География 8 класс "Воды и человек"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Материал содержит информацию о значении воды и ее использовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока "Воды и человек" | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Вода и человек. Водные ресурсы. Охрана вод. (Урок географии в 8-м классе)
Цели и задачи урока: (Слайд №2)
- рассмотреть значение воды в жизни человека;
- оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;
- закрепить знания о водных ресурсах России (понятия, типы вод).
Оборудование:
- физическая карта России;
- компьютерный класс с интерактивной доской;
- материалы Приложений для работы с интерактивной доской.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Ребята на ПК выполняют задание 1 на знание терминов по теме "Водные ресурсы России" на соответствие.
2. Изучение нового материала. (Слайд №3)
- План изучения в слайде презентации:
- Водные ресурсы и их использование.
- Водный кадастр.
- Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
- Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
- Стихийные явления.
Водные ресурсы и их использование.
Потребление воды человеком в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов пресных вод. И хотя вода покрывает свыше 70% поверхности Земли и относится к возобновимым ресурсам, она становится все более дефицитным природным продуктом.
Водные ресурсы - это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве.
Значение рек:
А) На ежедневные нужды человек потребляет 300-400 л воды, а в год около 110-150 м3. Для производства 1 т сахара расходуется 100м3 воды, 1 т бумаги - 900 м3, 1 т резины - 1500 м3. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3воды. (Слайд №4)
Б) Вода рек - это самые дешевые водные пути, которые часто были единственными дорогами в лесной зоне России 10 - 19 вв. (Слайд №5)
В) Большая часть пресных вод расходуется в сельском хозяйстве на орошение.
Задание: заполните схему в задании 2 на компьютере (один человек на интерактивной доске).
Слайд №7
Россия богата водными ресурсами, но размещены они неравномерно: северо-запад Русской равнины - озерный край, очень хорошо обеспечен водой, а юго-восток Русской равнины, Среднерусская возвышенность, Урал испытывают недостаток влаги.
Основные запасы пресных вод сосредоточены в озерах, ледниках и подземных водах. Поскольку возобновление этих вод идет очень медленно (в ледниках вода задерживается на несколько веков), то их называют вековыми запасами. (Слайд № 8)
Задание: заполните схему в задании 3 на компьютере, один человек у доски.
Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми богата Сибирь.
- Покажите крупные реки Сибири.
- Какая река является самой полноводной в России? (Енисей)
Водный кадастр. (Слайд № 9)
Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр - свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.
В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.
На каждого жителя Русской равнины приходится 8500 м3 воды в год, а на одного жителя Сибири - 100000 м3 в год, т.е. в 12 раз больше. В южных районах ( земледельческих) России дефицит воды, т.к. большая часть воды идет на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны ( это верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде очень большие.
- Реки России полноводны весной. Почему? (Смешанное питание с преобладанием снегового).
Потребность в воде наибольшая на территории страны ощущается летом. Чтобы обеспечить потребности в воде, создаются пруды и водохранилища.
- В чем различие между прудами и водохранилищами? (Водохранилища гораздо крупнее прудов по площади и запасам воды, они создаются на крупных реках.)
Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
Ежегодно в России из разных источников для хозяйственных нужд изымается много воды - в среднем около 2% речного стока. Однако в некоторых районах с высокоразвитой промышленностью и большой долей орошаемого земледелия этот показатель достигает 40%. Вода, используемая для водоснабжения человека и его хозяйства, возвращается в гидросферу не в полном объеме и не всегда в чистом состоянии. Много воды теряется за счет испарения с орошаемых полей и поверхностей искусственных водоемов, из-за несовершенных промышленных технологий и утечек из водопроводов. Антропогенное воздействие уменьшило годовой сток Волги на 10%, а Дона, Кубани, Терека - на 25-40%. Сток малых рек европейской части России снизился на 50%, многие из них просто исчезли.
Итак, человек влияет на водные ресурсы.
- Рассмотрим две стороны этого процесса: отрицательное влияние и положительное влияние.
Задание: заполните таблицу в задании 4 на компьютере, один человек у интерактивной доски.Слайд № 11
Использование воды
водопользование | водопотребление |
Рыбное хозяйство | Промышленность |
Гидроэнергетика | Сельское хозяйство |
Речной транспорт | Коммунальное хозяйство (вода в квартире, полив улиц) |
Купание в реке |
|
Рыбалка на берегу с удочкой |
|
Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество | В результате потребления воды становится меньше, т.е. уменьшается ее количество, но и меняется качество воды из-за стоков. |
- Приведите примеры ухудшения качества воды.
А) сплав древесины (молевой) - часть древесины, намокая, тонет, гниет, загрязняя воду ядовитыми веществами. (Слайд № 12).
Б) загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию окрестностей, т.е. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни и даже города. (Слайд № 13).
Охрана вод, система обратного водоснабжения.
Как сохранить воду чистой для нас и будущих россиян? (Слайд № 14).
Ребята называют ответы, учитель постепенно открывает шторку для проверки.
- Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.
- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.
- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.
Стихийные явления. (Слайд № 15)
Вода может приносить человеку много бедствий.
Это стихийные явления:
наводнения, снегопады, сели, лавины, наледи, гололед, ливни.
40 % всех стихийных бедствий приходится на наводнения. Открыть видео о наводнениях.
На каких реках чаще бывают наводнения? Почему?
(На реках Северного стока. Весной в верховьях рек, находящихся южнее низовьев, уже ледоход и половодье, а в низовьях лед еще не ушел. В результате образуются ледяные заторы, плотины, выше которых поднимается уровень воды, и река выходит их берегов.)
Особенно часто наводнения случаются на участках рек с низкими берегами (Обь, Лена). Вспомнить наводнение в Ленске. Во время муссонных дождей наводнения бывают и на реках Дальнего Востока. На берегах Амура нельзя селиться, особенно на низменных участках.
Сели - грязекаменные потоки случаются на Кавказе, в горах юга Сибири. Причина возникновения селей - сильные ливни или быстрое таяние снега, наличие большого количества рыхлых грунтов в верховьях горных долин, сведение лесов на склонах гор.
Меры борьбы с селями:
- облесение склонов
- террасирование склонов
- создание в руслах горных рек специальных плотин - селесборников.
3. Закрепление.
В качестве закрепления предлагается решить кроссворд (Слайд №16).
4. Вывод.
Наша страна необычайно богата разными видами пресных вод: реками и озерами, подземными водами и ледниками. В настоящее время в ряде районов страны сложилась тревожная ситуация, связанная с нехваткой воды или ухудшением ее качества. Необходимо вести постоянную борьбу с загрязнением и истощением вод. Уже сейчас затраты на сохранение и воспроизводство качества воды занимают первое место среди всех расходов человечества на охрану природы, и суммарная стоимость пресной воды намного больше стоимости любого другого вида используемого сырья.
Слайд № 17. На интерактивной доске запишем вывод: "Берегите воду!".
5. Домашнее задание.
Параграф 17, вопрос № 4 после (Исстари считалось, что на Руси человек жил с рекой душа в душу. Она приучала к порядку и общежитию, воспитывала предприимчивость, привычку к артельному (коллективному) действию. Приведите свои доводы в пользу этого утверждения.
Список использованной литературы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - викторина по географии, 6 класс. "Как человек открывал Землю"
Тип урока: урок обобщения знаний в форме географической викторины.Цели урока· Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных пу...
Разработка урока по географии 8 класс «Человек и литосфера»
Технологическая карта и презентация по тема "Человек и литосфера" (содержится видеофильм)...
Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"
Контрольная работа по географии 7 класс "Человек на планете Земля"...
Урок географии по теме «Человек и атмосфера»
Урок географии по теме «Человек и атмосфера».Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как атмосфера влияет на человека и его условия жизни, о влиянии человека...
Урок географии "Атмосфера и человек"
Технологическая карта урокаУчебный предмет: географияКласс: 6Учитель: Швед Юлия ВикторовнаТема урока: Атмосфера и человекТип урока: комбинированный Этап урокаДеятельность учителяДеятельност...
План проведение Недели биологии и географии под девизом «Человек – ты часть природы! Соблюдай её законы!».Экологическая акция: «Забота о птицах»
Предметы биология и география – важное звено в общей системе образования, которая направлена не только на овладение обучающимися знаниями о планете Земля, живой природе, но и...
Урок 6 класс география "Атмосфера и человек".
Откытый урок в 6 классе "Атмосфера и человек"....