Урок по географии "Формы государственного правления независимых государств" 10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс)

Новокрещенова Татьяна Евгеньевна

Урок "Формы государственного правления независимых государств" для 10 класса (углубленного уровня изучения географии) по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_gosudarstvennogo_pravleniya_nezavisimyh_gosudrastv.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Тема урока: «Формы государственного правления независимых государств»

Автор: учитель географии

Новокрещенова Т.Е.

г. Железногорск

2017г.

Тип урока: комбинированный.

Педагогическая технология: по В.К. Дьяченко коллективный способ обучения: групповая технология.

Методы:

  • Методы объяснительно-иллюстративного обучения: рассказ, беседа;
  • Методы репродуктивного обучения: упражнения;
  • Методы проблемно-поискового обучения: частично-поисковый;
  • Коммуникативные методы обучения: жужжащие группы.

Личностные результаты изучения темы:

  • целенаправленность познавательной деятельности;
  • осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  • ответственное отношение к учению;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;
  • готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах

Метапредметные результаты изучения темы:

  • Регулятивные (учебно-организационные):  целеполагание, ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, работать в соответствии с предложенным планом, участвовать в совместной деятельности, оценивать работу учащихся;
  • Познавательные:

- учебно-логические: анализ с целью выделения признаков, выведение следствий, установление причинно-следственных связей; выделять главное, существенные признаки понятий, высказывать суждения, подтверждая их фактами; анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- учебно-информационными: поиск и отбор информации в учебных пособиях; работать с текстом: выделение главной мысли, поиск ответов на вопросы, составление по тексту схем;

  • Коммуникативные: планирование, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.

Предметные результаты изучения темы:

  • знать формы государственного правления стран мира;
  • уметь устанавливать связь между природными и социальными явлениями и процессами;
  • уметь находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений и объектов.

Оборудование: учебник, атлас, раздаточный материал, презентация…

Структура комбинированного урока.

  1. Организационный этап: проверка готовности учащихся к уроку; приветствие;  проверка отсутствующих учащихся.

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проверка домашнего задания: 

Найдите соответствие между страной и её официальными символами: флагом и гербом.

За каждый правильный ответ 1 балл, max - 7 баллов.

Страна

Официальные символы государства: герб и флаг

1. Мексика

А.  

  

2. Испания

Б.  

 

3. Австралия

В.  

 

4. Пакистан

Г.  

 

5. Куба

Д.  

 

6. Замбия

Е.  

 

7. Китай

Ж.  

  

Самооценка: Учащиеся друг у друга проверяют правильность выполнения задания.

На экране демонстрируется правильное выполнение задания.

1-Д, 2-В, 3-А, 4-Ж, 5-Б, 6-Г, 7-Е

Страна

Официальные символы государства: герб и флаг

1. Мексика

Д.  

 

2. Испания

В.  

 

3. Австралия

А.  

  

4. Пакистан

Ж.  

 

5. Куба

Б.  

  

6. Замбия

Г.  

 

7. Китай

Е.  

 

Общее количество – 7 балл.

Критерии оценивания:

7 баллов – оценка «5»

6-5 баллов – оценка «4»

4-3 баллов – оценка «3»

Меньше 3 баллов - оценка «2»

Работы сдаются учителю.

Пока сдаются работы дать ответ на вопрос: Значение государственной символики?

  1. Актуализация знаний.

- На экране сейчас появится определение, определите какое понятие, оно характеризует, ему будет посвящен наш урок.

На экране: «элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании» (форма государственного правления)

Какова тема урока?

Запишите число и тему урока: Формы государственного правления независимых государств.

- Какие формы государственного правления вам известны? (монархия, республика)

Иллюстрации: Карта с республиками и монархиями (фотография)

- Может ли существует какая-нибудь связь между размером страны и формой государственного правления?

Насколько верны были ваши предположения, мы узнаем сегодня на уроке.

  1. Постановка цели и задач урока.

- Как можно сформулировать цели нашего урока?

Цели урока: изучение форм государственного правления стран мира.

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- В какой исторической последовательности возникли формы государственного правления?

(На экране появляются части схемы «Формы государственного правления»: первыми появились монархическая и республиканская формы плавления)

Мона́рхия – форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу – монарху.

Монархи: королю, царю, императору, князю, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану, фараону и т.д. Монархия может быть наследственной, выборной или наследственно-выборной.

Респу́блика – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Дальнейшее изучение материала о формах государственного правления будет проходить самостоятельно. В зависимости от вариант вы должны будете изучить определенную часть текса учебника и опираясь на него и свои знания заполнить полностью схему. Затем вы должны обменятся друг с другом изученным материалом, что бы у каждого схема была полностью заполнена с пониманием её содержания.

Завершающим этапом выполнения задания будет выступление одного из учащихся по изученному вами материалу.

Задание 1: 

I вариант: Изучите тест учебника на странице 31-32 «Монархии» и заполните в схеме совою часть схемы. Привести 1-2 примера стран с монархической формой правления.

II вариант: Изучите тест учебника на странице 32- 34 «Республики» и заполните в совою часть схемы. Привести 1-2 примера стран с республиканской формой правления.

Примеры стран,  "чистых" парламентских республик - это Германия, Австрия, Ирландия, Индия. С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.

  Обменяйтесь друг с другом изученным материалом.

Выступление обучающегося у политической карты мира о формах государственного правления.

К нашему уроку присоединяется Рагулина Ирина Васильевна, старший преподаватель кафедры естественно-математического образования Курского института развития образования

 (Послушайте внимательно выступление, подготовленное Ф.И.О. по работе французского просветителя Шарля Луи Монтескье о зависимости формы государственного правления от климата и размера страны.)

Выступление по работе французского просветителя Шарля Луи Монтескье.

Известнейший французский просветитель, представитель философской школы естественного права Шарль Луи Монтескье считал форму государственного правления и устройства функцией климата и размеров страны. Обширные империи предрасположены к деспотическому правлению, ибо для стабильности в большом по территории государстве необходимо, чтобы удаленность места, куда рассылаются приказания, уравновешивалась быстротой их выполнения. Таким образом, маленькие государства по своей природе должны быть республиками, обширные империи — находиться под властью деспотов, государства средней величины — подчиняться монарху. Значит, для сохранения принципов правления государство должно сохранять неизменными свои размеры; государственный строй может измениться в зависимости от расширения или сокращения территории.

Небольшие государства с демократическим устройством, как правило, погибают от внешнего врага, а большие — от внутренних проблем. Таким образом, оптимальной будет форма государственного устройства, сочетающая преимущества и достоинства республиканского правления с силой монархии. Такой формой правления Монтескье считал федерацию — пространственно единый союз суверенных республик, способный сопротивляться врагу и сохранять свои размеры без утери демократии. …

Как и с любой точкой зрения с данной информацией можно соглашаться или нет. Давайте попытаемся выделить наиболее весомые аргументы в поддержку или опровержения данного суждения. Для этого разделитесь на две группы, те кто будет «за» и кто будет «против».  

Подготовка рабочего места для работы в группах (физ. минутка)

Дискуссия

Задание 2:

Опираясь на материал из работ Шарля Луи Монтескье (в учебнике текст на стр. 36) и имеющиеся у вас знания, сформулируйте несколько тезисов в защиту или опровержение его утверждений. Запишите их на ватмане (крупно) и определите, кто из группы выступит с результатами вашей работы (примеры стран обязательны, показать на карте).

Выступление у доски. Формулировка общего вывода по результатам выступлений.

Шарль Луи Монтескье

Актуальной данная зависимость остается для  некоторых средних по размеру стран (таких как Великобритания, Испания) сохранивших монархическую форму правления.

Для большинства современных стран, независимо от размера территории, характерна республиканская форма правления.

О формах управления государств будем говорить на следующем уроке.

Возвращение на свои рабочие места (физ. минутка)

  1. Первичная проверка понимания.

Первичную проверку усвоения учебного материала проведем в игровой форме – решим вместе кроссворд.

Задание 3:

Решите кроссворд (можете пользоваться любыми источниками информации).

Горизонталь: 1. Президентская республика в Южной Америке. 2. Самая большая республика в мире. 3. Республика в Южной Азии, занимающая полуостров.

Вертикаль: 4. Европейское государство с теократической монархией. 5. Государство Южной Азии с абсолютной монархией. 6. Государство Северной Европы с конституционной монархией.

5.Б

4.В

У

1.А

Р

Г

Е

Н

Т

И

6.Н

А

Т

А

О

И

Н

2.Р

О

С

С

И

Я

К

В

А

Е

3.И

Н

Д

И

Я

Г

И

Я

  1. Закрепление 

Выполните 4 задание самостоятельно, вам дается 3 мин.

Совместная проверка.

Задание 4: 

Определить форму правления в следующих примерах.

1) Примером страны с этой отживающей формой правления может служить Катар, где с 2013 года правит эмир шейх Тамим бин Хамад Аль Тани. Эмир назначает премьер-министра, членов Совета министров и Консультативного совета. Власть эмира ограничена только рамками шариата. (абсолютная монархия)

2) президент, являющийся главой государства, а зачастую и правительства, наделен очень большими полномочиями. Таких республик в мире более 100. Особенно они распространены в Африке, где их 45 (например, Египет, Алжир, Нигерия, ЮАР), и в Латинской Америке, где их 22 (например, Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина). (президентская республика)

3) В таких республиках (ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.) главной фигурой является не президент, а глава правительства. (парламентская республика)

4) Япония имеет такую форму правления, в которой император традиционно служит символом государства и единства нации, хотя вся законодательная власть находится в руках парламента, а исполнительная - Kaбинета министров. (конституционная монархия)

  1. Вспомним, какую цель ставили?
  2. Достигли ли мы её или нет? Обоснуйте свой ответ.

  1. Информация о домашнем задании, инструкция по его выполнению.
  1. Изучение текста учебника на стр. 31-36.
  2. Нанести на контурную карту все страны с монархическими формами правления (с использованием ресурсов интернета) и 10 самых крупных по территории республик.
  3. По выбору: составить тест из 5 вопросов или кроссворд по теме.

  1. Рефлексия.
  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  2. Возникли ли и на каком этапе урока, затруднения?
  3. Где могут найти применения полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы государственного устройства и Формы государственного правления

Опорный конспект. Формы государственного устройства и Формы государственного правления.  10 класс....

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс

Методическая разработка урока по теме: "Война за независимость. Создание США". 7 класс....

Конспект урока по обществознанию Государственная политика занятости" 9 класс

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли государства в области обеспечения занятости населения.Задачи урока:Ø освоение учащимися новых знаний о государственной политике занятости; безр...

Мастер-класс Урок по истории 10 класс "XVI век. Иван IV. Теория и практика государственного правления"

Урок по истории 10 класс «XVI век. Иван IV.Теория и практика  государственного правления»...

Конспект урока по башкирскому (государственному) языку в 9 классе по теме: Шәйехзада Бабич тормошо һәм ижады.. Йәнләндереү.

Конспект урока в 9-ом классе по башкирскому языку и литературе по теме: Жизнь и творчество Ш. Бабича...

Урок "Формы государственного правления независимых государств"

Урок для 10 класса по географии. Тема "Формы государственного правления независимых государств". В нём рассматривается три формы правления государств и особенности каждой из них. Включены за...

Урок-закрепление по теме «Серия независимых испытаний Бернулли.Формула Бернулли» (конспект урока) 9 класс

Урок-закрепление по теме «Серия независимых испытаний Бернулли.Формула Бернулли»(конспект урока) для 9 класса . Задачи подобраны  для классов естественнонаучн...