Исследовательский проект "Куда бежишь, родничок?"
проект по географии (6 класс) на тему

КравченкоСветланаАнатольевна

Методический паспорт проекта.

 

Проект: «Куда бежишь, родничок?»

Предмет: География 6 класс тема: «Реки и озёра России»

Тип проекта: долгосрочный (октябрь – ноябрь 2012 г.), групповой, исследовательский проект.

Участники проекта: ученики 6 класса, учитель истории и географии, родители, библиотекарь МОУ УООШ, библиотекарь Улыбышевской сельской библиотеки.

Проблема: низкая информированность учащихся о возникновении родников, о течении родника д. Гридино. Экологическая проблема- загрязнение родников.

    Цель проекта: реализация личностно-ориентированного подхода в   обучении и воспитании  школьников, используя метод проекта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Улыбышевская основная общеобразовательная школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«КУДА БЕЖИШЬ, РОДНИЧОК?»

Участники проекта: ученики 6 класса

                                       Учитель Кравченко С. А.

2012- 2013 уч. год

Методический паспорт проекта.

Проект: «Куда бежишь, родничок?»

Предмет: География 6 класс тема: «Реки и озёра России»

Тип проекта: долгосрочный (октябрь – ноябрь 2012 г.), групповой, исследовательский проект.

Участники проекта: ученики 6 класса, учитель истории и географии, родители, библиотекарь МОУ УООШ, библиотекарь Улыбышевской сельской библиотеки.

Проблема: низкая информированность учащихся о возникновении родников, о течении родника д. Гридино. Экологическая проблема- загрязнение родников.

    Цель проекта: реализация личностно-ориентированного подхода в            обучении и воспитании  школьников, используя метод проекта.

   Задачи проекта:

  1. Познакомить учащихся с методом проекта, как способом решения проблемных ситуаций на уроке и во внеурочной работе.
  2. Активизация познавательной деятельности школьников. Закрепление знаний по предмету «География»,
  3. Развитие творческих способностей каждого ученика.
  4. Повышение уровня учебной мотивации школьников.
  5. Создание наиболее благоприятных условий для сохранения физического и психического здоровья детей.
  6. Воспитание экологической культуры, любви к родному краю.

Планируемый результат:

  1. Повышение самооценки, уровня познавательной активности и школьной мотивации детей в процессе исследовательской деятельности.
  2. Вовлечение детей с разными способностями и с разным уровнем интеллекта в исследовательскую деятельность.
  3. Закрепление на практике знаний по предмету «География».
  4. Проведение экологической акции по очистке от мусора родника д. Гридино.

Содержание проекта «Куда бежишь, родничок?»

Этапы

Конечный продукт

Действия

роли

Необхо

димые мате

риалы

Источ

ники

Инфор

мации

Привле

чение взрослых

В школе

Вне школы

1. Урок географии 6 кл. «Реки и озёра России»

Принятие решения о исследова

нии родника в д. Гридино

Выявление знаний по «опроснику»

Составление плана действий.

Обсуж

дение с родите

лями.

Опра

шива

емые

бумага

родители

Учитель

родители

2.Сбор информации о родниках вообще и о роднике в д. Гридино

Банк данных

Список литературы

Подбор материала в школьной библиотеке

Подбор литера

туры в сельской библиотеке

Ис

следо

ва

тели

Бумага

Ручки

Фото

ап

парат

Школьная и

сельская библио

теки

Учитель

родители

библио

текари

старо

жилы

села

3.Экскурсия на родник в

д. Гридино

Очистка родника от мусора.

Вода с родника

Исследо

вание русла родника

Очистка родника от мусора

Беседа с родите

лями

Ис

следо

ва

тели

эколо

ги

Пакеты для мусора

Бутыл

ки для

воды

родители

Учитель

родители

4.Проведение опыта «Какой грунт пропускает воду?»

Таблица

выводы

Проведение

опыта

заполнение

таблицы

Экспе

ремен

тато

ры

Вода

ста

каны

ворон

ки

фильтр

Практическая рабо

та

Учитель

5.Изготовле

ние поделок из вторсырья

(мусора)

поделки

Изготовле

ние поделок

на уроках

технологии

Изготовле

ние поделок с

родителя

ми

Конструкторы

художники

втор сырьё

Книги по художественному творчес

тву

Учитель

родители

6.Подготовка сообщений по темам: «Возникнове

ние родников»

«Экология родников»

доклады

Подбор

научной и

художественной литературы

Подготов

ка

докладов

Науч

ные работники

бумага

Научная и художественная литерату

ра периоди

ка

Учитель родители работники школьной и сельской библиотек

7.Составление карты-схемы

течения родника

Карта-схема

Составление схемы

Составле

ние схемы

топографы

Ватман

фломастеры цв. карандаши

Родители наблюде

ние на местнос

ти

Учитель

родители

8.Оформление стенда «Живи, родник!»

Агитацион

ный стенд

Оформление стенда

рисунки

Художники-офор

мите

ли

Цв. бумага

альбом

фломастеры

фото

графии

Наработанные материа

лы

Учитель

9.Презентация проекта

1.карта-схема русла родника

2.доклады

3.оформле

ние выставок поделок и рисунков

4.опыт по проникновению воды сквозь грунт

1.Опытно-исследовательская группа

2.Экологическая группа

3.Топографическая группа

Исследователи ораторы оформители

Наработанные материалы

Нарабо

танные матери

алы

учитель

10 Проверка знаний по «Опроснику»

Результаты анкетирова

ния

опрос

бумага

учитель

ОПРОСНИК

к проекту «Куда бежишь, родничок?»

  1. Вы были раньше на роднике?
  2. Вы были раньше на этом роднике?
  3. Откуда берётся вода в роднике?
  4. Куда течёт вода из этого родника?
  5. Можно пить воду из родника?
  6. Ты берёшь воду из родника?
  7. Чисто ли было вокруг родника?
  8. Вам это понравилось?
  9. Ты участвовал в очистке родника?

10.Сколько родников в округе ты знаешь?

Ф. И. учащихся

Вопросы «Опросника»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

     

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Таким образом, учащиеся получают от 0 до 10 баллов.

Учащиеся отвечают на вопросы «Опросника» дважды: в самом начале проекта и по завершению его. По разности в баллах можно судить об эффективности проекта.                                                                                        

Эксперимент

«Что пропускает воду?»

Цель: определить, какой грунт пропускает воду.

Оборудование:

  1. 3 стакана;
  2. 3 воронки;
  3. почва, песок, глина (измельчённая);
  4. материал для фильтров;
  5. вода.

Проведение опыта:

№ экспе

римента

Проведение

Результат

Вывод

1.

1. Сделайте фильтр, вложите его в воронку.

2. Насыпьте в  воронку почву.

3. Налейте в воронку воды.

2.

1. Сделайте фильтр, вложите его в воронку.

2. Насыпьте в  воронку песок.

3. Налейте в воронку воды.

3.

1. Сделайте фильтр, вложите его в воронку.

2. Насыпьте в  воронку глину.

3. Налейте в воронку воды.

Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________

План-конспект презентации проекта.

  1. Вступление.

Руководитель проекта:

- Сегодня последний этап нашего проекта «Куда бежишь, родничок?»- презентация результатов проделанной работы. Мы начали наш проект в октябре, за это время много сделано. Об этапах проекта расскажут ребята:

Этапы проекта: (по диаграмме)

  1. Проблема (почему?)

-Всё началось с проблемы: на уроках «Окружающего мира» мы говорили о реках России: какие реки есть в России, куда они текут. А наши родники куда текут? Нам стало интересно это узнать.

  1. Цель (зачем?)

-Нам захотелось больше узнать о наших родниках, о нашем крае. А ещё нам интересно делать проект.

  1. Задачи (что делать?)

-Мы решили разузнать, как появляются родники и составить карту течения родника д. Гридино.

-Но, когда мы пришли на родник, что мы там увидели?

-Там было очень грязно, валялось много мусора.

-И тогда наш проект расширился, мы начали экологическую работу. Что мы решили сделать?

-Мы решили очистить родник и призвать всех, не засорять родники.

  1. Методы и способы (как?)

-Мы расспрашивали родителей: куда течёт наш родник, собирали информацию о родниках в библиотеках.

  1. Результат (что получилось?)

-Мы  узнали куда течёт наш родник и составили карту. Мы собрали мусор у родника, оформили стенд, чтобы не загрязняли родник, а из мусора сделали много полезных и красивых вещей.

2. Основная часть.

1.Стих А. Чистопрудов (Саша,Ира)

1.Звенит родник водой студёной

Сияет струйками своими

И капельки игрой весёлой

Просят смеяться вместе с ними.

Переливаются беспечно

Цветами радуги, резвятся,

         Шаля, друг с дружкой бесконечно.

2. Кругом желанная прохлада

От солнца жаркого спасает

В ладони капает с отрадой

Водичка, жажду, утоляя.

Листва, как будто бы в алмазах

От мокрых капель родника.

Когда горят, они , все сразу

В сиянии издалека.

2. Задания группам:

  • Опытно-исследовательская группа: провести опыт, объясняющий, как под землёй появляется родник.
  • Топографическая группа оформляет карту-схему течения родника.
  • Экологическая группа подготовить выставку поделок.

3.Обзор выставки книг

Стих Яков Полонский (Марина,Маша)

1.Вдоль реки ступай, минуя

Брёвна, щебень и тростник
И найдёшь ты возле ивы,

У холма, живой родник,-

Как кристалл прозрачно-чистый,

Из-под камня в летний зной

Льётся он струёй сребристой-

Освежительной струёй.

Там зимой в мороз недаром,

У реки, затёртой льдом,

Духи вьются лёгким паром

Над немолчным родником

2.Лишь ему не страшны бури,

Ни жестокость холодов.

Ни невежество людское.

Ни тревоги городов.

Он один далёк заразы

Пошлых дум и злых страстей,

Он один, как гений, светел,-

Приходи к нему и- пей!

4..Топографическая группа.

Вывешивают карту- схему течения родника.  Рассказывают, как соорентировали по сторонам света, объясняют, куда течёт родник, далее до Каспийского моря (по карте).

5.Эксперементальная группа.

  • Доклад «Возникновение родника», с опорой на схему.
  • Результаты опыта «Что пропускает воду?», таблица с выводами.

6. Обзор рисунков.

Стих. Фёдор Тютчев (Наташа)

Что ты клонишь над водами

Ива, макушку свою?

И дрожащими листами

Словно жадными устами

Ловишь беглую струю?..

Хоть томится, хоть трепещет

Каждый лист твой над струёй…

Но струя бежит и плещет,

И на солнце, нежась блещет,

И смеётся над тобой.

7.Экологическая группа

  • Доклад «Экология родников»
  • Стенд «Живи родник»
  • Обзор выставки поделок из вторсырья (мусора).

8.Стих Мусса Джалиль (Толя)

Под горою, у болота

Не смолкая не на миг,

День и ночь лопочет что-то

Разговорчивый родник.

То ли- песенку поёт,

То ли- воду пить зовёт,

Что, как будто лёд, студёна

И сладка, как будто мёд…

3. Заключение.

-Ребята, всем понятно, как появился родник из-под земли? (1 уч. у доски повторяет)

- Так куда же бежит наш гридинский родничок? (дети отвечают, учитель выставляет схему): родник- пруд- р.Содомовка- р. Клязьма- р. Ока-        

р. Волга- Каспийское море

- Вот ребята, мы презентовали- показали всё, что узнали о нашем родничке. Понравилась вам работать над этим проектом?

Василий Катанов

Звенит-поёт передо мной

Родник у речки под горой.

В жару холодную, как лёд,

Он людям воду подаёт.

Себе дорогу много дней

Он пробивал среди камней.

Зато, смотри, бежит к реке-

И солнце светится в руке.

 В результате проведенной работы:

  • Учащиеся на практике закрепили знания по теме «Реки и озёра России» 6 класс.
  • Было выявлено положительное отношение учащихся  начальных классов к исследовательской  деятельности. Учащиеся работали  над проектом с интересом, активно, проявляя самостоятельность.
  • Дети получили практические знания по экологии, очистили родник, провели агитационную работу.
  • К работе над проектом были привлечены родители, что повысило  их заинтересованность к школьной жизни детей.

ОПРОСНИК

к проекту «Куда бежишь, родничок?»

  1. Вы были раньше на роднике?
  2. Вы были раньше на этом роднике?
  3. Откуда берётся вода в роднике?
  4. Куда течёт вода из этого родника?
  5. Можно пить воду из родника?
  6. Ты берёшь воду из родника?
  7. Чисто ли было вокруг родника?
  8. Вам это понравилось?
  9. Ты участвовал в очистке родника?

10.Сколько родников в округе ты знаешь?

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Ф. И. учащихся

Вопросы «Опросника»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

по итогам проекта «Куда бежишь, родничок?»

Инструкция: Поэтапно оцените свою работу и работу своих товарищей.

   

Группы

Этапы проекта

Оценка своей

группе

Оценка товари

щам

Оценка учителя

Подготовительный этап.

Сбор информации,

Экскурсия на родник,

Уборка мусора.

Основной этап.

Проведение эксперимента,

Подготовка докладов,

Составление карты-схемы течения родника.

Заключительный этап.

Оформление стенда «Живи, родник!»

Подготовка презентаций.

Презентации работы групп.

       Научная

      Исследовательская

Экспериментальная

Творческая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры "На героя и слава бежит"

Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе.Составила: Стеблиненко Г.Э....

Открытый урок в 11 классе по рассказу Ю.Казакова «Вон бежит собака»

Серьезны проблемы современных школьников- не читают, не хотят. Что делать? Начинать нам, учителям, надо с основного - с урока. Как на уроке всё пойдет, таков результат.Главное для меня при работе с де...

Сценарий концерта, посвященного 90-летию Владимира Шаинского «Голубой вагон бежит, качается...»

Оборудование: портрет В.Шаинского, аудиозаписи и тексты его песен, мультимидийное Power Point, голубые воздушные шары. Ход мероприятия: (звучит песня «Голубой вагон»), выходит ведущий...

Проект "Куда бежишь, родничок?"

   Проект «Куда бежишь, Родничок?» конкретно направлен на создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, формирование представлени...

Презентация "Учить, нельзя бежать"

Данная презентация разработана  в качестве вспомогательного материала при проведении тренинга с молодыми педагогами,направленного на решение следующих задач:- формирование умения- работать в кома...

«Без паники! Что делать, если ребенок не говорит» Когда бежать к логопеду? Чек-лист для проверки речи детей 2-6 лет

Развитие речи — естественный процесс, для которого нужны благоприятные условия. И, конечно, очень многое зависит от родителей. Но бывают случаи, когда одних только родительских усилий недостаточ...

Конспект занятия по ППО: Аппликация «Лиса бежит за зайцем».

Занятие подготовлено с учётом уровня развития и психофизических особенностей детей с нарушением слуха....