ПРОГРАММА «Одаренные дети» по географии
методическая разработка по географии (7 класс)
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;
3.Укрепление положительной мотивации к учению.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
-активно вовлекать данных учащихся в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_odarennye_deti.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«Одаренные дети» по географии
учитель географии МОУ «Средняя школа №28»
Цель программы:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и внеклассного географического образования.
2. Формирование системы работы по развитию индивидуальных способностей одаренных детей;
3.Укрепление положительной мотивации к учению.
Задачи программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах по географии;
-активно вовлекать данных учащихся в создание проектов, презентаций, участие в предметных неделях.
Ожидаемые результаты реализации программы
Программа должна способствовать:
- созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- повышению качества образования по географии;
- формирование банка материалов для работы со способными и одаренными детьми.
Основные мероприятия программы
- разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм для одарённых детей;
- использование технологии личностно – ориентированного обучения;
- приобретение научной и учебно-методической литературы, необходимой для творческой и исследовательской деятельности одарённых детей;
- организация исследовательских и творческих работ школьников.
Обоснование проблем
Анализ ее исходного состояния
В последнее время стал снижаться интерес к географии как к предмету. Работая в школе более 40 лет, стараюсь сделать так, чтобы география была уникальным школьным предметом. «Без географии – вы нигде!» - девиз, которому должен соответствовать мой ученик.
Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроках – это задача каждого учителя географии. Для этого использую деятельностный подход в обучении, который бы способствовал творческому развитию личности. А творческая личность – это одаренный ребенок.
Основой работы с одарёнными считаю совершенствование внутреннего деятельностного потенциала, способности быть творцом, созидателем своей жизни, уметь ставить цель и искать способы её достижения.
Сегодняшняя действительность выдвигает перед школой проблему подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. И здесь решающим фактором является стратегия работы с одаренными детьми: будущими учеными, руководителями, лидерами.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться еще в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.
Одаренные дети:
· имеют высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Формы работы с одаренными детьми:
- индивидуальные задания на уроках;
- использование заданий повышенной сложности, заданий с опережением;
- подготовка сообщений по теме, рефератов, презентаций;
- исследовательская работа, проект;
- участие в предметной неделе, во внеклассных мероприятиях;
- участие в олимпиадах по географии.
Этапы реализации программы:
- выявление одаренных учащихся,
- создание условий для развития их способностей,
- реализация их потенциальных возможностей.
Первый этап.
В 5 класс выделяю учащихся, которые могут не только прочитать и пересказать, но и сделать выводы, определить причинно – следственные связи и.т.д. Далее провожу контрольно – методический срез с последующей оценкой уровня учебных возможностей учащихся. Объясняю новый материал, закрепляю его. Организую самостоятельную работу учащихся. Если у ребят, получается, стараюсь закрепить эти способности. И здесь важно развить у них мотивацию к дальнейшему усвоению знаний. Ведь если ребенок правильно мотивирован на определенную деятельность, то можно приступать к выполнению поставленных задач. Стараюсь создавать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально – физического развития одаренных детей. На каждом уроке стимулирую их творческую деятельность. Использую разные технологии в работе с одаренными детьми с учетом их возрастных особенностей.
Второй этап
Работу веду по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по географии. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы.
Одно из направлений работы – сбор материалов краеведческого, экологического, топонимического характера, выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.. Такие задания можно дать ученику для проработки домой. Каждое задание, выполненное успешно, оценивается.
Третий этап - реализация потенциальных возможностей.
С 7 класса привлекаю ребят к исследовательской работе. Большое внимание уделяю изучению родного края. Данная деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся. Позволяет расширить свои знания, дать возможность принять участие в конкурсах разного уровня.
Исследовательский подход в обучении делает учащихся активными участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Главным результатом этой творческой деятельности являются итоговые работы, представляемые на конкурсы, конференции учащихся, краеведческие проекты.
Система работы предусматривает сочетание организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с учетом характерных для одаренных детей особенностей с целью более глубокого и осмысленного усвоения географии, подготовки учеников к участию в конференциях, олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах. Своеобразной формой развития, формирования оценки творческой одарённости учащихся являются олимпиады по географии. Успешное выступление на олимпиаде требует повышения уровня интеллекта, развития устной и письменной речи, коммуникабельности, способности ориентироваться в незнакомой обстановке и быстро оценивать новую информацию, умения сконцентрироваться на выполнении поставленной задачи, готовности оперативно принимать решения в стрессовой ситуации. Все вышеперечисленные качества – ключевые условия конкурентоспособности молодого человека на рынке труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Одаренные дети"
Программа направлена на поиск, развитие и продвижение юных талантов....
ВЫСТУПЛЕНИЕ К АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети»».
В современных условиях дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе, как один из определ...
Методическая разработка «Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
В условиях дополнительного образования все дети, как с признаками одаренности, с ограниченными возможностями здоровья, так и другие, могут удовлетворять индивидуальные потребности, развивать тво...
Интеграция основного и дополнительного образования детей как педагогический механизм реализации программы «Одаренные дети».
Глобальные преобразования во всех сферах жизни общества выявили потребность в образованных,творческих,неординарно мыслящих людях.В связи с этим проблема выявления и поддержка талантливой молодежи в со...
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» по географии и биологии. на 2017-2020 г.г.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети» по географии и биологии. на 2017-2020 г.г....
Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...
Программа занятий для учащихся 5-х классов «Умники и умницы» в рамках психолого-педагогического сопровождения программы «Одаренные дети»
Программа из 10 занятий, направленных на развитвие познавательных психических процессов, мотивационной и коммуникативной сфер для учащихся 5-х классов...