Конспекты уроков 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
Разрабатывая конспект, учитель выясняет:
- нужна ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, закрепление и повторение, задание на дом;
- какова последовательность расположения этих звеньев обучения;
- сколько времени следует отвести на каждый этап работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
asteroidy.komety.meteory.meteority_5_klass.docx | 23.89 КБ |
vnutrennie_stroenie_zemli._litosfernye_plity._5_klass.docx | 25.15 КБ |
sosedi_solntsa._planety-giganty_5_klass.docx | 184.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.
Цели: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний учащихся по теме «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», развивать способности к поиску решения проблемы, самостоятельному мышлению, умению формировать определения, стимулирование интереса к поиску фактов, событий; развитие коммуникативных способностей свободного и активного включения в диалог
Задачи:
- сформировать представления о происхождении небесных тел
- раскрыть особенности строения и функционирования небесных тел
- актуализировать и развивать знания о планетах Солнечной Системы
- продолжить формирования умения сравнивать на примере сравнения различных небесных тел
Тип: урок изучения нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения.
Метапредметные:
коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел
Личностные: Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи
Оборудование: мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, учебник, дидактический раздаточный материал.
На доске основные термины и понятия: астероиды, кометы, метеоры, метеориты, ядро, хвост.
Ход урока:
- Организационный момент
- Актуализация знаний
-Новые знания нам будет очень трудно осваивать без знаний, которые вы получили на прошлом уроке.
Тестовая работа – 7 минут
Выполните тестовые задания
1) Какая из планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?
а) Меркурий б) Венера в) Юпитер г) Марс
2) Какое тело Солнечной системы называют планетой- карликом?
а) Меркурий б) Марс в) Луну г) Плутон
3) Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры:
а) Нептун б) Уран в) Сатурн г) Юпитер
4) Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами:
а) Юпитер б) Сатурн в)Уран г)Нептун
5) В каком варианте указана верная последовательность расположения планет по направлению от Солнца:
а) Меркурий, Марс, Венера, Земля
б) Венера, Меркурий, Земля, Марс
в) Меркурий , Венера, Земля, Марс
г) Земля, Венера, Марс, Меркурий
6) Из планет земной группы спутники имеют:
а) Земля и Марс б) Меркурий и Земля в) Земля и Венера г) только Земля
7) Из планет земной группы практически нет атмосферы:
а) у Меркурия б) у Венеры в) у Марса г) у всех, кроме Земли
8) Самая большая из планет земной группы:
а) Меркурий б) Венера в) Земля г) Марс
3. Самоопределение темы и цели урока
-Мы продолжим сегодня работу по изучению Солнечной системы. А начать наш урок я хочу с воспоминаний очевидца одного необычного явления.
Утром 30.06.1908 г жители области Подкаменная Тунгуска около получаса наблюдали ярко светящийся объект формы трубы, падающий сверху. По словам очевидцев, свет был так силён, что невозможно было смотреть невооружённым глазом. В 7.17. по местному времени прогремел оглушительный взрыв. Звук взрыва был слышен в радиусе 800 км. Поезда транссибирской магистрали остановились. Появились тёмные облака. В тайге начался тёмный, жирный дождь. Взрыв был настолько сильным, что сейсмические лаборатории по всему миру зарегистрировали сильные землетрясения-, при том, что чувствительность старой техники нельзя сравнить с сегодняшним оборудованием.
Беседа
О каком небесном теле говорится в рассказе?
Какие еще небесные тела, кроме планет, вы знаете в Солнечной системе?
-Что нужно изучить на уроке?
- Какие цели мы поставим?
Обсуждение ответов учеников.
Что мы изучили в теме Солнечная система. Что осталось не изученным? Какая тема у нас будет на уроке?
-Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо знать малые небесные тела?
-Может это вам как-то пригодиться в жизни?
Долгое время метеориты были единственными образцами внеземного вещества. Исследуя их, учёные узнают, из чего образовались крупные тела Солнечной системы, в т.ч. и наша планета Земля
4.Изучение нового материала
Джузеппе Пиацци (1746—1826) — итальянский астроном.
Первооткрыватель астероида Цереры.
В его честь назван астероид Пиацция, а также кратер на Луне.
Составил два звёздных каталога. Первое издание содержало координаты 6748 звёзд, второе — 7646 звёзд.
Первооткрыватель астероида Цереры. 1 января 1801 открыл новое светило, орбита которого, впервые вычисленная Гауссом, оказалась расположенной между орбитами Марса и Юпитера. Пиацци назвал новую планету Церерой в честь богини плодородия и земледелия — покровительницы Сицилии
- Астероиды — небольшие небесные тела, размером от нескольких метров до тысячи километров (астероид — «звездоподобный»). Траектории их движения весьма разнообразны. Первоначально ученые считали, что большинство астероидов находятся между орбитами Марса и Юпитера, который влияет на форму их траектории. В дальнейшем был открыт еще один астероидный пояс — пояс Койпера, находящийся между орбитами Нептуна и Плутона.
- существует ли опасность астероидов?
Опасность астероидов.
Ученые считают, что если Земля столкнется с астероидом, диаметр которого превышает 3 километра, то это может привести к исчезновению цивилизации. Если произойдет столкновение с телом, размер которого от 50 метров до 3 километров, то будет нанесен существенный урон жизни, экономике, а так же это приведет к большому числу человеческих жертв.
Но, несмотря на то, что огромную опасность представляют большие тела, их засечь намного легче. На сегодняшний день наиболее опасен Апофис, его диаметр около 300 метров. Если с ним столкнется Земля, то может быть уничтожен целый большой город. В целом, при столкновении с ним человечество не погибнет.
- О каком небесном теле идёт речь?
На ночном небе, среди привычных фигур созвездий вдруг появляется яркая новая звезда, окруженная туманной оболочкой и украшенная длинным серебристым хвостом. От ночи к ночи она медленно движется, меняет свой внешний вид. Просияв несколько недель или дней, слабеет и пропадает среди звезд или исчезает в лучах Солнца. Это конечно не звезда, а яркая … комета. Люди замечали их с незапамятных времен - летописи, исторические хроники, устные сказания донесли до нас сведения об их появлении на небе в самых разных сторонах света. Яркие кометы - это редкое событие - они появляются три-четыре раза в столетие.
Эти небесные тела получили свое название от греческого слова «кометес», что означает «волосатая». Издавна кометы пугали людей. Их считали предвестниками различных бед, таких как эпидемии, голод, войны. Сейчас мы знаем, что кометы – это часть Солнечной системы.
– Какие ещё малые небесные тела существуют? Что вы знаете о кометах?
- Метеориты- осколки малых планет, астероидов..Астероидов иного, они сталкиваются, дробятся, изменяют орбиты друг друга, так что некоторые осколки при своём движении иногда пересекают орбиту Земли эти осколки и дают метеориты.
Падение метеоритов на Землю сопровождаются световыми, звуковыми и механическими явлениями. По небу проносится яркий огненный шар, называемый болидом, сопровождаемый хвостом и разлетающимися искрами. По пути движения болида на небе остаётся след в виде дымной полосы.
К настоящему времени на Земле обнаружено всего около 200 метеоритных кратеров. Многие ученые склонны причислять некоторые гигантские кольцевые структуры к метеоритным кратерам. Возможно, именно метеориты породили такие заливы, как Гудзонов (диаметр 400 км) или Святого Лаврентия (290 км), Ишимскую кольцевую структуру (700 км) и Прибалхашско-Илийскую впадину (700 км).
Утром 30.06.1908 г жители области Подкаменная Тунгуска около получаса наблюдали ярко светящийся объект формы трубы, падающий сверху. По словам очевидцев, свет был так силён, что невозможно было смотреть невооружённым глазом. В 7.17. по местному времени прогремел оглушительный взрыв. Звук взрыва был слышен в радиусе 800 км. Поезда транссибирской магистрали остановились.
Появились тёмные облака. В тайге начался тёмный, жирный дождь. Взрыв был настолько сильным, что сейсмические лаборатории по всему миру зарегистрировали сильные землетрясения-, при том, что чувствительность старой техники нельзя сравнить с сегодняшним оборудованием.
Мутации деревьев и животных в зоне взрыва, зелёные гранулы диоксида кремния, заболевания животных, чёрное облако и последующий чёрный дождь – всё напоминает о атомном взрыве с огромной силой.
Среди падений преобладают каменные метеориты. Значит, таких кусков больше летает в воздухе. Среди находок преобладают железные метеориты: они прочнее, лучше сохраняются в земных условиях, резче выделяются на фоне земных горных пород.
Железные состоят в основном из никелистого железа, каменные- из силикатов.
4. Метеоры просмотр видео
- Что же такое метеоры?
Это световые вспышки, происходящие из-за трения космического вещества в атмосфере.
В ясную тёмную ночь невооружённым глазом можно заметить в среднем 10 метеоров в час.
Небесные тела
Название | Что из себя представляют | Особенности |
1.астероиды –«звездоподобные» ( от греч.«астер» - звезда и «оидос» - вид») | Небольшие, неправильной формы тела, диаметром от одного до нескольких десятков км | Большинство из них движется между орбитами Марса и Юпитера |
2.кометы (от греч. «кометес» - «волосатая» | Главная часть кометы – твёрдое ядро. Его диаметр – от1 до 10 км. Состоит из льда, замёрзших газов и твёрдых частичек некоторых др. веществ. | У кометы есть хвост, состоящий из газов и мелкой пыли длиной до миллионов км. |
3.метеоры (от греч. «метеорос» - парящий в воздухе) | Остатки разрушившихся комет и космическая пыль | На высоте 80-100 км над Землёй сгорают в результате трения об атмосферу. |
4. метеориты | Обломки астероидов: каменные, железные, железокаменные. | Не успевают сгореть в атмосфере и падают на Землю. Самый большой – 60 т. |
5.Первичное закрепление и осмысление
Используя текст учебника, стр. 61-62. Напишите, чем отличаются астероиды и кометы. Ответы запишите в таблицу.
Вопросы:
-Какую задачу мы ставили на уроке?
-Удалось решить нам поставленную задачу?
-Что еще нужно сделать?
-Где можно применить новое знание?
6. Рефлексия
-Что на уроке у вас хорошо получалось?
-Над чем еще нужно поработать?
7. Итог урока. Выставление отметок.
8. Дом задание.
Тестовая работа по теме «Соседи Солнца. Планеты-Гиганты»
1) Какая из планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?
а) Меркурий б) Венера в) Юпитер г) Марс
2) Какое тело Солнечной системы называют планетой- карликом?
а) Меркурий б) Марс в) Луну г) Плутон
3) Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры:
а) Нептун б) Уран в) Сатурн г) Юпитер
4) Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами:
а) Юпитер б) Сатурн в)Уран г)Нептун
5) В каком варианте указана верная последовательность расположения планет по направлению от Солнца:
а) Меркурий, Марс, Венера, Земля
б) Венера, Меркурий, Земля, Марс
в) Меркурий , Венера, Земля, Марс
г) Земля, Венера, Марс, Меркурий
6) Из планет земной группы спутники имеют:
а) Земля и Марс б) Меркурий и Земля в) Земля и Венера г) только Земля
7) Из планет земной группы практически нет атмосферы:
а) у Меркурия б) у Венеры в) у Марса г) у всех, кроме Земли
8) Самая большая из планет земной группы:
а) Меркурий б) Венера в) Земля г) Марс
Тестовая работа по теме «Соседи Солнца. Планеты-Гиганты»
1) Какая из планет земной группы имеет плотную облачную атмосферу?
а) Меркурий б) Венера в) Юпитер г) Марс
2) Какое тело Солнечной системы называют планетой- карликом?
а) Меркурий б) Марс в) Луну г) Плутон
3) Какая из планет Солнечной системы имеет самые большие размеры:
а) Нептун б) Уран в) Сатурн г) Юпитер
4) Какая из планет Солнечной системы известна своими яркими кольцами:
а) Юпитер б) Сатурн в)Уран г)Нептун
5) В каком варианте указана верная последовательность расположения планет по направлению от Солнца:
а) Меркурий, Марс, Венера, Земля
б) Венера, Меркурий, Земля, Марс
в) Меркурий , Венера, Земля, Марс
г) Земля, Венера, Марс, Меркурий
6) Из планет земной группы спутники имеют:
а) Земля и Марс б) Меркурий и Земля в) Земля и Венера г) только Земля
7) Из планет земной группы практически нет атмосферы:
а) у Меркурия б) у Венеры в) у Марса г) у всех, кроме Земли
8) Самая большая из планет земной группы:
а) Меркурий б) Венера в) Земля г) Марс
Предварительный просмотр:
Тема: Внутреннее строение Земли. Литосферные плиты.
Цели:
Образовательные: способствовать формированию знаний о строении Земли, углубить и расширить знания обучающихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразных свойствах, практическом применении.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, картами, учебником, с материалами мультимедийной презентации, развивать внимание, память, логическое мышление;
Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, формировать экологическое сознание школьников на примере рационального использования полезных ископаемых; воспитывать чувство гордости за страну и свою область, столь богатые полезными ископаемыми; эстетическое на примере красоты минерального мира.
культуры учебного труда, воспитывать самостоятельность, коллективизм, умение работать с партнером, в группе.
Планируемые результаты:
предметные:
– должны знать внутреннее строение Земли, методы его изучения;
– различия материковой и океанической земной коры;
– теорию литосферных плит.
метапредметные:
– должны уметь объяснять, что происходит в толщах Земли;
– показывать на карте границы литосферных плит Земли;
– развивать умение обучающихся работать со схемами и картами атласа и учебника.
личностные:
– ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважение и принятия;
– осознание географического знания как компонента научной картины мира.
УУД:
Личностные: осознавать необходимость изучения темы.
Регулятивные:
Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:
Извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные:
Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся- индивидуальная.
Образовательные ресурсы: таблица атласа «Внутреннее строение Земли»; физическая карта полушарий, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Целеполагания.
- Предлагаю совершить необыкновенное путешествие. Совсем не в соседний населенный пункт, даже не в Космос. Нет. Строение нашей планеты – вот то, что больше всего волнует нас сегодня на уроке. А, казалось бы, что может быть трудного в изучении Земли, на которой мы живем, по которой ходим?
Методы изучения внутреннего строения Земли.
Вы часто в детстве разбирали игрушки, чтобы посмотреть как они внутри устроены? (Иногда разбирали полностью!)
К счастью, мы не можем просто распилить Землю пополам и посмотреть, что внутри. Существует немало способов изучения планеты без подобных радикальных мер. Тут и математическое моделирование условий, которые предположительно существуют в недрах нашей Земли, и бурение многокилометровых скважин для получения материалов. Однако основным методом на сегодня является изучение сейсмических волн. Как в медицине рентгеновские лучи позволяют увидеть внутренние органы человека, так и при исследовании недр планеты на помощь приходят сейсмические волны. Скорость сейсмических волн зависит от плотности и упругих свойств горных пород, через которые они проходят. Более того, они отражаются от границ между пластами пород разного типа и преломляются на этих границах. Благодаря этому методу ученые смогли определить границы между слоями Земли и составить представление о свойствах каждого слоя.
Изучение происходит при помощи сейсмографов.
(Демонстрация сейсмографов и краткий принцип работы.)
3. Изучение нового материала.
Внутреннее строение Земли.
По записям колебаний земной поверхности при землетрясениях (сейсмограммам) было установлено, что недра Земли состоят из трёх основных частей: земной коры, мантии, ядра. Человек живет на поверхности Земли. Это лишь часть самой верхней оболочки – земной коры.
(На доске в верхней части справа или слева пишем в течение урока словарь новых терминов и понятий.)
2.Работа с учебником ( ):
- Рассмотрите рисунок 42 на стр. 68. Вы наблюдаете различную мощность слоёв Земли.
- Какой слой самый мощный?
- А какой самый тонкий?
3.Рассказ учителя (рассматриваем табл. «Строение земной коры»):
Часто внутреннее строение Земли сравнивают с яблоком. Кожура – это земная кора, плоть яблока – мантия, а сердцевина с косточками – ядро Земли.
А иногда внутреннее строение Земли сравнивают с куриным яйцом. Скорлупа – это земная кора, белок – мантия, желток – ядро Земли.
Земная кора в масштабах всей Земли представляет тончайшую плёнку. Её называют литосферой.
Литосферой называют земную кору и верхнюю твёрдую часть мантии.
Толщина (мощность) земной коры под океанами и материками неодинакова.
Составление схемы за учителем:
Земная кора
Материковая Океаническая
-осадочный слой; -осадочный слой;
-гранитный; -базальтовый.
-базальтовый. (мощность =5-10 км)
(средняя мощность =35 км)
4.Физкультминутка
Продолжение рассказа учителя:
Поверхностный слой земной коры нагревается солнечными лучами. Температура его в течение суток меняется. Но уже на глубине 20-30 км, независимо от времени года, температура круглый год одинаковая. Глубже температура начинает повышаться. Установлено, что на каждые 100 м глубины она увеличивается на 3°С.
Ядро.
Ядро Земли состоит из двух частей. Внутреннее ядро твердое, по радиусу оно не превышает 1225 км. Это самая плотная часть Земли, она состоит из металлов, преимущественно железа и никеля. Температура ядра составляет, как считают ученые, 5000 – 6 000°С. Внешняя часть ядра жидкая.
Мантия.
За ядром следует мантия, составляющая 67% массы Земли и 83% ее объема. Мантия – толща частично расплавленного вязкого вещества, гораздо более плотного, чем внешняя часть ядра планеты, но все еще не твердого. Она состоит из пород, содержащих магний и железо, температура составляет +2000°С. Так как мантия – самый широкий из слоев Земли, то физические условия во всей ее толще неодинаковы. Чем глубже к ядру планеты, тем выше давление, и вещества мантии претерпевают значительные изменения. На глубине примерно 660 км эти изменения становятся необратимыми, и там образуется граница, через которую мантийное вещество уже не может проникать.
Таким образом, мантия разделяется на два слоя – верхний и нижний. Нижний слой простирается до земного ядра, и за всё время жизни нашей планеты он претерпел малозначительные изменение. Верхний слой непосредственно под земной корой и образует ее. Между мантией и корой проходит четкая граница, определяемая исследованием движения сейсмических волн – граница Мохоровича, названная так по фамилии хорватского геофизика, обнаружившего ее еще в 1909г.
Движение литосферных плит.
Согласно новейшим представлениям земная кора не является монолитным панцирем. Она разбита сложной сетью глубоких трещин, которые уходят на большую глубину, достигая мантии. Эти трещины делят литосферу на гигантские блоки – литосферные плиты. Выделяют 8 гигантских плит и десятки плит поменьше. Плиты могут состоять только из материковой или только из океанической земной коры, но в настоящее время преобладают плиты и с материнской, и с океанической земной корой.
Плиты лежат на пластичном, мягком слое мантии, по которому происходит их скольжение. Силы, вызывающие движение плит, возникают при перемещении вещества верхней мантии. Мощные восходящие потоки разрывают земную кору, образуя в ней глубинные разломы в океане и на суше. Края разломов раздвигаются и расталкивают плиты. Это происходит очень медленно, на 1 – 10 см в год. Впервые предположения о движении литосферных плит высказал немецкий ученый А.Вегенер.
5. Закрепление изученного материала
Проверьте правильность следующих утверждений, напишите «да» или «нет».
1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)
2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)
3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)
4. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)
5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)
Самопроверка.
7-8 баллов-«5»
5-6 баллов-«4»
3-4 балла-»3»
6. Рефлексия.
- Что нового на уроке вы узнали?
- Какой этап урока вызвал у вас затруднения?
-Что вызвало у вас наибольший интерес?
7. Итог урока.
Домашнее задание: прочитать § . Ответить на вопросы после параграфа.
Предварительный просмотр:
Тема: Соседи Солнца. Планеты - гиганты
Цель урока: обобщить основы представлений о происхождении Солнечной системы.
Задачи:
обучающие: углубить знания о Вселенной и её планетах;
развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,
воспитательные: формирование культуры общения при работе в группе.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.
Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы; называть планеты земной группы и планеты-гиганты;
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок исследования
Форма работы учащихся: коллективная, работа в группах.
Оборудование: модель «Соседи Солнца», раздаточный информационный материал, учебник, презентация, атлас
Практическая работа: «Освоение метода моделирования»
Ход урока
- Погружение в тему урока
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна.
«Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму».
А.Эйнштейн
- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
- А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы.
(Да)
- Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Как будет называться наша тема урока? («Соседи Солнца»)
- Работа в группах
Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет)
Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем)
- Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к проектной работе.
- Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас.
Итак, в путь! Для начала посмотрите видеоролик «Планеты Солнечной системы».
- Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать,где сидит фазан.) Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок ВетчинуЗакусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они соседи Солнца, а это тема нашего урока.
3. Проектная работа
- Отдохнули? Теперь нам предстоит работа. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься? Напоминаю, что мы говорим о характеристики планет, и о возможности жизни на них.
- Приступаем к проектной части урока. Для того, чтобы вам легче было справиться с работой, предлагаю ознакомиться с алгоритмом.
- Ученики используют текст учебника стр. 52-56, рассматривают рис. 58-62 и шаблон заполнения таблицы по планете гиганту Юпитер.
Ученики выполняют практикум, демонстрируя знания. Обмениваются полученной информацией.
Характеристика планет Солнечной ситемы
Название планеты | Диаметр | Температура | Состав поверхности | Состав атмосферы | Спутники | Продолжи- тельность года | Продолжи- тельность жизни людей |
Юпитер | 140 тыс.км | -130 | Газовая (Водород) | Водород | 28 (Ганимед) | 12 лет | 5-6 класс |
Сатурн | 120 тыс.км | -170 | Газовая (Водород) | Водород | 33 ( Титан) | 30 лет | Есенин С. (30), Лермонтов М.Ю.(27) |
Уран | 51 тыс.км | -224 | Газовая (Водород) | Водород | 20 | 84 года | Ж.Верн(83), И.Ньютон (84) |
Нептун | 49,5 тыс.км | -220 | Газовая (Водород) | Водород | 8 | 165 лет | Долгожители (133 француженка) |
Плутон | 2390 км | -230 | Газовая( метан) | Азот,метан | 5 | 250 лет | - |
Планеты
Удаленность от Солнца
Диаметр и масса
Особенности поверхности и температура планет
Атмосфера
Спутники
Мир живой и неживой природы
4. Защита проектов.
Информаторы каждой группы представляют свою работу.
5. Оценивание работы внутри группы по алгоритму.
6. Домашнее задание
§10, проверьте знания, подумайте, сделайте вывод, напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала.
План к сочинению: 1) Вступление. Моя планета.
2) Основная часть. Особенности планеты 3) Заключение. Почему эта планета меня заинтересовала?
7.Общий вывод по уроку:
Вернемся к нашей проблеме. Скажите, на какой планете из соседей Солнца может существовать жизнь (кроме планеты Земля)? (На Марсе)
- Почему? ( На Марсе есть, смесь воды и углекислого газа, смена времен года, на поверхности Марса есть пустыни, кратеры, горы; есть Северный и Южный полюс). - Наше путешествие подходит к концу!
Прошу посмотреть на слайд и сделать вывод: почему планеты расположены так? Что хотел сказать вам автор этого коллажа? (Показан размер планет, автор хотел показать, насколько наша планета маленькая) Правильно, ребята. Наша планета маленькая и беззащитная, и надо ее беречь. Именно от нас зависит жизнь нашей планеты. На этом наше путешествие по планетам – соседям Солнца завершено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"
Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...
Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"
В конспекте дается представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство с представителями этого класса; распознавание их и отличие...
Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."
Тема: "Общая характеристика и особенности строения класса птиц" является актуальной для формирования восприятия материалистического мировоззрения , помогает сформировать ...
Конспект урока "Классы органических веществ"
Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....
Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»
Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...