Проект "Куда бежишь, родничок?"
проект по географии (6, 7 класс)
Проект «Куда бежишь, Родничок?» конкретно направлен на создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, формирование и развитие умения и навыков исследовательского поиска, развитие познавательных потребностей и способностей, креативности, развивает личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью и др., позволяет каждому обучающемуся проявиться как личности, показать, на что он способен. Таким образом в процессе исследовательской деятельности происходит формирование основных образовательных компетенций и УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektrodnichok.doc | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
«13_»марта 2017г.
МБОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«КУДА БЕЖИШЬ, РОДНИЧОК?»
Участники проекта: ученики 6- 7 класса-комплекта
Учитель географии и ОПК Кравченко С. А.
2016- 2017 уч. год
Пояснительная записка.
ФГОС нового поколения ставят перед школой задачи по формированию гражданина своего отечества, духовно-нравственной творческой самообучающийся личности. Решение этих задач требует применять личностно-ориентированные формы и методы обучения и воспитания, основанные на системно-деятельностном подходе. Современным требованиям полностью отвечает метод проекта.
Проект «Куда бежишь, Родничок?» конкретно направлен на создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, формирование и развитие умения и навыков исследовательского поиска, развитие познавательных потребностей и способностей, креативности, развивает личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью и др., позволяет каждому обучающемуся проявиться как личности, показать, на что он способен. Таким образом в процессе исследовательской деятельности происходит формирование основных образовательных компетенций и УУД.
Проект возник как решение проблемной ситуации на уроке географии в 6 и 7 классе-комплекте по разделу «Гидросфера».
В процессе работы над проектом решались экологические задачи по очистке родника и использованию вторсырья, а также просветительские задачи по экологическому просвещению школьников и населения.
В проекте принимали участие ученики 6- 7 класса- комплекта сельской малокомплектной школы, в качестве гостей на презентации присутствовали учителя, родители и жители сёл Улыбышево, Гридино, Фрязино, Коняево.
Итоговым продуктом проекта стали:
- карта-схема течения родника д. Гридино;
- экологическая акция по очистке родника в д. Гридино;
- выставка поделок из собранного вторсырья (мусора);
- стенд «Живи, родник!»;
- урок-презентация.
Методический паспорт проекта.
Проект: «Куда бежишь, Родничок?»
Предмет: География . ОПК
Тип проекта: долгосрочный (октябрь – ноябрь 2016 г.), групповой, исследовательский проект.
Участники проекта: ученики 6-7 класс-комплект, учитель географии и ОПК, родители, библиотекарь МОУ УООШ, библиотекарь Улыбышевской сельской библиотеки.
Проблема: низкая информированность учащихся о возникновении родников, о течении родника д. Гридино. Экологическая проблема- загрязнение родников.
Цель проекта: формирование образовательных компетенций обучающихся: информационных. проектных, коммуникативных, креативных через их включение в технологию проектной деятельности.
1.Задачи проекта, направленные на достижение личностных результатов обучения:
личностные УУД:
-воспитание ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, осознания ценности и ранимости природы родного края;
- воспитание чувства ответственности за свою малую Родину, её природу; желания оберегать природу родного края;
- осознавать мотивированность и направленность своей деятельности на активное и созидательное участие в жизни села;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной и исследовательской деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- развитие этических чувств, воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремлённости, терпения, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Задачи проекта, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
познавательные УУД:
-развитие умения извлекать информацию из различных источников: из текста учебника, Интернета, из художественной литературы;
- развитие умения использовать различные способы поиска информации (справочники, Интернет, беседа с местными жителями- как носителем информации и виновниками экологических проблем);
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, проверка правильности выводов, использование);
- развитие умения использовать элементы причинно-следственного характера экологических проблем;
- развитие умения на практике применять полученные теоретические знания (т.е. умение конструировать новые знания на основе полученных в ходе исследования);
- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера.
коммуникативные УУД:
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
регулятивные УУД:
- формирование умения работать в предметно-развивающей среде и осуществлять сознательный выбор (партнёров, источников информации, материалов, инструментов, видов и типов проектов, форм презентации и др.);
- формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свой проект;
- формирование умения работать с информацией: собирать, анализировать, синтезировать и предъявлять на рассмотрение.
3. Задачи проекта, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- изучение и закрепление на практике темы «Реки. Жизнь рек» 6 класс и темы «Роль гидросферы в жизни Земли » 7 класс;
- изучение и анализ экологической ситуации вокруг родника д. Гридино;
- организация деятельности по очистке родника д. Гридино и недопущению дальнейшего загрязнения;
- активизация познавательной активности школьников, повышение уровня учебной мотивации, развитие творческих способностей каждого ученика.
Планируемый результат:
1. Повышение уровня сформированности УУД через включение учащихся в проектную деятельность.
- Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации обучающихся в процессе исследовательской деятельности.
- Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.
- Закрепление и обобщение знаний по темам «Реки. Роль гидросферы в жизни Земли».
- Проведение экологической акции по очистке от мусора родника д. Гридино.
- Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам.
Содержание проекта «Куда бежишь, родничок?»
Этапы | Конечный продукт | Деятельность обучающихся | роли | Необходимые мате риалы | Источники информации | Деятельность учителя- фасилитатора | ||
В школе | Вне школы | |||||||
1. Урок географии 6-7 класса 6кл. «Реки» 7кл «Роль гидросферы в жизни Земли » | 1.Осознание проблемы. 2.Принятие решения о исследовании течения родника в д. Гридино | 1.Выявление знаний по «опроснику». 2.Осознание проблемы. 3.Составление плана действий. 4.Распределение ролей и поручений. | 1.Обсуждение проекта с родите лями. 2.Включение родителей в проектную деятельность. | 1.Опрашиваемые 2.Участники проекта | Бланки «Опрос ника», бумага, ручки | учебник, родители, учитель, Интернет | 1.Создание проблемной ситуации. 2. Акцентирование проблемы. 3. Направление рассуждений учащихся на формулирование проблемных вопросов 4.Анкетирование по «Опроснику» | |
2.Сбор информации о родниках вообще и о роднике в д. Гридино | 1.Банк данных 2.Список литературы и сайтов. | 1.Работа с учебником. 2.Подбор материала в школьной библиотеке. | 1.Подбор литера туры в сельской библиотеке, Интернете 2. Беседы с местными жителями | Исследователи | Бумага ручки фотоаппарат, компьютер | Учебникшкольная и сельская библио теки, Интернет | 1.Помощь в поиске источников информации 2.Организация Банка данных | |
3.Экскурсия на родник в д. Гридино | 1. Определение направления течения родника. 2.Очистка родника от мусора. 3.Вода из родника | 1.Исследование русла родника 2.Очистка родника от мусора | 1.Беседа с родителями и друзьями о экологических проблемах родника. | 1.Исследователи 2.Экологи | 1.Пакеты для мусора, перчатки 2.Бутылки для воды | Родник,родители, местные жители | 1. Организация экскурсии. 2. Организация очистки родника | |
4.Проведение эксперимента «Появление родника в результате просачивания воды через грунты» | 1.Таблица с результатами эксперимента 2.Выводы о природе возникновения родника | 1.Проведение эксперимента 2. Заполнение таблицы 3.Формулирование выводов 4.Пополнение Банка данных | Экспериментаторы | 1.Вода, 2.Стаканы 3.Воронки 4.Фильтры 5.Образцы грунта: почва, песок, глина | Практическая работа с грунтами. | 1. Организация проведения эксперимента. 2.Проведение промежуточной рефлексии: поняли ли обучающиеся природу появления родников. | ||
5.Изготовление поделок из вторсырья (мусора) | 1.Поделки из вторсырья 2.Оформление выставки поделок из вторсырья | Изготовление поделок на уроках технологии | Изготовление поделок с родителя ми | Конструкторы художники | 1.Вторсырьё 2.Инструменты | 1.Справочники по худ. творчеству 2.Интернет | 1.Консультирование и помощь в подборе образцов поделок. 2. Помощь в оформлении выставки. | |
6.Подготовка научных докладов по темам: «Возникновение родников» «Экология родников» | 1.Д оклады 2. Схема «Возникновение родника», 3.Презентация «Экология родников» | 1.Подбор научной и художественной литературы 2.Изготовление плаката- схемы 3.Работа над презентацией | 1.Подготовка докладов 2.Изготовление плаката- схемы 3.Работа над презентацией | Научные работники | 1.Бумага 2.Ватман 3.Интернет,компьютер 4.Фотографии родника | 1.Научная и художественная литература 2.Периодика 3.Интернет | 1. Сопровождение, редактирование. 2. Помощь в оформлении презентации. | |
7.Составление карты-схемы течения родника | Карта-схема «Течение родника д.Гридино» | 1.Составление схемы 2.Оформление карты | 1.Составление схемы 2.Оформление карты | топографы | 1.Ватман 2.Фломастеры 3.Цветная бумага | 1.Собранная информация 2.Наблюдение на местности | 1.Консультирование и сопровождение. 2. Помощь в оформлении карты-схемы. | |
8.Оформление стенда «Живи, родник!» | Агитационный стенд «Живи, родник!» | 1.Выполнение рисунков и художественных работ на уроках искусства 2.Подбор стихов о родниках 3.Оформление стенда | 1. Выполнение рисунков и художественных работ. 2.Подбор стихов о родниках | Художники-офор мите ли | 1.Цветная бумага 2.Альбом. краски 3.Фото графии | 1.Наработанные материалы 2.Худож литература | 1. Сопровождение, редактирование. 2.Консультации учителей искусства и литературы. 3. Помощь в оформлении стенда и размещение его в вестибюле школы. | |
9.Презентация проекта «Куда бежишь, Родничок?» | 1.Карта-схема русла родника 2.Доклады «Возникновение родников» «Экология родников 3. Выставка поделок из вторсырья 4.Опыт по проникновению воды сквозь грунт | 1.Опытно-исследовательская группа 2.Экологическая группа 3.Топографическая группа | 1.Исследователи 2.Ораторы 3.Оформители | Наработанные материалы | Нарабо танные матери алы | 1. Организация проведения презентации проекта 2.Ведущий презентации 3. Сопровождение и помощь в проведении презентации. | ||
10. Рефлексия | Результаты по «Опроснику» Выводы по проекту. | 1.Проверка знаний по «Опроснику» 2.Выводы по проведению проекта. 3.План дальнейших действий по защите экологии родника. | 1.Опрашиваемые | Бланки «Опросника» | 1. Проведение рефлексии |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА-ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА «КУДА БЕЖИШЬ, РОДНИЧОК?»
Учитель: Кравченко Светлана Анатольевна
Класс-комплект 6-7 классы
Предмет: География
УМК: «Школа России»
№ п/п. Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД: Л: (личностные), П: (познавательн-е) К: (коммуникат-е), Р: (регулятивные). |
I. Организация направленного внимания на начало учебного занятия. Мотивация к учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. - Ребята, подошёл к концу наш проект «Куда бежишь, Родничок?», мобилизуемся и покажем всё что узнали и сделали. 2.Устанавливает тематические рамки. -Сегодня мы подводим итоги нашего Проекта по географии по темам 6-7 класса«Реки. Жизнь рек» и «Роль гидросферы в жизни Земли» 3. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность (беседа): -Интересно было работать в проекте? -Узнали что-то новое, чем хотели бы поделиться с ребятами нашей школы и жителями села? | 1.Включаются в учебную деятельность. Здороваются с гостями, пришедшими на презентацию, садятся за парты. 2. Настраиваются на участие в презентации. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Активизируется желание поделиться наработанным материалом. | Л: личностная мотивация к учебной деятельности. К: умение совместно работать; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других. Р: волевая саморегуляция, побудительная мотивационная составляющая направленного внимания на начало учебного занятия. |
2. Актуализация знаний и постановка проблемы. Постановка цели урока. Самоопределе ние к деятельности. Цели: - организовать самоопределение темы урока; - организовать постановку цели, определение учебных задач урока. | 1.Актуализирует и фиксирует знания по проекту. - Мы начали наш проект в октябре, за это время много сделано. Об этапах проекта расскажут ребята. К диаграмме «Этапы проекта»выходят обучающиеся, кратко рассказывают, что сделано за проект. Учитель и гости задают вопросы по этапам проекта. 2.Подвести обучающихся к постановки цели и задач урока. - Сегодня последний этап нашего проекта «Куда бежишь, Родничок?»- презентация результатов проделанной работы. Какую цель мы ставим на сегодняшний урок? -Что для этого надо сделать?(задачи) 3.Совместное составление общего плана урока. -Как рационально построить наш урок, чтобы мы как можно лучше представили всё что узнали? Вывешиваются на доску карточки: План урока: 1.Работа творческих групп. 2.Презентация работы групп. 3.Оценивание работы над проектом. | 1.Актуализируют проблему и этапы проекта. Выходят к диаграмме «Этапы проекта», кратко рассказывают, что сделано за проект. Этапы проекта: (по диаграмме) 1.Проблема (почему?) -Всё началось с проблемы: на уроке «Географии» мы говорили о реках России: какие реки есть в России, куда они текут. А наши родники куда текут? Нам стало интересно это узнать. 2.Цель (зачем?) -Нам захотелось узнать о наших родниках, как они появляются. А ещё нам интересно делать проект. 3.Задачи (что делать?) -Мы решили разузнать, как появляют ся родники и составить карту течения родника д. Гридино. -Но, когда мы пришли на родник, что мы там увидели? -Там было очень грязно, валялось много мусора. -И тогда наш проект расширился, мы начали экологическую работу. -Мы решили очистить родник и призвать всех, не засорять родники. 4.Методы и способы (как?) -Мы расспрашивали родителей, жителей села: куда течёт наш родник, собирали информацию о родниках в библиотеках, в Интернете. Составили Банк данных и готовили Презентацию. 5.Результат (что получилось?) -Мы узнали куда течёт наш родник и составили карту. Мы собрали мусор у родника, оформили стенд «Живи, Родник!», чтобы не загрязняли родни к, а из мусора сделали много полезных и красивых вещей. Подготовили доклады и презентацию. 2.Формулируют цель презентации проекта: «Обобщить и презентовать материалы по изучению родника д. Гридино» 3.Составляют план урока, вывешивают план в виде карточек на доску. | Л: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру. П: формулирование ответов на вопросы, используя информацию, полученную в процессе работы над проектом.
К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию при формулировании презентации. Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия. |
3. Системная актуализация знаний. Цели: -организовать системную актуализацию знаний; - организовать коллективную работу; -настроить обучающихся на продуктивную работу в группах. | 1.Организует обобщение знаний и способы действий для лучшей их презентации. Деление класса-комплекта на творческие группы: -В процессе работы над проектом у ребят была возможность проявить все свои творческие способности и сразу сложилось так, что каждый занимался тем, что ему более интересно, делая свой вклад в общее дело. Поэтому нам сейчас не трудно разделиться на творческие группы (карточки на столах): 1.Научно-исследовательская группа 2. Опытно-исследовательская группа 3. Топографическая группа 4. Экологическая группа 2. Организует работу творческих групп. - В чём сейчас цель вашей работы? - Работаем по инструкциям, которые вы приготовили заранее. | 1Обобщают знания, выбирают способы действий для лучшей их презентации. В соответствии с планом работы на уроке, делятся на группы. 2. Организация работы творческих групп. Делятся на творческие группы в соответствии с той работой, которую выполнял каждый ученик в проекте. Настраиваются на работу, изучают инструкцию, распределяют роли. | Л: формирование желания выполнять необходимые действия, чтобы как можно лучше представить полученные знания К:развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Р: развитие умений работать в статичных группах, делегировать полномочия, распределять роли. |
4. Переход к обучающей части урока в соответствии с планом. Цели: - организовать работу по теме урока в соответствии с планом; - подготовка презентации и обобщение собранных материалов; -подготовка выступлений творческих групп. | 1.Организует работу в творческих группах в соответствии с планом. 1.Сопровождает работу творческих групп как фасилитатор. 2.Устанавливает Мультимедийную презентацию. 3.Помогает в оформлении выставки поделок.
| 1. Работают по инструкциям в соответствии с планом, Инструкции группам: Научно-исследовательская группа: подготовить научные работы «Возникновение родников» «Экология родников»: 1. Подготовка докладов 2. Подготовка схемы «Возникновение родника» 3. Формулирование выводов о механизме возникновения родников 4.Презентация «Экология родников» 5. Формулирование выводов об экологии родников. Опытно-исследовательская группа: провести эксперимент «Появление родника в результате просачивания воды через грунты», объясняющий, как под землёй появляется родник: 1.Проведение эксперимента 2. Заполнение таблицы 3.Формулирование выводов о возникновении родника 4.Пополнение Банка данных 5. Подготовка презентация результатов эксперимента. Топографическая группа: оформить карту-схему течения родника: 1.Закончить оформление карты-схемы течения родника д. Гридино 2.Сорентироваться с помощью компаса 3. Пополнение Банка данных 4. Формулирование выводов о течении родника 5. Подготовка презентация карты-схемы течения родника д. Гридино. Экологическая группа: подготовить выставку поделок из вторсырья: 1.Оформить выставку 2.Перечислить какое вторсырьё использовалось в изготовлении поделок 3.Рассказать о применении поделок 3. Формулирование выводов о вреде мусора для экологии | Л: формирование желания выполнять учебные действия в соответствии с планом в сотворчестве с другими учениками. П: умение осуществлять действия поискового и творческого характера, умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на проекте. К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, научиться плодотворной работе в группе. Р: умение работать по плану, работать по заданной инструкции |
5.Презентации работы творческих групп. Закрепление изученного с проговариванием во внешней речи. Цели: -провести презентацию результатов работы творческих групп. - организовать закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи. - включение новых знаний в систему знаний по географии. | 1.Организует презентацию результатов работы творческих групп. Сопровождает и поддерживает выступления учеников. 2.Организует обсуждение после каждого выступления, т.о.выявляя затруднения в понимании и закрепляя полученные знания проговаривая их во внешней речи. 3 .Организует взаимооценивание работ групп с помощью Бланка оценивания. (см. Приложение №3) После обсуждения презентации каждой группы: - Поэтапно оцените свою работу и работу своих товарищей в 5-бальной системе. | 1. Презентация результатов работы творческих групп. 1. Научно-исследовательская группа: -выступает с докладами «Возникновение родников», «Экология родников»; -демонстрирует схему «Возникновение родника» и Мультимедийную презентацию «Экология родников»; -делает выводы о механизме возникновения родников и экологии родников. 2. Опытно-исследовательская группа: - докладывают о результатах эксперимента «Появление родника в результате просачивания воды через грунты»; -демонстрируют заполненную таблицу (см. Приложение№2) -объясняют, как под землёй появляется родник; - формулируют выводы о возникновении родника. 3.Топографическая группа: -презентуют карту-схему течения родника д. Гридино; -определяют направление течения родника; - определяют, чьим притоком является родник; -делают выводы о течении родника. 4.Экологическая группа: -презентуют выставку поделок из вторсырья; -демонстрируют агитационный стенд «Живи, Родник!» - формулируют выводы о вреде мусора для экологии -призывают учеников школы и местных жителей не засорять родники. 2.Обсуждают презентации, задают вопросы по содержанию. 3.Взаимооценка и самооценка после выступлений каждой творческой группы. - дают эмоциональную словесную оценку своей работе и работе товарищей; -дают формальную оценку в «Бланке оценивания» | Л: формирование позитивного отношения к себе и товарищам, ответственного отношения к природе
П:овладение способностью выделять информацию, закреплять изученный материал с проговариванием во внешней речи, обобщать и включать новые знания в систему знаний по географии. К:умение строить продуктивное взаимодействие, слушать собеседника и вести диалог. Р: умение ставить новые учебные задачи и действовать, используя инструкцию к работе, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Выполнять взаимопроверку, совместно оценивать результат работы. |
VIII. Итоговое обобщение работы на уроке Цели: - организовать итоговое оценивание работы на уроке с использованием коллективной формы познавательной деятельности. -провести с обучающимися анализ своей деятельности в проекте. -зафиксировать направления будущей деятельности. -оценка результатов проекта и участия каждого ученика в проекте. | 1.Организует итоговое обобщение полученных знаний. Организует обобщение полученных знаний с проговариванием во внешней речи в деятельностном режиме и с опорой на наглядность: -Ребята, всем понятна природа появления родника? (1 уч. у доски повторяет по схеме «Возникновение родника») - Так куда же бежит наш гридинский родничок? (дети отвечают и выставляют карточки в виде схемы): родник----- пруд---- р.Содомовка- ------р. Клязьма------- р. Ока------- р. Волга------ Каспийское море -Покажите на Физической карте России куда течёт вода из нашего родника. 2.Организует подведение итогов экологической акции. Использование агитационного стенда «Живи, Родник!» -Какие эмоции вы испытали, когда в первый раз пришли на родник? Приятно было там находиться? Брать воду? -Кто виноват в загрязнении родника? -Какое влияние оказывает экология родника на окружающую природу? А на жизнь человека? 3. Фиксирует направления будущей деятельности по контролю за экологической ситуацией на роднике. -Что делать в дальнейшем, чтобы поддержать родник в чистоте и порядке? -У вас есть возможность обратиться к нашим гостям и вашим товарищам по школе. К чему их призовём? 4. Оценивание работы обучающихся по «Бланку оценивания» | 1. В деятельностном режиме обобщают полученные знания: 1.Объясняют по схеме «Возникновение родника» природу появления родника. 2.Выставляют схему течения родника из карточек от родника до Каспийского моря. 3.Показывают по Физической карте России направление течения родника до Каспийского моря. 2.Подводят итоги экологической акции. 1.Эмоциональная оценка экологической ситуации на роднике. 2.Осуждение загрязнение родников местными жителями и признание своего равнодушного отношения к экологической ситуации на роднике. 3. Определяют влияние экологии родника на окружающую природу и на качество жизни человека. 4. Фиксируют направления будущей деятельности по контролю за экологической ситуацией на роднике. 3. Проводят Экологическую агитацию Использование агитационного стенда «Живи, Родник!» Обращаются к местным жителям и товарищам по школе с призывом не мусорить на роднике, заботиться о природе как о нашем общем доме. | Л: способность к итоговому оцениванию работы на уроке на основе критерия успешности учебной деятельности. П: осуществлять итоговое оценивание работы на новое знание на уроке с использованием коллективной формы познавательной деятельности. К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий. Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценкой. |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов урока. Цели: - организовать рефлексию учебной деятельности на уроке; - организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности; -организовать фиксацию интереса и трудности к уроку; -подведение к выводам по проекту. | Организует рефлексию учебной деятельности на уроке, самооценку, фиксацию интереса и трудности к проекту: Провести с обучающимися анализ своей деятельности в проекте. 1. Организует рефлексию знаний с помощью «Опросника». -В начале проекта вы отвечали на вопросы «Опросника». Давайте сделаем это снова и оценим, как изменилось качество ваших знаний о родниках. 2. Эмоциональная оценка проекта и самооценка своей работы: - Вот ребята, мы презентовали- показали всё, что узнали о нашем родничке. Понравилась вам работать над этим проектом? 3. Фиксирует интерес и трудности к проекту: -Что в проекте было самое интересное? -С какими трудностями столкнулись? -Как их преодолели? 4.Организовывает возвращение к цели урока и фиксирует насколько она выполнена. -Какова была цель нашего урока? Достигли вы цели? 5.Подводит к выводам по проекту. -Что нового вы узнали и поняли в процессе работы над проектом? -Какие сделали выводы? | 1.Оценивают свои знания по «Опроснику»: Отвечают на вопросы «Опросника», сравниваю качество знаний на начало и конец проекта. Проводят анализ своей деятельности в проекте. 2. Дают эмоциональную оценку проекта и самооценку своей работы: Отвечают на вопросы учителя. 3. Фиксируют интерес и трудности к проекту: Отвечают, что в проекте было самое интересное, с какими трудностями столкнулись, какой вид деятельности вызвал больше всего проблем. 4. Возвращаются к цели урока и фиксируют насколько она выполнена: Отвечают на вопросы учителя, закольцовывают урок, вспоминая тему урока. 5.Делают выводы к проекту: Подводят итоги урока, делают выводы о необходимости беречь природу родного края. | Л: овладение способностью к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; внутренняя позиция положительного отношения к методу проекта. П: овладение способностью осуществлять анализ и усвоение новых знаний, умения делать выводы. К: овладение навыками речевого отображения деятельности, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Р: оценка взаимодействия со сверстниками оценка и учёт характера сделанных ошибок. |
Приложение №1
ОПРОСНИК
к проекту «Куда бежишь, родничок?»
- Вы были раньше на роднике?
- Вы были раньше на этом роднике?
- Откуда берётся вода в роднике?
- Куда течёт вода из этого родника?
- Можно пить воду из родника?
- Ты берёшь воду из родника?
- Чисто ли было вокруг родника?
- Вам это понравилось?
- Ты участвовал в очистке родника?
10.Сколько родников в округе ты знаешь?
№ | Ф. И. учащихся | Вопросы «Опросника» | Итого баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
|
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Таким образом, учащиеся получают от 0 до 10 баллов.
Учащиеся отвечают на вопросы «Опросника» дважды: в самом начале проекта и по завершению его. По разности в баллах можно судить об эффективности проекта.
Приложение №2
Эксперимент
«Появление родника в результате просачивания воды через грунты»
Цель: определить, какой грунт пропускает воду, объяснить природу возникновения родника.
Оборудование:
- 3 стакана;
- 3 воронки;
- почва, песок, глина (измельчённая);
- материал для фильтров;
- вода.
Проведение опыта:
№ экспе римента | Инструкция по проведению | Результат | Вывод |
1. | 1. Сделайте фильтр, вложите его в воронку. 2. Насыпьте в воронку почву. 3. Налейте в воронку воды. | ||
2. | 1. Сделайте фильтр, вложите его в воронку. 2. Насыпьте в воронку песок. 3. Налейте в воронку воды. | ||
3. | 1. Сделайте фильтр, вложите его в воронку. 2. Насыпьте в воронку глину. 3. Налейте в воронку воды. | ||
Выводы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
по итогам проекта «Куда бежишь, родничок?»
Инструкция: Поэтапно оцените свою работу и работу своих товарищей в 5-бальной системе.
Группы | Этапы проекта | Оценка своей группе | Оценка товари щам | Оценка учителя | ||
Подготовительный этап. Деятельность: Сбор информации, Экскурсия на родник, Экологическая акция: Уборка мусора | Основной этап. Деятельность: Проведение эксперимента, Подготовка докладов, Составление карты-схемы течения родника. Изготовление поделок из вторсырья. | Заключительный этап. Деятельность: Оформление стенда «Живи, родник!» Оформление выставки поделок Подготовка презентаций. Презентация работы групп. | ||||
Научная | ||||||
Исследовательская | ||||||
Экспериментальная | ||||||
Творческая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры "На героя и слава бежит"
Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе.Составила: Стеблиненко Г.Э....
Исследовательский проект "Куда бежишь, родничок?"
Методический паспорт проекта. Проект: «Куда бежишь, родничок?»Предмет: География 6 класс тема: «Реки и озёра России»Тип проекта: долгосрочный (октябрь – ноябрь 2012 г.), групповой, исследовательс...
Открытый урок в 11 классе по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»
Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного - с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.Главное для меня при работе с де...
Сценарий концерта, посвященного 90-летию Владимира Шаинского «Голубой вагон бежит, качается...»
Оборудование: портрет В.Шаинского, аудиозаписи и тексты его песен, мультимидийное Power Point, голубые воздушные шары. Ход мероприятия: (звучит песня «Голубой вагон»), выходит ведущий...
Презентация "Учить, нельзя бежать"
Данная презентация разработана в качестве вспомогательного материала при проведении тренинга с молодыми педагогами,направленного на решение следующих задач:- формирование умения- работать в кома...
«Без паники! Что делать, если ребенок не говорит» Когда бежать к логопеду? Чек-лист для проверки речи детей 2-6 лет
Развитие речи — естественный процесс, для которого нужны благоприятные условия. И, конечно, очень многое зависит от родителей. Но бывают случаи, когда одних только родительских усилий недостаточ...
Конспект занятия по ППО: Аппликация «Лиса бежит за зайцем».
Занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушением слуха....