Царь почв-русский чернозем
план-конспект урока по географии (8, 9 класс)
составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России. Формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsar_pochv-russkiy_chernozem.docx | 27.84 КБ |
prilozhenie_no1.docx | 36.26 КБ |
prilozhenie_no2.docx | 13.32 КБ |
prilozhenie_no3.docx | 12.29 КБ |
prilozhenie_no4.docx | 12.56 КБ |
prilozhenie_no5.docx | 12.99 КБ |
prilozhenie_no6.docx | 13.8 КБ |
prilozhenie_no7.docx | 12.7 КБ |
prilozhenie_no8.docx | 13.94 КБ |
prilozhenie_no9.docx | 12.74 КБ |
tsar_pochv-russkiy_chernozem.docx | 27.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 8
Тема урока: «Царь почв - русский чернозем»
ТИП УРОКА: ПРОБЛЕМНЫЙ.
ЦЕЛИ УРОКА:
составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.!!!!!!!!!!!!!!
формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.!!!!!!!!!!!!!!
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
- Сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы, об её уникальной роли в круговороте веществ;
- Создать условия для формирования умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- Познакомить с новыми терминами
- Продолжить учить работать с источниками географической информации: картами , таблицами, схемами
- создавать условия для формирования общеучебных умений: аналитической деятельности, систематизации материала, его структурированию
- Добиваться приобщения к культурному наследию русского народа через устное творчество: крылатые фразы, цитаты, сказки
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА - Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?
Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:
учебно-организационные учебные действия
Учебно-интеллектуальные учебные действия
Учебно-коммуникативны учебные действия
Учебно-информационные учебные действия
Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский
Формы обучения: выполнение творческих заданий, работа в группах со средствами обучения
.
Понятия: (термины, имена, географические названия)
Земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, земельный фонд, плодородие, перегной, гумус, факторы почвообразования, , материнская порода, типы почв, зональное размещение почв, мелиорация земель, рекультивация, В. В. Докучаев
Средства обучения: карты России (физическая, почвенная), почвенная карта мира. Ландшафтно-типологическая карта с. Новотроицкое, таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации типов почв ; рабочая тетрадь; учебник географии Природа и население России, картосхема с Новотроицкое , дорожная карта урока (Приложение№ 1 )
Конспект урока географии для 8 класса по теме« Царь почв – Русский чернозем»
Калинина Татьяна Васильевна, учитель географии МКОУ Новотроицкая СОШ
УМК «География. 8 класс» под редакцией И.И.Бариновой
Пояснительная записка
В данной разработке представлен урок географии в 8 классе по теме «Образование почв и их разнообразие». Урок рассчитан на программу, использующую учебник И. И. Бариновой, и краеведческий материал.
Представленный урок – заключительный изучения темы «Почвы и почвенные ресурсы» (раздел 2 «Природа России»). Этим определяет тип урока - проблемный. Цель познавательной деятельности учащихся - обобщение имеющихся у них знаний по теме «Почва», и расширение знаний путем знакомства с новыми терминами и понятиями.
Объектом изучения на уроке выступают: факторы почвообразования, состав почвы. В процессе урока учащиеся получают разносторонние знания об объектах изучения, используя дополнительную информацию.
Информационное наполнение урока способствует тому, чтобы учащиеся по-новому осмыслили известные события и явления. На уроке расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у учащихся умения переноса знаний из одной отрасли в другую. В конечном итоге урок стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребности в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Визуальное сопровождение | Деятельность учащихся | Приобретаемые УУД | ||||
1. | Проверяет готовность класса. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Саморегуляция. | |||||
2. | Обращаясь к классу, подводит к формулированию темы, ставит перед учащимися цель работы на уроке: Создает для учеников проблемную ситуацию – - Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе? | Запись на доске | Формулируют цели своей деятельности на уроке. Работают в дорожной карте Приложение №1 | Выделение и формулирование познавательной цели. | ||||
3. | Дает задание: определить понятие «Почва» при помощи учебника§16 и географического словаря Вызывает ученика к доске для анализа почвенной карты России | Вывешивает на магнитной доске термин «Почва». | Работают в дорожной карте. Учащийся у доски решает поставленную задачу, остальные наблюдают, дополняют и комментируют. Делают выводы. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ||||
4. | Предлагает работу в атласах Воронежской области с целью характеристики черноземных почв области. | Атлас Воронежской области | По данным атласа составляют таблицу
| Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.Создание условий для формирования общеучебных умений: аналитической деятельности, смстематизации материала, его структурированию | ||||
5. | Подводит учащихся к выводу, чтоВоронежская область-край черноземный. | Структурирование знаний. | ||||||
6. | Вспомните, какие существуют почвообразующие факторы. А поможет нам учебник и стихотворение. Задание: в Приложение – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы. Предлагает заслушать сообщение ученика о формировании почв прерий. | Приложение№2 Стихотворение Приложение №3 Анализируют почвенную карту мира | Учащиеся анализируют рис.51 делают записи Слушают сообщение учащегося о формировании черноземов в Северной Америке. Делают записи в соответствующем разделе дорожной карты урока | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||||
7. | Демонстрирует 2 типа почв черноземы обыкновенные и ферралитизированные почвы тропиков Кубы | Демонстрация образцов почв | Рассматривают, пробуют на ощупь, делают выводы о различиях, объясняют причинно-следственную связь: Почвы формируются в результате комплекса факторов и их сочетание уникально на Русской равнине | Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | ||||
8 | Акцентирует внимание учащихся на то, как много усилий потребовалось природе, чтобы на мертвой земле появились первые росты, чтобы они отмерев, отложили первые граммы органики. Нет цены этим граммам, с них начиналась почва, начиналось ее плодородие, копился гумус. Дает задание в учебнике на стр.297 найти определение «Гумус» записать в дорожной карте. Предлагает инсценировку авторской сказки | Вывешивается на магнитной доске Рисунок гумуса Диаграмма запасы гумуса Приложение №4 | А) Работают со словарем , учебником. Б) Даютоределение понятию «Гумус» Анализируют диаграмму «Абсолютный запас гумуса» Читают по ролям Делают вывод, что только благодаря наличию гумуса можно говорить о почве , как особом природном образовании | Построение логической цепи рассуждений; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Эмоционально-нравственное восприятие через устное народное творчество | ||||
9 | Предлагает заслушать соообщение учащегося «Про Париж, кубометр воронежского чернозёма и про то, как всё было на самом деле» Какова дальнейшая судьба этого «Куба» чернозема, рассказ учителя о том, что сейчас его остатки хранятся на чердаке национального агрономического института в Сарбонне (Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/mem-ob-etalone-chernozema/4857531 ) Увы, не то ли происходит с царем почв и дома, у нас в России. Беседа с учащимися. Мы с вами рассмотрели типы и разнообразие почв. А почва это что? Это ресурс, при чем ресурс исчерпаемый Как нужно охранять почву и от чего? Что ей угрожает. Дает задание при помощи §16 ответить на вопросы А) дать оределение понятию «эрозия» Б) Каковы причины ее образования В) Виды эрозии. | Приложение№5 На магнитной доске вывешивает определение «Эрозия». Анализ рисунков, схем в приложении | Слушают сообщение. Работают с информационными источниками | Установление причинно-следственных связей; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется | ||||
10 | Демонстрация авторской настенной карты «Содержание гумуса в почвах села Новотроицкое» ( на примере с Новотроицкого), Акцентирует внимание на опережающий вопрос , какие почвозащитные мероприятия проводятся в окрестностях нашего села. а) Демонстрация мини-стенда «Потери гумуса в почве за 100 лет» Б) заслушивает комментарий практической работы, выполненной заранее В) Задает задачу творческого характера. Слой толщиной в 1 см. образуется за 100 лет, на сколько увеличится толщина слоя за вашу прожитую жизнь. Начертите этот отрезок | Настенная карта Картосхема у каждого ученика Приложение №6 анализ Практической работы | Делают записи в дорожной карте по ходу беседы. Составляют картосхему почвенного плодородия огородного участка. Данные фиксируются в абсолютных величинах, полученных на основе самостоятельно проведенной практической работы. Результаты комментируют Выполняют творческое задание в дорожной карте, делают выводы | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | ||||
11 | Размышляя о судьбе чернозема, обратимся к высказыванию Докучаева. «Нет тех цифр….» Мы создали спутники, космические системы, измерили, изъездили Землю, сделали ее портрет с Луны, только вот ни в одной лаборатории мира не воссоздана и крупинка живой земли. Мало кому приходит в голову, что ломоть испеченного хлеба составляет одно из величайших достижений человеческого ума. | На этапе рефлексии работают в листе учебных достижений Приложение№7 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |||||
12 | Задает домашнее задание | Записывают задание §17, головоломка «Магический квадрат»,Приложение№8 подготовиться к тестированию по изученным §15-17. Приложение№9 Дописать сказку…………..Приложение 1 | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
Предварительный просмотр:
Дорожная карта урока
1.Тема:
2. Цель
3. Почва: – это ( дать определегние работа с § 15)
Задание 4. Используя карты атласа Воронежской области, дайте характеристику почв. Заполните таблицу.
Характеристика типов почв Воронежской области ( атлас Воронежской области стр 20)
Название почв | Механический состав | Природные запасы гумуса (тонн на гектар) | Оценка качества (в баллах)
|
1 | Мощность гумусового горизонта - ________ см , содержание гумуса - ________% |
| |
2 | Мощность гумусового горизонта - ________ см , содержание гумуса - ________% |
| |
3 | Мощность гумусового горизонта - ________ см , содержание гумуса - ________% |
| |
4 | Мощность гумусового горизонта - ________ см , содержание гумуса - ________% |
|
5. Условия почвообразования ( работа с § 15)
6. Дать определение понятию « Гумус» - это ( работа с § 15)
7. Дать определение понятию « Зрозия» – это ( работа с § 15)
8. Работа с картой с Новотроицкое
А) Причины эрозии почвы
Б) Пути решения
В) Составление картосхемы почвенного плодородия огородного участка.
9. Выполняют творческое задание: слой толщиной в 1 см. образуется за 100 лет, на сколько увеличится толщина слоя за вашу прожитую жизнь. Начертите этот отрезок. Выскажитесь по этому поводу.
10. Допишите сказку:
Встретились на поле мышка с ростком пшеницы.
– Росток, росток, я тебя съем. Не ешь меня, мышка, я тебе что-то интересное расскажу. Попал я в почву ранней весной маленьким зёрнышком. Думал, задохнусь, а в почве, оказывается, есть _____________, вздохнул глубоко и стал расти, расти.
– Вот ты, мышка, почему выросла?
– Я кушала и пила.
– Вот и я брал из почвы ______________ ,а в ней растворённые соли, и рос, рос. Ты, мышка, не ешь меня сейчас, вот вырасту, появится у меня колосок, а в нём зёрнышек много, ведь наша почва богата ____________________. Обильная________________ в этой зоне способствует образованию самых _________________ почв
Предварительный просмотр:
Вспомните, какие существуют почвообразующие факторы. А поможет нам стихотворение.
Задание: – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы.
Взаимодействуют все страны и народы,
Трудом преображая шар земной!
Вот так же в глубине земли породы.
Куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый
В формированье почвы вносят вклад!
Рельеф и климат, словно две награды
Процессы плодородия вершат!
У почв, как у людей, – свои задачи:
Рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций.
Трудом, как люди, – землю украшать!
Предварительный просмотр:
Американские черноземы
В Североамериканских прериях травы растут под более южным и жарким солнцем, чем травы Русской равнины. Отмирая и падая, растительность прерии наслаивалась, пласт за пластом, образуя плодородные земли. И все же, там больше черноземов обыкновенных. От чего же природа не сумела на Великих равнинах Америки совершить то же самое, что ей удалось сделать на Русской равнине. Формированию в американских прериях более тучного чернозема помешали слишком жаркое солнце, избыточная сухость климата, неравномерный водный режим, а значит более грубая растительность.
На Руси же природа создала величайшее из своих творений- эталонные почвы, черноземы экстра-класса. Солнце не столь паляще, и в то же время его достаточно много. Идут регулярные и умеренные дожди, под которыми распускаются сочные травы. Здесь часты туманы, достаточно грунтовых вод. А это поистине царские условия для образования царя почв. В таких условиях трава не горит, а отмирая, медленно преет, образуя мягкую и сырую подстилку, постепенно разлагающуюся снизу и превращающуюся в маслянистый перегной, черный, как антрацит. Отсюда и название таких почв – чернозем.
Предварительный просмотр:
История образования почвы.
Научная сказка
1 ученик: «Жила была твердая горная порода гранит»
2 ученик: «Ополчились на нее силы высшие, стали ее разрушать-выветривать»
1 ученик: «Изменилась она, стала рыхлая, превратилась в песок и глину. И стали называть
ее материнская горная порода»
2 ученик: «Теперь смогли через нее проникать вода и воздух»
1 ученик: «Чему очень обрадовались микроорганизмы (бактерии, водоросли, грибы) и
поселились там.
В одном кубическом сантиметре лесной почвы обитает 10 млн. бактерий,
200 тыс. микроскопических водорослей, 20 тыс. простейших организмов,
а длина грибных волокон достигает 2 км».
2 ученик: «И стали они выделять кислоты, да такие, что разрушают самые сильные
и твердые камни. И образовались минеральные соли»
1 ученик: «Тогда смогли поселиться там первые неприхотливые растения: мхи
и лишайники»
2 ученик: « А когда они отмирали, образовались органические вещества (гумус)»
1 ученик: «Снова могли поселиться микроорганизмы, которые выделяли минеральные
соли; но уже в большем объеме. Вырастали более высокоорганизованные
растения, они отмирали и образовывали гумус. Круг замыкается.
Так образовалась почва»
Предварительный просмотр:
«Про Париж, кубометр воронежского чернозёма и про то, как всё было на самом деле»
Думаю, многие слышали и помнят, что в палате мер и весов в Париже хранится кубометр воронежского чернозема, как эталон почвы. Однако сведения не совсем верны — и не в палате, и хранится.
Как это всегда бывает в действительности, жизнь и на этот раз оказалась куда более интересней самой красивой и туманной легенды.
И всё-таки, был воронежский чернозём в Париже, был! И отправлен он туда был именно из воронежской степи.
В 1890 году на Всемирной выставке в Париже среди скромных тульских самоваров, пудовых свечей, груд сибирских мехов и бочек с икрой красовался у павильона Российской империи на высоком пьедестале громадный кубический монолит чернозёма, каждая грань которого составляла… два метра. Вот откуда она, легенда о кубе русского чернозёма. Только был в том «кубе» не один, а восемь кубометров первоклассного, чёрного, как антрацит, чернозёма! Где же нашли такой матёрый пласт почвы? Как теперь выяснилось, взят был тот монолит Докучаевым с разрешения царя недалеко от Воронежа, в нынешнем Панинском районе…
После закрытия выставки 1900 года разные институты и научные общества Франции просили разрезать монолит русского чернозёма на части и раздать как наглядное пособие и как свидетельство безмерного богатства России и всего человечества. Но монолит решили сохранить целиком, и по жребию он достался Сорбонне. Всего лишь несколько десятков лет назад, когда вовсю гуляла легенда об «эталонном кубе», этот монолит – гигант можно было увидеть в музее Сорбонны в полной красе, целостности и сохранности!
А в 1968 году в Сорбонне случились студенческие волнения, в здании университета и в его музее шли настоящие сражения молодёжи с полицией. В тех боях монолит был полностью развален и разрушен. Студенты просто отламывали куски от монолита и бросали их в полицейских…
Однако нашлись во Франции почвоведы, которые всё же сохранили обломки того монолита. Наиболее крупный из них – всего сантиметров 60 в длину, 40 в ширину и 25-30 в высоту…, да и хранятся эти обломки на чердаке Национального агрономического института…
Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/mem-ob-etalone-chernozema/4857531
Предварительный просмотр:
§ 22. Практическая работа «Изучение почвы своей местности»
Почвоведение изучает почвенный покров нашей планеты. Это необычайно важная наука. Она нужна для развития сельского хозяйства. Ученые почвоведы определяют свойства почв и дают рекомендации о том, как их наиболее удобным образом можно использовать. Сегодня нам предстоит провести простейший анализ почвы.
ИНСТРУКЦИЯ: Изучи местные почвы и определи их плодородие. Для этого тебе понадобятся весы, стеклянный стакан и металлическая посуда.
- В металлическую посуду набери 100 гр. Почвы со своего огорода или дачного участка. Почвы должно быть ровно 100 гр. Для того, чтобы точно отвесить именно это количество тебе понадобятся весы.
- Залей почву горячей водой (примерно 1 стакан). Тщательно размешивай получившуюся смесь, до тех пор, пока вода не станет совсем черной, а сама почва светлой. Дело в том, что почва это смесь песка, глины и гумуса. Гумус растворяется в воде, а песок и глина нет. Тебе надо сделать так, чтобы весь гумус растворился в воде. Тогда на дне стакана останется промытый песок и глина. Если гумус растворяется плохо можно добавить в воду немного уксусной кислоты. В кислотной среде гумус растворяется лучше.
- Аккуратно слей черную воду из металлической посуды в стакан. Следи за тем, чтобы песок и глина, осевшие на дне металлической посуды, не попали в стакан. Стакан нужно предварительно взвесить на весах, чтобы точно знать его вес.
- Поставь стакан в теплое место на несколько дней. Подожди пока вся вода не испарится из стакана. Тогда на дне стакана останется слой черного налета. Это гумус.
- Взвесь стакан вместе с гумусом. Потом отними от полученного веса вес самого стакана и ты узнаешь сколько гумуса содержится в 100 гр. почвы. Именно благодаря гумусу почва плодородна. Чем больше гумуса, тем плодороднее почва.
- Теперь надо определить у кого в вашем классе самая плодородная почва. Для этого надо на уроке сравнить данные твоего исследования с данными других учеников. Самая плодородная почва будет у того, у кого окажется больше всего гумуса в 100 гр. почвы.
Предварительный просмотр:
Рефлексия
Лист учебных достижений | Не знаю | Слышал(а) | Знаю плохо | Уверенно знаю |
ЗНАЮ: 1.Что такое почва. | ||||
2. От чего зависит плодородие почв. | ||||
3. Какие типы почв распространены в России. | ||||
УМЕЮ: 1 Называть факторы почвообразования. | ||||
2. Приводить примеры и объяснять значение разных видов агротехнических мероприятий. | ||||
3 Объяснять необходимость охраны почв. | ||||
4. Давать характеристику почв своей местности, анализируя условия их формирования. |
Предварительный просмотр:
Решите «магический» квадрат, – какие слова по теме «Почва», зашифрованы в клетках.
1. Мероприятия по восстановлению почвы;
2. Почвы тайги;
3. «Враг» почвы.
4. Тяжелая почва;
5. «Царь почв».
6. Повышение плодородия почв;
7 Перегной;
8. Почва сухих степей;
9. Главное свойство почвы;
10. Вид мелиорации на территории с избыточным увлажнением;
11. Основатель науки о почвах;
12. Плодородный слой земной коры.
Ответы (Рекультивация, подзолистые, Эрозия, глина, чернозём, мелиорация, гумус, каштановая, плодородие, осушение, Докучаев, почва)
«Магический квадрат»
р | е | п | о | д | з | о | л |
к | у | л | э | ч | е | р | и |
и | т | ь | р | м | ё | н | с |
в | а | ц | о | е | з | о | т |
г | я | и | з | л | и | о | ы |
л | и | н | м | у | с | р | е |
к | а | а | у | и | ц | а | е |
п | ш | г | я | и | д | ||
о | т | а | н | о | р | о | о |
ч | п | л | о | д | с | к | |
в | я | а | в | е | ш | ч | у |
а | е | и | н | а | е | в |
Предварительный просмотр:
Тестовые задания
1. Почвы отличаются от горной породы:
а) плодородием;
б) увлажнением;
в) твердостью.
2. Горизонт вымывания имеют почвы:
а) черноземы;
б) подзолистые;
в) тундрово-глеевые.
3. Материнская порода – это горизонт:
а) А1;
б) А2;
в) В;
г) С.
4. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:
а) растения;
б) насекомые;
в) млекопитающие.
5. Плодородие почвы зависит от наличия в почве:
а) влаги;
б) минеральных солей;
в) воздуха;
г) гумуса.
6. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:
а) личинок насекомых;
б) червей;
в) бактерий;
г) грибков.
7. Способностью удерживать перегной обладают:
а) пески;
б) известняки;
в) глина.
8. В умеренно-континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами формируются почвы:
а) подзолистые;
б) дерново-подзолистые;
в) серые лесные.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – в.
Предварительный просмотр:
Класс: 8
Тема урока: «Царь почв - русский чернозем»
ТИП УРОКА: ПРОБЛЕМНЫЙ.
ЦЕЛИ УРОКА:
составление учащимися системного образа земельных и почвенных ресурсов России.!!!!!!!!!!!!!!
формирование у учащихся представления о состоянии почвенных ресурсов.!!!!!!!!!!!!!!
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
- Сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы, об её уникальной роли в круговороте веществ;
- Создать условия для формирования умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
- Познакомить с новыми терминами
- Продолжить учить работать с источниками географической информации: картами , таблицами, схемами
- создавать условия для формирования общеучебных умений: аналитической деятельности, систематизации материала, его структурированию
- Добиваться приобщения к культурному наследию русского народа через устное творчество: крылатые фразы, цитаты, сказки
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА - Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе?
Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:
учебно-организационные учебные действия
Учебно-интеллектуальные учебные действия
Учебно-коммуникативны учебные действия
Учебно-информационные учебные действия
Методы обучения: частично-поисковый и исследовательский
Формы обучения: выполнение творческих заданий, работа в группах со средствами обучения
.
Понятия: (термины, имена, географические названия)
Земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья, земельный фонд, плодородие, перегной, гумус, факторы почвообразования, , материнская порода, типы почв, зональное размещение почв, мелиорация земель, рекультивация, В. В. Докучаев
Средства обучения: карты России (физическая, почвенная), почвенная карта мира. Ландшафтно-типологическая карта с. Новотроицкое, таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации типов почв ; рабочая тетрадь; учебник географии Природа и население России, картосхема с Новотроицкое , дорожная карта урока (Приложение№ 1 )
Конспект урока географии для 8 класса по теме« Царь почв – Русский чернозем»
Калинина Татьяна Васильевна, учитель географии МКОУ Новотроицкая СОШ
УМК «География. 8 класс» под редакцией И.И.Бариновой
Пояснительная записка
В данной разработке представлен урок географии в 8 классе по теме «Образование почв и их разнообразие». Урок рассчитан на программу, использующую учебник И. И. Бариновой, и краеведческий материал.
Представленный урок – заключительный изучения темы «Почвы и почвенные ресурсы» (раздел 2 «Природа России»). Этим определяет тип урока - проблемный. Цель познавательной деятельности учащихся - обобщение имеющихся у них знаний по теме «Почва», и расширение знаний путем знакомства с новыми терминами и понятиями.
Объектом изучения на уроке выступают: факторы почвообразования, состав почвы. В процессе урока учащиеся получают разносторонние знания об объектах изучения, используя дополнительную информацию.
Информационное наполнение урока способствует тому, чтобы учащиеся по-новому осмыслили известные события и явления. На уроке расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у учащихся умения переноса знаний из одной отрасли в другую. В конечном итоге урок стимулирует аналитико-синтетическую деятельность учащихся, развивает потребности в системном подходе к объекту познания, формирует умения анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности.
Ход урока:
Этап | Деятельность учителя | Визуальное сопровождение | Деятельность учащихся | Приобретаемые УУД | ||||
1. | Проверяет готовность класса. | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Саморегуляция. | |||||
2. | Обращаясь к классу, подводит к формулированию темы, ставит перед учащимися цель работы на уроке: Создает для учеников проблемную ситуацию – - Какая существует связь между почвой и количеством хлеба на столе? | Запись на доске | Формулируют цели своей деятельности на уроке. Работают в дорожной карте Приложение №1 | Выделение и формулирование познавательной цели. | ||||
3. | Дает задание: определить понятие «Почва» при помощи учебника§16 и географического словаря Вызывает ученика к доске для анализа почвенной карты России | Вывешивает на магнитной доске термин «Почва». | Работают в дорожной карте. Учащийся у доски решает поставленную задачу, остальные наблюдают, дополняют и комментируют. Делают выводы. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | ||||
4. | Предлагает работу в атласах Воронежской области с целью характеристики черноземных почв области. | Атлас Воронежской области | По данным атласа составляют таблицу
| Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.Создание условий для формирования общеучебных умений: аналитической деятельности, смстематизации материала, его структурированию | ||||
5. | Подводит учащихся к выводу, чтоВоронежская область-край черноземный. | Структурирование знаний. | ||||||
6. | Вспомните, какие существуют почвообразующие факторы. А поможет нам учебник и стихотворение. Задание: в Приложение – прочитайте его и подчеркните почвообразующие факторы. Предлагает заслушать сообщение ученика о формировании почв прерий. | Приложение№2 Стихотворение Приложение №3 Анализируют почвенную карту мира | Учащиеся анализируют рис.51 делают записи Слушают сообщение учащегося о формировании черноземов в Северной Америке. Делают записи в соответствующем разделе дорожной карты урока | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). | ||||
7. | Демонстрирует 2 типа почв черноземы обыкновенные и ферралитизированные почвы тропиков Кубы | Демонстрация образцов почв | Рассматривают, пробуют на ощупь, делают выводы о различиях, объясняют причинно-следственную связь: Почвы формируются в результате комплекса факторов и их сочетание уникально на Русской равнине | Преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. | ||||
8 | Акцентирует внимание учащихся на то, как много усилий потребовалось природе, чтобы на мертвой земле появились первые росты, чтобы они отмерев, отложили первые граммы органики. Нет цены этим граммам, с них начиналась почва, начиналось ее плодородие, копился гумус. Дает задание в учебнике на стр.297 найти определение «Гумус» записать в дорожной карте. Предлагает инсценировку авторской сказки | Вывешивается на магнитной доске Рисунок гумуса Диаграмма запасы гумуса Приложение №4 | А) Работают со словарем , учебником. Б) Даютоределение понятию «Гумус» Анализируют диаграмму «Абсолютный запас гумуса» Читают по ролям Делают вывод, что только благодаря наличию гумуса можно говорить о почве , как особом природном образовании | Построение логической цепи рассуждений; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения. Эмоционально-нравственное восприятие через устное народное творчество | ||||
9 | Предлагает заслушать соообщение учащегося «Про Париж, кубометр воронежского чернозёма и про то, как всё было на самом деле» Какова дальнейшая судьба этого «Куба» чернозема, рассказ учителя о том, что сейчас его остатки хранятся на чердаке национального агрономического института в Сарбонне (Читать полностью: http://yablor.ru/blogs/mem-ob-etalone-chernozema/4857531 ) Увы, не то ли происходит с царем почв и дома, у нас в России. Беседа с учащимися. Мы с вами рассмотрели типы и разнообразие почв. А почва это что? Это ресурс, при чем ресурс исчерпаемый Как нужно охранять почву и от чего? Что ей угрожает. Дает задание при помощи §16 ответить на вопросы А) дать оределение понятию «эрозия» Б) Каковы причины ее образования В) Виды эрозии. | Приложение№5 На магнитной доске вывешивает определение «Эрозия». Анализ рисунков, схем в приложении | Слушают сообщение. Работают с информационными источниками | Установление причинно-следственных связей; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется | ||||
10 | Демонстрация авторской настенной карты «Содержание гумуса в почвах села Новотроицкое» ( на примере с Новотроицкого), Акцентирует внимание на опережающий вопрос , какие почвозащитные мероприятия проводятся в окрестностях нашего села. а) Демонстрация мини-стенда «Потери гумуса в почве за 100 лет» Б) заслушивает комментарий практической работы, выполненной заранее В) Задает задачу творческого характера. Слой толщиной в 1 см. образуется за 100 лет, на сколько увеличится толщина слоя за вашу прожитую жизнь. Начертите этот отрезок | Настенная карта Картосхема у каждого ученика Приложение №6 анализ Практической работы | Делают записи в дорожной карте по ходу беседы. Составляют картосхему почвенного плодородия огородного участка. Данные фиксируются в абсолютных величинах, полученных на основе самостоятельно проведенной практической работы. Результаты комментируют Выполняют творческое задание в дорожной карте, делают выводы | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. | ||||
11 | Размышляя о судьбе чернозема, обратимся к высказыванию Докучаева. «Нет тех цифр….» Мы создали спутники, космические системы, измерили, изъездили Землю, сделали ее портрет с Луны, только вот ни в одной лаборатории мира не воссоздана и крупинка живой земли. Мало кому приходит в голову, что ломоть испеченного хлеба составляет одно из величайших достижений человеческого ума. | На этапе рефлексии работают в листе учебных достижений Приложение№7 | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | |||||
12 | Задает домашнее задание | Записывают задание §17, головоломка «Магический квадрат»,Приложение№8 подготовиться к тестированию по изученным §15-17. Приложение№9 Дописать сказку…………..Приложение 1 | Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эллины против "царя царей".
Разработка урока с презентацией по истории Древнего мира на тему: "Эллины против "царя царей"". Война греческих полисов против персидкой державы....
Методическая разработка урока по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей"
Урок по истории Древнего мира в 5 классе "Персидская держава "царя царей" разработан в соответствии с требованиями стандартов второго поколения....
«Философские вопросы в романе В. П. Астафьева «Царь-рыба» (глава «Царь-рыба») и рассказе Э. Хэмингуэя «Старик и море».
Конспект урока литературы в 11 классе, на котором производится сопоставительная характеристика произведений русской и зарубежной классики...
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Персидская держава "царя царей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс
Тесты: "Древняя Спарта", Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей", "Греко - персидские войны", годовая контрольная работа по истории 5 класс ...
Конспект урока "Персидская держава царя царей"
Конспект урока по истории в 5 классе по теме: "Персидская держава царя царей"...
"Персидская держава «царя царей»"
Методическая разработка с презентацией урока "Персидская держава «царя царей»". История, 5й класс....
Разработка урока истории в 5 классе на тему: Персидская держава "царя царей"
На данном уроке у детей сформируются представления о Персидской державе, характерных особенностях ее устройства. Формируются умения работать с картой....