Формирование коммуникативных коммуникативных УУД учащихся при организации и проведении внеклассных мероприятий по предмету "География"
учебно-методический материал по географии (7 класс)
Праздники - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
«Методика организации географических праздников через формирование УУД»
Учитель: Фомина Наталья Викторовна
Должность: учитель географии
Место работы: ГБОУ СОШ № 508 с углублённым изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология»
2016
Санкт-Петербург
Оглавление
1)Титульный лист………………………………………………………………..1
2)Оглавление..……………………………………………………………………2
3)Введение………………………………………………………………………3-5
4) Основная часть…………………………………………………………………………… 6-12
-Формирование УУД ………………………………………………………………………………….. 6-7
-КоммуникативныеУУД……………………………………………………….7-9
- Формирование УУД через внеурочную деятельность……………………..9
-Праздники по географии……………………………………………………10-12
5) Выводы……………………………………………………………………… 13
6)Рекомендации………………………………………………………………....14
7)Приложения………………………………………………………………..15-22
8)Список используемой литературы ………………………………………. 23
Введение.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.
Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов).
Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательных мотивов, низкую любознательность и активность учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации, рост девиантного поведения.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета.
Общеучебные универсальные действия сводятся к следующим действиям:
1.Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. Например, ознакомление с языковыми средствами иноязычного общения при путешествиях организуется нами таким образом, что дети сами формулируют познавательные задачи: «А какие сигналы используют англичане, чтобы показать, где один предмет, а где много? Как различить, где рассказ и где вопрос в английском языке? » и т. д. .
2. Действия по поиску и выделению необходимой информации, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового материала и поиска информации с помощью компьютера;
3. Действия, связанные с осознанным и самостоятельным построением представления о изучаемой стране, природной зоне, народной культуре и пр.;
4. Действия по выбору средств в зависимости от конкретных ситуаций разновидового и ситуативного общения;
5. Действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; с извлечением необходимой информации из текстов различных жанров; с определением основной и второстепенной информации; с формулированием проблемы и главной идеи текста.
7. Действия, связанные с планирование, координацией, работой в группе сверстников и различные виды сотрудничества и соперничества.
8. Действия , направленные на формирование индивидуальных личных кругов интересов у учащихся, выработка заинтересованного, внимательного отношения к окружающему миру, способность аналитически обрабатывать информацию полученную практическим путем ( путешествия, проекты, экскурсии и пр)
При изучении географии в рамках ВУД я трактую коммуникативные учебные действия как
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; •разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для меня как педагога важно формировать коммуникативные универсальные учебные действия учащихся как способность к общению, самостоятельному сознательному поиску развивающих контактов, расширение возможностей учащихся по взаимодействию с окружающим миром, решение проблемы самореализации и саморазвития.
Получение практического, эмоционально и личностно опосредованного опыта позволяет и педагогу и учащимся лучше познать себя, определиться с выбором дальнейшего пути развития, раскрыть дополнительные формы взаимодействия всех участников учебного процесса , вовлечь в активную социальную жизнь всех обучающихся и их родителей, сделать жизнь школы насыщенной, полезной, разнообразной, подготовить будущего выпускника к самостоятельной жизни, анализу принимаемых решений, научить высказываться и договариваться, привить желание познавать окружающий мир, ответственно с ним обращаться.
Основная часть
1. Формирование УУД
Концепция развития образования РФ даёт нам общее представление о современном фундаментальном образовании – «это такое образование, благодаря которому любой человек, в любом возрасте способен самостоятельно работать, получать образование и переучиваться для того, чтобы реализовать себя, «найти себе место в современном обществе»». Неслучайно приоритетным направлением ФГОС второго поколения является формирование универсальных учебных действий, как важнейшей составляющей фундаментального ядра образования, эта же проблема сформулирована и в названии научно- практической конференции учителей географии в 2012 году - «Научить детей учиться – ключевая задача образования». Для этого должен быть изменен способ обучения.
Современная система образования призвана вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться, а формирование способности и готовности обучающихся реализовывать УУД, позволит повысить эффект образовательного и воспитательного процесса в школе.
В своей педагогической практике я использую методы и формы работы, которые способствуют развитию УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. На уроках и во внеурочной деятельности, обучающиеся самостоятельно находят и формулируют проблемные вопросы. Во время уроков изучения нового материала, комбинированных уроков, на этапе определения цели урока или при закреплении полученных знаний происходит формирование познавательных УУД. Эти универсальные учебные действия способствуют формированию коммуникативных УУД у обучающихся. Когда ребята учатся работать в парах и группах, они учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения, т.е. развиваются коммуникативные УУД. Особенно остро эта проблема стоит в 6 классе по причине физиологических особенностей данной возрастной группы обучающихся. Работа в парах и осуществление обучающимися взаимопроверки выполненных работ, стимулирует учеников аргументировано выражать свое мнение при оценке и самооценке. Детям
эта форма деятельности очень нравиться, они внимательно читают работу соседа по парте и любят доказывать свою точку зрения.
У обучающиеся как на уроке, так и во время внеурочной деятельности, формируется не отдельно взятое универсальное действие, а совокупность УУД в комплексе, что и обеспечивает достижение основной цели современного образования.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.
Для меня, как для учителя географии, главным помощником в стимулировании интереса к предмету у моих учеников, так и у меня, стала практическая деятельность( праздники, проекты, экскурсии и др.)
Считается, что наилучшим образом и в полном объеме запоминается деятельность, особенно деятельность, связанная с преодолением проблем, трудностей, препятствий. Такой деятельностью, которая объединяет учащихся между собой и с учителем, становиться практическая деятельность. Ее можно разделить на три направления:
1. Выездная – организация тематических экскурсий, поездок, маршрутов, туров.
Например: туры по Европе: Финляндия, Швеция, Белоруссия, Польша, Чехия;
По России – Москва, Новгород, Валдай, Псков, Пушкинские горы, Кострома, Плёс, Волгоград и многое другое.
2. Игровая - традиции праздника в тематическом КВН
(7,10 классы - «Страны мира»,
«8-9 классы - «Народы России»)
3. Творческая – групповые проекты, индивидуальные творческие работы.
Например, после поездки в Белоруссию учащимся было предложено сделать презентацию на тему «Наши путешествия». В презентации необходимо было отразить весь маршрут, с комментариями, фотографиями, своими впечатлениями. Можно было разделиться на группы.
Конечно, такую работу лучше давать сразу после поездки. И результат не заставил себя ждать. Провели конкурс на «Лучшую презентацию». Все были в восторге.
(в том числе, в рамках различных конкурсов, например,-«Многонациональный Петербург», «Созвучье полное природы сбережём» и др.)
Эти формы работы позволяют поддерживать и стимулировать развитие интереса к предмету, развитие к познанию мира и общества в целом.
Одним из условий организации таких видов деятельности становится организация внешкольных неформальных занятий и внеурочных мероприятий, которые дают более широкое поле для деятельности, также необходимо использовать межпредметные связи: вовлекать педагогов, ведущих другие уроки, начиная с предметов естественно- научного цикла, заканчивая гуманитарными и точными науками.
(Например, перед путешествием в Белоруссию у ребят было занятие с учителем истории. Мы даже нашли время посмотреть художественный фильм «Бресткая крепость». Было обсуждение. )
Выведение предмета за рамки жесткого программного преподавания и одновременное следование программе позволяет поддерживать интерес к предмету у учеников и постоянно обогащать собственные знания по
предмету, развивать потенциал не только педагога, но и ученого, естествоиспытателя, экспериментатора, организатора.
Поэтому великое педагогическое кредо - «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», как писал А. Дистервег
3. Формирование УУД через внеурочную деятельность
Задачи:
1. Организовать систему работы по формированию новых форм образовательной деятельности, способствующих реализации и совершенствованию коммуникативных УУД школьников во внеурочной деятельности по предмету «География»
2. Обновить содержание, методы и формы работы с обучающимися для развития коммуникативных УУД с требованиями ФГОС.
3. Сформировать условия развития общения, сотрудничества, умения работать в коллективе.
4. Праздники-игры по географии
В настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур и др. Эти качества получили название «ключевых компетенций».
Это требует от школы: во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться её, т.е. ориентироваться в информационном пространстве, во-вторых, создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся. Наиболее перспективным
методом развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии и является проектная деятельность.
Тематические праздники –это целые проекты. Они требуют много времени на подготовку, как для учителя, так и для учеников.
У меня стало традицией проводить такие праздники в 7,10 параллелях- тема «Страны мира»;
В 8 классах- «Народы России»
Самым сложным этапом является подготовка к празднику. Здесь надо учесть много моментов. Это и :
1)уровень класса,
2) выявить лидеров, которые поведут команду,
3)привлечь классного руководителя и родителей, без которых сложно сделать праздник полноценным
И многое другое….
План проведения праздника:
1. Представление команд
2.Разминка(викторина вопросов)
3.Знатоки карты
4.Конкурс капитанов
5.Презентация страны
6.Конкурс костюма
7.Конкурс национальной кухни
Если разбирать поэтапно, то это выглядит так!
Представление команд:
-команда 10 человек
-название команды
-девиз
-у каждого члена команды- эмблема
-одна эмблема (увеличена по размеру) для жюри
Разминка
Этот этап может состоять из викторины вопросов. А можно отступить от традиционной формы разминки и использовать другие приёмы(кроссворд, ребусы, ассоциации и др.)
Знатоки карты
Желающие члены команды должны показать своё знание карты.
Каждому отвечающему по 15 объектов(максимум 15 баллов)
или конкурс «Собери карту»
Конкурс капитанов
Презентация страны
-готовят 1-2 ученика
-не больше 10 слайдов
-контроль готовности и качества презентации
Конкурс костюма
Подготовка к этому конкурсу самая сложная. Проводится большая работа с уч-ся и родителями. Чем больше костюмов в команде, тем выше балл.
Представление костюма во время праздника может проходить под национальную музыку, в танце, с комментариями.
Это самая красочная часть мероприятия!
Конкурс национальной кухни
- оформление стола
- традиции народа (чайная церемония)
- угощение жюри и другой команды
- музыкальное сопровождение
- гигиена и эстетика конкурса
Это самый долгожданный и вкусный конкурс !
Выводы:
во-первых, формирования такой обучающей среды, которая мотивирует учащихся самостоятельно искать и обрабатывать информацию, обмениваться её, т.е. ориентироваться в информационном пространстве;
во-вторых, создания условий, способствующих наиболее полному развитию способностей учащихся. Наиболее перспективным методом развития ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках географии является проектная деятельность. Как уже было сказано выше, я отношу праздники к такому виду деятельности.
Праздники - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием праздника является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Учащихся надо вовлечь, окунуть в проблему. И результат не заставит себя ждать. Довольны своим результатом будут все.
Рекомендации:
- лучше проводить такую игру-праздник весной (в конце 3 четверти);
- подготовка может занимать 1-2 месяца;
- команда класса может составлять 10 уч-ся;
- остальные уч-ся класса –болельщики и активные помощники команды;
- привлекать родителей и классных руководителей к помощи в подготовке;
- продумать грамоты и призы;
- время проведения 1,5 часа;
- жюри- два учителя, два уч-ся старшей школы;
- на праздник можно пригласить гостей: родителей, бабушек, дедушек
Список используемой литературы:
1. Яковлева Н.В. География. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В.Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 142 с.
2.Роль внеурочной деятельности в обучении предметам естественнонаучного цикла /Открытый класс. Режим доступа:[http://www.openclass.ru/node/200953]
3. Матрусов И.С. Методика обучения географии в средней школе
М. «Просвещение», 1985.
4. Кугут И.А. Лекции мастер-класса “Методика организации проектной деятельности” http://www.it-n.ru/
5.Федеральный образовательный стандарт по географии.-М.,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование деятельностно-коммуникативных компетенций учащихся в процессе организации практической деятельности на уроке истории
учитель учителю - обмен опытом...
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...
Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов во внеклассной работе.
предлагаю один из планов факультатива...
Формирование благоприятных отношений, межличностных субъективных связей между учащимися в процессе подготовки и проведения внеклассных мероприятий
Рекомендации по формированию межличностных отношений воспитателя с детьми в процессе подготовки мероприятий....
Организация и проведение внеклассных мероприятий в 2015-2016 учебном году
Перечень мероприятий организованных и проведённых заведующей библиотекой школе....
Организация и проведение внеклассных мероприятий библиотекой в 2015-2016 учебном году
Перечень внеклассных мероприятий организованных и проведённых библиотекой...
"Экологический съезд "Здоровье планеты ". Методика организации и проведения внеклассного мероприятия по социализации в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с ОВЗ
Когда надо задумываться о благополучии окружающей среды? Чем раньше, тем лучше! Природа не только безумно интересна, она, к сожалению, еще и невероятно хрупка. И ее разнообразие, красота и полноценнос...