Конспект урока "Движение земной коры. Вулканы"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Зинаида Станиславовна Шабаева

 

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движения земной коры. Вулканизм»

 

Предмет

География

класс

5

УМК

География 5-6 классы; учебник для общеобразовательных учреждений А.И.Алексеев и др.-М.; Просвещение, 2019

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Движения земной коры. Вулканы

 

Цель урока

Формировать представление о вулканах, его строение, о гейзерах, о вулканической деятельности.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Предметный результат-формирование первичных знаний о вулканах и гейзерах. Изучить строение, типы вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержения.

Метапредметный результат- развивать первичные навыки работы с атласом, схемами, текстом учебника, умение организовывать свою деятельность, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, излагать своё мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию.

Личностный результат- развивать внимание, память, мышление, умение управлять своей учебной деятельностью.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивные

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, групповая,  парная, индивидуальная

Средства обучения

Презентация, атлас, контурные карты, маршрутный лист, учебник, видео фрагменты

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta._dvizhenie_zemnoy_kora._vulkany.doc661.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движения земной коры. Вулканизм»

Предмет

География

класс

5

УМК

География 5-6 классы; учебник для общеобразовательных учреждений А.И.Алексеев и др.-М.; Просвещение, 2019

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Тема урока

Движения земной коры. Вулканы

Цель урока

Формировать представление о вулканах, его строение, о гейзерах, о вулканической деятельности.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Предметный результат-формирование первичных знаний о вулканах и гейзерах. Изучить строение, типы вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержения.

Метапредметный результат- развивать первичные навыки работы с атласом, схемами, текстом учебника, умение организовывать свою деятельность, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, излагать своё мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию.

Личностный результат- развивать внимание, память, мышление, умение управлять своей учебной деятельностью.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивные

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Фронтальная, групповая,  парная, индивидуальная

Средства обучения

Презентация, атлас, контурные карты, маршрутный лист, учебник, видео фрагменты

Структура и ход урока.

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием)

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время в минутах

1

2

4

5

6

1.

Организационный

Здравствуйте ребята, меня зовут Зинаида Станиславовна, я уверена, что попала в класс, к самым любознательным, умным и сообразительным детям. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных материалов для работы на уроке.

Коммуникативные:

Взаимодействуют с учителем

Регулятивные: Умение настраиваться на занятие

1

2.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

-Назовите процессы, происходящие в земной коре, с которыми вы уже познакомились. (землетрясение). Верно это одно из самых опасных движений земной коры.

-Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав ребусы.  (пепел, дым, гора, огонь)

-Какой географический объект объединяет все эти понятия?

- О каком природном явлении мы с вами будем говорить, предположите.

Отвечают на вопросы

Отгадывают ребусы, которые показаны на экране.

Вулкан

Движение Земли

Познавательные:

Коммуникативные: сотрудничают с учителем. выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения

2

3.

Определение темы и цели урока.

- Т.е. тема нашего урока «Вулканы». (Движение земной коры. Вулканы)

- А что вы знаете об этом?

- Достаточны ли ваши знания, которые вы имеете?

- Вам, наверно, интересно узнать больше?

- Давайте определим цель нашего урока. Т.е. то что вы хотите узнать в первую очередь.

Цель: Что же такое вулкан? И что такое вулканическая деятельность?

- Какими путями мы с вами пойдем? Давайте озвучим наш план на урок. (дети отвечают). Параграф 23 стр. 77.

План:

  1. Как образуются вулканы? (Что такое вулкан и его строение)
  2. Какие бывают вулканы. (Узнать типы вулканов, где они располагаются)

Сегодня вы будите работать в маршрутных листах, они у вас на столах. Будите выполнять задания, записывать информацию. Запишем тему урока.

Формулируют тему урока

Отвечают на вопросы

Нет

Мы узнаем о строение вулканы.

Определяют цели

Отвечают на вопросы

Записывают тему урока

Личностные:

Осознание ценности данной темы.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Развитие логического мышления

Познавательные: Компетенция в области первичных сведений о народах и расах.

2

5.

Изучение нового материала

1. Как образуются вулканы?

 Что такое вулкан? (7 мин)

Для начала выясним, что же такое вулкан? Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение термина «Вулкан». (дети отвечают)

 А теперь сверим его с определением в учебнике на стр.77

(«Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху»). Наше с вами определение было близко.  Записываем в маршрутный лист определение.

Слово "вулкан" происходит от латинского «вулканус», что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.

В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами, от имени Римского бога огня Вулкана. Название это дошло и до наших дней.

В маршрутном листе, имеется схема строения вулкана, изучив в учебнике рис. 51 на стр. 77, подпишите все части вулкана на данной схеме.      

Строение вулкана (очаг, жерло, кратер, боковой кратер, лавовый поток). 

На экране строение вулканаv-2.jpg

Вот мы и познакомились с строением вулкана, а как же происходит извержение вулкана? Это мы выясним при работе в парах.

Этапы извержения вулкана.

Работа в парах. Формулируют этапы извержения вулкана (в маршрутных листах)

С помощью тексте учебника на странице 77, вам необходимо прочитать текст и распределить этапы извержения вулкана по порядку т. е составить схему последовательности.

1. Образование трещин в земной коре          

2. Образование боковых кратеров

3. Выброс дыма, пепла, вулканических бомб          

4. Выход магмы на поверхность земли

Какие еще явления происходят в районах извержений вулканов? Картина гейзера. (образуются горячие источники (гейзеры). Гейзер – это фонтанирующий источник. https://урок.рф/data/files/i1504717813.mp4 

В России гейзеры мы можем увидеть на полуострове Камчатка (показываю на карте).

Извержение вулкана происходит чаще всего на границах литосферных плит. Больше всего вулканов сосредоточено на побережьях и островах Тихого океана, где они образуют Тихооокеанское огненное (вулканическое) кольцо. (показываю на слайде)

Вывод: «Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху». Вулкан имеет (очаг, жерло, кратер, боковой кратер, лавовый поток). 

Вулканы образуются в результате проникновения магмы в трещины земной коры и извержения ее в виде лавы, пепла и вулканических бомб.

Формулируют определение вулкана

Сверяют

Записывают в маршрутный лист

Слушают учителя

Работают в маршрутном листе

По очереди выходим и подписываем части вулкана

Работают в паре

Смотрят видеофрагмент

Вывод: «Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху». Вулкан имеет (очаг, жерло, кратер, боковой кратер, лавовый поток). 

Вулканы образуются в результате проникновения магмы в трещины земной коры и извержения ее в виде лавы, пепла и вулканических бомб.

Познавательные:

умение правильно читать текст и анализировать его

Регулятивные: умение работать с различными источниками информации

Познавательные: логическое умозаключение, систематизировать материал

Коммуникативные:

Умение формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении

Познавательные: систематизируют материал, выделение существенной информации

Познавательные: умение находить на карте географические объекты

Коммуникативные: взаимодействует с учителем

7

6.

Физкультминутка

Учитель просит учащихся встать, выполнить разминку.

Мы вулканы изучали

И немножечко устали

И поэтому вот тут

Просто надо отдохнуть

Встали из-за парт все дружно

Нам вулкан представить нужно

Мы на кратер посмотрели

Всю подошву рассмотрели

Левый склон и правый склон

До чего вулкан силен

Покружили головой

Не пора ли нам домой

Потянулись вверх друзья

Пробежались, но слегка

Развернулись все кругом.

И работать вновь начнем

Выполняют упражнения.

1

Мы познакомились с понятием и строением вулкана, узнали, как извергается вулкан, но все ли вулканы одинаковые? (нет) Мы переходим к следующему этапу.

2. Какие бывают вулканы.  (Типы вулканов)

  1. Типы вулканов.

Сейчас вы поработаете в группах. Просмотрев видеофрагмент https://урок.рф/data/files/o1504717665.mp4 , необходимо заполнить таблицу.

1 группа заполняет первую колонку

2 группа заполняет вторую колонку

3 группа заполняет третью колонку

Примеры находите на карте Землетрясения и вулканизм на стр.15 атласа.

Таблица заполнена, пусть каждая группа озвучит свою информацию. Молодцы отлично справились с работой.

3. Практическая работа.

        На контурной карте стр.6-7, с помощью условных знаков и стр.15 атласа, нанести действующие и потухшие вулканы (Ключевская Сопка, Фудзияма, Казбек, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Эльбрус, Котопахи, Килиманджаро).

Теперь мы с вами знаем какие бывают вулканы. А где же больше всего находится вулканов?

4.Правила поведения во время извержения вулкана.

Потухшие вулканы иногда вдруг начинают извергаться. Извержение вулкана приводят к катастрофическим последствиям.

Обратите внимание на картину, что изображено на ней?

Вы знакомы с этой картиной? Это картина «Последний день Помпеи», Брюллова.  Извержении вулкана Везувий в Италии (который считался потухшим) в 79 г. н.э., уничтожившего город Помпея.

Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях?

Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьезность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали.

Работа в группах: Предложите правила поведения во время стихийных бедствий.

Правила поведения при извержении вулкана:

Молодцы ребята. Вот мы свами узнали, что такое вулкан, строение вулкана, какие бывают вулканы, где они находятся, как себя вести при извержении вулкана.

Остался последний этап проверка усвоенных знаний.

Просмотрев видеофрагмент заполняют таблицу

Озвучивают свой результат

Выполняют практическую работу

на побережье Тихого океана) (Тихоокеаническое огненное кольцо) (показываю на карте).

Отвечают на вопросы

Знакомятся с картиной  

Страх, желание спастись, ужас

 

Предлагают правила поведения

Нужно избегать реки и долины, находящиеся рядом с вулканом

Защитить голову от камней и пыли

При пеплопаде закрыть окна и двери, и стараться без необходимости не выходить на улицу

Если пепел начнет проникать в жилище, надо надеть респиратор или дышать через полотенце

Ни в коем случае не приближаться к лаве

Познавательные: систематизируют материал, выделение существенной информации

Познавательные: умение находить на карте географические объекты

Коммуникативные: взаимодействует с учителем

Познавательные: логическое умозаключение, систематизировать материал

Коммуникативные:

Умение формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении

7

3

5

3

7.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала

Задание – кроссворд

1Л

А

В

А

2К

О

Н

У

С

3Ж

Е

Р

Л

Л

О

4К

Р

А

Т

Е

Р

5М

А

Г

М

А

6Э

Т

Н

А

  1. Излившаяся магма (лава)
  2. Возвышенность на поверхности Земли из продуктов выброса вулкана (конус)
  3. Канал, по которому поднимается магма (жерло)
  4. Отверстие на вершине вулкана, через которое изливается магма (кратер)
  5. Огненно-жидкий расплав, возникающий в земной коре на больших глубинах (магма)
  6. Действующий вулкан на о. Сицилия (Этна)

Отгадывают кроссворд

Регулятивные: регуляция учебной деятельности

5

8.

Рефлексия

И в завершении, хотелось бы что вы поделились своими мыслями  

Закончи предложение.

Сегодня на уроке я научился (лась)……

Я узнал(а) о …….

Закрепил(а) свои знания о ……

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

 

Познавательные: слушают учителя и записывают д.з.

Регулятивные: регуляция учебной деятельности

2

9.

Итог урока

Подводит итоги урока.

Комментирует  оценки за урок.

Оценивают работу на уроке всего класса

1

10.

Домашнее задание

Задает домашнее задание:

Параграф 23, выполнить задание № 6,8, стр. 79.

Записывают домашнее задание в дневник

1

Маршрутный лист.                                    География 5 класс

Тема урока:_____________________________________________________________

1. Вулкан _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2. Строение вулканы

3. Этапы извержения вулкана.

На странице 77 учебника, вам необходимо прочитать текст и распределить этапы извержения вулкана по порядку т.е составить схему последовательности.

Этап

Образование боковых кратеров

Выход магмы на поверхность земли

Образование трещин в земной коре

Выброс дыма, пепла, вулканических бомб

4. Типы вулканов

Виды

 

Действующие

1 гр.

Потухшие

2 гр.

Спящие

3 гр.

Определение

Примеры

 

5. Практическая работа. На контурной карте стр.6-7, с помощью условных знаков нанести действующие и потухшие вулканы (Ключевская Сопка, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Камерун, Котопахи, Казбек, Эльбрус, Килиманджаро).

t1635698337aa.jpg  t1635698337ab.jpg t1635698337ad.png 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры. Вулканы"

Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...

Буклет для практической работы в 6 классе по теме "Движения земной коры.Вулканы.Гейзеры"

В буклете предложены разнообразные формы проверки изучения темы "Движения земной коры. Вулканы,гейзеры." Работа проводится в виде географического практикума с использованием карт атласа. В ходе работы...

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...

Урок «Движение земной коры, вулканы, гейзеры»

Цели: образовательные - сформировать представление о видах движения земной коры; расширить и углубить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещен...