Урок «Движение земной коры, вулканы, гейзеры»
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цели: образовательные - сформировать представление о видах движения земной коры; расширить и углубить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения; о горячих источниках и гейзерах;
развивающие – способствовать развитию умений работать с картами, учебником, устанавливать причинно – следственные связи, решать проблемные задачи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;
воспитательные – способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззрения, географической культуры личности, формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dvizhenie_zemnoy_kory_.doc | 503 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 24» города Смоленска
КОНСПЕКТ УРОКА
по географии в 6 классе
- Движение земной коры, вулканы, гейзеры»
Учитель географии
Ботулева Елена Владимировна
2016
Тема: «Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры»
Цели: образовательные - сформировать представление о видах движения земной коры; расширить и углубить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения; о горячих источниках и гейзерах;
развивающие – способствовать развитию умений работать с картами, учебником, устанавливать причинно – следственные связи, решать проблемные задачи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;
воспитательные – способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззрения, географической культуры личности, формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.
.
Тип урока: комбинированный.
Технология: урок – исследование
Формы контроля: индивидуальный, фронтальный.
Методы: проблемно – поисковый, самостоятельная работа, практическая работа. Оборудование: презентация «Движения земной коры. Вулканы. Гейзеры», электронное приложение ООО «Дрофа» 2012, проектор, плод авокадо, тест, карта «Вулканы и землетрясения», карта «Литосферные плиты», иллюстрации, карточки-задания, лист - конспект, физическая карта полушарий, атласы.
Ход урока: | ||||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
1.Организационный момент. Эмоциональный | ||||
настрой. | ||||
Приветствие | Подготовка к уроку | |||
Приглашаю совершить путешествие в глубины | ||||
литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, | ||||
настроимся на поиск и творчество и начнем | ||||
урок. | ||||
2. Проверка домашнего задания с целью | ||||
актуализация опорных знаний и умений | ||||
учащихся. | ||||
1. | Перед тем, как отправиться в | 1) | 1. | Ядро, мантия, земная кора. |
путешествие, мы соберем багаж знаний, | 2) | 2. | Ядро. | |
который может понадобиться нам в | 3) | 3. | Мантия. | |
дороге. | 4) | 4. | Земная кора. | |
2. | 1. Географический диктант | 5) | 5. | Мантия. |
Внутренние оболочки Земли (1). | 6) | 6. | 5-10 км. | |
Самую высокую температуру из них имеет (2). | 7) | 7. | 30-75 км. |
Из магмы состоит (3). | 8) 8. Гранита. | |||||||||||||
Самая тонкая оболочка – (4). | ||||||||||||||
Соприкасается с другими оболочками Земли (5). | ||||||||||||||
Толщина земной коры под океанами --- (6) км, | ||||||||||||||
под равнинами суши – (7) км. | ||||||||||||||
Океаническая земная кора не имеет слоя (8). | ||||||||||||||
Само- и взаимопроверка (слайд 2). | ||||||||||||||
Багаж собран успешно. | Например, с авокадо. | |||||||||||||
С чем можно сравнить Землю по внутреннему | ||||||||||||||
строению? (Учитель демонстрирует разрезанное | ||||||||||||||
авокадо) | ||||||||||||||
3. 2.«Кто быстрей». Работа с карточками: | ||||||||||||||
магматические, осадочные, | 1. Магматические: гранит, базальт, | |||||||||||||
метаморфические, гранит, песчаник, | пемза. | |||||||||||||
базальт, кварцит, мрамор, известняк, | 2. Осадочные: песчаник, известняк, | |||||||||||||
пемза, гипс, поваренная соль. | гипс, поваренная соль. | |||||||||||||
Распредели по группам. | 3. Метаморфические: кварцит, | |||||||||||||
Проверяем (слайд 3) | мрамор. | |||||||||||||
3.Дома вы решали кроссворд. Назовите ключевое | ||||||||||||||
слово, что оно обозначает? | м | р | а | м | о | р | ||||||||
г | и | п | с | |||||||||||
н | е | ф | т | ь | ||||||||||
и | з | в | е | с | т | н | я | к | ||||||
г | р | а | н | и | т | |||||||||
к | в | а | р | ц | и | т | ||||||||
б | а | з | а | л | ь | т | ||||||||
Формулирование вывода | МИНЕРАЛы – то, из чего состоят | |||||||||||||
горные | ||||||||||||||
Вывод: земная кора состоит из ----------------- | ||||||||||||||
породы. | ||||||||||||||
(горных пород и минералов). | ||||||||||||||
3. Изучение нового материала | ||||||||||||||
На высоких обрывистых берегах рек, крутых | Ответ учащихся: | |||||||||||||
склонах гор и вырытых человеком котловинах | - земная кора находится в | |||||||||||||
обращает на себя внимание различное залегание | постоянном движении. В одних | |||||||||||||
горных пород. Слои могут залегать | местах она разламывается, | |||||||||||||
горизонтально, наклонно, быть смятыми в | образуются трещины, в других – | |||||||||||||
складки. Иногда видны разрывы в пластах, | горизонтально залегающие пласты | |||||||||||||
смещение одной части относительно другой. | сминаются в складки. Одни | |||||||||||||
Проблемный вопрос: | участки опускаются, другие | |||||||||||||
1. Почему столь разнообразно залегают | поднимаются. | |||||||||||||
горные породы? О чем свидетельствует их | ||||||||||||||
расположение? | Подтверждение тому - изменение | |||||||||||||
облика нашей планеты за много | ||||||||||||||
миллионов лет. | ||||||||||||||
1. Проблемный вопрос: | (Формулирование вывода: | ||||||||||||||
В чем причина движения земной коры? | Вывод: причина движения земной | ||||||||||||||
коры – движение вещества мантии. | |||||||||||||||
Причина | Следствие | ||||||||||||||
Движение | Движение земной | ||||||||||||||
вещества | коры | ||||||||||||||
мантии Земли | |||||||||||||||
Формулирование темы урока. | Запись темы. | ||||||||||||||
«Движения | земной | коры. | |||||||||||||
Вулканы. Гейзеры» | |||||||||||||||
1.Виды движения земной коры. | |||||||||||||||
Движения земной коры | |||||||||||||||
Работа с учебником на с. 46 и | |||||||||||||||
Горизонтальные | Вертикальные | картой атласа. | |||||||||||||
складки | поднятие суши | Скандинавский полуостров | |||||||||||||
прогибы | (Скандинавский п-ов) | поднимается со скоростью 1 см в | |||||||||||||
разломы | опускание суши | год. Побережье Северного моря | |||||||||||||
(Великие Восточно- | (побережье | опускается со скоростью | |||||||||||||
Африканские разломы) | Северного моря) | 1 см в год. | |||||||||||||
Запись в конспект. |
- Приведите примеры поднятия и опускания земной коры
- 2.Землетрясения.
2. Движения земной коры могут быть не | Рассказ учащегося. |
только медленными, но и быстрыми, | Рисунки. 27 на с.45 и 28 на с.46 |
внезапными. | учебника, рис. в атласе на с. 27. |
3. | Причина образования |
землетрясений – внезапные | |
смещения или разрывы на большой | |
глубине в литосфере. | |
4. | Место на глубине, где образуется |
разрыв и происходит смещение | |
пород, называют очагом | |
землетрясения. | |
Место на земной поверхности, | |
находящееся над очагом, называют | |
эпицентром землетрясения. | |
Самые сильные разрушения | |
происходят в эпицентре, где | |
подземные толчки направлены |
• | А: 1-2-3-4 балла - слабые | снизу вверх. Дальше от эпицентра | |||||
• | Б: 5-6 баллов - сильные | колебания распространяются во все | |||||
• | В,Г: 7-8 баллов – очень сильные | стороны волнообразно. | |||||
• | Д, Е: 9-10 баллов - разрушительные | Сила землетрясения измеряется в | |||||
• | Ж:,З: 11-12 баллов - катастрофические | баллах от 1 до 12. | |||||
Сейсмологи – ученые, которые | |||||||
наблюдают, изучают | |||||||
землетрясения, наука – | |||||||
сейсмология. | |||||||
Сейсмограф – прибор, который | |||||||
измеряет и автоматически | |||||||
записывает малейшие движения, | |||||||
сотрясения земной коры. | |||||||
3.Сейсмические районы на земном шаре. | Работа с картой «Вулканы и | ||||||
землетрясения» на с. 27 в атласе. | |||||||
Практическая работа «Определение по карте | Учащиеся сопоставляют | ||||||
карты«Литосферные плиты» и | |||||||
сейсмических районов земного шара» | |||||||
«Вулканы и землетрясения». | |||||||
Формулируют вывод. | |||||||
Вывод: сейсмические пояса Земли | |||||||
– Тихоокеанский и Альпийско- | |||||||
Гималайский. Они расположены на | |||||||
границах взаимодействия | |||||||
литосферных плит. | |||||||
4.Записать понятия в опорный лист – конспект. | Записывают понятия:: очаг, | ||||||
эпицентр, сейсмология, | |||||||
сейсмограф, сейсмические пояса | |||||||
– Тихоокеанский и Альпийско- | |||||||
Гималайский. | |||||||
5.Землетрясения тесно связаны с другими | Демонстрация опыта «Вулкан на | ||||||
природными явлениями… | столе» (разложение дихромата | ||||||
Магма по жерлу рвется наружу, | аммония) | ||||||
Выход из кратера ей очень нужен. | |||||||
Если проход на поверхность дан, | Работа с рис. 31 в учебнике на с. 49 | ||||||
Значит, проснулся грозный… (вулкан). | Делают подписи к рис. «Строение | ||||||
(Электронное приложение ООО «Дрофа» 2012: | вулкана» в опорном листе- | ||||||
5 класс. Природа Земли. Вулканы.) | |||||||
6.Учитель вывешивает на доске таблички: | |||||||
“Магма”, “Лава”, “Мантия” | МАНТИЯ - МАГМА - ЛАВА | ||||||
Как происходит процесс превращения одного | Продукты вулканических | ||||||
вещества в другое? | извержений |
Составьте логическую цепочку. | • | Газы. | ||||||
• | Водяной пар. | |||||||
Назовите продукты вулканической | • | Вулканический пепел. | ||||||
деятельности. | • | Сероводород. | ||||||
• | Вулканические бомбы | |||||||
5. 7. Прочитайте учебник и ответьте на | Закончите схему. | |||||||
вопрос, какие бывают вулканы, чем они | ВУЛКАНЫ | |||||||
отличаются. | ||||||||
_____?____ | _____?____ | |||||||
Действующие | Потухшие | Уснувшие | ||||||
Которые | Об | Те, которые | ||||||
извергаются, | извержени | потухли, но | ||||||
сведения об | начинают | |||||||
действовать | ||||||||
этом | не | |||||||
сохранились | сохранило | |||||||
на памяти | ||||||||
человечества. | никаких | |||||||
Их 800. | сведений | |||||||
Демонстрация картины К.П. Брюллова. | ||||||||
Последний день Помпеи. 1830-1833 гг. | ||||||||
Извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и | ||||||||
разрушения города Помпеи близ Неаполя. | ||||||||
Просмотр видеосюжета №1 | ||||||||
Вулканы могут находиться на дне океанов, а | - На дне океанов, т.к. там тонкая | |||||||
могут и на суше. | земная кора. | |||||||
Проблемный вопрос. | - Вулканы на суше встречаются в | |||||||
- Как вы думаете, где будет больше вулканов - | зоне | |||||||
на дне океанов или на материке? | расхождения литосферных плит, | |||||||
- В чем причина появления вулканов на | т.е. в зоне разломов. В этих местах | |||||||
материковой земной коре? | лава поднимается по трещинам. |
8.Виды вулканов по форме: конические и
9.Найдите вулканы на физической карте | ||
полушарий и на карте атласа, определите | 1. Работа с картой атласа и | |
географические координаты одного из вулканов: | физической картой | |
влк. Везувий | влк. Котопахи | полушарий. |
влк. Эльбрус | влк. Фудзияма | |
влк. Ключевская Сопка | влк. Этна |
влк. Орисаба | влк Килиманджаро | |||||||||||
10. Горячие источники и гейзеры. | Рассказ учащегося. | |||||||||||
Рассмотрим еще одно природное явление - | С. 52 учебника. | |||||||||||
гейзер. | Гейзеры – периодически | |||||||||||
Проблемный вопрос. | фонтанирующие источники. | |||||||||||
- Что такое гейзер? | (Исландия, Н. Зеландия, Россия - | |||||||||||
- Почему гейзеры встречаются там, где есть | Камчатка, США). | |||||||||||
вулканы? | ||||||||||||
Просмотр видеосюжета № 2 | ||||||||||||
11.Как человек может использовать энергию | •Вулканический пепел – удобрение | |||||||||||
внутреннего тепла Земли? | для | |||||||||||
растений. | ||||||||||||
•Вулканический туф (горная | ||||||||||||
порода, | ||||||||||||
образованная из рыхлых продуктов | ||||||||||||
вулканических извержений) служит | ||||||||||||
для | ||||||||||||
изготовления стройматериалов, | ||||||||||||
используемых | ||||||||||||
при возведения зданий | ||||||||||||
•Горячая вода источников и | ||||||||||||
гейзеров - для отопления теплиц и | ||||||||||||
домов | ||||||||||||
•Пар горячих источников - для | ||||||||||||
вращения | ||||||||||||
турбин электростанций | ||||||||||||
•Минерализованная горячая вода | ||||||||||||
источников лечит заболевания | ||||||||||||
Подведение итога. | Какие бывают виды движения | |||||||||||
Что мы узнали на уроке? | земной коры. Причину движения | |||||||||||
земной коры. О землетрясениях, | ||||||||||||
вулканах и гейзерах. | ||||||||||||
4. Закрепление нового материала | ||||||||||||
1.Решение теста. | ||||||||||||
1.Место на глубине, где образуется разрыв и | Учащиеся записывают ответы в | |||||||||||
смещение горных пород? | лист-конспект | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
А. эпицентр | Б. очаг | В. магма | ||||||||||
Б | Б | Б | Б | Б | ||||||||
2.Излившаяся магма называется: | ||||||||||||
Само – и взаимопроверка. | ||||||||||||
А. жерло | Б. лава | В. очаг | ||||||||||
3.Место на земной поверхности, находящееся | ||||||||||||
над очагом землетрясения: | ||||||||||||
А. очаг | Б. эпицентр | В. кратер | ||||||||||
4.Канал, по которому поднимается магма: | |||
А. кратер | Б. жерло | В. очаг | |
5.Фонтанирующий источник: | |||
А. вулкан | Б. гейзер | В. очаг | |
2.На контурной карте обозначьте вулканы * и | Работа с контурной картой | ||
зоны землетрясений \\\\\ | |||
5. Оценка знаний учащихся | Выставление отметок | ||
6. Домашнее задание | Запись в дневниках: § 24,25, работа | ||
с конспектом, в к/к вулканы * и | |||
зоны землетрясений \\\\\. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Движение земной коры. Вулканы"
Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...
"Движение земной коры.Вулканы. Горячие источники.Гейзеры"
Открытый урок в 6 классе...
Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»
Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....
Буклет для практической работы в 6 классе по теме "Движения земной коры.Вулканы.Гейзеры"
В буклете предложены разнообразные формы проверки изучения темы "Движения земной коры. Вулканы,гейзеры." Работа проводится в виде географического практикума с использованием карт атласа. В ходе работы...
Урок «Движение земной коры. Вулканизм»
Комбинированный урок по географии, позволяющий сформировать представления о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности р...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Конспект урока "Движение земной коры. Вулканы"
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движения земной коры. Вулканизм» ПредметГеографиякласс5УМКГеография 5-6 классы; учебник для общеобразовательных учрежде...