Применение логических опрных символов на уроках географии. Доклад
учебно-методический материал по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_logicheskih_opornyh_simvolov_na_urokah_geografii._doklad.docx | 37.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 8
« ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ (СИМВОЛОВ) НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
Доклад на заседании районного методического
объединения учителей географии
Разработала: Кашолкина Е.Н.,
учитель географии
Одинцовской СОШ №8,
1 категория
Одинцово, август 2019 г.
Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню.
1.Введение
Современный урок - неотъемлемая часть всей жизнедеятельности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрывается его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность.
Цель современного урока - формирование и развитие личности школьника в опоре на использование всех компонентов образования. Цели современного урока направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, внимания, памяти, речи, воображения. На современном уроке учитель выступает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует.
Поэтому каждого учителя как человека творческого беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Наглядность на уроке - играет большое значение. География – такой предмет, который изначально предполагает использование большого количества наглядного материала. Без демонстрации в географии обойтись практически невозможно. Действительно, сложно изучать какой-либо объект, не увидев его своими глазами. Но показать все невозможно, да и нецелесообразно. Ведь у ребенка должно развиваться и абстрактное мышление.
Стоит отметить, что наиболее важными средствами наглядности являются те, которые создаются непосредственно на уроке. Данные средства наглядности выполняют функцию конспектирования и запоминания материала. В процессе подготовке домашних заданий они выступают в качестве опорных звеньев в повторении пройденного материала. К таким средствам можно отнести пояснительные рисунки, листы опорного сигнала (по системе В.Ф. Шаталова), опорные конспекты, моделирование, графические конспекты.
Современные уроки отличаются большим разнообразием форм организации обучения. Учитель – это подлинный творец и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег
2. Основная часть
Тема применения логических опорных конспектов (или символов) очень актуальна особенно в последнее время. Это объясняется тем, что за последние годы количество часов на изучение предмета географии сокращается, а программа остается прежней, и учитель испытывает нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться, и многие их принципы становятся для учителя необходимостью на сегодняшний день. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология логических опорных конспектов.
Обозначения-символы всегда были необходимы для передачи опыта, учения. В точных науках всегда использовались специальные знаки и обозначения. Но математик В.Ф.Шаталов, предложил свои опорные сигналы, которые нашли место применения и в других школьных дисциплинах, в частности в географии.
В процессе обучения географии эта технология опорных сигналов (логических опорных конспектов ЛОК или ЛОС) применяется давно.
Ещё Н.Н. Баранский писал о роли схем логических связей в обучении географии подчеркивая, что схемы «научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные в методической литературе опорные конспекты помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.
Ещё учителю логические опоры позволяют проводить многократно и вариативно повторение изучаемого материала, что приводит к его усвоению школьниками.
Зрительное восприятие опорных конспектов (сигналов), воспроизведение их в тетрадях учащихся, устный рассказ по «опоре», развивают все виды памяти школьников. ЛОК и ЛОС создают благоприятные условия для проверки усвоения учебного материала, позволяют вести четкий учет результатов усвоения каждой темы.
Таким образом, логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.
Назначение ЛОК заключается в следующем: создать у учащихся четкое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний; помочь разобраться в его структуре; выделить главное, существенное в излагаемом материале; показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания лекции; помочь учащимся запомнить основной материал.
Опорный конспект является вторичным текстом, так как в нем в краткой форме передаются основные сведения текста исходного. При этом могут использоваться сокращения, различные знаки, символы, графические выделения. Часто опорный конспект представляет собой рисунок или схему, иногда таблицу. Психологи отмечают, что преобразование учеником информации, перевод ее в другую, более наглядную форму (в рисунок, схему, таблицу) способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно, чтобы у детей выработалось умение составлять опорные конспекты в различных формах и вкус к такой работе.
Опорный конспект составляется:
- учителем для учеников (чтобы дети усвоили представленную в нем информацию);
- детьми (тогда учитель оценит, насколько они поняли прочитанный или услышанный исходный текст);
- совместными усилиями учителя и детей в диалоге (для создания атмосферы поиска, маленького открытия).
Учитель строит ЛОК в процессе изложения лекции на доске цветными мелками или с помощью комплекта заранее подготовленных карточек. Учащиеся же приучаются к параллельному конспектированию услышанного материала. В этом случае работают все органы чувств и мышление. Происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части лекции на основе такого конспекта идет краткое повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельное дополнение ЛОК в процессе домашней проработки конспекта лекции и текста учебника. С этой целью на схеме ставятся вопросы: где? почему?
Объяснение учебного материала по конспекту не превышает в среднем 15-20 минут. В оставшееся время можно: поставить конкретную задачу или проблему, и решить ее, провести анализ карт атласа, поработать с текстом учебника, статистическим материалом и т. д.
В отличие от педагогических схем и готовых иллюстраций графический конспект позволяет учащимся составить индивидуальный рисунок, который с легкостью остается в памяти и воспроизводится на контрольных работах и срезах. Графический конспект составляется поэтапно. Сначала учитель сопровождает изложенный материал рисунком на доске. Затем предлагает школьникам самостоятельно достроить рисунок, основываясь на полученной информации.
Использование в учебном процессе графического конспекта имеет следующие преимущества:
- обычное восприятие рассказа, как правило, не создает на уроке ситуацию решения учебной задачи. Ученик, имея возможность закрепить изложенную тему по учебнику дома, слушает рассказ учителя невнимательно. Эта проблема усугубляется, если монолог учителя малоинтересен, не иллюстрирован наглядным материалом. Выполнение графического конспекта обусловливает активную работу всего класса;
- построение графического конспекта требует от учащихся полной мобилизации, усиленного внимания;
- в опорных схемах представлены такие абстрактные понятия, как причинно-следственные связи, которые в природе непосредственно не выражены;
- опорный графический конспект – один из приемов самостоятельного приобретения знаний;
- опорные схемы, выполненные в виде графического конспекта, служат средством познания изучаемых объектов, разрешения проблемных ситуаций. На этой основе возможно формирование творческого мышления учащихся;
- построение графического конспекта позволяет не только организовать коллективную деятельность на уроке всех учащихся класса, но и оценить работу каждого ученика.
Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним - это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии необходимо соблюдать некоторые правила – принципы составления опорного конспекта.
Основные принципы составления ЛОК:
- лаконичность (не более 80-100знаков)
- структурность (должен состоять из блоков)
- акцентирование основного смысла (цвет, шрифт)
- унификация условных знаков
- оригинальная разнообразность - монотонность "выключает" внимание;
- связь с текстом учебника (можно указывать и страницы).
Значение сигнала:
- сжимает информацию;
- облегчает понимание новой информации;
- активизирует учащихся;
- экономит время;
- упрощает процесс запоминания новых терминов;
- наглядно демонстрирует связи между природными компонентами;
- помогает выделять главное;
- благотворно действует на психологический климат урока.
Виды опорных сигналов:
- смысловые;
- ассоциативные;
- аббревиатурные;
- графические.
Формы опорных сигналов:
- схемы;
- таблицы;
- диаграммы;
- ассоциативное поле;
- опорный конспект;
- алгоритмы.
При построении опорных конспектов целесообразно также соблюдать ряд условий (как советует И.В.Душина):
- определить цели урока как планируемые результаты, которые необходимо получить в конце урока и проверить их усвоение учащимися;
- разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е. подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематический способ кодирования информации;
- общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического конспекта;
- рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко изобразить на доске и в тетради в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными;
- они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из малых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки;
- при построении опорных конспектов по различным темам необходимо соблюдать принцип преемственности в использовании опорных сигналов (ОС) и условных обозначений (УО). Необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и символы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии и других предметов;
- цвета при раскраске ЛОС несут особую смысловую нагрузку, они должны соответствовать общепринятым в географии цветам;
- опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учебника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при подготовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебником, а также с картами атласа и другими средствами обучения.
Опорные материалы помогают преподавателю:
- организовать и использовать учебный и дополнительный материал разного содержания, вида и формы;
- предоставлять ученику свободу выбора средств и способов выполнения учебных заданий;
- анализировать и оценивать индивидуальные способы учебной работы (конспекты, схемы, таблицы, доклады, сообщения), которые побуждают учащегося к осознанию им не только результата, но и процесса своей работы;
- наглядно представить учащимся весь изучаемый материал;
- сконцентрировать внимание на отдельных, наиболее трудных местах изучаемого материала;
- многократно повторять учебный материал;
- быстро, без больших временных затрат, проводить рефлексию;
- привлечь к контролю родителей и создать комфортную обстановку на уроке.
Однако, стоит отметить, что создание опорных конспектов очень трудоемко для преподавателя.
Но в то же время использование опорного конспекта помогает учащимся:
- приобрести навыки, полезные для дальнейшего обучения;
- освоить основные знания по географии;
- процесс составления конспекта (на доске и в тетради) способствует концентрации внимания;
- вынуждает даже не слишком усердных и рассеянных учащихся следить за объяснением материала;
- многократно повторять его;
- регулярно используя символы, знаки, сокращения, учащиеся приобретают навыки работы с опорным конспектом. А это очень важно.
Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний.
Виды работы с ЛОК:
- изучение теории в классе:
- поэтапное объяснение нового материала учителем;
- самостоятельная расшифровка ОК при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.;
- создание опорного конспекта, индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;
- фронтальное закрепление по блокам.
- Первичное повторение:
- фронтальный контроль усвоения конспекта;
- взаимоконтроль.
- Второе повторение (обобщение и систематизация):
- индивидуальный устный, письменный контроль;
- взаимоопрос и взаимопомощь;
- игровые элементы.
При работе с ЛОК возможно применение разнообразных методических приемов, которые могут быть выстроены в цепочку:
1. подробный рассказ, эвристическая беседа, работа с учебником или другими источниками географической информации. Рассказ ведется по ЛОК, который является дидактической карточкой;
2. поэтапное закрепление изученной части при повторном рассказе учителя или методом хорового проговаривания каждого положения, или парным контролем. При этом особое внимание уделяется причинно-следственным связям;
3. «щадящая» форма закрепления. (Учитель задает вопросы классу, дети пытаются на него ответить. После минуты совещания и ответов учеников учитель сам дает ответ или направляет детей к тому источнику, где можно найти правильный ответ);
4. самостоятельная расшифровка ОС при работе с учебником, картами, таблицами и т.п.
Составление ЛОС (ЛОК) целесообразно как при изучении физической географии, так и экономической.
Опорные конспекты как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, формированию глубоких знаний, их систематизации. Кроме того, использование опор предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля.
Работать по данной технологии в классах интересно и увлекательно. Создание листов опорных сигналов и обучение по ним - это творческая работа. Но для того чтобы ученики могли использовать листы опорных сигналов и составлять их впоследствии самостоятельно, нужна система..
Для того чтобы научить детей работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Над этим начинают работать ещё учителя начальной школы. Они учат детей умению работать с учебником, выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Учащиеся, работая с опорными конспектами, привыкают к наглядности и запоминают условные знаки, сокращения. В дальнейшем, дети учатся строить опорные схемы самостоятельно или в парах.
3. Заключение.
Методика опорных конспектов - перспективный метод ,так как развивает логическое мышление, память ,монологическую речь, вырабатывает навыки анализ, раскрывает творческий потенциал и индивидуальные способности учеников.
Применение опорного конспекта позволяет сгладить отрицательные стороны традиционного обучения, т.к. обеспечивает достаточно полную и всеобщую активность на уроке. Это достигается созданием определенного динамического стереотипа деятельности учащихся.
Учебный процесс, построенный с использованием опорных конспектов, предполагает возможность ответа ученика (на первом этапе обучения) по опоре (читает ответ), когда школьник испытывает меньше страха, скованности, дает лучшие результаты. Опора становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминания или воспроизведение заданного, а на суть размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей. Данная система опроса и оценивания знаний исключает двойку как оценку.
По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем. Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет, сжато записать любую лекцию.
Эффективность предлагаемой методики подтверждается результатами обучения, а также положительными отзывами учителей, использующих данную методику.
Литература
1. Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. – М., 1995
2. Бенькович Т.М. Опорные конспекты в обучении географии России. 8-9 класс. – М., 1997
3. Винокур М.С., Скуратович О.Я. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках георафии. – Киев, 1990
4. Гаврилюк А.А. Графический конспект на уроках географии. Журнал «География в школе» № 2/2007 год.
5. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
4. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. – Москва, 2004
5. Шатных А.В. Изучение Зарубежной Европы в курсе 10 класса //География в школе. – 1997. № 6\\
6. Шатных А.В. Использование лекционно-семинарский системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. Курган, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение парацентрической технологии обучения на уроках географии
Парацентрическая технология обучения (автор Н.Н. Суртаева) означает обучение в парах со средствами обучения при помощи методических инструкций и последующим выходом на контроль....
«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...
Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе
При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках географии
Выступление на МО учителей естественно-гуманитарного цикла....
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии
Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....
Статья «Применение технологии разноуровнего обучения на уроках географии». Учитель географии гимназии №446 Хамедова Елена Евгеньевна
Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации.Обучение принято считать дифференцированным, если в его проце...