Конспект урока по обществознанию Государственная политика занятости" 9 класс
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли государства в области обеспечения занятости населения.
Задачи урока:
Ø освоение учащимися новых знаний о государственной политике занятости; безработице и её видах;
Ø овладение умениями и навыками работы с текстом, схемами, поиска информации, ее анализа, формулирования выводов; навыка конспектирования, развития
монологической речи; навыка пользователя ПК, навыка коммуникационной деятельности;
Ø формирование познавательного интереса к экономическому блоку обществоведческого курса; воспитание гражданской позиции, подготовка к успешной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_v_9_klasse_po_teme.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 9 классе по теме
«Государственная политика занятости» (слайд №1)
по учебнику И.П. Насоновой (линия учебников под ред. Бордовского ИЦ Вентана-Граф)
Афанасьева Е.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №1
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли государства в области обеспечения занятости населения.
Задачи урока:
- освоение учащимися новых знаний о государственной политике занятости; безработице и её видах;
- овладение умениями и навыками работы с текстом, схемами, поиска информации, ее анализа, формулирования выводов; навыка конспектирования, развития
монологической речи; навыка пользователя ПК, навыка коммуникационной деятельности;
- формирование познавательного интереса к экономическому блоку обществоведческого курса; воспитание гражданской позиции, подготовка к успешной социализации.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: практикум
Оборудование урока, средства обучения:
- учебное пособие «Обществознание: экономика вокруг нас: 9 класс»/ И.П. Насонова; под общ. ред. акад. РАО Г.А. Бордовского. — М.: Вентана-Граф, 2011;
- мультимедийное оборудование; раздаточный материал.
Понятийный аппарат: безработица, фрикционная безработица, структурная безработица, сезонная безработица, циклическая безработица, биржа труда.
Предварительная подготовка:
- Задание №9 стр. 145 учебника. Задание: Найти в интернете Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и ответить на вопросы, которые даны в задании. (1 учащийся)
- Задание №10 стр. 145 учебника. Задание: На сервере Федеральной службы по труду и занятости найти статистику занятости и ответить на вопросы. (1 учащийся)
- Задание: Посетить Центр Занятости Фёдоровского района и провести небольшое исследование. (2 учащихся)
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
Что такое безработица. Виды безработицы. Причины безработицы. Последствия безработицы.
Как осуществляется политика занятости. Что такое биржа труда.
План урока: (слайд №2)
1. Безработица и её виды
2. Как осуществляется политика занятости.
.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Целеполагание, постановка задач урока. (5 минут)
- Прочитайте текст. Выделите основную мысль текста.
Текст. Практически невозможно найти в мире страну, где нет той или иной разновидности безработицы. И Россия – не исключение. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работника, и надо представлять, откуда она возникает, сколь длительной может быть и как с ней бороться.
Для анализа проблем безработицы необходимо прежде всего чётко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
трудоспособный возраст, т.е. человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости;
отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например, месяца);
доказательное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы)
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране.
- Как вы думаете, о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
- Предположите, какие вопросы на уроке мы будем рассматривать?
- Запишите число и тему урока.
III. Актуализация знаний учащихся по теме «Государственная политика занятости»
переход к изучению новой темы (ответы на вопросы, предваряющие параграф 24)
(5 минут)
Фронтальная беседа:
- Вспомните, является ли труд обязанностью гражданина РФ? (слайд №3)
(Ответ: Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Это значит, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности).
- С какого возраста человек законодательно признаётся трудоспособным? (В России трудоспособный возраст у мужчин с 16 – 60 лет, у женщин 16 – 55 лет).
- Что значит трудоспособный возраст? (возраст, в котором человек способный к трудовой деятельности, имеет право трудиться). (слайд №4)
- Какие законодательные акты регулируют трудовую деятельность в нашей стране? (Конституция РФ, ТК РФ, постановления Правительства РФ и т.д.)
Вопрос урока: Какую роль играет государство в области обеспечения занятости населения? (слайд №5)
IV. Изучение нового материала (25 минут)
1. 1. Учитель: - Человек рождён, чтобы действовать – строить дома, возделывать землю, писать стихи, учить детей. Он хочет реализовывать себя в том или ином деле. Наиболее полно удовлетворить свои материальные и духовные потребности человек может только в том случае, если он имеет работу и достойную заработную плату.
- Вспомните, что такое рынок труда. Как формируется заработная плата на рынке труда? (слайд №6)
Учитель: - Во всех странах с рыночной экономикой есть безработица, есть она и в России. Для России безработица - относительно новый феномен. Средний уровень безработицы в России выходит за рамки порогового значения - 10%, Официальный уровень безработицы в России невелик, но фактические масштабы и уровень значительно выше. На начало 2011 г. в России с учетом скрытой безработицы ее фактический уровень достигал более 20%. Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в феврале 2012г. составила 74,7 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны.
- Как вы считаете, кто по российским законам о занятости признаётся безработным? ( По российским законам о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости).
- Что такое безработица? (слайд №7)
1.2. Работа с текстом учебника стр. 139-140. Заполнение таблицы «Типы безработицы».
(слайд №8-12)
Проверка задания. Вывод.
- С каким типом безработицы наиболее тяжёлые проблемы связаны? (с циклической безработицей).
1.3. Работа с учебником стр. 141 «Виды безработицы» (работа в группах)
(слайд №13)
Проверка задания. Подведение итогов.
2.1. «Как осуществляется политика занятости».
Выступления учащихся (предварительное индивидуальное задание)
V. Обобщение изученного на уроке (7 минут)
Работа с текстом. Составить план.
Прочтите текст и выполните задания. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Текст. Во многих российских городах (особенно малых) и посёлках городского типа главной экономической проблемой сегодня стала безработица. Под безработицей понимают наличие в стране людей трудоспособного возраста, желающих трудиться при сложившимся уровне оплаты, но не способных найти работу. Безработица существует в любой экономической системе, хотя формы её могут быть различными.
Обычно различают следующие виды безработицы: фрикционную, структурную, циклическую и сезонную. Наиболее тяжёлые проблемы связаны с циклической безработицей. Соотношение различных типов безработицы в общей численности ищущих работу зависит от общеэкономической ситуации в стране и развитости механизмов поиска новых мест занятости.
Государство осуществляет экономическую политику, способствующую полной занятости трудоспособного населения, а также оказывает ему содействие в трудоустройстве. Эти вопросы регулирует Закон РФ «О занятости населения в РФ». В соответствии с указанным законом предусмотрены социальные гарантии для лиц, признанных безработными, включающие выплату пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах и другие.
VI. Итог урока (1 минута)
Вопрос урока: Какую роль играет государство в области обеспечения занятости населения?
VII. Домашнее задание (1 минута)
Параграф 24, вопросы. Задание: последствия безработицы.
VIII. Оценки за урок (самооценка и оценка учителем) (1 минута)
Критерии оценки эффективности работы на уроке:
высокая активность – 5,
средняя активность – 4,
пассивное слушание -3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории России 8 класс. Тема: "Внутренняя политика Александра I "
Царствование Александра Павловича - ярчайшая эпоха русской истории. Во время царствования Александра представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александро...
Конспект урока по обществознанию в 11 классе "Политика протекционизма"
Протекционизм-это хорошо или плохо?». Предлагаю рассмотреть эту проблему с точки зрения 4 позиций: потребитель, отечественный производитель, импортер, государство....
Политика и право. Конспект урока по обществознанию для 10 класса.
Политика и право. Урок изучения нового материала. 10 класс. Обществознание....
Конспект урока по обществознанию "Политика" 11 класс.
Систематизирует знания учащихся по теме "Политическая жизнь общества". Помогает вспомнить основные понятия темы, систематизировать изученный материал,сдать зачет, подготовиться к ЕГЭ по обществознанию...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
Конспект урока истории России в 8 классе «Внутренняя политика России в годы правления Николая I»
Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I. В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как ...
План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века
План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...