Открытый урок по теме: "Слои" твёрдой Земли
план-конспект урока по географии (5 класс)

Исаева Вера Васильевна

Конспект урока и презентация по теме: "Слои" твёрдой Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слои «твёрдой» Земли

Цель урока:

Знать и объяснять существенные признаки понятий «литосфера», «земная кора», «мантия», ядро.

Задачи:

1.Образовательные: овладеть  способностью  понимать  учебную  задачу  урока  и  стремиться  её  выполнять,  отвечать  на  вопросы.

2.Развивающие: развивать  способности  слушать  собеседника,  вести  диалог.  

3.Воспитательные: осознавать ценность полученных знаний о внутреннем строении Земли, как важнейшего компонента научной картины мира, развивать  мотивы  учебной  деятельности  и  формирование  личностного  смысла  учения.

Тип урока: комбинированный  по  традиционной  классификации,  конструирования  способа  действия  по  ФГОС.

Методы: Наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-наглядный комплекс:

1. Схема «Внутреннее строение Земли»

2. Карта движения литосферных плит.

3.Учебник «География» 5 класс,  А.А.Летягин

4.Атлас. 5 класс

5. Контурная карта

6. Рабочая тетрадь.

Термины и понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, геология

Формы проведения урока:

Знакомство с основными оболочками земли, строением литосферы, с методами изучения внутреннего строения Земли; работа со схемой «Внутреннее строение Земли»; работа с контурной картой «Литосферные плиты».

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте. Садитесь. Приготовились к уроку.

2.Повторение изученной темы.

Перед тем как приступить к новой теме, давайте с вами вспомним, что мы с вами узнали нового в прошлом разделе: «Земля как планета солнечной системы».

Давайте с вами вспомним:

  • Что включает в себя солнечная система? (Звезду Солнце, вращающиеся вокруг неё 8 больших планет с их спутниками)
  • Назовите внешние планеты Солнечной системы? (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
  • Какие планеты входят в состав планет земной группы? ( Меркурий, Венера, Земля и Марс).
  • Что представляет собой планета Земля? (Третья от солнца планета, движется вокруг Солнца по орбите. 4,5 млрд. лет тому назад в результате столкновения каменных тел «планетоидов», возникших из пыли и газа. Земля не имеет форму идеального шара, она сплюснута у полюсов. Средний радиус-6371 км. Длина экватора - 40076 км).

3. Изучение новой темы.

 Я сейчас его вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушаете, так как по этому рассказу вы должны будете отгадать тему урока и поставить к ней цель.

. «Конфета Земля».

– Коля, Коля! – вбежал в комнату Вася, – мне такая идея в голову пришла!

– Какая, Вась?

– Земля ведь как шар, да? – уточнил Вася.

– Ну да...

– Значит, если мы будем копать Землю насквозь, то окажемся в другом месте, так?

– Точно! – обрадовался Коля, – Пойдём скорее к бабушке, спросим, где у нас лопата лежит.

– Побежали!

– Баааааабушка!

– Что, Коленька?

– Бабушка, где у нас лопата лежит?

– В сарае, Коленька. А зачем вам лопата? – ответила бабушка.

– Мы хотим Землю прорыть, авось куда-нибудь да попадём, – радостно сказал Коля.

Бабушка улыбнулась и спросила:

– Вы хотя бы знаете, как она устроена?

– А чего там знать, – ответил Вася, – земля землёй – что может быть проще!

– А нет. Не всё так просто – ответила бабушка.

– А как? Бабушка, расскажи, пожалуйста. Ну, пожаааалуйста! – начал упрашивать бабушку Коля.

– Ну ладно, ладно – согласилась бабушка, и начала свой рассказ.

– Земля похожа на конфету: в центре орешек – ядро, потом идёт сливочная начинка – это мантия, а сверху шоколадная глазурь – это земная кора. Расстояние только отсюда до центра ядра больше 6 000 км, а вы хотите насквозь, – усмехнулась бабушка.

– Значит, всё отменяется, – расстроился Коля...

– Дааа, хорошо бы такую конфету, – мечтательно сказал Вася.

Ребята сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела, который называется: «Геосферы Земли».

 Давайте вспомним, какие существуют оболочки Земли? (атмосфера, гидросфера, биосфера, литосфера. Вот сегодня мы с вами начнём изучение одной из этих оболочек. – литосферу. И начнем мы изучение с внутреннего строения Земли.

Тема урока: Внутреннее строение Земли (Слайд 1)

Мы уже с вами знаем, что планеты земной группы имеют сходное внутреннее строение: плотное ядро, мантию и земную кору (Слайд 2)

Вопрос к классу?

Часто планету Земля по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Как вы думаете почему? (Слайд 3)

Откройте учебник на стр. 30 рис. 12

Большую часть занимает мантия 83 % . Над ней располагается земная кора, а центре находится ядро. (Слайд № 4).

 (Слайд № 5)

Земная кора: Это каменная оболочка Земли. Толщина которой составляет от 5 км под океанами, и до 75 км под материками, твердая, температура с глубиной повышается в среднем на 3 градуса на каждые 100 м, давление с глубиной повышается.

 (Слайд № 6)

Мантия: Расположенная между ядром и земной корой. от 45км до 2900 км, верхний слой: в расплавленном состоянии, внутренний слой — твердый, Температура 2000-2500 градусов по Цельсию. С процессами, происходящими в мантии Земли связаны процессы извержения вулканов и движение земной коры.

 (Слайд № 7)

Ядро: Имеет радиус около 3470 км. О существовании ядра известно с конца 19 вв, а в начале 20 в, было определено что ядро находится на глубине. Температура в центре ядра. 5000 градусов по Цельсию. (Ученые предполагают, что ядро состоит из железа с примесью никеля). Выделяют внутреннее ядро, которое находится в жидком состоянии и внешнее ядро, которое находится в твёрдом состоянии.

Рассказ учителя о строении литосферы.

(Слайд № 8)

Земная кора и верхняя часть мантии называется – литосфера. (Определение записывается в тетрадь).

 (Слайд № 9)

- Литосфера, земная кора (каменная оболочка земли) не является цельной оболочкой, а состоит из плит, которые находятся в постоянном движении.

- Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).

- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)

Можно предположить, что современная форма материков и океанов в будущем может совершенно отличаться.

(Слайд № 10)

Учащиеся называют по рис. 13 с.31 учебника название крупных плит.

4. Работа в контурных картах.

(Слайд № 11)

Учащиеся подписывают крупные плиты и разукрашивают их (цвета используем такие же, как на рисунке)

(Слайд № 12)

Учащиеся подводят итоги работы в контурных картах: называют крупные литосферные плиты.

5. Работа с текстом учебника.

(Слайд № 13)

Ребята как вы думаете, какие методы используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?

(Слайд № 14)

Геология – изучает состав и строение земной коры, и находящиеся в ней полезные ископаемые. (Определение записывается по запись)

(Слайд № 15-16)

1) Итак, во первых, сама природа помогает человеку изучать верхние слои земной коры: это горные обрывы, берега рек, морей; Н: Большой Каньон Колорадо (США)

(Слайд № 17-18)

2)Во вторых, изучают при строительстве шахт и бурении скважин: Н: самая глубокая в мире Кольская буровая скважина (глубина 12262 км, температура – 220 градусов)

3)Следующий метод – изучение продуктов извержения вулканов, что позволяет ученым более детально познакомиться с вещественным составом  недр Земли.

(Слайд № 19)

5) Снимки со спутников

(Слайд № 20)

4)Еще один из методов -  сейсмический метод (изучение колебаний волн при землетрясениях и извержениях вулканов, т.к. скорость распространения волн зависит от плотности пород, сквозь которые проходят волны) Первым этот метод применил Борис Борисович Голицын (1862-1916) академик Петербургской академии.

6. Подведение итогов урока.

-Что нового узнали сегодня на уроке?

Выполнить тест и сделать самооценку.

  1. Выберите верную последовательность расположения внутренних слоев Земли:

А) мантия, ядро, земная кора

Б) ядро, земная кора, мантия

В) земная кора, мантия, ядро

  1. Выберите верный ответ:

А) ядро состоит из золота и серебра

Б) на мантию приходится 83% объема Земли

В) температура в земной коре не превышает 25000.

3. Установите соответствие:

Слои, Мощность

1. Ядро

А. 5 – 75 км

2. Мантия

Б. 3470 км

3. Земная кора

В. 2800 км

4.Причиной движения литосферных плит является:

А) ветер

Б) океанические течения

В) перемещение вещества мантии

5.Для изучения более глубоких слоев Земли используется:

А) сейсмический метод

Б) шахты и скважины

В) обрывы и берега

7. Рефлексия.

Задание. Закончите предложение: Я знаю, что …

Я умею …

8. Задание на дом.  (Слайд № 21)

Параграф 6; ответить на вопросы с.34; построить модель Земли из пластилина с. 33-34.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Русские земли под властью Золотой Орды"

Урок для учащихся 6 класса, изучающих курс истории России с древнейших времен до конца 16 века по учебнику Е.В. Пчелова...

Открытый урок по краеведению "Таланты земли Энсиэли" в 8 классе

Структуру данного урока можно использовать на уроках литературы, истории, краеведения как урок отработки умений и рефлексии (урок повторения) с применением программы MS Power Point, Publisher, Word. Ц...

Открытый урок на тему "Оболочки Земли"

Открытый урок по географии. Разработан для 5 класса по новым стандартам....

открытый урок по литературе " Герои земли русской" по стихотворению Лермонтова " Бородино"

урок литературы по стихотворению Лермонтова " Бородино" содержит разные виды работ учащихся...