Курс по выбору "По странам изучаемого предмета"
рабочая программа по географии (8 класс)
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_stranam.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «По странам изучаемого предмета»
для обучающихся 8 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Разработчик:
Щетинина Елена Михайловна,
учитель географии
пос. Маршальское
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- основной общеобразовательной программой основного общего образования (ФГОС ООО 5- 8 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утвержденной С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52
-федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
- программа основного общего образования по географии: 5-6 классы Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина - Москва: издательство «Просвещение», 2012 г.
Основная цель географии в системе общего образования – познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, а также формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Цель данного курса: развитие познавательной мотивации обучающихся и формирование их ценностного отношения к науке, знанию, исследовательской деятельности через познание разнообразия стран в современном мире.
Задачи:
- Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
- Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
- Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
- Формирование навыков исследовательской, проектной, социально-направленной деятельности.
- Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителями, сверстниками и младшими школьниками при подготовке и проведении научно-познавательных занятий, проектов.
- Общая характеристика курса.
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. В настоящее время в мире расширяются экономические, деловые и культурные контакты разных стран. Из-за этого становится необходимым диалог культур народов мира, где важно умение оценивать другую культуру с позиций норм и ценностей собственной, выявлять сходства и различия, проявлять толерантность, признавая возможность сосуществования различных культур в поликультурном мире, находить точки соприкосновения для взаимовыгодного сотрудничества и преодоления разногласий. Отличительной чертой диалога культур является переход обучающихся от мышления к активной деятельности. Диалог культур должен стать процессом и целью всей сознательной жизни и деятельности современного поликультурного общества.
- Описание места курса в учебном плане.
Программа курса по страноведению «По странам изучаемого языка» предназначена для учащихся 8-х классов и рассчитана на 35 часа (1 час в неделю), продолжительность занятия 45 минут. Новизна данной программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе и населении Земли изучаются в занимательной и доступной для обучающихся форме. Ролевые игры, кинопутешествия, презентации, проектная деятельность позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме побуждает школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, ответы на которые они смогут найти не только с помощью учителя, но и самостоятельно путем наблюдений и исследований.
Педагогическая целесообразность реализации программы «По странам изучаемого предмета» заключается не только в том, что участие в курсе позволит полезно занять свободное время учащихся, но и поможет пробудить интерес к активному познанию окружающего мира, его экологическим и социальным проблемам.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы:
- традиционные (беседы);
- комбинированные (урок– исследование, урок – дискуссия, компьютерные презентации);
- практические занятия (участие в моделированиях, ролевых игр, анализа ситуации, коллективного и индивидуального).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
деятельности.
Личностные результаты:
- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;
Предметные результаты:
- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты, как одного из языков международного общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на разных территориях и акваториях.
5. Содержание курса.
Введение – 1 час. Знакомство с деятельностью курса и содержание курса
Тема1. Мировой океан – 5 часов
- роль и влияние Мирового океана на жизненные процессы Земли;
- тайны глубин Мирового океана;
- богатства Мирового океана;
- человечество и океан;
- Океания – острова затерянные в океане.
Тема 2. Африка – 7 часов
- Египет – страна с древнейшей историей;
- ЮАР – самая развитая страна материка – почему?
- Танзания – уникальная природа.
- Чад – жизнь в центре материка
- Нигерия – на берегу Гвинейского залива
- Намибия – между океаном и пустыней
- Кот-д Ивуар – Берег Слоновой Кости
Тема 2. Австралия - 3 часа
- страна-материк;
- национальные парки Австралии
- Большой барьерный риф
Тема 3. Южная Америка – 6 часов
- Бразилия – самая…самая…самая…
- Аргентина – по безбрежным пампасам
- Чили – страна с «сумасшедшей географией»
- Перу – страна древней цивилизации инков.
- Венесуэла – «жемчужина для путешественников»
- Колумбия – страна с «вертикальной географией».
Тема 4. Антарктида – 2 часа
- ледяной купол планеты
- обитатели ледяных пустынь
Тема 5. Северная Америка – 3 часа
- Канада – вторая по площади страна мира
- Мексика – страна контрастов
- США – страна не имеющая государственного языка.
Тема 6. Евразия – 7 часов
- Китай – что он дал миру и чем удивляет сейчас.
- Германия – «локомотив Европы»
- Саудовская Аравия – страна двух святынь
- Индия – таинственная и неповторимая
- Норвегия – страна фьордов.
- Россия – путешествия по стране
Тема 7. Обобщение курса – 2 часа
- защита творческих работ
Темы творческих работ:
Страна, в которой я мечтаю побывать
Этот континент меня удивил.
Южная Америка (любой другой материк) на страницах журнала «Вокруг света».
6. Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение | 1 | Организация занятий кружка. Требования по работе. Определение требований к учебной организации учащихся в ходе реализации программы кружк давать определение науки географии. Знать основные методы исследований, наблюдений, опытов. |
2-5 | Мировой океан | 4 | Описывать океаны. Сравнивать океаны. Описывать мировой океан как природный комплекс Земли |
6-12 | Африка | 7 | Выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий. описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты. |
13-15 | Австралия | 3 | Показывать, на карте, основные районы высокой плотности населения. Показывать все изучаемые объекты, форм рельефа, определять ГП крайние точки. |
16-21 | Южная Америка | 6 | Определять образ материка. Особенности географического положения в сравнении с географическим положением Африки. Определять черты сходства и различия ГП Южной Америки, Африки и Австралии. Обозначать на карте Южной Америки изучаемые объекты. |
22-23 | Антарктида | 2 | Определять ГП материка Работать с картой. |
24-26 | Северная Америка | 3 | Обозначать на карте Северной Америки изучаемые объекты. Объяснять различие в климате территорий. Объяснять особенности питания и режима рек показывать реки и озера. Объяснять особенности размещения населения, Виды хозяйственной деятельности. |
27-33 | Евразия | 7 | Показывать на карте географические объекты. Анализировать тематические карты Анализировать климатическую карту. Объяснять особенности размещения населения,Виды хозяйственной деятельности. |
34-35 | Обобщение курса | 2 | Проверить, закрепить знания и умения учащихся по теме. |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
- В.Н. Андреева «Предметная неделя географии в школе». Серия: Библиотека учителя.
- Н.М. Клюшникова «Внеклассная работа по географии», - «Корифей», Волгоград, 2000 г.
- П.Д. Романенко «Викторины по географии», Минск, Народная асвета, 1981 г.
- «По материкам и странам». Составители: Н.П. Смирнова, А.А. Шибанова, Москва, «Просвещение», 1981
- Интернет-ресурсы
8. Планируемые результаты обучения.
В результате изучения курса «По странам изучаемого предмета» ученик должен:
1) знать / понимать: основные источники информации, необходимые для изучения курса различие географических карт по содержанию, масштабу способы картографического изображения; основные языковые семьи; основные религии мира; причины неравномерности размещения населения; основные типы стран, столицы и крупные города; происхождение материков, строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле; что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле; материки и океаны как крупные природные комплексы Земли; особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов; виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений; главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков; население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;
2) уметь: использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; анализировать общегеографические и тематические карты; анализировать климатические диаграммы, таблицы; описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран; выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий; показывать по карте географические объекты, названные в учебнике; создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);
3) оценивать: географическое положение материков и отдельных стран; изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека; жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран; географические путешествия по материкам; современные проблемы отдельных стран и материков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Test 11 Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Географическое положение, климат, население, города и сёла, достопримечательности
тренировочный тест для подготовке к ГИА...
Урок-путешествие по стране изучаемого предмета
Цель: формирование коммуникативных умений и речевых навыков, обеспечивающих устно-речевое общение в рамках заданной ситуации на основе изученной лексики по теме.Задачи:- расширить представление учащих...
Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II четверть). 5 класс.
Контрольная работа (тестирование) по английскому языку (углублённый курс изучения) по грамматике, лексике и письму по теме: «Родная страна и страны изучаемого языка. Мир вокруг нас» (II че...
Контрольная работа по английскому языку (углублённый курс обучения) за II четверть по теме «Страна изучаемого языка. Краткий социокультурный портрет Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии». 6 класс.
Цель контрольной работы: учебный аспект:· контроль уровня сформированности лексических навыков (в том числе и лингвострановедческих знаний) по теме «Страна из...
Рабочая программа элективного оценочного курса «По стране изучаемого языка» 10 класс
Составлена на основе:- Примерной программы среднего общего образования по английскому языку (профильный уровень) и авторской программы К.И. Кауфман, М.Ю. Кауфман (Рабочая программа курса английского я...
Рабочая программа учебного курса для 8 класса "Страна изучаемого языка"
рабочая программа...
Авторская программа курса "Путешествие по странам изучаемого языка"
Программа составлена к курсу "Путешествие по странам изучаемого языка", который обеспечивает первоначальное знакомство учащихся 4 класса с историей, географией, культурными особенностями так...