- Переходим к решению второй задачи.

- Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности.

 После просмотра видеоролика  «Типы вулканов», «Формы вулканов» , каждой из групп будет предложено выполнить задание.

К какому типу относится? (Везувианский: огромный столб дыма, газа, пепла, мощные выбросы лавы). Работа с учебником. (стр.72-73)- типы вулканов- слайд 6)

Физкультминутка:

Мы вулканы изучали и немножечко устали,

вот поэтому нам тут нужно просто отдохнуть.

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

1. Высказывание учащихся о том, что им известно о вулканах.

2. Оценка события. Подбор ассоциаций к данному природному явлению: опасное, страшное, катастрофическое, грозное и др.

Вывешивается на доску: Цель: получить знания  о вулканах и вулканической деятельности..)

Формулируют 1 задачу: Дать определение вулкана и изучить внутреннее строение вулкана

2 задачу: Узнать типы вулканов.

3 задачу: Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма )

3. Сравнение определений В. А. Обручева и А. Штюбеля с современным определением.

Запись определения в тетради (возможна своя интерпретация)

4.

Работа с учебником на стр. 71.

(запись определения в тетради.

Показ опыта учителем

Работа с рисунком учебника на стр.71 рис.№48

Заполнение карточки «Части вулкана» (Очаг магмы, жерло вулкана, кратер, лава.)

Оценка своей деятельности на данном этапе урока

Видеоролик «типы вулканов», «Формы вулканов».

Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов.

 

Умение вести диалог, приводить аргументы, перефразировать свою мысль.

Устанавливать причинно-следственные связи, анализировать схему и иллюстративно-текстовую информацию

Первичное усвоение знаний.

-Сейчас я вам еще предлагаю посмотреть один видеоролик  о «Последнем днем Помпеи»

 

-Посмотрите внимательно на картину и скажите( слайд):

- О чѐм говорит выражение лиц людей, изображѐнных на картине?

( Ужас, страх, неизбежность гибели).

- Как люди пытаются спастись? Как они ведут себя?

( Почти каждый, не думая о себе, старается помочь другому. Как вы думаете хорошая это черта человека- прийти на помощь другому, погибая сам).

  • Да ребята при извержении вулканов

гибнут люди, растения и животные;

  • разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб;

изменяется рельеф  Земли

Это отрицательное воздействие вулканов.

 

- Но не смотря на опасность с самых древнейших времен люди селились вблизи от огнедышащих гор. 

- Как вы думаете почему?  Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу?

Положительное:

  • вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие;
  • образуются месторождения полезных ископаемых;

продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами.

Выполнили вторую задачу урока.?

Заполнение маршрутного листа.

А теперь давайте определим географию вулканов. Где же они располагаются. Откройте атлас стр.24. Как обозначаются вулканы на карте?

Скажите, где больше всего вулканов вы видите? В каком океане? Этот океан называют сейсмически опасной зоной или Тихоокеанским огненным кольцом.

 -Процесс, при котором магма поднимается из недр, прорывая земную кору, изливается на поверхность, называется вулканизмом.

Первичное закрепление знаний.

-Давайте выполним задание  №1 в учебнике на стр.73.Обозначим вулканы на карте. При работе вам поможет атлас стр.20

Оцените себя, как вы справились с работой по карте.

Вблизи действующих вулканов или там, где извержения происходили недавно, тепло вулканов согревает подземные воды. Когда эти воды выходят на поверхность, образуются горячие источники и гейзеры.

Посмотрите видеоролик»Гейзеры».

В России этот процесс можно наблюдать на Камчатке.

6. Работа с легендой карты- стр .

 Показ объектов на физической карте полушарий и обозначение на контурной карте вулканов Тихоокеанского огненного кольца.

7. Показ объекта на физической карте полушарий и обозначение на контурной карте вулкана Ключевская сопка.

Выявлять закономерности распространения вулканизма

Устанавливать с помощью географических карт сейсмические пояса Земли

Наносить вулканы на контурную карту

Подведение итогов

(3 мин)

Тест по теме вулкан.

Как вы думаете, мы достигли целей урока? Задач урока. Оцените свою работу на уроке и сдайте мне маршрутные листы.

Тест по теме вулкан

Формировать коммуникативную компетентность

Формулировать для себя новые задачи познавательной деятельности

Рефлексия (3 мин)

Давайте составим синквейн по теме «Вулкан»(слайд)

Вулкан

Действующий, потухший

Пробуждается, грохочет, изливается

Извергаясь, представляет грозно е явление

Гора

Отвечают на вопросы, анализируют ответы друг друга.

Определять роль результатов своей деятельности

Осознавать конечный результат

Информация о домашнем задании

(3 мин)

Домашнее задание ( слайд № ):

        1)Параграф 21

2)Вопрос 6, 7 или 9 (на выбор)

Творческое задание: Составить в тетради рассказ на тему «Вулканы» из 5 предложений, используя опорные слова: вулкан, землетрясение, остров, лава, горные породы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Задают вопросы учителю.

Самостоятельно планировать пути достижения целей

Производить поиск информации и анализировать её



Предварительный просмотр:

Контроль по теме «Вулканы»

Задание: найдите понятие, составьте смысловые пары. Образец: 1 - Б

Составные части вулкана

Правильный ответ

Варианты ответов

1. Кратер        

А  Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана

2. Жерло

Б  Углубление в верхней части вулкана

3. Очаг магмы

В  Вулкан с густой лавой и крутыми склонами

4.Лава

Г  Самый высокий действующий вулкан России

5.Конический вулкан        

Д  Вулкан, извержения которого прекратились

6. Щитовой вулкан        

Е  Канал, по которому поднимается магма

7. Вулканические бомбы

Ж  Магма, излившаяся на поверхность

8.Действующий вулкан        

З  Вулкан, извержения которого повторяются

9.Потухший вулкан        

И  Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами

10.Ключевская Сопка        

К  Расплавленная мантия в глубинах Земли



Предварительный просмотр:

                   Задание для  I группе.                                                                              Задание для  II группы.                                                                                          

Посмотрите видеоролики «Форма вулканов» и заполните схему. Найдите эти вулканы  в  атласе.

 

 Посмотрите видеоролики «Типы вулканов», а также карту атласа и заполните схему. Найдите эти вулканы  в  атласе.

Пример:                                        Пример:              

        



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист.

Тема урока:

Определение:

Оцени свои знания на всех этапах урока.

Удачи тебе!

Ф.И.

учащегося

Работа с определением вулкан и со схемой «Строение вулкана»

Типы вулканов, Формы вулканов

Работа

по карте полушарий и атласу.

Контроль по теме «Вулканы»

Рефлексия

«Синквейн»

Оценка за урок

 

 

 

 

 

 

Поставьте в каждый раздел, который изучите на уроке «+», «-».

Критерии оценивания за каждое задание: без ошибок – +

допущено 2-3 неточности – +,более 3 неточностей – -

ИТОГО:

5 « +» оценка 5, 4 « +» оценка 4, 3 « +» оценка 3,2 «+» оценка 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

ТЕМА УРОКА Вулканы

Слайд 3

«Вулкан»- это гора, извергающая огонь, дым, мелкие обломки пород и излившуюся лаву- расплавленную породу» (В. А. Обручев.) «Вулкан- это место, где происходит извержение» (А. Штюбель) «Вулкан- это конусообразная гора, образованная застывшей лавой с кратером наверху»

Слайд 4

СТРОЕНИЕ ВУЛКАНА Очаг магмы магма жерло кратер Боковой кратер лава

Слайд 5

КАРТИНА К.БРЮЛЛОВА «ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ»

Слайд 6

ЧастиССоста С ОтПр 1.Кратер А Каменные глыбы, выбрасываемые из жерла вулкана 2.Жерло Б Углубление в верхней части вулкана 3.Очаг магмы В Вулкан с густой лавой и крутыми склонами 4.Лава Г Самый высокий действующий вулкан России 5.Конический вулкан Д Вулкан, извержения которого прекратились 6.Щитовой вулкан Е Канал, по которому поднимается магма 7.Вулканические бомбы Ж Магма, излившаяся на поверхность 8.Действующий вулкан З Вулкан, извержения которого повторяются 9.Потухший вулкан И Вулкан с жидкой лавой и пологими склонами 10.Ключевская Сопка К Расплавленная мантия в глубинах Земли Составные части вулкана Правильный ответ Варианты ответов

Слайд 7

ОТВЕТЫ НА ТЕСТ № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ответы Б Е К Ж В И А З Д Г

Слайд 8

РЕФЛЕКСИЯ Составить инструкцию для путешествующих по районам действующих вулканов.

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1)Параграф 21 2)Вопрос 6, 7 или 9 (на выбор) Творческое задание: Составить в тетради рассказ на тему «Вулканы» из 5 предложений, используя опорные слова: вулкан, землетрясение, остров, лава, горные породы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Урокв 5 классе "Как получить информацию"

Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома

Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....