Рабочая программа детского объединения "Я-исследователь"
рабочая программа по географии (5 класс)

Обухова Ольга Владимировна

Рабочая программасоставлена по требованиям. Имеется диагностический инструментарий и терминологический словарь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ya-issledovatel.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА  ЗДВИНСКОГО РАЙОНА

Принято:                                                                                                                Утверждено:

протокол №____  от « ___»_________ г.                         приказ №____ от « ___»_________ г.                                                                                                            

заседания                                                                                         директор МКОУ ДО ДДТ

педагогического Совета                                                                               Здвинского района                                      

МКОУ ДО ДДТ Здвинского района                                   _______________ Г.Ю.Комарова

дополнительная общеразвивающая программа

 «Я-исследователь»

(социально-педагогическая направленность)

возраст учащихся  11-14 лет

срок реализации программы 1 год  

   

                                                                      Составитель программы:

                                                                     Обухова Ольга Владимировна

                                                                 педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

                                                     

Здвинск  2017

С О Д Е Р Ж А Н И Е

                                                                                                                                     

   I. Пояснительная  записка    ……………………………………………………...                                                                                                                                                                                                                        

1. Введение       ……………………………………………………………………..…1                                                                                                                              .   2.  Цель и задачи дополнительной общеразвивающей

 программы  «Я -исследователь ………………………………………………...…3     

3.Актуальность и новизна программы…………………………………….........…..4

4.  Организационно-педагогические основы деятельности………………………4

5.Результативность дополнительной общеразвивающей программы … ……….5                                     

II. Учебно – тематическое планирование        …………………………..                                                                                                                

  1.  Учебно-тематический план подготовительного курса………………………7

 2. Содержание программы    …………………………… ……………………7       III. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы…………………………………………………………………………….…11

   IV. Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы

«Я-исследователь»………………………………………………………13

V. Список литературы для детей и  родителей……………………………14      

Приложения 

 

 

 

Пояснительная записка.

 1.Введение

             Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

       Программа предназначена для обучающихся 11-14 лет, интересующихся исследовательской деятельностью и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Дополнительная общеразвивающая программа «Я-исследователь» имеет социально-педагогическую направленность       

2. Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы «Я -исследователь »

Главная цель  развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Социально-педагогические

- развитие памяти

- развитие внимания

- развитие коммуникабельности

Обучающие

- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;        

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

- Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями, интернет- ресурсами ;

Развивающие

- развивать интерес к исследовательской деятельности.

- развивать связную  монологическую речь

- развивать умения работать с лабораторными приборами  

- развитие логики и фантазии

 Оздоровительные

- сохранение и укрепление физического здоровья

3. Актуальность программы  

Актуальность программы и её педагогическая целесообразность

обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов на уроках в  старшем звене школы. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.

Образовательная программа актуальна, поскольку выполняет социальный заказ на формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом ценностных ориентиров,  без которых невозможно органичное существование человека в окружающем мире. В возрасте 11-14 лет у детей хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Программа   объединения  являясь прикладной, носит практико  –ориентированный характер, позволяет учащимся значительно расширить, осознать и углубить полученные на уроках знания, способствует развитию креативности  мышления.

Программа предоставляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные способности. Так же  имеются большие возможности для использования наблюдения и эксперимента, как основных методов биологической науки. Проводя эксперименты, наблюдения за теми или иными явлениями, школьники приобретают на основе непосредственных восприятий конкретные представления о предметах и явлениях окружающей действительности.

Новизна данной программы заключается  в использование во внеклассной работе различных заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, организацией экологических акций.  Постановка опытов и выполнение практических работ, общественно полезная работа по охране природы развивает у школьников исследовательские склонности, позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, помогает им выбрать будущую профессию.

Конкретность наблюдаемых явлений, необходимость кратко записать наблюдаемое, сделать соответствующие выводы все это способствует развитию мышления учащихся, наблюдательности, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо их внимания. 

Таким образом, внеклассная исследовательская работа   имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса по различным предметам, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом.

Дополнительная общеразвивающая программа «Я-исследователь » опирается на принципы педагогических концепций А.С. Выготского и В.А. Сухомлинского:

 - принцип сотворчества и сотрудничества педагога и детей ;

-  учение без принуждения ;

- процесс обучения – путь «от успеха к успеху» .

      Отличительные особенности программы   в том, что она является узконаправленной, ориентированной на тесную связь теоретических и практических  навыков исследовательской деятельности   детей среднего школьного возраста. В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, изучение и апробирование  методик исследования , а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

4. Организационно-педагогические основы деятельности

Сведения о коллективе

-   Состав учебной группы – постоянный

-  Особенности набора учащихся: набор осуществляется на добровольных началах, без учёта степени подготовленности детей.  

       Основные формы работы:

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Количество занимающихся в кружке – 10  человек.

Программа рассчитана на 1  год обучения (72 часа).

Учебные занятия с детьми проводятся:

    - 1 раз по 2 академических  часа  (всего 1 час в неделю);

Во время занятий делается перерыв на 15 минут для проветривания помещения и  отдыха детей. Также в течение занятия проводится физкультминутки.

В процессе деятельности клуба используются различные приемы и методы, которые помогают развивать детей как личность творческую:

- общение педагога и детей между собой

- частично-поисковый метод (направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности)

- метод проблемного изложения (направлен на активизацию творческого мышления)

- объяснительно-иллюстративный метод

- практический метод

Информационная часть программы усваивается успешнее, если педагог отдает предпочтение продуктивным и проблемным методам. Программа рассчитана на практическое использование в соответствии с личными интересами и индивидуальными наклонностями конкретного ребенка. Реализация программы потребует от педагога  постоянного пополнения своих знаний в разных областях.

               

Тематическое планирование  

Название темы

Кол-во часов всего

В том числе

 теория

практика

1

Основы исследовательской деятельности

   22

8  

14

2

Использование возможностей ИКТ при создании проекта или исследования

   17

7

10

3

Разработка групповых и индивидуальных проектов (работа над проектами)

   24

6

18

4

Досуговая деятельность

   9

   

5

Участие в конкурсах различного уровня

Итого:

  72

21

42

Содержание   обучения  

 

Тема 1. Приёмы и методы исследования  научной  проблемы  ( 22 ч)

        Типы научных работ. Основные этапы выполнения научно-исследовательской работы. Методы исследований. Теоретические и эмпирические исследования. Выбор темы. Определение цели и задач исследования. Выбор объекта и предмета исследования. Составление программы и плана проведения исследования. Изучение учебной и специальной литературы. Постановка проблемы. Виды гипотез. Построение, подтверждение, опровержение гипотезы. Способы изучения объекта. Определение методов и источников сбора информации. Проведение исследования, сбор информации, ее обработка и систематизация. Описание результатов исследования, их первичный анализ. Проверка гипотезы. Обобщение результатов исследования. Выработка практических рекомендаций. Оформление результатов. 

        

Тема 2. Использование возможностей ИКТ при создании конечного продукта проекта.  Оформление и защита научной работы  ( 17 ч)

        Структура, композиция исследовательской работы . Использования программы MS Word для создания и форматирования документов; Составление плана научной работы: введение, основная часть, заключение. Разработка и оформление приложений. Требования к оформлению исследовательских работ, цитирование, ссылки Обзор научной литературы. Основные требования к содержанию, объему, форме и оформлению исследовательской работы. Результаты исследования и их обработка (составление диаграмм, графиков, схем, иллюстраций). Подготовка информационных бюллетеней (в виде простых или сложных документов на уровне настольных издательских систем); Сбор и анализ данных для разработки отчетов и анализа результатов в программе MS Excel. Поиск, сбор, анализ и систематизация данных, полученных из Интернета и других источников информации. Построения структуры и проведения презентаций, в которых используются графика, анимация и звуки, с помощью программы MS PowerPoint;

Тема  3. Разработка групповых и индивидуальных проектов    ( 24 ч)

Проведение исследований в области естественных наук (биологии, географии, физики). Подготовка к защите. Защита  исследовательской работы. Индивидуальные консультации.

Тема 4. Досуговая деятельность (9 ч)

Викторины.  Экскурсии. Тематические вечера отдыха. Сюжетные и ролевые игры.

Тема 5. Участие в конкурсах различного уровня 

Учебно-тематическое планирование

№п/п

Раздел,тема

Форма занятий

Приемы,

методы

Оснащение

Формы контроля

1

Введение

Экскурсия,беседа,индивидуальные,групповые,консультации

Информационные,ИКТ

Интернет,компьютер,

тестирование

2

Что такое исследование

деловые игры, лекции, консультации, практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции,индивидуальная работа, групповая работа,  

Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность

Карты, таблицы, компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д.

  подготовленное сообщение

3

Как правильно формулировать и задавать вопросы

Практические занятия, самостоятельная работа, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа

Поисковые, проблемное обучение,

компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники и т.д.

создание банка идей в виде вопросов

4

Учимся работать с источниками информации

Практические занятия, самостоятельная работа, Диспуты, беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа

Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ, проектная деятельность

Карты, таблицы, коллекции минералов, гербарий растений, таблицы компьютер, мультьмедийный проектор,презентации,Интернет,электронный словарь,справочники

 выступления с сообщениями.Умение пользоваться Интернет

5

Учимся выдвигать гипотезы

семинары, практикумы,творческ работа ,Беседы, сообщения учащихся, групповая работа

 Поисковые, проблемное обучение, наблюдение, исследование, игровые методы, ИКТ,

таблицы компьютер, мультьмедийный проектор, презентации, Интернет, словари, справочники

Обсуждение выдвинутых гипотез

6

Основы исследовательской деятельности 

Практические занятия, самостоятельная работа,  беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа

ИКТ, проектная деятельность, Информационные,

Интернет,компьютер, словари, справочники

готовый план исследования по выбранной теме. Написанное Введение к исследовательской работе

7

Формы и методы организации исследовательской деятельности

Практические занятия, самостоятельная работа,  беседы, практикумы, лекции, индивидуальная работа, групповая работа

ИКТ, проектная деятельность, Информационные,проблемно-поисковые

Интернет,компьютер, словари, справочники

устный отчет о работе по теме исследования на заседании объединения

8

Оформление исследовательских работ

Индивидуальная работа, консультации, конференции, тренинги

Консультации, исследования, ИКТ, проектная деятельность

компьютер, Интернет, справочники, словари, научно-популярная литература, программа PawerPoint

готовая набранная на компьютере исследовательская работа

9

Отработка навыков публичного выступления.

Индивидуальная работа, консультации. Выступления учащихся

Консультации,проговаривание

выступление перед аудиторией

                                                       

                           

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

         В результате работы по программе кружка учащиеся должны знать:

- структуру учебно-исследовательской деятельности;

     - понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

- основные источники информации;

- правила оформления списка использованной литературы;

- способы презентации исследования.

Учащиеся должны уметь:

- выделять объект исследования;

- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

- работать в группе;

- пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными  пособиями.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной        программы:

 участие в  учебно-исследовательских конференциях, в конкурсах на разных уровнях. Результативность участия.   (критерии оценки учебно-исследовательских работ даны в приложении)

Методическое обеспечение реализации программы:

                           

      Занятия по данной программе состоят из практической и теоретической частей. Большее количество времени занимают практические занятия. Форму занятий можно определить как  практикумы, дискуссии.

Программа предлагает инновационные формы организации занятий, эффективные методы образовательно – воспитательной деятельности работы с детьми: беседа – обсуждение, беседа – показ, лекции, ситуационно - ролевые игры, игры –конкурсы, викторины, самостоятельная работа, заочные экскурсии, подготовка и проведение фотовыставок.

На занятиях дети делают в тетради  записи  основных понятий и хода наблюдений.

       На  занятиях обучающиеся  знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации и её обработки. Закономерности использования дидактических средств могут быть представлены в виде правил для усвоения детьми.

      Важным условием является придание обучению проблемного характера. Каждый последующий этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие осмысления.

     Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.

Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение ученику последовательности действий и операций. Для преодоления  трудностей, возникающих по ходу выполнения работы, ребёнку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков.

       Подведение итогов по результатам освоения материала программы кружка может быть проведено в форме коллективного обсуждения во время конференций, круглых столов, дискуссий. Результативное участие в конкурсах разного уровня.

    Объединение  «Я-исследователь» существует с 2010 года.

 По дополнительной общеразвивающей программе   целенаправленно занимаются дети  МКОУ Цветниковская СОШ

   Занятия проводятся в учебном кабинете географии, в библиотеке школы и села.

 Психолого-педагогические особенности детей: программа составлена таким образом, чтобы можно было удовлетворить творческие запросы детей среднего  школьного возраста.

   В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма  действия мотивов, то они теперь действуют не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения.    Учитель обязан также учитывать особенности проведения занятий  на данном этапе и строить учебный процесс согласно формуле успешного обучения: обучение   должно строиться на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, вовлекающему в себя стремление к соучастию, сопереживанию, совместную увлеченность коммуникационно-познавательной деятельностью. Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности обучения и помогают учащемуся стать активным участником учебного процесса.  

  

V.  Условия реализации дополнительной общеразвивающей программы «Я-исследователь»

Обеспечение учебным помещением и материально-технические

условия.

  Помещение имеет хорошее освещение, учебные столы, стулья.

  Компьютер , мультимедийный  проектор, экран, принтер. Набор «Юный географ». Стационарная учебная метеостанция. Учебный гербарий.

Финансовое обеспечение программы.

Осуществляется за счет средств местного бюджета.

Информационное обеспечение программы:

Детские иллюстрированные энциклопедии, словари, справочники

Практикумы по экологии

Методические папки

Видеотека.

Данная программа соответствует основным нормативным документам:

-  ФЗРФ «Об образовании»;

-  Концепции модернизации дополнительного образования на период до 2010 года;

- Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4. 1251-03 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03г. № 4594);

-  О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодёжной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобразования науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844;

-  Уставу  МКОУ  ДОД Дома детского творчества Здвинского района.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ:

1.Данилова В.Л. ,Дерюгина Н.Б. Основы ученического исследования. Ижевск. 2008 г.

2. 4.География :Материалы для докладов и рефератов. М., «Дрофа», 2007 г.

3.Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с

4.Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

5.Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.

6. 10. Костко О.Н.Экология для средней школы. М.: Аквариум, 1997

 

                       СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

                                ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:

1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

2.Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

3.Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.:ФиС, 1998

4.Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001
5. Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности:

1.www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». 2.www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html–Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

 ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА  ЗДВИНСКОГО РАЙОНА

Утверждено:

№_____   от « ____»_________г.                                                                                                        

директор МКОУ ДОД ДДТ

Здвинского района                                      

  _______________ Г.Ю.Комарова

Техника безопасности

для учащихся в кружке  

«Я-исследователь»

Приложение № 1

                                                          Составитель:

                                                            Обухова Ольга Владимировна

                                                            педагог дополнительного образования

                                                            Высшая квалификационная категория

Здвинск  2017

Инструкция по технике безопасности
для учащихся на занятиях   кружка  


Общие требования безопасности 

  1. К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
    2. Опасность возникновения травм:
    — при работе с острыми и режущими инструментами;
    — при работе с конторским клеем

      — при работе с раздаточным материалом и средствами ТСО
    — при нарушении инструкции по ТБ
 

Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
4. Самостоятельно не включать и не переносить оборудование.  

Требования безопасности во время занятий

  1. Выполнять все действия только по указанию учителя.
    2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
    3. При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.
    4. Не делать резких движений во время работы.
    5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.  
    6. Осторожно пользоваться конторским клеем.

7. Соблюдать требования при работе с ПК.
8. Не покидать рабочее место без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий

1. После окончания работы произведите уборку своего места.  
2. Положите оборудование и инструменты  на свои места .
3. Проверьте безопасность рабочего места.

4. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЗДВИНСКОГО РАЙОНА

СЛОВАРЬ

основных терминов

по реализации дополнительной  общеразвивающей  программы кружка «Я -  исследовательа»

приложение № 2

                                                                 Составитель:

                                                          Обухова Ольга Владимировна

                                                            педагог дополнительного образования

                                                          Высшая квалификационная категория

Здвинск   2017

Терминологический словарь

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

 ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.

  • алгоритм, анализ, абстракция, апробация;
  • библиография;
  • внедрение;
  • гипотеза исследования;
  • дедукция, деятельность;
  • закон, закономерность;
  • индукция, историзм, индикатор, исследование;
  • концепция, креативность, критерий;
  • метод, моделирование, мониторинг;
  • наблюдение, новация, новшество, наука;
  • обобщение, объект, опыт;
  • проект, предмет исследования, принцип;
  • рецензия, рефлексия;
  • сравнение, синтез, системный анализ;
  • теория, творческий подход, технология;
  • факт;
  • эксперимент.

В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся:

  • информационно-реферативные;
  • проблемно-реферативные;
  • экспериментальные;
  • природно-описательные;
  • исследовательские.
    Информационно-реферативные работы — это работы, содержание которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой-либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно-реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города».

Проблемно-реферативные творческие работы - это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных точек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы.

Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному научному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы.

Природно-описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности.

Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему различных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный материал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью исследовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования.

Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архивах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЗДВИНСКОГО РАЙОНА

Диагностический материал  

 

по реализации  дополнительной общеразвивающей программы кружка «Я-исследователь»

Приложение № 3

                                                            Составитель:

                                                            Обухова Ольга Владимировна

                                                            педагог дополнительного образования

                                                          Высшая квалификационная категория

Здвинск 2017

Структура исследовательской деятельности учащихся.

 

Этапы информационного поиска.

  1. Определение информационного запроса.
  2. Поиск и локализация информации.
  3. Критическая оценка полученной информации.
  4. Сравнение информации, полученной из разных источников.
  5. Презентация полученных результатов.
  6. Подготовка отчёта.

Технология защиты учебно-исследовательской работы.

  1. Выступление автора с докладом (10 мин)
  2. Вопросы участников конференции и ответы автора.
  3. Вопросы членов жюри и ответы автора.
  4. Выступление учащегося-рецензента с отзывом о работе.
  5. Ответы на замечания рецензента.
  6. Обмен мнениями о работе и рекомендации.

План доклада по результатам

учебно-исследовательской деятельности.

  1. Приветствие
  2. Тема учебно-исследовательской работы.
  3. Актуальность темы учебно-исследовательской работы.
  4. Цель и задачи учебно-исследовательской работы.
  5. Гипотеза учебно-исследовательской работы.
  6. Значимость учебно-исследовательской работы.
  7. Объект и предмет исследования.
  8. Этапы учебно-исследовательской работы.
  9. Результаты учебно-исследовательской работы.
  10. Выводы учебно-исследовательской работы.

 

Требования к содержанию

Учебно-исследовательской деятельности.

Структура

Требования к содержанию

Титульный лист

Содержит:

- наименование учебного заведения, где выполнена работа;

- Ф.И.О. автора;

- тему учебно-исследовательской работы;

- Ф.И.О. научного руководителя;

-город и год.

Оглавление

Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

Введение

Содержит:

- актуальность;

-объект исследования;

- предмет исследования;

- цель исследования;

- гипотезу;

- задачи;

- методы исследования;

-практическую значимость;

- апробацию;

- базу исследования.

Основная часть

 ( не более 10-15 стр.)

Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Выводы

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной учебно-исследовательской работе.

Список литературы

Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно-исследовательской работы.

Приложения

Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе.

 

Виды исследовательских работ

Форма

Структура

Доклад

•   в кратких вводных замечаниях — научно-практическая ценность темы; •   сущность темы, обоснованные научные предложения;

•   выводы и предложения

Тезисы доклада

•   основные положения доклада;

 •   основные выводы и предложения

Научная статья

•   заголовок;

•   вводные замечания;

 •   краткие данные о методике исследования;

 •   анализ собственных научных результатов и их обобщение;

 •   выводы и предложения;

 •   ссылки на цитируемую литературу

Научный отчет

•   краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

•   значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;

•   детальная характеристика применявшихся методов;

 •   существование новых научных результатов;

•   заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;

Реферат

•   вводная часть;

 •   основной текст;

•   заключительная часть;

 •   список литературы;

 •   указатели

Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ)

Программа предлагает инновационные формы организации занятий, эффективные методы образовательно – воспитательной деятельности работы с детьми: беседа – обсуждение, беседа – показ, лекции, ситуационно- ролевые игры, игры –конкурсы, викторины, самостоятельная работа, заочные экскурсии, подготовка и проведение фотовыставок.

На занятиях дети делают записи в тетради  основных понятий   Итого:        

20 баллов

 Критерии оценки докладов

1.        Качество доклада:

 - производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;        3

- четко выстроен;        2

- рассказывается, но не объясняется суть работы;        1

- зачитывается.        0

2.        Использование демонстрационного материала:

 - автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;        2

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;        1

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.        0

3.        Качество ответов на вопросы:

 - отвечает на вопросы;        3

- не может ответить на большинство вопросов;        2

- не может четко ответить на вопросы.        1

4.        Владение научным и специальным аппаратом:

 - показано владение специальным аппаратом;        3

- использованы общенаучные и специальные термины;        2

- показано владение базовым аппаратом.        1

5.        Четкость выводов:

 - полностью характеризует работу;        3

- нечетки;        2

- имеются, но не доказаны.        1

  Итого:        14 баллов

                                                             

  

Принципы подбора тем исследовательских проектов

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена.

Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докладом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды творческих работ могут иметь место в учебном исследовании.

Общие требования к исследовательской работе учащихся

Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям:

  • Четко сформулирована цель исследования.
  • Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования.
  • Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута.
  • Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме.
  • Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте).
  • Представлены собственные данные, полученные в результате исследования.
  • Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования.
  • Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям.
  • Исследование должно демонстрировать наличие теоретических
    (практических) достижений автора.
  • Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
  • Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследовательской   работы   и   один   из   главных   этапов   обучения начинающего исследователя.

Работа с литературными источниками

Этапы работы

Содержание этапов

Общее ознакомление

Ознакомление   с   оглавлением.   Беглый просмотр литературного источника

Внимательное чтение по главам и разделам

Выделение наиболее важного текста

Выборочное чтение

Перечитывание наиболее важного текста

Составление  плана  прочитанного материала

В пунктах плана отражается наиболее существенная мысль

Выписки из прочитанного

Полные и точные (цитата + ее библиографическое описание)

Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками

Отмечается общее и отличительное в решении проблемы

Критическая оценка прочитанного и запись замечаний

Обращается внимание на объективность суждений

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского объединения «Цветик-семицветик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  детского объединения «Цветик-семицветик» для детей 1-4 классов...

рабочая программа детского объединения дополнительного образования

Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет,  проведении исследовательских работ, участие в  конкурсах юных корреспондентов....

Рабочая программа детского объединения "Умелые руки"

Рабочая программа "Умелые руки" предназначена для работы с детьми начальных классов во внеурочное время. Программа состоит из нескольких разделов, где можно работать с разными материалами....

рабочая программа-"Детский театр мод-Костюм изничего"

работа о создание кружка   швейного направления...

Рабочая программа детской студии телевидения Кораблик-TV, 2-ой год обучения

В какой-то момент, когда приказ сверху заставил таки делать рабочую программу, я столкнулась с ситуацией, что рабочих программ не опубликовано НИ ОДНОЙ и посмотреть, как это делается, просто негде. Ис...

Рабочая программа детского объединения "Угулза"

Программа «Угулза» по декоративному творчеству была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности: начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, ...