Из опыта работы по внедрению ФГОС ООО на уроках географии
опыты и эксперименты по географии
Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).
При оценке достижения результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_fgos_soo._opyt_problemy._sistema_otsenivaniya_v_ramkah_fgos.docx | 19.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение ФГОС СОО. Опыт, проблемы. Система оценивания в рамках ФГОС.
Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные (самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий).
При оценке достижения результатов стандарт фиксирует важную особенность: в центре внимания должно быть применение знаний в стандартной и нестандартной ситуациях, овладение определёнными способами действия.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным учебным предметам. Достижение этих результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием.
Виды оценки предметных результатов на уроке: входная, текущая, тематическая, промежуточная, итоговая оценки.
Методы, формы и средства оценки предметных результатов могут использоваться самые разнообразные: тестирование, практические работы, творческие работы, проект, портфолио, самоанализ, самооценка, самоконтроль.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений. Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня.
Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают комплексный подход к оценке и использование разнообразных методов и форм оценивания.
Система критериального оценивания включает в себя критерии выполнения основных видов оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради. Кроме того, критерии оценивания направлены на оценивание умений: предметных и метапредметных, исключая личностные. Оценивание производиться в баллах, которые затем переводятся в оценку.
Например, в практической работе по теме «Треугольник» (5 класс), всего было 4 задания. Но за каждое задание можно получить разное количество баллов. Таким же образом проведен анализ контрольной работы по теме «Положительные и отрицательные числа» (6 класс). По итогам проведения такого анализа были выявлены наиболее часто допущенные ошибки и на следующем уроке проведена работа на отработку данных умений и навыков.
Большую помощь в методическом сопровождении мне оказывают пособия, изданные издательством «Русское слово»: «Рабочая тетрадь к учебнику география» и «Текущий и итоговый контроль. Тесты по географии». В данных пособиях, в соответствии с требованиями ФГОС к системе оценки достижения планируемых результатов освоения, представлена система заданий по географии, ориентированная, в основном на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий.
В 10 классе я использую методику «Составление тестов» . Её суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Методику составления тестов обычно я использую на этапе закрепления материала, когда тема уже пройдена. В качестве домашнего задания ученикам предлагается написать по какой-либо теме (например, материалу параграфа, который нужно изучить самостоятельно, или по уже пройденному) вопросы для проверочной работы или теста. Удачные вопросы впоследствии будут использованы в проверочной работе по данной теме, неудачные послужат материалом для критической оценки, учащимся будет предложено письменно объяснить, почему некоторые из них (вопросов) были признаны не очень удачными. Одно из требований к заданиям теста - вопросы для тестов должны быть разнообразными по формулировке.
Применение данных тестов - опросников в этом году я начинала и раньше (в 8-9 классах), поскольку работа не требует от учеников в каких-либо особых умений, скорее, развивает способность отдавать себе отчет в достижениях и выявлять пробелы и затруднения, опираясь на четко сформулированную диагностическую задачу.
На уроках применяю рефлексию. Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
29.03.2018 ТВ Логинова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"
Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...
Презентация опыта работы по внедрению деятельностного подхода средствами школьной географии.
В данной презентации рассматривается личный опыт педагога в рамках работы творческой группы учителей географии города Смоленска по теме "Технология деятельностного подхода в обучении и воспитании учащ...
Из опыта работы по использованию краеведческого материала на уроках географии
Научная и методическая литература, свидетельствует о том, что краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью.Под термином «родной край» понимается терр...
Из опыта работы "Использование активных форм обучения на уроках географии в целях формирования УУД""
В данной презентации представлен опыт работы по развивающему обучению через использование активных форм обучения....
Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии" 2019 г
laquo;Учение должно быть с увлечением , требовательность без принуждения»Ян Амос Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главныхпутей создания...
Из опыта работы по внедрению ФГОС на уроках русского языка
Из опыта работы по внедрению ФГОС на уроках русского языка...
Опыт работы по внедрению новых технологий на уроках географии в основном звене
Опыт работы по внедрению новых технологий на уроках географии в основном звене...