Урок по географии «Наша Планета на плане и карте», 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)
Обобщить знания, умения, навыки по разделу "Земля на плане и карте", проверка умения учащихся работать с картами атласа, расширить кругозор учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение знаний Земля на плане и карте | 301.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по географии «Наша Планета на плане и карте», 6 класс
Цели: обобщить знания, умения и навыки по разделу « Земля на плане и карте», проверить умение учащихся работать с картами атласа, расширить кругозор учащихся, воспитывать чувство коллективизма, уверенности в своих знаниях, значимости в коллективе; формировать интерес к предмету.
Оборудование: физическая карта полушарий, географические атласы, карты-задания, мультимедийное оборудование (слайды Чудеса света).
Тип урока : обобщение знаний, умений, навыков.
Говорят, что есть люди,
равнодушные к картам,
но мне трудно в это поверить.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Перед уроком учащиеся объединяются в две команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетоны. Команда, которая наберет больше жетонов, и будет победителем. Учитель напоминает ученикам правила работы в группах.
Правила работы в группах
1. Работаем вместе, чтобы достичь общей цели.
2. Успех одного принесет пользу другим членам группы.
3. Мы здесь для того, чтобы взаимно помогать друг другу.
4 . Чтобы чему-то научиться, мы должны сотрудничать.
5. Если возникает какой-то вопрос – разберемся в нем.
6. Мы готовы поделиться полученными знаниями с другими.
1. «Движение по азимуту»
Учитель. Это задание поможет определить порядок выступления команд в следующих конкурсах. Чья команда выполнит задание первой, та и будет первой отвечать в следующем конкурсе.
Вам необходимо отгадать слово, используя соответствующий азимут.
1. 315°
2. 180°
3. 45°
4. 270°
5. 90°
6 . 0°
7. 225°
8. 135°
9. 345°
Рис. 1
Ответ: бергштрих.
2. Блиц - турнир «Тренажер разума»
Учитель задает ряд вопросов, но времени на раздумья у учеников нет, ответ должен быть сформулирован в виде одного или нескольких слов. За правильный ответ - 1 балл или жетон.
Вопросы первой команде
1. Уменьшенная модель Земли . (Глобус)
2. Средства изображения объектов на плане . (Условные знаки)
3. Какое направление имеют параллели? (Запад - Восток)
4. Условные линии на плане , соединяющие точки с одинаковой высотой. (Горизонтали)
5 . Сколько географических полюсов имеет Земля ? (Два)
6. Изображение Земли на плоскости. (Карта)
7. Географический адрес точки. (Координаты)
Вопросы второй команде
1. Условные линии, соединяющие полюса. (Меридианы)
2. Сколько экваторов можно провести на глобусе. (Один)
3. Прибор для определения относительной высоты. (Нивелир)
4. Условные точки, через которые проходит земная ось. (Полюса)
5. Степень уменьшения изображения по сравнению с величиной объекта. (Масштаб)
6. Длина экватора в километрах. (Около 40 000)
7. Основные стороны горизонта (Север, юг, запад, восток)
3. Топографическая зарядка
Каждая команда получает задание на карточках, время работы - 3 мин. Отвечает один ученик у доски. За правильный ответ - 3 балла или жетона (см. приложения к уроку ).
4. Умелые картографы
Учитель. На земном шаре есть много удивительных и интересных мест. Есть места-загадки, места-сказки, места-музеи, места-руины, и у каждого из них своя история, своя тайна. Сегодня мы попробуем открыть тайну семи чудес света.
Сейчас мы отправимся в путешествие во времени и пространстве. Во время путешествия мы закрепим умения находить эти места, определив их координаты, найдем в атласе на физической карте полушарий.
Внимание! Виртуально обувайте сапоги-скороходы - и айда в далекие края за семью горами и за семью морями. Перед вами предстанут самые известные произведения искусства, которые наши предки называли чудесами света.
Каждая команда получает задание на карточках, время работы - 5 мин. Отвечает один ученик у доски. За правильный ответ - 1 балл или жетон.
1. Первое чудо имеет координаты: 30° с. ш., 33° в. д. (Египетские пирамиды)
2. Чудо находится в государстве, название которого происходит от арабского низина или
побережья, и имеет следующие координаты: 33° с. ш., 45° в. д.
(Висячие сады Семирамиды)
3.В этой стране зародилась замечательная и интересная наука - география: 37° с. ш., 23° в. д.
(Статуя Зевса в Олимпии, Греция)
4. Чудо находится на полуострове Малая Азия: 38° с. ш., 37° в. д.
(Храм Артемиды Эфесской)
5. Чудо на острове в Средиземном море: 36° с. ш.,28° в. д. (Колосс Родосский)
6 . Город с координатами 37° с. ш., 27° в. д., в котором располагалось чудо.
(Мавзолей в Галикарнасе)
7. Александр Македонский основал этот город с координатами 31° с. ш., 30° в. д. в 332 году
до н. э. (Александрия, Фаросский маяк)
Ученики определяют чудеса света на карте, висящей на стене, обозначают их местонахождение флажками.
После выполнения задания - показ на мультимедийной установке семи чудес света, рассказ о них.
Вопросы к ученикам
Итак, в каком полушарии расположены все чудеса света?
На каком материке находится наибольшее количество чудес?
Какие чудеса сохранились доныне?
Учитель. Вот и кончилось наше виртуальное путешествие. С помощью географических координат мы с вами побывали около удивительных объектов, подробнее ознакомились с древними памятниками - творениями гениальных мастеров.
5. «Пойми меня»
Необходимо без слов показать понятия. Оригинальность показа - 2 жетона. За правильный ответ - 1 жетон.
1. Глобус, широта.
2. Горизонт, полюс.
6 . Путешествия по картам
Учитель задает ряд вопросов ученикам. За правильный ответ - 1 жетон.
1) В приключенческой повести Марка Твена Том Сойер за границей описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на воздушном шаре. Друзья пролетали над Африкой, и Том
увидел на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не смог разобрать, что это такое.
-- Ну вот, -- заявляет знаток карты Гек Финн, -- теперь ты, может, и узнаешь, где находится наш воздушный шар. Ведь это наверняка одна из тех линий, которые нарисованы на карте.
Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и...
-- Ох, и болван же ты, Гек Финн! Ты что же думаешь, меридианы протянуты по земле?
-- Том Сойер, они нарисованы на карте – ты это отлично знаешь; вот они -- возьми сам и по-
смотри.
-- Разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит -- на земле их нет.
-- Стало быть, эта карта опять соврала. В жизни не видел такого вруна, как эта карта.
Как видите, Гек Финн плохо разбирается в карте. Помогите ему.
Объясните, почему параллели и меридианы не видно на поверхности Земли?
Сколько же таких линий на земном шаре?
2) Уже прошло несколько часов с тех пор, как ученики отправились в поход. Нужно делать остановку. Но где? Юра остановился, достал из книжечки какую-то бумажку и начал пристально её разглядывать:
-- Да, - протянул он, -- за этим холмом течет река. Если пойдем прямо, то выйдем на заболоченный берег, а если возьмем немного левее, то попадем на луг. Там к реке спускается дубовый лес, да еще и источник бьет неподалеку. Пойдем. Через полчаса сделаем привал.
а) Чем пользовался Юра, определяя направление движения?
б) Как мальчик определил, что до места привала еще полчаса ходу?
Отдохнув, дети отправились к железнодорожной станции, которая находилась в 8 километрах от места привала.
в) Как дети определили направление на железнодорожную станцию и расстояние до нее, если из того места, где они делали привал, станцию не видно?
3) Можно ли вернуться во вчерашний день?
- Вот так вопрос! - скажете вы. Это уже не география, а фантастика. Только у Герберта Уэллса в его Машине времени герой путешествовал в прошлое и будущее, а в действительности это невозможно. Однако этот вопрос касается географии. А действительно, разве так уж невозможно вернуться во вчерашний день? Что вы скажете на это?
III. ИТОГ УРОКА
Капитаны команд подсчитывают количество жетонов. В зависимости от участия члена
команды оценивают каждого ученика, затем зачитывают оценки.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Египетские пирамиды
Сейчас сохранилось лишь древнейшее из семи чудес света -- египетские пирамиды. Это были
гробницы фараонов - правителей Древнего Египта. Они стоят на берегах р. Нил. Самая большая пирамида - пирамида Хеопса. Ей уже почти 5000 лет. Высота - 147 м. Древние египтяне верили в загробную жизнь. Мумифицированные тела фараонов помещали в погребальную камеру в самой глубине пирамиды.
Висячие сады Семирамиды
«Висячие сады» были одним из самых известных чудес Древнего Вавилона. Сады входили
в комплекс царского дворца и располагались на террасах. Издалека казалось, что эти сады висят в воздухе, в действительности все сооружение поддерживали крепкие колонны. К сожалению, это чудо просуществовало недолго -- около двух веков.
Статуя Зевса Олимпийского
Статуя Зевса Олимпийского – единственное чудо света, которое было в Европе. Статуя высотой около 17 м головой почти касаясь потолка храма. Скульптор сделал одежду Зевса из золота, туловище и голову -- из слоновой кости, глаза -- из драгоценных камней. Статуя просуществовала 800 лет и была уничтожена во время пожара.
Храм Артемиды
Строительство храма Артемиды в г. Эфесе продолжалось 120 лет. Это был один из крупнейших храмов, в центре которого стояла статуя богини Артемиды. Платформа, на которой возвышался храм, достигала 131 м в длину и 79 м в ширину. Судьба храма Артемиды оказалась печальной. Он был уничтожен огнём в 356 г. до н. э.
Колосс Родосский
Колосом называли гигантскую бронзовую статую бога Солнца, которая стояла в портовом городе на острове Родос в Эгейском море. Сейчас это территория современной Турции. Статуя была почти 36 м высотой (что приблизительно соответствует высоте дома в 12 этажей). Ее строительство длилось 12 лет. Примерно через 50 лет после завершения строительства Колосс был разрушен сильным землетрясением.
Мавзолей в Галикарнасе
Зодчие задумали гробницу царя Мавсола как прямоугольное здание высотой 46 м. На верхушке здания стояла колесница, в которую были запряжены лошади. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы. Через 18 веков землетрясение полностью разрушило Мавзолей.
Александрийский маяк
Первый в мире маяк был построен на о. Фарос в Средиземном море. На третьем этаже в круглой башне постоянно горел костер, который отражался в сложной системе зеркал. Маяк можно было видеть на расстоянии до 50 км. Он простоял полтора века.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАДАНИЯ К КОНКУРСУ
«ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА»
Задача первой команде
Перед вами рис. 3 с изображением профилей различных холмов. В нижней части с помощью горизонталей показано их изображение на плоскости. Попробуйте найти соответствующие рисунки.
Задача второй команде
Расшифруйте фамилию выдающегося географа - морехода, состоящую из первых букв названий топографических условных знаков (рис. 2).
Задание второй команде
Расшифруйте фамилию выдающегося географа - морехода, состоящую из первых букв названий топографических условных знаков.
Ответ:____________________
Рис. 2
________________________________________________-
Задание второй команде
Расшифруйте фамилию выдающегося географа - морехода, состоящую из первых букв названий топографических условных знаков.
Ответ:____________________
Рис. 2
Задание второй команде
Расшифруйте фамилию выдающегося географа - морехода, состоящую из первых букв названий топографических условных знаков.
Ответ:____________________
Рис. 2
Задание первой команде
Перед вами Рис.3 с изображением профилей различных холмов. В нижней части с помощью горизонталей показано их изображение на плоскости. Попробуйте найти соответствующие рисунки.
Рис.3 Ответ: А_______________ Б_________________ В____________________
Г_______________ Д___________________
Задание первой команде
Перед вами Рис.3 с изображением профилей различных холмов. В нижней части с помощью горизонталей показано их изображение на плоскости. Попробуйте найти соответствующие рисунки.
Рис.3 Ответ: А_______________ Б_________________ В____________________
Г_______________ Д___________________
Задание первой команде
Перед вами Рис.3 с изображением профилей различных холмов. В нижней части с помощью горизонталей показано их изображение на плоскости. Попробуйте найти соответствующие рисунки.
Рис.3 Ответ: А_______________ Б_________________ В____________________
Г_______________ Д___________________
Глобус, широта
| Горизонт, полюс
|
Меридиан, азимут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.
Цели урока: введение новой страноведческой информации...
Урок по географии "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс
Урок – путешествие. Эффективной формой уроков-обобщений и систематизации знаний являются уроки-путешествия, которые проводятся в конце изучения тем, разделов....
технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)
Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....
Конспект к уроку Экологические проблемы нашей Планеты
открытый урок...
план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс
Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...
план-конспект урока по географии на тему: Особенности природы Африки 7 класс
Цели: изучить особенности АфрикиОборудование: карты атласа, презентация Особенности природыХод урока 1. Изучение нового материала по плану приложений учебника на с. 313 на каждый пункт плана, исп...
Технологическая карта урока урока по географии по теме "Географические координаты" в 5 классе
Технологическая карта урока по гаографии в 5 классе. Урок изучения нового материала....