Конспект урока "Движение земной коры. Вулканы"
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движения земной коры. Вулканизм»
Предмет | География |
класс | 5 |
УМК | География 5-6 классы; учебник для общеобразовательных учреждений А.И.Алексеев и др.-М.; Просвещение, 2019 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема урока | Движения земной коры. Вулканы
|
Цель урока | Формировать представление о вулканах, его строение, о гейзерах, о вулканической деятельности. |
Задачи урока (планируемые результаты) | Предметный результат-формирование первичных знаний о вулканах и гейзерах. Изучить строение, типы вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержения. Метапредметный результат- развивать первичные навыки работы с атласом, схемами, текстом учебника, умение организовывать свою деятельность, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, излагать своё мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию. Личностный результат- развивать внимание, память, мышление, умение управлять своей учебной деятельностью. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивные |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
Средства обучения | Презентация, атлас, контурные карты, маршрутный лист, учебник, видео фрагменты |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._dvizhenie_zemnoy_kora._vulkany.doc | 661.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движения земной коры. Вулканизм»
Предмет | География |
класс | 5 |
УМК | География 5-6 классы; учебник для общеобразовательных учреждений А.И.Алексеев и др.-М.; Просвещение, 2019 |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема урока | Движения земной коры. Вулканы |
Цель урока | Формировать представление о вулканах, его строение, о гейзерах, о вулканической деятельности. |
Задачи урока (планируемые результаты) | Предметный результат-формирование первичных знаний о вулканах и гейзерах. Изучить строение, типы вулканов, познакомить с причинами и последствиями извержения. Метапредметный результат- развивать первичные навыки работы с атласом, схемами, текстом учебника, умение организовывать свою деятельность, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, излагать своё мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию. Личностный результат- развивать внимание, память, мышление, умение управлять своей учебной деятельностью. |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивные |
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная |
Средства обучения | Презентация, атлас, контурные карты, маршрутный лист, учебник, видео фрагменты |
Структура и ход урока.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием) | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Время в минутах | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Организационный | Здравствуйте ребята, меня зовут Зинаида Станиславовна, я уверена, что попала в класс, к самым любознательным, умным и сообразительным детям. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных материалов для работы на уроке. | Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем Регулятивные: Умение настраиваться на занятие | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | -Назовите процессы, происходящие в земной коре, с которыми вы уже познакомились. (землетрясение). Верно это одно из самых опасных движений земной коры. -Сегодня мы продолжим знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать, отгадав ребусы. (пепел, дым, гора, огонь) -Какой географический объект объединяет все эти понятия? - О каком природном явлении мы с вами будем говорить, предположите. | Отвечают на вопросы Отгадывают ребусы, которые показаны на экране. Вулкан Движение Земли | Познавательные: Коммуникативные: сотрудничают с учителем. выражают свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные: Осознание качества и уровня усвоения | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Определение темы и цели урока. | - Т.е. тема нашего урока «Вулканы». (Движение земной коры. Вулканы) - А что вы знаете об этом? - Достаточны ли ваши знания, которые вы имеете? - Вам, наверно, интересно узнать больше? - Давайте определим цель нашего урока. Т.е. то что вы хотите узнать в первую очередь. Цель: Что же такое вулкан? И что такое вулканическая деятельность? - Какими путями мы с вами пойдем? Давайте озвучим наш план на урок. (дети отвечают). Параграф 23 стр. 77. План:
Сегодня вы будите работать в маршрутных листах, они у вас на столах. Будите выполнять задания, записывать информацию. Запишем тему урока. | Формулируют тему урока Отвечают на вопросы Нет Мы узнаем о строение вулканы. Определяют цели Отвечают на вопросы Записывают тему урока | Личностные: Осознание ценности данной темы. Познавательные: умение анализировать, сопоставлять; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Развитие логического мышления Познавательные: Компетенция в области первичных сведений о народах и расах. | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Изучение нового материала | 1. Как образуются вулканы? Что такое вулкан? (7 мин) Для начала выясним, что же такое вулкан? Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение термина «Вулкан». (дети отвечают) А теперь сверим его с определением в учебнике на стр.77 («Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху»). Наше с вами определение было близко. Записываем в маршрутный лист определение. Слово "вулкан" происходит от латинского «вулканус», что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов. В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами, от имени Римского бога огня Вулкана. Название это дошло и до наших дней. В маршрутном листе, имеется схема строения вулкана, изучив в учебнике рис. 51 на стр. 77, подпишите все части вулкана на данной схеме. Строение вулкана (очаг, жерло, кратер, боковой кратер, лавовый поток). На экране строение вулкана Вот мы и познакомились с строением вулкана, а как же происходит извержение вулкана? Это мы выясним при работе в парах. Этапы извержения вулкана. Работа в парах. Формулируют этапы извержения вулкана (в маршрутных листах) С помощью тексте учебника на странице 77, вам необходимо прочитать текст и распределить этапы извержения вулкана по порядку т. е составить схему последовательности. 1. Образование трещин в земной коре 2. Образование боковых кратеров 3. Выброс дыма, пепла, вулканических бомб 4. Выход магмы на поверхность земли Какие еще явления происходят в районах извержений вулканов? Картина гейзера. (образуются горячие источники (гейзеры). Гейзер – это фонтанирующий источник. https://урок.рф/data/files/i1504717813.mp4 В России гейзеры мы можем увидеть на полуострове Камчатка (показываю на карте). Извержение вулкана происходит чаще всего на границах литосферных плит. Больше всего вулканов сосредоточено на побережьях и островах Тихого океана, где они образуют Тихооокеанское огненное (вулканическое) кольцо. (показываю на слайде) Вывод: «Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху». Вулкан имеет (очаг, жерло, кратер, боковой кратер, лавовый поток). Вулканы образуются в результате проникновения магмы в трещины земной коры и извержения ее в виде лавы, пепла и вулканических бомб. | Формулируют определение вулкана Сверяют Записывают в маршрутный лист Слушают учителя Работают в маршрутном листе По очереди выходим и подписываем части вулкана Работают в паре Смотрят видеофрагмент Вывод: «Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху». Вулкан имеет (очаг, жерло, кратер, боковой кратер, лавовый поток). Вулканы образуются в результате проникновения магмы в трещины земной коры и извержения ее в виде лавы, пепла и вулканических бомб. | Познавательные: умение правильно читать текст и анализировать его Регулятивные: умение работать с различными источниками информации Познавательные: логическое умозаключение, систематизировать материал Коммуникативные: Умение формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении Познавательные: систематизируют материал, выделение существенной информации Познавательные: умение находить на карте географические объекты Коммуникативные: взаимодействует с учителем | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Физкультминутка | Учитель просит учащихся встать, выполнить разминку. Мы вулканы изучали И немножечко устали И поэтому вот тут Просто надо отдохнуть Встали из-за парт все дружно Нам вулкан представить нужно Мы на кратер посмотрели Всю подошву рассмотрели Левый склон и правый склон До чего вулкан силен Покружили головой Не пора ли нам домой Потянулись вверх друзья Пробежались, но слегка Развернулись все кругом. И работать вновь начнем | Выполняют упражнения. | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мы познакомились с понятием и строением вулкана, узнали, как извергается вулкан, но все ли вулканы одинаковые? (нет) Мы переходим к следующему этапу. 2. Какие бывают вулканы. (Типы вулканов)
Сейчас вы поработаете в группах. Просмотрев видеофрагмент https://урок.рф/data/files/o1504717665.mp4 , необходимо заполнить таблицу. 1 группа заполняет первую колонку 2 группа заполняет вторую колонку 3 группа заполняет третью колонку Примеры находите на карте Землетрясения и вулканизм на стр.15 атласа. Таблица заполнена, пусть каждая группа озвучит свою информацию. Молодцы отлично справились с работой. 3. Практическая работа. На контурной карте стр.6-7, с помощью условных знаков и стр.15 атласа, нанести действующие и потухшие вулканы (Ключевская Сопка, Фудзияма, Казбек, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Эльбрус, Котопахи, Килиманджаро). Теперь мы с вами знаем какие бывают вулканы. А где же больше всего находится вулканов? 4.Правила поведения во время извержения вулкана. Потухшие вулканы иногда вдруг начинают извергаться. Извержение вулкана приводят к катастрофическим последствиям. Обратите внимание на картину, что изображено на ней? Вы знакомы с этой картиной? Это картина «Последний день Помпеи», Брюллова. Извержении вулкана Везувий в Италии (который считался потухшим) в 79 г. н.э., уничтожившего город Помпея. Рассмотрите картину и представьте себя на месте героев картины. Расскажите о своих ощущениях? Город находился с подветренной стороны от вулкана и поэтому был очень быстро засыпан пеплом. Всё происходило в полной темноте, солнечный свет не пробивал облако пепла. Когда жители осознали всю серьезность своего положения, улицы уже были погребены под толстым слоем пепла, а он все продолжал падать с неба. Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Работа в группах: Предложите правила поведения во время стихийных бедствий. Правила поведения при извержении вулкана: Молодцы ребята. Вот мы свами узнали, что такое вулкан, строение вулкана, какие бывают вулканы, где они находятся, как себя вести при извержении вулкана. Остался последний этап проверка усвоенных знаний. | Просмотрев видеофрагмент заполняют таблицу Озвучивают свой результат Выполняют практическую работу на побережье Тихого океана) (Тихоокеаническое огненное кольцо) (показываю на карте). Отвечают на вопросы Знакомятся с картиной Страх, желание спастись, ужас
Предлагают правила поведения Нужно избегать реки и долины, находящиеся рядом с вулканом Защитить голову от камней и пыли При пеплопаде закрыть окна и двери, и стараться без необходимости не выходить на улицу Если пепел начнет проникать в жилище, надо надеть респиратор или дышать через полотенце Ни в коем случае не приближаться к лаве | Познавательные: систематизируют материал, выделение существенной информации Познавательные: умение находить на карте географические объекты Коммуникативные: взаимодействует с учителем Познавательные: логическое умозаключение, систематизировать материал Коммуникативные: Умение формулировать собственное мнение, участвовать в обсуждении | 7 3 5 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Первичное осмысление и закрепление изученного материала | Задание – кроссворд
| Отгадывают кроссворд | Регулятивные: регуляция учебной деятельности | 5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Рефлексия | И в завершении, хотелось бы что вы поделились своими мыслями Закончи предложение. Сегодня на уроке я научился (лась)…… Я узнал(а) о ……. Закрепил(а) свои знания о …… | Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
| Познавательные: слушают учителя и записывают д.з. Регулятивные: регуляция учебной деятельности | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Итог урока | Подводит итоги урока. Комментирует оценки за урок. | Оценивают работу на уроке всего класса | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Домашнее задание | Задает домашнее задание: Параграф 23, выполнить задание № 6,8, стр. 79. | Записывают домашнее задание в дневник | 1 |
Маршрутный лист. География 5 класс
Тема урока:_____________________________________________________________
1. Вулкан _______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2. Строение вулканы
3. Этапы извержения вулкана.
На странице 77 учебника, вам необходимо прочитать текст и распределить этапы извержения вулкана по порядку т.е составить схему последовательности.
№ | Этап |
Образование боковых кратеров | |
Выход магмы на поверхность земли | |
Образование трещин в земной коре | |
Выброс дыма, пепла, вулканических бомб |
4. Типы вулканов
Виды
| Действующие 1 гр. | Потухшие 2 гр. | Спящие 3 гр. |
Определение | |||
Примеры
|
5. Практическая работа. На контурной карте стр.6-7, с помощью условных знаков нанести действующие и потухшие вулканы (Ключевская Сопка, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Камерун, Котопахи, Казбек, Эльбрус, Килиманджаро).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
"Движение земной коры. Вулканы"
Урок географии с использованием электронных образовательных ресурсов 5 класс. Учебник "География 5-6" издательство "Просвещение " (Полярная звезда)...
"Движение земной коры.Вулканы. Горячие источники.Гейзеры"
Открытый урок в 6 классе...
Буклет для практической работы в 6 классе по теме "Движения земной коры.Вулканы.Гейзеры"
В буклете предложены разнообразные формы проверки изучения темы "Движения земной коры. Вулканы,гейзеры." Работа проводится в виде географического практикума с использованием карт атласа. В ходе работы...
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры
География, 5 класс, раздел "Земная кора"...
Урок «Движение земной коры, вулканы, гейзеры»
Цели: образовательные - сформировать представление о видах движения земной коры; расширить и углубить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещен...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....