Использование логических опорных конспектов в курсе географии 10-11 классов
статья по географии (10, 11 класс)
Логический опорный конспект- это компактное графическое отображение основного учебного материала темы с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем.......
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ 10- 11 КЛАССОВ . Логический опорный конспект (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала темы с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Назначение ЛОК: - создать у учащихся чёткое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знаний ; - помочь разобраться в структуре учебного материала; - выделить главное, существенное в излагаемом материале ; - показать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания темы; - помочь учащимся запомнить основной материал. В ЛОК указываются следующие элементы содержания темы : - главные понятия и их основные признаки; - причинно – следственные связи ; -- общие черты характеризуемых объектов; - направления развития каких –либо процессов; - самые яркие факты, характеризующие экономико-географические объекты, явления или процессы. Основные требования к отображению содержания в ЛОК - лаконичность, структурность, компактность расположения материала, простота изображения и доступность для понимания; - выделение основного материала цветом, величиной знаков; - словесная форма отображения учебного материала с использований сокращений слов, графиков, диаграмм , стрелок, символов; - изображение всего материала темы в форме единого логического опорного конспекта ; - соблюдение преемственности в использовании условных обозначений при построении ЛОК по различным темам; - осуществление тесной связи с текстом учебника для дальнейшей возможности обучающихся соотнести содержание ЛОК с текстом параграфа при подготовке домашнего задания.
Использование логических опорных конспектов в обучении требует систематичности в применении и имеет свои особенности подготовки уроков :
-определение целей урока как планируемых результатов, которые будут достигнуты в конце урока и проверка их усвоения учащимися; -разделение учебного материала на смысловые блоки и продумывание способов изображения содержания ,т.е. подбор определённых знаков , символов, рисунков; - продумывание взаимосвязей всех смысловых блоков по содержанию и создание условий для выявления причинно – следственных связей между изучаемыми объектами и явлениями.
Подготовка логических опорных конспектов учителем заключается в конструировании схемы, показывающей логико – понятийную структуру содержания изучаемой темы, т.е. систему основных теоретических знаний и дополнение «скелета» схемы самыми значительными, интересными фактами.
Учитель строит опорные конспекты в процессе изложения материала темы на интерактивной доске, что позволяет более эффективно использовать ЛОК в учебном процессе : есть возможность размещать материал на нескольких страницах; можно хранить написанную информацию в файловом виде, распечатывать на обычном принтере. Учащиеся параллельно конспектируют услышанный учебный материал , у них работают все органы чувств и мышление, происходит не только восприятие, но и осмысление. В заключительной части урока на основе логического опорного конспекта идёт повторение и обобщение ключевого материала. Предполагается и самостоятельная работа по дополнению ЛОК в процессе домашней проработки конспекта текста учебника и карт атласа. С этой целью на схеме ставятся вопросы.
Логические опорные конспекты целесообразно использовать в курсе географии 10-11 классов при изучении общемирового обзора, при обобщении регионального обзора . По другим темам обучающиеся составляют ЛОК полностью самостоятельно.
Таким образом в основе использования логических опорных конспектов лежит один из старейших и важнейших в дидактике принципов – наглядности, который Я. А. Каменский назвал «золотым правилом» обучения. Но вместе с тем , главной целью обучения является формирование понятий, категорий, их совокупностей, образующих научные теории – они постигаются главным образом умозрительно, разумом, логикой, по отношению к которым чувства выступают как предпосылки. Поэтому, используя ЛОК, необходимо опираться и на принципы сознательности , активности, прочности, творческого , развивающего обучения и др. .
ЛИТЕРАТУРА: Душина И.В., Пятунин В .Б., Паможная Е. Л.,»Методика и технология обучения географии в школе». М:АСТ;Астрель,2002г.; Шатных А.В. «Современный урок географии» .Библиотека « География в школе» 2002г.№6; Шатных А.В. «Использование лекционно –семинарской системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе». Курган: издат-во Курганского государственного университета; 1996 г. Финаров Д.П. « Методика обучения географии в школе»;учебное пособие для студентов вузов .М.:АСТ; Астрель , Хранитель, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе
При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...
Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.
Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....
Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии
Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....
ТЕХНОЛОГИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баран...
Опорные конспекты к урокам географии в 5 классе
Опорные конспекты к урокам географии в 5 классе...
статья "Роль логических опорных конспектов в обучении географии"
В статье показывается значимая роль логических опорных конспектов в обучении географии с применением компьютерных технологий, которая способствует наиболее осмысленному усвоению понятий, формирован...
Логический опорный конспект по теме "Центральная Россия" (география, 9 класс).
Логический опорный конспект по теме "Центральная Россия" (география, 9 класс) используется для заполнения детьми на уроках: "Общие сведения", "Население, ПР, хозяйство"....