Опыт работы по внедрению новых технологий на уроках географии в основном звене
статья по географии

Кострова Евгения Сергеевна

Опыт работы по внедрению новых технологий

на уроках географии в основном звене

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kostrova_es_opyt_raboty_po_vnedreniyu_tehnologiy.doc327.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по внедрению новых технологий

на уроках географии в основном звене

Кострова Евгения Сергеевна,

Учитель географии МБОУ СОШ №2 г.Волгореченск

В своей практике я использовала несколько технологий: Технологию РКМЧП, личностно-ориентированного обучения Шевченко, технологию проблемного обучения по Мельниковой, проектную технологию, технологию развивающего обучения Петерсон (Приложение 1).

Зачем мне эти технологии понадобились, ведь можно было спокойно вести уроки «по старинке», вещая молодёжи доброе, вечное? Дело в том, что с преимуществами технологичного урока я познакомилась совершенно случайно, будучи молодым педагогом, уставшая от отсутствия дисциплины на уроках и осипшая от попыток успокоить нарушителей этой дисциплины. На тот момент мне попалась в школьной библиотеке книга автора Шевченко «Школьный урок. Как научить каждого», в которой чёрным по белому был написан ответ на мои мучения. Суть решения проблемы в том, что нужна чёткая организация урока, где ребятам просто некогда будет отвлекаться и где они будут заняты в течение всего урока. С тех пор с дисциплиной на моих уроках проблем нет, да и знаниевый уровень ребят резко повысился.

Изучая и анализируя другие технологии, я пришла к выводу, что ВСЕ они направлены на организацию деятельности учащихся, их мотивацию, только с разными подходами к реализации данной цели (например, учёт психологического аспекта, дидактического, либо социально-педагогического). И каждый учитель должен для себя решить: может он реализовать на практике данную технологию или нет. Именно подходит ли ему (учителю) технология, а не детям, так как реализует её на практике учитель, вдохновляет детей, получает результаты. Мне, к примеру, тяжело даётся технология проблемного обучения, поэтому я её сейчас практически не использую.

Современные дети, с их способностью с 3-х лет управляться с сенсорным телефоном, а к 12 лет умеющие пользоваться различными гаджетами, не воспринимают информацию в медленном режиме, особенно, если это просто монолог учителя на уроке. Поэтому и пропускают такие уроки, либо не хотят учиться. Педагогические технологии, с их разнообразием деятельностных методов и приёмов, позволяют замотивировать детей на обучение. В моей практике работы это выразилось в желании всё большего количества учащихся сдавать экзамены по моему предмету.

Я заметила, что на технологичных уроках дети раскрепощены, более открыты, отвечают на вопросы без страха быть высмеянным. Да и зная, что их ждёт на уроке, зная последовательность этапов урока, они стали моими помощниками: сами контролируют время своей работы, заставляют в группе работать всех, слушают внимательно результаты наработок групп, так как знают, что дальше будет первичная индивидуальная самостоятельная работа по новому материалу. Отсюда вытекает необходимость сказать о применении пед.технологий из-за присутствия в них формирования УУД.

По новым требованиям Стандарта мы должны не просто научить детей чему-то, а ещё и формировать Универсальные Учебные Действия. Здесь технологичным урокам просто нет равных: они все в деятельностном подходе и все учитывают развитие УУД. Например, на уроках развивающего обучения по Петерсон для формирования коммуникативных УУД, развивая такие критерии, как продуктивное взаимодействие и сотрудничество, на моих уроках ребята работают в группах или в парах сменного состава. На каждом уроке ребята сидят с новым учеником, так как, при входе в класс, все рассаживаются по листам посадки учащихся. Такая посадка детей позволяет более эффективно привить коммуникативные навыки, чем при постоянном общении за партой с одним и тем же соседом в течение учебного года.  Каждый мой урок начинается с приёма «Проговор», где ребята проговаривают в паре пройденный материал с начала учебного года через систему взаимных вопросов. Кстати, данный приём взят из технологии Шевченко. Для формирования регулятивных УУД, развивая такие критерии, как оценка и контроль, на моих уроках ребята заполняли листы учёта знаний. В прошлом учебном году, в связи с переходом на новое место работы, я их не использовала, но результаты всё равно фиксировались ребятами в тетрадях для контрольных работ. В рамках данной технологии ребята проводят самооценку и взаимооценку результатов своей деятельности практически на всех этапах урока.

По принципу здоровьесбережения технологичные уроки также выручают. На моих уроках ребята, работая в группах, предоставляя результаты своей деятельности, работая над заданием, передвигаются по классу, подходят друг к другу поближе в группе, то есть двигаются. Такие «неформальные» физкультминутки во время урока исключают физическую утомляемость детей.

Чёткость временных рамок на каждом этапе технологичного урока ведёт к оформлению устойчивых форм поведения детей в подростковом возрасте, что тоже даёт лишний плюс педагогическим технологиям. Даже самые гиперактивные ученики у меня на уроках переключают свою энергию на «успеть сделать».

Работая ранее в сельской школе, я думала, что трудно будет применять отработанные мной технологии в городской школе из-за большего количества детей в классе. Но технологичные уроки вписались и в городские классы замечательно! Все же задействованы на каждом этапе урока, все работают.

Технологичный урок легче подготовить, чем традиционный, так как я как учитель заранее знаю этапы такого урока и что необходимо на них включать. Единственное, что здесь нужно добавить: работая в технологии нужно писать конспект каждого урока! В этом и заключается сложность ВСЕХ  педагогических технологий: урок нужно тщательно продумывать, чтобы дети не «скучали» на уроке, а работали. Но есть здесь и большой плюс: подготовленные дидактические материалы и прописанные конспекты облегчат жизнь учителя в последующих учебных годах: бери и работай!

Таким образом, применение педагогических технологий в моей практике позволило:

  • наладить дисциплину в классе,
  • замотивировать учащихся на обучение,
  • раскрепостить учащихся,
  • обеспечить подвижность детей на уроке, не выделяя для этого дополнительное время,
  • формировать УУД,
  • повторять на каждом уроке пройденный с начала учебного года материал,
  • формировать навыки коммуникативного общения.

Приложение 1

Этапы урока в различных учебных технологиях

1)

                           

2)

                           

3)

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаре...

Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаре...

Опыт работы с одаренными учащимися на уроках географии.

Опыт работы с одаренными представлен в виде сообщения, в котором четко прописаны все возможности учителя при работе с одаренными учащимися как на уроках так и во внеурочное время.  Работа с одаре...

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"

Доклад по теме "Опыт работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности по предмету"...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВФСК ГТО В МБУ ДО «БОХАНСКАЯ ДЮСШ»

Статья во II Всероссийской заочной научно-практической конференции студентов и молодых специалистов "Физическая культура, спорт, здоровый стиль жизни в образовательных учреждениях: достижения и п...

Работа по внедрению новых учебников по математике в 5-6 классах

Рассматривается опыт работы по внедрению новых учебников математики в 5-6 классах...