Конспект к уроку Экологические проблемы нашей Планеты
методическая разработка по географии (6 класс)
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ
Продолжительность: 1 урок, 45 мин.
Технологии: исследовательские, проектные технологии, мультимедийная презентация
Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции по формированию ценностного отношения к своей малой и большой Родине, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм, принятых в нашем обществе, формированию экологического мышления, пониманию неразрывности связей человека с природой, привлечению к практической экологической деятельности.
Задачи:
закрепление в процессе учебной деятельности теоретических знаний, полученных на уроках географии и биологии.
· освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
· развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
· развитие коммуникативных навыков;
- обогащение знаниями и опытом общения с природой;
· приобретение навыков групповой работы;
воспитательные:
· привлечение внимания учащихся к актуальным проблемам местного сообщества; воспитание чувства ответственности понимание живой природы.
· формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку в своей местности;
· формирование у учащихся навыков гражданского участия в решении актуальных экологических проблем.
Ход урока:
Введение
Начать наш урок я бы хотела со слов замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина и охранять природу – значит охранять Родину!»
Беседа
Чем же именно нам дорога природа? Источником чего она является? Продолжите фразы:
1. природа - источник красоты.
Учащиеся: Мы радуемся цветам, любуемся звездным небом, падающем дождем, ласковым морем.
2.природа – источник доброты.
Учащиеся: Любовь к природе, забота о ней, делает человека добрее.
3. природа – источник здоровья.
Учащиеся: Солнце и воздух, укрепляет наш организм.
В природе много природных лекарств
Заниматься спортом и закалять свой организм полезно на свежем воздухе.
Продолжительность жизни и его трудоспособность зависит от того, в какой среде он живет.
4 природа – источник познания
Учащиеся: Чем больше мы будем знать о законах природы, о ее процессах и явлениях, о последствиях человеческой деятельности в природе, тем лучше мы будем ее понимать.
Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что её надо охранять.
А что такое экология? Это наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с окружающей средой
А что такое экологическая проблема? Это изменение природной среды в результате деятельности человека.
Давайте рассмотрим, как менялись экологические проблемы на протяжении истории развития человечества.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Природа Земли обеспечивает людей всем необходимым для жизни и развития. И вот в последние десятилетия в этой системе стали происходить изменения, представляющие опасность и для планеты, и для её населения. Экологические беды не знают границ.
Сейчас ребята нам расскажут о своих исследованиях экологических проблем
Продолжение:
Осколки стекла, банки, бутылки остаются в земле на века, они не разлагаются и не исчезают. Пластмассы сохраняются сотни лет. Пластиковые пакеты наносят большой вред живой природе
В Египетских пирамидах были найдены хорошо сохранившиеся куски кожи, керамики. Всё это пролежало тысячи лет, но тысячи лет назад очень мало производилось того и другого. Теперь представьте, во что превратится Земля с сегодняшними темпами развития? Страшно представить, как будут выглядеть наши леса, озёра, парки.
Увидев нашу планету из космоса, люди поняли, как мала Земля и как она нуждается в защите. От кого защищать её? От своего неразумного к ней отношения, т.к. выяснилось, что на Земле нет более сильного и беспощадного разрушителя, чем человек.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА
«Экологический Суд над Человеком».
Действующие лица: Судья, Адвокат, Прокурор, Секретарь, Вода, Земля, Воздух, Человек; зрители – дети.
Ход заседания.
В зале заседания находятся Прокурор, Адвокат, Человек на скамье, зрители.
Входит Секретарь, занимает место за столиком.
Секретарь:
-Встать! Суд идёт!
В зал заходит Судья в парике, очках, держа под мышкой папку.
Судья:
-Сегодня суду предстоит рассудить Природу и Человека. Представители Природы (Свидетели): Вода, Земля и Воздух.
Человек обвиняется в алчном, бездушном и потребительском отношении к Природе и её богатствам. Обвиняемому будет предоставлена защита Адвоката.
Судья:
-Человек, Вам понятно, в чём Вы обвиняетесь?
Человек:
-Ваша честь! Я не понимаю, в чём меня обвиняют!
Судья:
-Поясняю. Вы обвиняетесь в недобросовестном, равнодушном, преступном отношении к природным ресурсам.
Судья:
- Секретарь, пригласите Свидетеля.
Секретарь:
-Приглашается Свидетель Вода.
Судья:
- Здравствуйте, Свидетель. Мы готовы вас выслушать.
Вода:
-Здравствуйте, уважаемый суд! Мне так трудно говорить, слёзы душат меня…
Я отравлена, меня невозможно пить из водоёмов и даже из-под крана. (Плачет).
Человек:
-Вот именно. Это вас, уважаемая водица, надо призвать к суду, за то, что людей травите.
Прокурор:
-Вы что себе позволяете? Сядьте на место, подсудимый, немедленно!
-А кто сливает нечистоты в реки и моря? Кто загрязняет воду отходами промышленного производства?
Судья:
А где Вы лично моете свою машину, можете сказать, обвиняемый?
Человек пристыженно садится на скамью, закрывает лицо руками, опускает голову и молчит.
Вода:
-Я могу ответить за него, господин Судья. Он моет свою машину в озере за городом.
Судья:
-Это возмутительно!
Вода:
-Ах, если бы видели, какие горы мусора скрыты на дне этого озера, Вы бы поняли, почему я так несчастна. (Плачет).
Адвокат:
-Вопросов к Свидетелю не имею, Ваша честь. (С грустным видом).
Судья:
-Свидетель, мы Вам сочувствуем, Вы можете быть свободны.
Судья:
- Секретарь, пригласите Свидетеля Воздух.
Секретарь:
-Приглашается Свидетель Воздух.
Адвокат:
-Многоуважаемый Воздух! Поясните суду, почему Вы такой грязный. У моего подзащитного постоянные головные боли из-за Вас и частые простудные заболевания.
Человек:
-Вот именно! И глаза постоянно слезятся… А ещё аллергия!
Прокурор:
-Я протестую! Обвиняемый здесь не Воздух, а Вы, Человек. Поясните нам, кто понастроил заводов и фабрик, а очистных фильтров на трубы не установил?
- Вы и другие люди ездите на машинах? А что насчёт выхлопных газов? Как Вы их устраняете? Атмосфера сама уже не справляется.
Адвокат:
-Позвольте, коллега, мой подзащитный и сам болеет из-за загрязнения воздуха.
Судья:
-Я полагаю, что Человек страдает из-за своих же действий.
-Предлагаю всё-таки выслушать свидетеля.
Воздух:
-Испокон веков я был необходим Человеку, без меня невозможна жизнь на земле. Раньше я был чистым и прозрачным, говорили даже, что я вкусный. А теперь что же? Я стал грязнулей, на меня жалуются жители Планеты…А разве я в чём-то виноват?! (Отчаянно.)
Судья:
-Свидетель, никто Вас ни в чём не обвиняет. Суду всё ясно. Прошу Вас, присаживайтесь в зале.
Судья:
- Секретарь, есть ли ещё заявленные Свидетели?
Секретарь:
-Да, Ваша честь. Приглашается Свидетель Земля.
Прокурор:
-Уважаемая Земля, вы уже написали массу жалоб во все инстанции по поводу недобросовестного использования Человеком природных богатств. Что вы можете пояснить по этому поводу?
Адвокат. (С издёвкой)
Да, и заодно поясните суду, как же так получается, что выращенные на земле растения порой имеют больше вреда, чем пользы для моего подзащитного?
Земля:
-Ох, уважаемый суд, разве я виновата в том, что Человек вносит в меня столько пестицидов, что я потом не могу производить здоровую продукцию…
Человек:
Но я же не всегда так я делаю…. (Робко.)
Суд:
-Подсудимый, Вам будет предоставлено слово, сейчас лучше помолчите. Продолжайте, Свидетель.
Земля:
-Всегда я приносила Человеку только пользу, именно на почве он выращивал свой урожай вкусной и здоровой пищи. А теперь я сильно загрязнена, захламлена, больна и поэтому очень обижена на Человека. (Начинает тяжело дышать, держась за сердце.)
Адвокат:
-Вопросов к Свидетелю не имею, Ваша честь. (Безнадёжно разводя руками).
Судья:
-Обвиняемый, Вам предоставляется последнее слово. Что Вы можете сказать в своё оправдание?
Человек:
-Я….Ну я….Я не хотел…Не думал…Не знал….
-Я всё исправлю! Обещаю!!!
Секретарь:
-Встать! Оглашается приговор.
Судья:
-Человек признаётся виновным в преступном, халатном и безграмотном отношении к Природе.
-Обвиняемый приговаривается к пожизненным исправительным работам на благо Природы.
-Приговор суда окончательный и обжалованию не подлежит.
Стучит судейским молотком (киянкой) по подставке.
Секретарь:
-Судебное заседание объявляется закрытым.
Хотя деяния Человека только этими случаями не заканчиваются. Не так ли ребята??
Дети: (примеры)
- В лесах незаконно спиливаются деревья.
- Мусор лежит вдоль дорог.
- Над городом «висит» смок от заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин.
- В городах ухудшилось качество воздуха и воды.
- Вокруг заводов засыхает лес, поэтому вымирают птицы и животные.
- На поверхности воды можно увидеть разливы нефти из танкеров, которая во время аварий проливается в воду морей и океанов.
- В реке плавает мёртвая рыба.
- Под новый год спиливают ёлки, весной рвут и продают первоцветы.
- Невоспитанные дети разрушают гнёзда птиц, ловят диких животных и их детёнышей уносят домой.
- Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать.
- Почва на полях отравляется ядохимикатами от вредителей и сорняков и химическими удобрениями для большей урожайности.
Учитель: Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи.
Ребята, сами Можем помочь природе?
Не ломать ветки деревьев и кустарников. Беречь лес!
Не рвать бесцельно цветы.
Не разрушайть муравейники!
Не ловить животных и птиц, не уносить их домой!
Не подходить близко к гнездам! Не разорять их!
Не оставлятьпосле себя мусор в лесу!
Не разводить в лесу костров, быть осторожны с огнем!
Наши ребята уже давно помогают зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц. В нашей школе каждый год проводятся операции "Скворечник"
Принимаем участие в Акции Посади дерево, в других разных мероприятиях и кл часах, викторинах и конкурсах.
Помогаем в уборке территории не только школьной, но и рядом со своим домом, стараемся убирать за собой мусор.
Учитель:
С 1 января 2019г Городской округ Лыткарино присоединился к нововведению – на двухконтейнерную систему сортировки отходов. Почему введение раздельного сбора отходов так важно? Главным образом это необходимо улучшения экологической ситуации в Подмосковье и в целом в стране, на планете.
Давайте решим задачу.
Каждый человек в среднем выбрасывает 1 кг мусора, в год -365 кг. В нашем городе проживает примерно 60 тыс чел. Сколько мусора выбрасывается жителями города в год? Почти 22 тонны.
Еще в СССР утилизации придавалось большое значение. Были пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники. А вот теперь мы приступили к раздельному сбору мусора.
ВИДЕОРОЛИК
Еще раз вопрос, для чего нужен раздельный сбор мусора? Не только для улучшения экологической обстановки, но и для того, чтобы выделить из общей фракции те материалы, которые можно использовать вторично. Мало, кто знает, что из можно произвести из переработанного мусора. Например, о том, что из пластиковых отходов получаются замечательные детские комплексы, искусственное покрытие для игровых площадок, пластиковая мебель для дома и уличного использования, одежда и обувь.
Способов сортировки мусора довольно много. Можно использовать несколько контейнеров, как в других странах, а потом, по определенному расписанию, спецмашины собирают этот мусор.
Не все новое так быстро и легко. Например в Японии к раздельному сбору мусора приучают с детского сада в виде игр. Но даже разделение на 2 контейнера очень облегчит задачу.
Коме этого есть еще одно нововведение. Новые очистные сооружения планируется построить в Лыткарине. Реализация крупного проекта начнётся в 2019 году и продлится 2-3 года.
Наш муниципалитет вошёл в федеральную программу «Чистая Волга», в рамках которой будут построены новые очистные сооружения. Будущие очистные сооружения будут такой же мощности, но изменится сама технология очистки сточных вод – она станет более современной.
Таким образом, мы сегодня узнали, насколько актуальны экологические проблемы и решать их нужно сообща всем вместе.
Кто себя считает защитником природы? (взяться за руки)
Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, чтоб стали все мечты возможны,
Должны мы все планету сохранить!
Подведем итог
- Предлагаю изготовить эмблему нашего урока – это будет итогом нашей работы сегодня. «Берегите природу». Получите шаблоны предметов: на плакате Планета Земля: человека, кроны дуба, бабочки, цветка, Солнца. Давайте составим эмблему
- Что у нас главное? (Земля.)
- Кто является хозяином Земли? (Человек.)
- Что должен охранять человек? (Природу.)
- Вот такая эмблема у нас получилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к экологическому проекту "Наша планета. Взгляд в будушее".
Презентация экологического проекта "Наша планета. Взгляд в будущее" выполнена для участия в школьном конкурсе экологических проектов по технологии. Материалы презентации основаны на творческих проект...
Конспект ученической конференции "Экологические проблемы нашего региона"
Разработка конференции для учащихся 9-10 классов на тему « Экологические проблемы нашего региона и возможные пути их решения» с привлечением местной администрации, населения, заповедника, работников л...
Разработка урока английского языка на тему: "Экологические проблемы нашей планеты"
Данная разработка предназначена для проведения урока обобщения и систематизации знаний по конкретной теме с использованием технологии метода проектов.Вид урока-дискуссия с элементами компьютерной през...
ПРОЕКТ "Экологические проблемы нашего региона"
проект выполнен учащимися МОУ ООШ с.Соокрная Балка об экологических проблемах с.Сокорная Балка...
Конспект урока в 9 классе. Тема урока: Путешествия. Загадки нашей планеты.
Цели урока: введение новой страноведческой информации...
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Конспект урока на тему "Экологические проблемы нашего региона" (подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ) 11 класс.
Данный урок был разработан на основе материала, предоставленного участниками Международного проекта "Зелёный флаг. Чистые озёра" . Благодарю коллег и группу учащихся ГБОУ СОШ №621 Колпинского района з...