Конспект урока " Земля и космос"5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Луференко Светлана Владимировна

план конспект по теме: Земля и космос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_i_kosmos.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урокаЗемля и космос

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

УМК: Учебник: В.П. Дронов География. Землеведение. 5-6 класс. - М.: Дрофа, 2015.

Атлас: География 5 класс. - М.: Дрофа, 2016.

Цель урока: создать условия для изучения главных особенностей космоса

Задачи урока 

образовательные - дать представление о космосе, рассмотреть вопросы об особенностях галактики Млечный путь, скорости света, навигационных созвездиях;

воспитательные – формирование интереса к предмету, любознательности с целью расширения кругозора учащихся.

развивающие - продолжить развитие умения анализировать, сравнивать. Формировать умения работы с картами, схемами, вырабатывать комплексный подход к природным явлениям и процессам Оборудование - раздаточный материал;

-АРМ;

- презентация учителя;

Технология урока:

исследовательская

Методы обучения: - объяснительно иллюстративный; - частично-поисковый.

Форма работы:

Индивидуальная, групповая, фронтальная

УУД:

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию;

- проводить сравнение.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи

УУД: личностные –Л, регулятивные- Р, познавательные- П, коммуникативные -К

Структура урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация учебной деятельности

3 мин.

Приветствие учащихся.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Встали прямо, подтянулись.

И друг другу улыбнулись.

Добрый день, ребята. На доске (презентация) представлены загадки, я предлагаю вам их отгадать, чтобы узнать о чём мы с вами будем вести речь на нашем уроке.

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.   Слайд 1

(Космос)

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется...      
Слайд 2

( Земля )

(Цель – подготовить учащихся к формулировке темы урока)

Итак, тема нашего урока- Земля и Космос

Приветствие

Отвечают на загадки

Формулируют тему урока

Л

Р

К

Постановка учебной задачи

2 мин.

Исходя из темы урока поставьте цель. (изучение особенностей космоса)

Чтобы наш урок прошёл интереснее я предлагаю вам отправиться в путешествие к планете знаний. То новое, что вы узнаете на уроке мы будем фиксировать в тетрадях. Чтобы в дальнейшем вы могли вернуться к изученному и вспомнить полученный материал.

(Цель – организовать учащихся на выделение и запись в тетрадях нового материала.)

Формулируют цель

Подготавливаются к записи нового, неизвестного материала.

Л

Р

Первичное усвоение новых знаний.

16 мин.

Люди на земле тысячи лет в ясные ночи видят над головой звёздное небо.

Какие приборы или аппараты необходимы для наблюдения и изучения звезд? (Телескопы, астралябии) Слайд 3-4

-Ребята, кто из вас когда-нибудь смотрел ночью на звёздное небо?
Какие ощущения оно у вас вызывало?

Безграничности

И это правильное ощущение, то, что мы видим лишь небольшая часть космоса и он безграничен. Как можно ещё его назвать? – Вселенная

Слайд 5

Смотрим и зачитываем определение Вселенной

Вселенная это весь существующий мир.

Что входит в ее состав? Найдите и запишите в тетрадь.

Галактики, звезды, туманности, млечный путь.

(Цель – работа с учебником, поиск нужной информации)

Ребята, а кто знает как называется галактика, к которой принадлежит Земля?

Млечный путь    Слайд 6

Зафиксируйте это название в своих тетрадях.

Как вы думаете, кто и где придумал такое название? ( в древней Греции)

Действительно многие название в космосе: созвездий, галактик придумали древние греки

Существует миф о млечном пути, в котором говориться что это будто-бы молоко.

Об этом мифе вы можете посмотреть и подготовить информацию к следующему уроку.

 (Цель – направить учеников на исследование нового материала)

Что же собой представляет наша галактика обратимся к тесту учебника ( спиралевидная галактика, сбоку в форме диска )

Ребята а какие галактики ещё видно с Земли?

(Большое и Малое Магеллановы облака, Туманность Андромеды)

(Цель – самостоятельный поиск необходимой информации)

Физкультминутка

В космосе расстояния огромны! На Земле какими единицами измерения расстояний мы пользуемся? ( метр, километр )

А в космосе? (Световые года )

Что же это за единица измерения?( такое расстояние проходит луч света за год)

Найдите в учебнике, чему равна скорость света ( 300 000 км/сек )

Зафиксируйте эту величину в тетрадях

Чтобы было понятно насколько это много посчитайте - окружность земного шара приблизительно 40 000 км, сколько раз успеет обогнуть землю солнечный луч за секунду? ( 7,5 раз )

(Цель – сформировать представление о скорости света)

А чему равен световой год нам расскажет Чернов Егор. Он получила ранее задание и произвел расчёты

300 000 км/сек умножила на 60 ( скорость света в минуту) ещё раз умножила на 60 ( скорость света в час ), умножила на 24

( скорость света в сутки ), умножила на 365 ( скорость света за год ). Получилось световой год равен приблизительно 9,5 триллионов километров!

Зафиксируйте эту величину в тетрадях.

(Цель – сформировать представление о световом году.)

Предлагают варианты

Работа в парах с учебником. Запись в тетрадь

Отвечают на вопрос, записывают в тетрадь

Отвечают на вопросы

Исследовательская деятельность

Работа с учебником Рис 16. Находят ответы в тексте учебника стр 22-23

Физкультминутка

Отвечают на вопросы

Поиск информации в учебнике стр 23-24

Зачитывают информацию из учебника

Запись в тетрадях

Делают расчёты

300 000 : 40 000 = 7,5

Ученик рассказывает о произведённых расчётах

Запись в тетрадях

Л

Р

П

К

Первичное усвоение новых знаний.

10 мин

Проблемно-диалоговый вопрос: Звездное небо восхищает. Самые яркие звёзды и созвездия ещё в древности получили собственные имена. Как человек использует знания о звездах?

 ( ориентирование )

Как называются самые яркие звёзды, которые используют для ориентирования? ( навигационные )

Чем пользуются люди в путешествиях для ориентирования? ( картами )

Так же существует карта звёздного неба, обратимся к атласам.

Почему на ней так же 2 полушария? ( Звёзды которые видят люди находясь в Южном или Северном полушарии Земли )

Мы с вами в каком полушарии живём? ( Северном )

Посмотрите на звёздную карту Северного полушария и скажите, какие созвездия вы уже видели на звёздном небе? ( Большая и Малая медведицы )

И они действительно являются самыми известными навигационными созвездиями северного полушария.

Какое созвездие в Южном полушарии является навигационным? (Южный крест) Найдите его в атласе.

Посмотрите на рис. 18 учебника и продемонстрируйте каким образом можно ориентироваться по созвездиям Большой и Малой Медведицам  Слайд 7

( Находим на звёздном небе созвездие Большая медведица, мысленно отсчитываем от края «ковша» 7 его ширин - находим созвездие Малая медведица. Самая яркая звезда её ковша- Полярная. Если встать лицом к полярной звезде, то спереди будет находиться север, сзади- юг, справа- восток, слева- запад )

Отвечают на вопросы

Работа с учебником

Поисковая работа с атласом

Работа с учебником стр 24-25, рис 17 и атласом

Демонстрируют приёмы ориентирования

Л

Р

П

К

Первичное закрепление полученных знаний

8 мин

А сейчас давайте проверим как вы усвоили информацию урока.

У вас на столах звездочки – тесты. Ответьте на вопросы в тетради. «Проверь себя»

Вопросы Слайд 8:

  1. Весь существующий мир? (Вселенная)
  2. Звезда к которой принадлежит Земля называется? (Солнце)
  3. Галактика в которой мы живем. (Млечный путь)
  4. Расстояние между звездами измеряются. (Световые года)
  5. Огромное скопление звезд во вселенной? (Галактика)

Проверка. Слайд 9

Критерии оценки: 0 ошибок – 5

                              1 ошибка – 4

                              2 ошибки – 3

                              4 ошибки – 2

(Цель – закрепление пройденного материала)

Тест

Индивидуальные ответы

Отвечают на вопросы

Взаимопроверка

К

П

Р

Рефлексия

3 мин.

Ребята, сегодня на уроке вы только приоткрыли завесу тайн такого загадочного Космоса. И на вашем пути к планете Знаний начали зажигаться новые созвездия. Давайте в классе сделаем звездное небо. У вас на партах лежат звезды, если работа на уроке вам понравилась, поднимите звезду. Что нового вы узнали на уроке?

(Цель – узнать о плюсах и минусах проведенного урока.)

Выражаают своё мнение об изученном материале. Поднимают звезды. Достигли цел?

Р

Взаимооценка

2 мин.

Оцените свои новые знания. Как работали? Слайд 10

У вас остались вопросы о космосе? Мы найдем ответ на нашем следующем уроке.

Оценивают работу соседа по парте.

Р

Информация о домашнем задании

1 мин.

Параграф №6. Зарисовать в тетрадь понравившееся созвездие.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Конспект урока по географии 7 класс "Реки и озера Земли"

Урок по географии в 7классе по теме "Реки и озера Земли" предусматривает использование Электронно образовательных ресурсов ( ЭОР) . Цель  урока: выявить обеспеченность водными ресурсами материко...

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме «Жизнь на Земле».

Тип урока: урок - обобщение.Форма урока: урок-КВНМетоды: проблемно-поисковый; информационно-коммуникативный, практический.Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Основные п...

Конспект урока географии в 6 классе. Земля и космос.

Конспект урока составлен по учебнику - География. Землеведение авторы В.П. Дронов, Л.Е Савельева....

План-конспект урока по теме: "Космос - Жизнь - Работа"

план-конспект урока английского языка в 5 классе...

Конспект урока природоведения в 5 классе по теме: « Путешествие в космос».

Представлен урок обобщения и систематизации материала с компьютерной презентацией  для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Форма проведения: групповая форма работы. Урок построен на основе ...