Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов во внеклассной работе.
статья по английскому языку (5 класс) по теме

предлагаю один из планов факультатива

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_sus_a.p.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

1.Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Министерством образования  и науки Российской Федерации 6 октября 2009 года, является принципиально новым для отечественной школы документом – общественный договор между семьей, обществом и государством.   Методологическую основу Стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно-деятельностный подход в обучении.  Школа должна не только обеспечивать общекультурное, социальное и личностное развитие ученика в процессе обучения, но и обеспечить его личностное развитие в рамках учебного процесса, то есть это умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас и национальностей и т.д. Основной результат образования рассматривается в Стандарте как достижения учащимися новых уровней развития на основе усвоения ими как универсальных учебных действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.

Ведущим документом выступают «Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ» - своеобразный социальный и государственный заказ системе образования, в соответствии с которым она должна строить свою деятельность и обеспечивать условия для ее реализации. Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В процессе внедрения новых стандартов образования  важное место занимает компетентностный подход. Понятия – «компетентностный подход» и «ключевые компетентности» получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, в основе которого лежит компетентностный подход, возникает проблема, а как же внедрять это новшество и что это такое? Для преподавателей общеобразовательных дисциплин, данная проблема является актуальной, поэтому именно она легла в основу данной работы.

 Следует отличать часто используемые синонимически понятия "компетенция" и "компетентность":

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Компетенция  включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

  Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

    В качестве требований к результату общего образования стандарт фиксирует ключевые характеристики и параметры предметных, метапредметных и личностных результатов образования. В разработке стандарта под компетентностями мы понимаем достаточный уровень личностного развития во всех сферах общественной жизни (духовной, политической, социальной и экономической). Здесь важно понимать, что мы рассматриваем как предметные, метапредметные и личностные результаты.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность. Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник.

В настоящее время обучение иностранному языку рассматривается под углом зрения научить учащихся коммуникативной деятельности, межличностному речевому общению, а также приобщить их к культуре страны изучаемого языка. В этой связи, логичным представляется обратиться к проблеме организации внеклассной работы по иностранному языку как неотъемлемому компоненту общей системы средств формирования личности учащихся, способной и желающей участвовать в диалоге культур и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой иноязычной речи.

Потребность в модернизации преподавания иностранных языков в школах нового поколения обусловила необходимость изучить и обобщить методический опыт в осуществлении коммуникативно-ориентированной внеклассной работы, определить современные технологии её организации и проведения.

Отсюда, интересующая нас проблема обучения учащихся коммуникативной компетенции на иностранном языке посредством организационных форм внеклассной работы представляется весьма актуальной.

Объектом данной работы является процесс обучения учащихся коммуникативной компетенции во внеклассной работе по английскому языку.

Предмет: методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов во внеклассной работе.

Цельработы: теоретическое обоснование и практическая разработка технологии обучения учащихся коммуникативной компетенции в ходе организации и проведения внеклассной работы по иностранному языку и представление собственного опыта по данному вопросу.

В научных исследованиях известных учёных-методистов (Е.С. Полат, П.В. Бобкова, И.А. Шпак, З.Н. Никонова и др.) подтверждается значимость проведения коммуникативно-ориентированной внеклассной работы наряду с аудиторной для комплексного осуществления всех составляющих компонентов основной цели обучения иностранному языку: практического, воспитательного, образовательного, развивающего. Отсюда, в соответствии с современными требованиями педагогики и методики внеклассная работа по иностранному языку должна быть ориентирована на социокультурное образование учащегося, позволяющее ему вступать в иноязычное межличностное взаимодействие на межкультурном уровне.

При всей значимости внеклассной работы в формировании у учащихся умений иноязычного общения на коммуникативно-достаточном уровне, как свидетельствуют наши наблюдения за учебным процессом в ходе педагогической практики, имеет место недооценка её учителями английского языка. В частности, проведение внеклассной работы носит фрагментарный, от случая к случаю характер; не организуются постоянно действующие кружки, мобилизующие учащихся к изучению иностранного языка в сотрудничестве, в группах. Отсутствуют научно-обоснованные методические разработки для последовательного, системного проведения групповых и массовых форм внеклассной работы адекватной задачам, содержанию и особенностям обучения иностранному языку на каждой из стадии (начальная, средняя, старшая) в условиях современной общеобразовательной школы.

   В соответствии с вышесказанным  необходимо решить следующие задачи:

  • определить содержание обучения коммуникативной компетенции учащихся-подростков с позиций культурологического и коммуникативного подходов к обучению иностранному языку в современной школе;
  • обосновать значимость, возможности внеклассной работы по иностранному языку и рассмотреть современные методические требования к их содержанию и организации, используя собственный опыт работы.

Теоретико-методическая база данной работы включает теорию речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), личностная ориентация на иностранном языке (Н.А. Гальскова, Н.И. Халеева), коммуникативная компетенция (Е.И. Пассов, С.Ф. Шатилов, И.Л. Бим), технологии и методики обучения языку за рубежом (K. Johnson, D. Porter, C.Livingsone).


2. Основная часть.

2.1. Психологические и дидактико-методические основы

организации коммуникативно-ориентированной внеклассной работы по

иностранному языку

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи, решаемые внеурочной деятельностью:

1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования

2. Снизить учебную нагрузку обучающихся

3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

4. Улучшить условия для развития ребенка

5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

То есть, для организации внеклассной работы важно, во-первых, глубокое знание мотивов учения, а во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими. От уровня владения этими умениями во многом зависит, мне думается, успех профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо обратиться к теоретическим исследованиям по проблемам мотивации, а также определить её связь с содержанием обучения иностранному языку.

Для решения вопроса о мотивации изучения необходимо обратиться к психологическим исследованиям этого направления. По словам И.А. Зимней, «мотив – это то, что объясняет характер данного речевого действия, тогда как коммуникативное намерение выражает то, какую коммуникативную цель преследует говорящий планируя ту или иную форму воздействия на слушающего». [9]. В области обучения иностранному языку психологические вопросы мотивации решаются в работах А.А. Алхазишвили, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева.

Руководствуясь работами вышеперечисленных учёных, под мотивацией следует понимать, систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность на углубленное изучение иностранного языка, его совершенствование и стремление развивать навыки речевой деятельности при условии положительной установки преподавателя.

Многочисленные эксперименты показали, что в течение одного учебного года отношение учащихся к различным видам речевой деятельности может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это непосредственно зависит от ряда факторов, но первостепенно от стиля и организации внеклассной работы.

Различные аспекты внеклассной работы достаточно полно освещены в методической литературе (Л.В. Бобкова, О.Ю. Болтнева , Г.И. Гаврилова  и др.). Меньше освещён вопрос о роли и месте внеклассной работы в повышении мотивации изучения иностранных языков.

Поскольку мотивация – явление многогранное, то внеклассная работа должна включать в себя целый комплекс средств для её поддержания. В системе обучения иностранному языку как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, что в конечном итоге вызывает у изучающего иностранный язык коммуникативную мотивацию.

Тем самым, формирование коммуникативной мотивации является первоочередным условием формирования коммуникативной компетенции и повышения интереса к предмету «Иностранный язык» так как коммуникативность – это первая и естественная потребность изучающих иностранный язык.

Для методической организации различных форм внеклассной работы учителю необходимыми представляются знания о психологической совместимости школьников при их участии во внеклассных мероприятиях и входящих в состав учебной группы; психологические особенности самой группы и присущих учащимся качеств (сплочённость, лидерство, принятие групповых решений, способность к выполнению социальных ролей).

Можно прийти к выводу, что внеклассная работа – это дополнительная возможность для осуществления основной цели обучения иностранному языку. Позволяет создать среду для иноязычного речевого акта между учащимися, повышая тем самым их интерес к изучению иностранного языка.

2.2. Коммуникативный подход к организации внеклассной работы по

иностранному языку и его социокультурный компонент

Как было нами замечено, основной целью обучения иностранному языку в современной школе является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, позволяющей им участвовать в диалоге на изучаемом языке в естественной среде. В связи с этим, следует отметить, что коммуникативный подход является приоритетным в обучении иностранному языку на межкультурном уровне.

В Российской методической науке наиболее известны следующие стратегические положения, характерные для коммуникативного обучения общению на иностранном языке, на которые указывает Е.И. Пассов: «о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности учащихся, об индивидуализации обучения, о функциональной организации речевых средств, о ситуативной организации процесса обучения, о новизне, информативности учебного материала» [16].

Коммуникативное обучение иностранным языкам носит системно-деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка [19].

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые реализуются с помощью методических приёмов (techniques) и создают упражнения (exercises).

Деятельностные задания для коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

Процесс обучения иностранному языку в осуществлении форм внеклассной работы, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможность предмета в решении этой задачи. Коммуникативное обучение, ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации внеклассной работы.

           

             2.3. Технологии формирования коммуникативной компетенции

учащихся 5-7 классов во внеклассной работе по иностранному языку

Являясь важной составной частью учебно-воспитательного процесса по иностранному языку, внеклассная работа преследует те же коммуникативные, общеобразовательные, развивающие и воспитательные цели. Она способствует развитию и углублению интереса учащихся к иностранному языку, повышению уровня их коммуникативной компетенции, способности участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, расширению их социокультурного кругозора и общеобразовательного уровня, эстетическому и нравственному воспитанию.

В этой связи, целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

-расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

-стимулирование интереса учащихся к изучению предмета «иностранный язык»;

-всестороннее развитие личности учащегося, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеклассная работа по иностранному языку решает следующие задачи:

-совершенствование знаний, привычек и умений, приобретённых на уроках иностранного языка;

-помощь учащимся в формировании его мировоззрения;

-развитие творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов учащихся;

-воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которого изучается, расширение знаний в области страноведения.

Т.Н. Калечиц в работе «Внеклассная и внешкольная работа с учащимися» выделяет следующие отличия внеклассной работы от учебной:

1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы, прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определёнными целями.

Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы – она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т.д. Во-вторых, в отсутствии строгого учёта знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчётных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т.д. При этом зачастую учителя выражают письменную оценку деятельности школьников через благодарственные записи в дневнике или отметкой в журнале, либо тем и другим вместе.

3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений [10].

Во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих их интересам, склонностям, речевому опыту в иностранном языке.

В методической литературе различают индивидуальные, массовые и групповые формы внеклассной работы по иностранному языку. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата учащихся.

Кружковая форма работы по иностранному языку в отличие от массовых, характеризуется постоянным составом её участником, наличием плана работы и проведением всей работы в определённой системе. Занятия кружка не регламентированы учебной программой. В связи с этим открываются неограниченные возможности для исследовательской деятельности учителя, совершенствования его методического мастерства.

Кружковые занятия по своему содержанию и структуре ближе к уроку иностранного языка, нежели все остальные виды внеклассной работы по предмету, но не дублируют его. Очень часто они выполняют роль промежуточного звена между уроком и различными формами внеклассной работы. В выборе структуры занятий и их содержания учитывается, что учащиеся пришли на них после напряжённого трудового дня и им необходим отдых, переключение на новые виды деятельности.

В зависимости от основного их назначения различают следующие виды кружков: 1) кружки по совершенствованию практического владения языком; 2) кружки страноведческого и краеведческого характера; 3) кружки занимательные.

Независимо от основного назначения кружка, к их организации предъявляются общие требования:

  • Актуальность тематики.
  • Связь с учебной тематикой.
  • Доступность языкового материала, положенного в основу занятия, аутентичность учебных материалов.
  • Соответствие тематики возрасту учащихся, их интересам и склонностям.
  • Познавательная ценность учебных материалов, их страноведческая направленность.

Занятия рекомендуется проводить в соответствии с планом, к составлению которого можно привлекать и учащихся.

Название кружка должно отражать основное направление работы и заинтересовать учащихся. Направление работы кружка определяется с учётом склонностей и пожеланий учащихся, их языковой подготовки и возрастных особенностей. Так, для учащихся 5-7 классов наиболее интересными являются кружки, в которых иноязычное речевое взаимодействие осуществляется в ролево-игровой и проектной деятельности.

Как утверждает С.Н. Савина, выделяются несколько вариантов проведения занятий. Один из них допускает объединение учащихся всех возрастов, увлекающихся различными видами деятельности: чтением, говорением, инсценированием и драматизацией, прослушиванием и разучиванием песен на изучаемом языке, подготовкой наглядных пособий, оформлением стендов, стенгазет, постановкой номеров художественной самодеятельности. К участию на занятиях этого кружка желательно привлекать наиболее подготовленных в языковом отношении учеников. С их помощью учитель осуществляет руководство микрогруппами, входящими в состав кружка. [20]

Другим вариантом проведения занятий кружка является объединение учащихся с более или менее однородной языковой подготовкой для достижения единой цели – совершенствования умений и навыков устной речи или чтения в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников. На занятиях этого кружка имеется возможность планировать общие для всех коллективные формы работы в виде проектов. Распространённые кружки данного типа: “English poetry”, “English speaking countries”, “We speak English”, “House and Housing” [20].

Структура занятий и содержание работы кружка определяются исходя из его целевых установок, особенностей контингента учащихся с учётом возможностей школы, личности и уровня педагогического мастерства учителя.

В зависимости от этапа изучения иностранного языка изменяется соотношение видов деятельности на занятиях кружка. Так, в 5-7-х классах учащиеся предпочитают различные виды деятельности, в ходе которых они знакомятся со страной изучаемого языка, участвуют в речевом общении, приближённом к реальным условиям их жизни. Процесс овладения иностранным языком на занятиях кружка должен формировать познавательные интересы учащихся, способствовать духовному становлению личности.

Наряду с кружковой работой, организация внеклассных мероприятий по английскому языку в форме клубов по интересам, также представляется весьма значимой для усиления страноведческо-познавательной направленности в обучении учащихся иноязычному речевому общению.

Как отмечает С.Ф. Шатилов клубная работа имеет много общего с кружковой. Её отличие состоит в том, что она как бы интегрирует все виды кружковой, массовой и индивидуальной форм работы в стройную систему внеклассной и внешкольной работы, являясь координирующим её центром [23].

Несомненным достоинством клубов по интересам является формирование личности учащегося в условиях, которые способствуют развитию и удовлетворению его любознательности, проявлению всех его задатков и способностей. Добровольность участия, неформальность общения, самостоятельность в решении организационных вопросов, разнообразие видов деятельности, отличной от той, которой учащиеся занимаются на уроке, делают клубы привлекательной и полезной внеурочной формой работы.

На английском языке в школе могут быть созданы: «Клуб знатоков страны изучаемого языка», «Клуб любителей литературы страны изучаемого языка», «Клуб знатоков изобразительного искусства страны изучаемого языка».

Организация подобных клубов даёт возможность расширить круг учащихся, вовлечённых во внеклассную работу по иностранному языку. Среди них те, кто проявляет интерес к зарубежной литературе и искусству, различным аспектам жизни и деятельности народа страны изучаемого языка. В работе клубов английский язык выполняет свою естественную функцию – он служит средством общения, средством получения новой, интересной информации. В связи с этим процесс овладения языком приобретает для учащихся личностный смысл. Потребность в речевом общении развивается во время встреч членов клуба одновременно с потребностью в обмене мнениями и впечатлениями на иностранном языке.

Всё это способствует развитию личности учащегося, формированию у него коммуникативной компетенции средствами внеклассной работы по иностранному языку.

Как свидетельствуют наши наблюдения за учебным процессом, вполне доступной и популярной формой внеклассной работы по иностранному языку в школе являются утренники и вечера. Данная форма работы осуществляется на основе соблюдения принципа сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм деятельности учащихся. В их подготовке и проведении могут участвовать школьники с разным уровнем владения иностранным языком, выполняя роли сценаристов, режиссёров, артистов, гримёров, декораторов, костюмеров, художников и т.д. При этом их художественная деятельность находится в тесном взаимодействии с деятельностью общения на иностранном языке.

В практике организации массовых форм внеклассной работы по иностранному языку значительный интерес представляют конференции, целью которых являются создание реальных условий для осуществления учащимися иноязычного взаимодействия, вступления их в диалог культур.

В рамках ФГОС дополнительному образованию, внеурочной деятельности учащихся отводится особое место. Внеурочная работа по иностранному языку относится к обще интеллектуальному направлению. Нами разработан факультативный курс “Этот волшебный английский» для учащихся 5-х классов. Он рассчитан на 38 часов (1 занятие в неделю).

Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся 5 – х классов на занятиях факультативного курса.

Формирующиеся УУД.

Личностные УУД:

  • воспитывать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу, уважению к человеку любого возраста,
  • формирование толерантности к культуре других народов.

Метапредметные УУД:

  • развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации,
  • знакомство с английским речевым этикетом,
  • расширение активного словарного запаса и кругозора детей,
  • выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости

                       Название темы

Теоретич.

часть

Практич.

часть

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Вежливость по- английски

Обращения

Мы идем в гости

  - еда

  - за столом

Мы принимаем гостей

Разговор по телефону

Приветствия

Прощания

Благодарность

Извинения

В кафе

КВН «Турнир вежливых»

(у нас в гостях «Лига джентльменов»)

Представление проектов

3 часа

2 часа

2 часа

2 часа

1 час

0,5 часа

0,5 часа

0,5 часа

0,5часа

2 часа

Подготовка

3 часа

1 час

1 час

2часа (ролевая игра)

2часа (ролевая игра)

2часа (ролевая игра)

1 час (ролевая игра)

1 час

1 час

1 час

1 час

2часа (ролевая игра)

2 часа

4 часов

Итого:        18 часов      20 часов

В основе работы нашего факультатива лежит ролевая игра.Что представляет собой ролевая игра? Что мы обычно понимаем под ролевой игрой? Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе детей, играющих в школу, больницу, магазин, экскурсию и т.д. Углубляя страноведческие знания учащихся можно предложить им игры типа: «Shopping in Great Britain», «Attending a Swimming Pool», «Visiting Friends in the City and in the Country», «An English Picknick», «At the Hairdresser’s», «At the Tailor’s», «At the Doctor’s», «At the Chemist’s», «At the Dressmaker’s», «At the Market», «At the Department Store», «At the Hotel», «At the Post-office», «At the Library», «At the Airport», «At the Railway Station» и т.д. И те, и другие бессознательно создают, творят свою собственную реальность и, делая это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль скорее укрепит, нежели разрушит уверенность в себе.

Вторым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры - тренировка неподготовленной речи.

Каковы преимущества использования ролевой игры в классе:

Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные а) формы опыта; б) могут использоваться разнообразные функции, структуры, большой объем лексического материала. Ролевая игра может превзойти возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в умении говорить в любой ситуации на любую тему.

Ролевая игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать и развивать такие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в работе социальных взаимоотношений, которыми так часто пренебрегают наши учителя.

Некоторые люди часто учат английский язык для того, чтобы подготовиться к определенной роли в жизни (работать за границей, в Интернете, путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый материал, который им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли испробовать свои силы в дружественной атмосфере классной комнаты. Для них ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.

Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской" за которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда основной упор в обучении делается на личность учащихся, на их непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.

Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного эффективнее.

Ролевая игра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной технологией, которая развивает языковую беглость учащихся, способствует взаимодействию в классе и повышает мотивацию).

Процесс обучения состоит из нескольких фаз:

•        фаза презентации;

•        фаза полузнаний;

•        фаза закрепления.

Ролевая игра принадлежит к категории технологии обучения языку, которую относят к технологии обучения с низким вводом и высоким выводом. Это означает, что сконцентрированная вокруг учителя фаза презентации очень коротка. После короткого вступления учащиеся погружаются в деятельность, в которой выполнение задания намного важнее, чем использование точных слов; деятельность, в которой беглость превалирует над аккуратностью. Естественно, что язык, который учащиеся используют в ролевой игре, а вернее языковый материал, должен быть введен на более ранних стадиях обучения.

Ролевая игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур, лексики, изучение функций, интонационных моделей), это также использование правильного слова в правильном месте и в правильное время.

Ролевые игры, которые обрабатываются, заучиваются и проигрываются для других учащихся - не являются больше ролевыми играми, а называются драматическими представлениями. Ролевая игра касается в основном процесса игры, а не готового продукта. Это должно быть уяснено с самого начала, поскольку многие учащиеся очень застенчивы и они робеют, когда их заставляют участвовать в спектакле. И кроме того, они часто убеждены в том, что они не обладают талантом игры. В ролевой игре они не участвуют в спектакле, там нет публики. Даже учитель должен отойти на задний план, поскольку его присутствие может препятствовать - своей готовностью наброситься на ученика каждый раз, когда допускаются ошибки. Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от напряжения. Ролевая игра может быть показана другим или записана на пленку, но это не обязательно. Ролевая игра - это изучение языка.

Основные требования, на которые следует обратить внимание при организации ролевой игры:

  • при организации ролевой игры следует начинать всегда с парной, а не с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с кем-то одним, находящимся рядом с вами или перед вами, не нарушая планировки). Существует еще и психологическое обоснование.
  • на начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности, которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре.  
  • ролевая игра должна быть рассчитана на разнообразные типы учащихся. - Учащиеся должны понимать ситуацию и то, что написано в ролевой карточке перед началом игры.
  • следует быть очень тактичным, не огорчайтесь если одна или две пары не принимают участие в деятельности. Помните, что когда вы проводили обычные уроки, они могли также оставаться совершенно безучастными, о чем то думать или мечтать, а вы не замечали этого.
  • не используйте ролевой игры чересчур трудной и требующей эмоциональной перегрузки, до тех пор, пока ваши учащиеся не привыкнут к этому виду деятельности. Если же вы этого не учтете, то учащиеся могут перейти на родной язык. Старайтесь терпимее относиться к небольшим языковым вторжениям на родном языке, если это помогает продвижению ролевой игры.
  • если ваши учащиеся все же переходят на родной язык, то устанавливайте задания более развернуто, начиная с работы в парах и легкой ролевой игры с информационными заданиями. Если это не срабатывает, то это означает, что ваша аудитория слишком закрепощена и необходима предварительная подготовка (коммуникативные упражнения) чтобы учащиеся расковались.
  • всегда продумывайте последующие виды деятельности для тех групп или пар, которые заканчивают раньше других.
  • установите точный лимит времени и старайтесь добиваться, чтобы каждый этап ему соответствовал.

Ролевая карточка должна быть краткой. Если предполагается использование каких-то лингвистических структур, то учащиеся должны быть с ними хорошо ознакомлены. Когда учащиеся прочтут свою ролевую карточку, они должны либо вернуть ее учителю, либо перевернуть ее и обращаться к ней только тогда, когда им необходимо.

3.Заключение

Изучение иностранного языка в условиях средней общеобразовательной школы призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. В этой связи, целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую, речевую, учебно-познавательную и социокультурную.

Для создания благоприятных условий, ориентирующих учащихся на участие в иноязычном речевом общении на межкультурном уровне, необходимо использовать также организационные формы обучения, которые будут стимулировать их деятельность в рассматриваемом плане и способствовать усилению их учебной мотивации. Речь идёт о мотивах, связанных с познавательными интересами учащихся, их потребностью в овладении новыми знаниями в процессе изучения иностранного языка.

Как свидетельствуют результаты нашей работы, именно внеклассная работа, являясь неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, обладает значительными возможностями для  повышения интереса школьников к осуществлению межкультурного общения на иностранном языке.

Более того, проведённое нами исследование позволяет утверждать, что иноязычная познавательная направленность внеклассной работы предоставляет учащимся дополнительную возможность (наряду с классной работой) использовать иностранный язык не только как средство общения, но и как средство приобщения к культуре страны изучаемого языка в соотнесённости с культурой своей страны.

Формы внеклассной работы по иностранному языку многообразны, среди которых нами выделены групповые и массовые. Значимость данных форм внеклассной работы можно усилить за счёт ещё более последовательной и целенаправленной реализации познавательного, лингвострановедческого и страноведческого компонентов, которые способны сделать обучение иноязычной коммуникативной компетенции учащихся более информативным и содержательным.

В этой связи, эффективность и результативность обучения иноязычному общению учащихся средствами внеклассной работы по иностранному языку во многом зависят от соблюдения следующих условий:

- страноведческо-познавательной направленности содержания всех форм внеклассной работы;

- создания положительного эмоционального фона в ходе проведения внеклассных мероприятий;

- учёта коммуникативного, личностно-ориентированного и социокультурного подходов в формировании коммуникативной компетенции у школьников во внеклассной работе по иностранному языку;

- эстетической выразительности, занимательность и новизна содержания обучения иноязычному общению, организационных форм и методов работы;

- широкого применения новых информационных технологий и проектной деятельности учащихся во внеклассной работе по иностранному языку.

                                        Список литературы

  1. «Федеральный Государственный образовательный стандарт   основного общего образования» Утвержден  приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации   от «17»  декабря  2010 г. № 1897

Электронный ресурс   [Режим доступа]

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

  2.Алхазишвили 1988 – А.А. Алхазишвили. Основы овладения устной иязноычной речью. М., 1988.

3.Барышников  – Н.В. Барышников. Параметры обучения межкультурной коммуникации в средней школе. ИЯШ. № 2, 2002.

4.Бим И.Л. Интеграция и дифференциация в школьном обучении иностранному языку и подготовка учителей иностранного языка. М., 2001.

5.Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранному языку на старшей ступени полной средней школы. ИЯШ. № 5, 2002.

6.Бобкова Л.В.. Декада английского языка и другие виды внеклассной работы. ИЯШ. № 3, 2005.

7.Болтнева О.Ю. Театральные проекты в преподавании английского языка и англоязычной культуры. ИЯШ. № 4, 2001.

8. Гальскова И.Д.. Межкультурное обучение; проблема целей и содержания обучения иностранному языку. ИЯШ. № 5, 2004. Электронный ресурс [Режим доступа]http://www.twirpx.com

9. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985. . Электронный ресурс [Режим доступа]-  http://www.twirpx.com/file/830032/

10.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М., 1990.

11.Колшански Г.В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения. М., 1985.

12.Коробкова Н.А. Ученические конференции на иностранном языке. ИЯШ. № 1, 1976.

13.Леонтьев  А.А. Теория речевой деятельности. М., 2002.

14.Мильруд Р.П.Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. ИЯШ. № 4. 2004.

15.Никонова  З.Н.. Песня на уроках английского языка. ИЯШ. № 1, 2002.

16.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 2000. . Электронный ресурс [Режим доступа] http://www.twirpx.com

17.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. ИЯШ. № 3, 2000.

18.Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку. ИЯШ. № 5, 2001.

19.Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1991.

20.Савина С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе. М., 1991.

21.Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому образованию в методических целях. ИЯШ. № 3, 2005.

22.Уляшкина  Г.В. Опыт организации внеклассной работы по созданию мультимедиа шоу. ИЯШ. № 4. 2001.

23.Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 2002.

24.Шепелева  В.И. Принципы организации внеклассной работы. М., 2001.

25.Шерстеникина В.А. Внеклассная работа как средство повышения мотивации изучения учащимися иностранного языка в средней школе. М., 1993.

26.Щукин А.Н.. Обучение иностранным языкам. М., 2006.

27. K. Johnson, D. Porter. Perspectives in Communicative Language Teaching. London, 1983. Электронный ресурс [Режим доступа] www.hltmag.co.uk/.../sart05.rt.

28. Журнал «Иностранные языки в школе». Архив. Электронный ресурс. [Режим доступа]http://www.flsmozaika.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=10&Itemid=8

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный контроль сформированности иноязычной коммуникативной компетенции учащихся 10 классов по теме "Healthy Lifestyle"

Презентация разработки урока по комплексному контролю сформированности ИКК учащихся 10 классов по теме "Здоровый образ жизни"...

Роль грамматических навыков в системе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Проверочные работы в актуализации грамматических навыков.

- Подходы к формированию грамматических навыков и присущие им методы.- Межъязыковая и внутриязыковая интерференция при обучении грамматике.- Как сделать отработку грамматических навыков интересной и л...

Мастер-класс "Прием РАФТ как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции"

Прием РАФТ способствует совершенствованию коммуникативной иноязычной компетенции с использованием метода критического мышления при обучении английскому языку....

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся

Инновации в жизни школы, это, прежде всего, новые подходы к организации урока: распределение времени, форма работы с классом, планирование поэтапного усложнения заданий, использование эвристических ме...