Программа по географии для 6 класса по модульной технологии
рабочая программа по географии (6 класс)
Программа рассчитана на 35 учебных недель, 35 часов в год, согласно учебному плану школы.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с новым образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.Материал курса сгруппирован в 7 модулей, которые позволяют спрогнозировать достижения предметных, метапредметных, личностных связей. Для начального курса географии характерны следующие межпредметные связи:
Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.
План местности – картография, биология, математика, астрономия.
Географическая карта – картография, история, математика.
Литосфера – геология, химия, физика.
Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература
Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.
Биосфера – биология, зоология, экология.
Население Земли – демография, история.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа предназначена для использования модульной системы преподавания | 171 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ШМО Заместитель директора Директор МОУ СОШ №11
Протокол № ___ от по МР _______
«___»______ 2018 г. ______/ ___________ Приказ № _____ от
Руководитель ШМО «___»_______ 2018 г. «__»_________ 2018 г.
_______ /________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по модульной технологии
ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
6 класс
Базовый уровень
Составитель:
Стародворская Татьяна Николаевна
учитель географии высшей категории
Березники, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Программой Домогацких Е.М., по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2 издание. – М.: ОО «ТИД «Русское слово-РС», 2016. – С. 3-10.
Программа рассчитана на 35 учебных недель, 35 часов в год, согласно учебному плану школы.
Программа данного курса подготовлена в соответствии с новым образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки география;
- начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;
- формировать умения в использовании источников географической информации, прежде всего карты;
- сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;
- формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.
Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.
Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.
Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.
Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.
Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера, а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.
За основу рабочей программы взята авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии - М., Дрофа, 2016 г., которая соответствует новым образовательным стандартам и содержанию учебника по географии Т.П. Герасимовой, Неклюковой Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2016.
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение»;
- развивать познавательный интерес обучающихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также меду системой физико-географических и общественно-географических знаний;
- включать обучающихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- показать обучающимся что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Общая характеристика предмета физической географии и особенности его преподавания
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Данный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении обучающиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, обучающиеся приобретают топографо – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности.
Именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить примеры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому.
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на: приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности; грамотное географическое наблюдение; формирование у них первоначальных навыков работы с картой, как основным источником географической информации, рисунками, схемами, таблицами, с приборами и инструментами; приемы проведения съемки участка местности, обработку материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами; оформление отчетов и графических материалов.
При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Обучаемым целесообразно завести специальный словарь для записи содержания основных понятий.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся;
-методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
-методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), интерактивные карты и электронные учебники.
Педагогические принципы отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования.
Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся.
Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях.
Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой.
Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствам включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика.
Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом основного курса.
Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (межпредметные) связи.
Для начального курса географии характерны следующие межпредметные связи:
Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература.
План местности – картография, биология, математика, астрономия.
Географическая карта – картография, история, математика.
Литосфера – геология, химия, физика.
Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература
Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература.
Биосфера – биология, зоология, экология.
Население Земли – демография, история.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Место предмета в учебном плане
Физическая география как учебный предмет является обязательным предметом на II ступени среднего (полного) образования на базовом уровне. Теоретическая и практическая часть включает 35 часов по 1 часу в неделю.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 2080, включает основные учебно-методические материалы:
Рабочая программа разработана к УМК:
1. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии / Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. – М.: Дрофа, 2016. – 265с.
3. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы / В.Б. Пятунин. - М.: Дрофа, 2001.- 250с.
4. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. / В.И. Сиротин.– М.: Просвещение, 2000. – 280с.
5. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2016.
Методические рекомендации по проектированию урока географии
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического районирования. Современные требования к уроку реализуются посредством компьютерных технологий, которые в большей степени способствуют повышению эффективности процесса образования и воспитанию социально – активной личности.
Эффективность образовательного процесса в информационном пространстве на уроках географии можно проследить через различные виды деятельности ее участников:
- учебные презентации;
- слайд – тестирование;
- компьютерные игры;
- компьютерные тесты.
Внедрение элементов информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. При построении учебных занятий по географии нам необходимо помнить, что:
- на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до обучаемых теоретический материал.
- на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где обучаемые закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы.
- на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников.
Очень часто на уроках географии возникает потребность в частой смене карт, в использовании наглядно-иллюстративного материала по теме, в использовании дополнительного материала, выходящего за рамки учебника и т.д. В этом случае очень хорошим подспорьем может стать электронная презентация. Демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников, не доступных всем ученикам, позволяет учащимся успешно изучать новый материал, так как с помощью мультимедиа, карт и иллюстраций, более ярко отображается природа изучаемой территории, демонстрируется на экран. Мультимедийные интерактивные средства (проектор и экран) позволяют проводить обучение школьников с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует ее вредное воздействие на учеников.
Преподавание географии в школе дает возможность сочетать различные способы, формы, методы обучения.
1. Одним из решающих условий качественного обучения учащихся является их активная работа на уроках. Активное слушание лекций должно приобрести характер поиска ответов на поставленные учителем вопросы. Правильно их понять можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного усвоения материала, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.
Общие и утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:
- конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4 - 5 см) для дополнительных записей;
− необходимо записывать тему и план урока, рекомендуемую литературу к теме.
− названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их;
− в конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и законов;
− каждому обучающемуся необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий (например, ЭС – экономический субъект);
- в конспект следует заносить все то, что преподаватель пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.
2. Дидактические игры могут быть использованы как на уроках - при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время.
Включая элементы игрового обучения в учебный процесс, необходимо соблюдать основные принципы организации игры:
-отсутствие принуждения любой формы при вовлечении учащихся в игру;
- принцип развития игровой динамики;
- принцип поддержания игровой атмосферы;
- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (для преподавателя важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт учащихся);
- принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам (логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил – от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания к игровой инициативе, от локальных игр – к играм-комплексам, от возрастных игр – к безвозрастным).
3. Практические занятия проводятся под руководством учителя. Чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, обучаемым необходимо:
− уяснить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;
− ознакомиться с методическими указаниями, которые представлены в каждом плане практического занятия;
− прочитать конспект лекций и соответствующие главы учебника, дополнить запись лекций выписками из него;
− прочитать дополнительную литературу, рекомендованную учителем.
4. Основными способами самостоятельной работы по изучению географии являются:
− чтение учебников, учебно-методических пособий и другой учебной литературы;
− регулярное чтение журналов, газет, просмотр и прослушивание теле- и радиопередач;
− работа над конспектами лекций, их дополнение материалом из учебников (учебных пособий);
− подготовка докладов, научных сообщений и выступление с ними на практических занятиях, научных (научно-практических) конференциях;
− подготовка и написание рефератов по темам изучаемой дисциплины;
− решение задач, выполнение заданий, рекомендованных (заданных) учителем;
− подготовка к выполнению контрольной работы;
− подготовка к зачету по модулю.
5. Проектная деятельность учеников позволяет развивать основные общеучебные навыки и умения, а так же построить обучение на основе компетентностного подхода. Компетентностный подход позволяет по новому пересмотреть преподавание, так как активные методы обучения в экономике не возможны без формирования основных компетенций (умение индивидуума работать в команде, применять информационные технологии, научиться достигать успеха в своей деятельности, уметь правильно вести себя в различных ситуациях на рынке труда). Особенно необходимо для развития компетенций обучаемых получение специальных знаний, умений и навыков, которые можно почерпнуть на дополнительных занятиях после уроков по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам.
6. Для формирования общеучебных умений и навыков необходима реализация личностно ориентированного подхода с использованием алгоритмов учебной деятельности, причинно-следственных связей в рассуждениях, анализа и синтеза.
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Критерии оценки знаний по географии:
Оценка «отлично» ставится, когда обучаемый показывает глубокое и всестороннее знание предмета, рекомендованной литературы; аргументировано и логически стройно излагает материал, свободно применяет теоретические положения при анализе современных событий, процессов и явлений, связывает их с задачами будущей профессиональной деятельности, использует средства наглядности.
Оценка «хорошо» ставится, когда обучаемый твердо знает предмет, рекомендованную литературу, аргументировано излагает материал, умеет применять теоретические знания для анализа современных событий, коренных проблем экономического развития страны.
Оценка «удовлетворительно» ставится, когда обучаемый в основном знает предмет, рекомендованную литературу и умеет применять полученные знания для анализа современных проблем экономического развития страны.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда обучаемый не усвоил основного содержания дисциплины.
Важное место в преподавании географии имеет подготовка к зачетам по модулям, комплексно формирующим знания, умения и навыки не только в пределах одного модуля, но и во взаимосвязи с содержанием других модулей (как изученных, так и предстоящий для изучения). Поэтому часто применяется прием «приоткрытая дверь», т.е. рассматриваются элементы содержания будущих уроков.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение: определять цели и порядок работы; самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться; устанавливать связи между отдельными объектами; применять освоенные способы в новых ситуациях; осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение: сотрудничать; оказывать помощь другим; участвовать в работе команды; обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению: анализировать свои достижения и ошибки; обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников; осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях; критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности
В результате учащиеся овладеют ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.); Сформируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека; Смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий. Овладеют культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.
Результаты освоения образовательной программы по географии
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по географии должны отражать:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем;
- сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отчизне, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативной, иной);
- сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, непринятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- сформированность основ экологического мышления, осознания влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природно-охранной деятельности;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по географии должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позицию другого, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) способность и готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования по курсу географии (базовый курс) должны отражать:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
В результате изучения географии 6 класса ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- - ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- - учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- - наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- - проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Содержание программы учебного курса географии для 6 класса
ВЕДЕНИЕ (2 час.)
География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.
Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.
Практическая работа 1.
На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
Раздел I. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (10 ч.)
Модуль 1. План местности (7 час.)
Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.
Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.
Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.
Использование планов местности в практической деятельности человека.
Практическая работа 2.
Условные знаки. Чтение топографической карты.
Практическая работа 3.
Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).
Модуль 2. Географическая карта (5 час.)
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.
Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.
Использование географических карт в практической деятельности человека.
Практическая работа 4.
Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через свою местность. Характеристика карты (или ее части) своей местности.
Практическая работа 5.
Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).
Раздел II ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ (37 ч.)
Модуль 3. Земная кора (10 час.)
Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.
Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.
Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.
Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.
Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.
Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа 6. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).
Практическая работа 7. Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
Модуль 4. Гидросфера (12 час.)
Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.
Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Практическая работа 8. Обозначение на контурной карте океанов, морей, островов, полуостровов, рек, озер, водохранилищ.
Практическая работа 9. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
Модуль 5. Атмосфера (10 час.)
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).
Погода, ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.
Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Практическая работа 10. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.
Модуль 6. Разнообразие и распространение организмов на Земле. Биосфера (3 час.)
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.
Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.
Практическая работа 11. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.
Модуль 7. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы (2 час.)
Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие. Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть географической оболочки.
Разнообразные компоненты географической оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный мир. Их взаимосвязь и образование ими отличающихся друг от друга природных комплексов.
Природные комплексы своей местности.
Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила отношения к окружающей природе.
Практическая работа 12. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
Раздел III НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (3ч.)
Модуль 8. Численность населения Земли. Расовый состав. Человек и природа (3 час.)
Общая численность населения Земли (приблизительно). Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. Миклухо-Маклая, его вклад в науку. Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность. Мировые религии. Народы мира. Основные типы населенных пунктов: городские поселения и сельские. Государства на карте мира.
Своеобразие географических комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов: природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем населенном пункте.
Раздел IV.ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ И ПРИЕМОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ (6 час.)
Резерв часов – 2 час.
Контроль реализации программы
а) текущий контроль через устные ответы и практические работы – на каждом занятии;
б) текущий контроль – после изучения модулей – проверочные тесты (тематические);
в) итоговый контроль – в конце изучения курса: итоговый тест – (май 2013 г);
г) выход творческих работ во внешнее участие на конференции и конкурсы – согласно информационным письмам.
Географические понятия
географические координаты, ориентирование, план местности, масштаб, азимут, географическая карт, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, рельеф, море, горные породы, горы, равнины, река, бассейн реки, озеро, погода, климат, ветер, атмосферные осадки, географическая оболочка, природный (природно-территориальный) комплекс.
термины:
условные знаки, легенда карты, градусная сеть, параллели, меридианы, географическая широта, географическая долгота, тропики, полярные круги, гномон, полярная съемка, маршрутная съемка, осевое вращение Земли, орбитальное движение, день летнего солнцестояния, день зимнего солнцестояния, день весеннего равноденствия, день осеннего равноденствия, полярный день, полярная ночь, местное время, поясное время, линия перемены дат, абсолютная высота, относительная высота, горизонтали (изогипсы), изобаты, послойная окраска, бергштрих, магма, круговорот горных пород, земная кора, континентальная земная кора, океаническая земная кора, срединные океанические хребты, ложе океана, глубоководные желоба, шельф, вулканизм, вулкан, землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, сейсмический пояс, карст, бархан, Мировой океан, залив, пролив, соленость, цунами, течения, холодные течения, теплые течения, приливы, отливы, длина реки, речная система, порог, водопад, питание реки, режим реки, паводок, озерная котловина, водохранилище, болото, грунтовые воды, межпластовые воды, источник, гейзер, ледник, горный ледник, покровное оледенение, айсберг, многолетняя мерзлота, воздушная масса, пассаты, ветры западного переноса, муссон, бриз, прогноз погоды, климатообразующие факторы, климатический пояс, смог, нектон, бентос, планктон, биологический круговорот, целостность, зональность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность, природно-антропогенный комплекс, антропогенный комплекс, гумус, мелиорация, муссонные переменно-влажные леса, влажные экваториальные леса, лесостепь.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 кл.
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Части света: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Список литературы
1. География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2010.- 38с.
2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии / Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. – М.: Дрофа, 2007. – 265с.
3. Домогацких Е.М. География. Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е. М.Домогацких, Н. И.Алексеевский. - М.: «Русское слово», 2009г.
4. Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 кл. / О.В. Крылова - М.: Просвещение, 2005. – 265с.
5. Летягин А.А. География. Начальный курс. 6 класс / А.А. Летягин - М.: Вентана-Граф, 2011. – 300с.
6. Николина В.В. География. 6 кл. Методические рекомендации. Пособие для учителя (Полярная звезда) / В.В. Николина. – М.: Просвещение, 2011. – 280с.
7. Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы / В.Б. Пятунин. - М.: Дрофа, 2001.- 250с.
8. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии: 6 -10 кл.: Кн. для учителя. – 3-е изд. / В.И. Сиротин.– М.: Просвещение, 2000. – 280с.
9. Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии. 6 класс. - М.: Дрофа, 2011
Основные Internet-адреса:
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
- http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
- http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
- http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование по географии. 7 класс. Блочно - модульное.
Планирование составлено с учётом количества часов, отведённых на изучение материков и океанов. Материал сгруппирован по темам: географическое положение материков изучается после темы "Карты материков"...
Конспекты уроков 11 класс. Блочно-модульная технология
Разработка уроков по Блочно-модульной технологии. Тема: "Показательная функция. Показательное уравнение. Показательное нерапвенство"...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Программа по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»
МАОУ Нижнеманайская ООШ Составила учитель географии Михайлова Маргарита АлександровнаПрограмма по географии 5 класс (ФГОС) «География. Введение в географию»...
Разработка урока по курсу "География ЯНАО" с использованием модульной технологии
Разработка урока по теме "Полезные ископаемые Ямало-Ненецкого округа" представлена в форме учебноог модуля для самостоятельной работы учащихся на уроке....
Рабочая программа по геометрии 9 класс фгос модульное деление
Рабочая программа для 9ых классов составлена по ФГОС...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...